Рынок труда и социальная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 00:42, курсовая работа

Описание работы

Темпы и качество экономического роста, социальная и политическая ситуа-ция в Украине и других странах с переходными экономиками в значительной степени формируется под воздействием процессов на рынке труда. Переход к рыночной экономике заострил социально-экономические проблемы занято-сти и безработицы, добавил к ним новые, связанные со структурной пере-стройкой социально-экономической системы и возникновением новых тру-довых отношений, обусловленных разными формами собственности. С возникновением рынка труда кардинально изменился подход к трудовой деятельности людей. Формирование экономической системы, основанной на рыночных отношениях, неизбежно сопровождается появлением различных

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Рынок труда: сущность, структура и формы
1.1. Рынок труда в системе рыночных отношений
1.2. Структура рынка труда
1.3. Конкуренция на рынке труда
ГЛАВА 2. Рынок труда в системе макроэкономических показателей национальной экономики
2.1. Национальный рынок труда и факторы его формирующие
2.2. Современные тенденции на рынке труда
2.3. Свобода перемещения рабочей силы и ее влияние на формирование мирового и регионального рынка труда
ГЛАВА 3. Рынок труда в Украине
3.1. Особенности формирования рынка труда в странах с переходной экономикой
3.2. Факторы, влияющие на спрос и предложение на рынке труда Украины
3.3 Социальная политика Украины на современном этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

 
3.3 Социальная политика Украины на современном этапе

    Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве Украины является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова. В широком смысле социальная политика - это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для граждан страны. Как известно, Украина в соответствии с Конституцией в 1996 г., провозгласила себя социальным государством, то есть таким, в котором создаются условия для достижения высокого материального благосостояния граждан, внедрения действенной системы социальной защиты для всех без исключения членов общества, для свободного и всестороннего развития, а также максимально возможные шансы для самореализации, сохраняя тем самым стабильность в обществе.                                                                    Современная социальная стратегия включает борьбу с бедностью, чрезмерной дифференциацией, демографическим и иными системными кризисами. Признавая приоритетную значимость этих стратегических проблем, важно найти подходы к тактике их решения по основным направлениям получения доходов.                                                                                                                             В Украине осуществляются меры по улучшению материального положения населения за счет повышения мотивации к работе как основного источника доходов; проведение активной политики занятости; создание благоприятных условий для демографического воспроизведения населения, реформирование пенсионного обеспечения и социального страхования, социальной помощи, адресной помощи малообеспеченным слоям населения, социальной защиты граждан, которые потерпели вследствие Чернобыльской катастрофы.                                                                                                              Можно выделить основные направления социальной политики в Украине:

1) повышение благосостояния  за  счет  личного трудового вклада, предпринимательства и деловой активности;

2) предоставление соответствующей помощи по безработице, сохранение рабочих мест, профессиональная переподготовка лиц, которые потеряли работу;

3) проведение основательной пенсионной реформы, которая будет обеспечивать справедливую систему пенсионных  выплат с учетом трудового вклада лица;

4) предоставление адресной помощи нуждающимся в денежной и натуральной формах;  содействие всесторонней государственной защите интеллектуального потенциала общества, его эффективному использованию и приумножению;

5) предотвращение   коммерциализации,  обеспечение стабильного финансирования и государственной поддержки развития духовной сферы, образования, науки и культуры; широкая поддержка семьи, материнства и детства;

 6)проведение активной экологической политики.

Для реального  воплощения в жизнь этих составных  социальной политики Украины реализуются  такие задачи:

• образование  необходимых условий для улучшения  каждым тружеником своего благосостояния за счет личного трудового вклада, предпринимательства и деловой активности; мероприятия по наращиванию фонда потребления, стимулирование эффективного платежеспособного спроса;

• переход от действующей модели организации  заработной платы, которая сориентирована на низкую цену рабочей силы и высокую часть бесплатных социальных услуг к новой модели, которая предусматривает высокую цену рабочей силы и платное удовлетворение соответствующих услуг. Это дает возможность существенно увеличить частицу заработной платы в структуре общественного дохода, уравнять ее объемы с реальным масштабом цен, существенным образом уменьшить давление социальных затрат на бюджет государства; существенный рост цены рабочей силы будет иметь важное значение с точки зрения ее защиты в процессе вхождения страны в мировое экономическое пространство;

• восстановление регулирующей функции минимальной  заработной платы, которая не может  быть низшая за официально установленную  границу малообеспеченности, с постепенным повышением минимальной заработной платы до 60% от средней заработной платы в народном хозяйстве.

• накопление необходимых  финансовых ресурсов для осуществления  соответствующей помощи по безработице, для сохранности рабочих мест в процессе разгосударствления и приватизации, стимулирование развития малых предприятий и индивидуальной трудовой деятельности, внедрение системы общественных работ, профессиональной переподготовки лиц, которые потеряли работу, для выполнения программы защиты малообеспеченных многодетных и неполных семей, неработающих пенсионеров, инвалидов, с ежемесячным индексированием денежных выплат указанным категориям населения соответственно фактическим темпам инфляции;

• возмещение затрат на оплату жилья с учетом материального  расслоения населения в связи с либерализацией квартирной платы и коммунальных платежей;

• обеспечение  справедливой системы пенсионных выплат с учетом трудового вклада каждого отдельного лица;

• внедрение  моральных и фискальных стимулов относительно образования и расширение сферы деятельности территориальных  фондов социальной поддержки населения, развития благотворительных организаций;

• защита интеллектуального  потенциала общества, его эффективное  использование и приумножения, содействие неуклонному росту роли, престижа и оплаты труда инженерно-технических кадров, менеджеров, научной и творческой интеллигенции - ученых, деятелей литературы и искусства, медиков, учителей, работников закладов культуры;

• поддержка  развития духовной сферы, образования, науки и культуры; стимулирование создания негосударственных закладов науки, культуры, образования, становление страховой медицины, осуществление партнерства государства с частными учреждениями в решении вопросов социальной политики;

• осуществление  мероприятий из социальной адаптации  молодежи к условиям рыночной экономики, предоставление юношам и девушкам гарантированных возможностей относительно получения образования, профессиональной подготовки и трудоустройства;

• сохранение в  процессе приватизации профиля учреждений социального назначения, которые находятся на балансе государственных предприятий и организаций, и их передача местным органам власти. Стимулирование средствами фискальной политики социальных инвестиций предприятий и организаций негосударственного сектора. Содействие строительству объектов социальной сферы, которые предусмотрены национальными программами;

• проведение активной экономической политики. Разработка программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.                                                                                                                               Приоритетность развития социальной сферы Украины впервые определялась на государственном уровне соответственно Указу Президента Украины от 24 мая 2000 г., № 717/2000 «Об основных направлениях социальной политики на период до 2004 года». Основной целью этого Указа было создания условий для функционирования социальной политики согласно стратегии экономического развития и финансовой стабилизации. Конечным результатом этого процесса должно было быть обеспечение достаточного жизненного уровня населения, улучшение демографических показателей, развитие трудовых ресурсов, пенсионная реформа и восстановления образовательного и научного потенциала Акцент переносится на усиление социальной защиты, реформирование системы социального обеспечения - страхование, пенсионных выплат, развития адресной помощи и т.п.

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ры́нок труда́ — совокупность социально-трудовых отношений в обществе по поводу найма и использования работников в сфере общественного производства, обусловленная многообразием форм собственности, неоднородностью рабочей силы и интересов субъектов производства.[2, c.632] Особенность рынка труда и его механизма: объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу. В широком смысле рынок труда - система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда.[10]Основными компонентами рынка труда являются:  
- спрос на рабочую силу и предложение рабочей силы;  
- стоимость рабочей силы;  
- цена рабочей силы;  
- конкуренция между работодателями и работополучателями, работодателями и наемными работниками.                                                                             Субъектами рынка труда выступают:  
- работодатели и их представители (союзы);  
- работники и их представители (профсоюзы);  
- государство и его органы: министерство труда и социальной защиты населения, департаменты, комитеты и департаменты по труду и занятости и т.д.                                                                                                                                                  В настоящее время спрос на труд главным образом определяется: государственной политикой по отношению к низкорентабельным и убыточным предприятиям; размерами государственных, частных и иностранных инвестиций; активностью и позицией профсоюзов; масштабами теневой экономики.                                                                                                                             На предложение труда может действовать такие факторы, как падение уровня жизни в результате инфляции ( при прочих равных условиях предложение труда растет ); появление альтернативных источников дохода у определенной части населения ( при прочих равных условиях предложение труда сокращается ); естественные темпы прироста трудовых ресурсов; миграция населения; демографическая и социальная политика государства.                                                                                                 Как показал анализ, формирующийся в Украине рынок труда имеет сложную структуру. Происходит углубление его сегментации по ряду критериев: формам собственности (альтернативные формы занятости), фондоемкости и трудоемкости производства (различные темпы высвобождения и качественный состав работников), особенностям технологии производства, квалификации занятых, уровню разделения и обобществления труда, исторически сложившимся формам организации и стимулирования труда, традициям в мотивационном поведении трудящихся.

Формирование  рынка труда в Украине, его  прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и другие.

 

   Список использованной литературы:

1.Буланова В.С., Волгина Н.А.. Рынок труда/- М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 480 с.

2. Варламова Т. П., Васильева Н. А., Неганова Л. М. и др. Большая экономическая энциклопедия/ -.М:Эксмо, 2007-816c.

3.  Зущина Г.М., Костин Л.А. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества/ – М.: Экзамен, 2002. – 378 с.

4. Меликьян Г.Г. Экономика труда и социально-экономические отношения. /- М.: Издательство МГУ, 2002. – 534 с.

5. Райзберг Б.А. Курс экономики: Учебник – 3-е изд. доп. / – М.: Инфра-М, 2000 - 716с.

6. Панкратов А.С.Трансформация собственности Россия и социальные изменения в современном мире. Сборник статей преподавателей Россия.  Том№1.Ломоносовские чтения.М.:МАКС-Пресс.2004.

7. Подцероб М..Какие умения и навыки нужны будут в 2020г.  Ведомости, №68 (1595),18.04.2006

8. Четвернина Т. «Положение безработных и государственная политика на рынке труда.» «Вопросы экономики», №2, 1997г., стр.102-113

9.http://rinoktruda.org/?Rynok_truda

10. http://ru.wikipedia.org

11. http://www.ukrstat.gov.ua/ 
 
 
 

     
     
     
     

 
 
 
 
 
 

 

Информация о работе Рынок труда и социальная политика государства