Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 19:24, контрольная работа
Принципы работы экономического субъекта на внешнем рынке существенно отличаются от принципов работы на рынке внутреннем. Именно поэтому при выходе на международный рынок необходимо учитывать огромное количество экономических и политических обстоятельств. В частности, на международном рынке предприятие сталкивается с большим количеством валют, необходимостью платить по своим обязательствам приемлемыми платежными средствами, оценивать всевозможные виды рисков, возникающих при осуществлении внешнеэкономической деятельности, а также следовать требованиям и рекомендациям международных институтов, конвенций и договоров.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Мировая валютная система…………………………………………….……..4
2. Валютный рынок России……………………………………………………...5
2.1 Валютная система Российской Федерации………………………………...5
2.2 Валютный рынок Российской Федерации………………………………….9
2.3 Перспективы интеграции России в мировой валютный рынок………….15
Заключение…………………………………………………………………..20
Список литературы…………………………………
С
1 января 1996 г. вступила и действие Инструкция
по валютному импортному контролю, направленная
на совершенствование учета и контроля
за импортными операциями. Расчеты так
же, как и по экспорту, осуществляются
только через уполномоченные банки, оформившие
с импортерами паспорта сделок. Уполномоченный
банк производит платежи по импортному
контракту, открытие импортных аккредитивов
и выдачу банковских гарантий только при
наличии подписанного паспорта сделки.
Оплата импортируемою товара по контракту
импортера может производиться только
со счета импортера в его уполномоченном
банке или банком корреспондентом, действующим
по его поручению. Это позволит уменьшить
утечку валюты за рубеж.
2.2
Валютный рынок Российской
Федерации
В условиях плановой экономики и валютной монополии валютный рынок в СССР отсутствовал. Государство являлось единственным законным владельцем иностранной валюты, которая концентрировалась в его руках и распределялась с помощью валютного плана. Оно имело монопольное право на совершение операций с валютными ценностями и управление золотовалютными резервами. Принцип единства валютной кассы обязывал всех держать валюту на счетах во Внешэкономбанке СССР.
Развитие валютного рынка и валютных операций в стране началось с конца 80-х годов. Составной частью экономических реформ, направленных на переход к рыночной экономике, явилась отмена государственной монополии внешней торговли и валютной монополии и введение децентрализации внешнеэкономической деятельности страны. Валютная реформа обеспечила переход от административного распределения валютных ресурсов государственными органами к формированию валютного рынка. Предприятиям и организациям впервые было предоставлено право оставлять в своем распоряжении значительную часть экспортной выручки на открытых ими валютных счетах. Они получили возможность использовать эти средства по своему усмотрению. С ноября 1989 г. Внешэкономбанк СССР начал проводить аукционы по продаже валюты по рыночному курсу. В Москве была создана валютная биржа.
Первыми основными нормативными актами, регулировавшими функционирование российского валютного рынка, стали указы Президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15.11.91 г. и «О формировании Республиканского валютного резерва РСФСР в 1992 г.» от 30.12.91 г., а также инструкция ЦБ РФ от 22.01.92 г. «О порядке обязательной продажи предприятиями, организациями и гражданами валюты в Республиканский валютный резерв РФ, валютные фонды республик, краев и областей в составе РФ, стабилизационный фонд БР». 14 июня 1992 г. последовал Указ президента РФ «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин».
В Законе «О валютном регулировании и валютном контроле» даны определения внутреннего валютного рынка России, определены принципы осуществления валютных операций в РФ, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. Валютные операции должны осуществляться через ЦБ РФ или КБ, имеющие валютную лицензию. На первых порах специфика валютного рынка РФ состояла в том, что он был представлен преимущественно валютными биржами, прежде всего валютных бирж России (АВБР). Ее цели: создание единой информационной среды валютного и финансового рынков; координированное развитие его новых сегментов в регионах страны; унификация «правил игры» и экспертиза нормативных актов, касающихся деятельности валютных бирж. С 29 июня 1999 г. утренние торги по доллару США проводятся торговли.
За истекшие годы произошли резкое снижение доли биржевого оборота, перемещение основного объема валютных операций на межбанковский рынок, уменьшение значения биржи как основной курсообразующей площадки. Это сокращение компенсировалось увеличением сделок между коммерческими банками. Уменьшение доли бирж в общероссийском валютном обороте объяснялось более высокими темпами роста межбанковских валютных операций. Снижению доли биржевого валютного рынка в пользу межбанковского способствовала политика финансовой стабилизации, в результате которой курс рубля приобретал предсказуемую динамику. Валютно-финансовый кризис 1998 г., нарушивший эту динамику, привел к замораживанию межбанковского рынка и вернул валютную торговлю на ММВБ.
По решению совета директоров Банка России с 29.06.99 г. специальная торговая сессия отменена и осуществлен переход к торговле на утренней единой торговой сессии (ЕТС). Все коммерческие банки, имеющие валютные лицензии ЦБ, получили возможность свободно покупать и продавать на этой сессии иностранную валюту, как по поручению клиентов, так и от своего имени и за свой счет.
На обеих сессиях операции с валютой производятся в системе электронных лотовых торгов (СЭЛТ). Каждый банк указывает курс, по которому он готов купить или продать валюту, а также объем продажи или покупки.
Легальный рынок наличной иностранной валюты возник в России в 1992 г., когда граждане получили право осуществлять валютные операции на основе Указа Президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности» от 15.11.91 года. Тогда впервые российские граждане смогли выбирать, в какой форме лучше держать сбережения – в наличных рублях, в рублевых вкладах в банках, в наличной иностранной валюте или на валютных счетах в уполномоченных банках.
Валютный рынок стал первым по времени возникновения – и поначалу оставался практически единственным – сегментом рынка ссудных капиталов России. Объем этого рынка постоянно возрастал и в 1995 г. превысил уровень 1992 г. в 12–13 раз. Однако в 1996 г. объем операций сократился против 1995 г. в 1,6–1,7 раза, до 190–240 млн. долларов в среднем за день.
Непомерное
разбухание рынка государственных
денежных обязательств, обусловленное
крупным дефицитом федерального
бюджета, привело к превращению
этого рынка в хрупкую
Финансовый кризис августа 1998 г. стал своего рода рубежом в развитии российского валютного рынка. Есть основания говорить о двух периодах в истории валютного рынка – до и после финансового кризиса.
До финансового кризиса развитие валютного рынка шло во многом стихийным путем. ЦБ РФ проводил в целом мягкую, корректирующую политику, уделяя основное внимание организации, развитию инфраструктуры и либерализации рынка. Такая политика способствовала значительному росту объема операций на валютном рынке, расширению спектра инструментов валютного рынка, высокой активности коммерческими банками, усложнению инфраструктуры валютного рынка, вовлечению в валютные операции широкого круга КБ, превращению валютного рынка в ключевой сегмент российского финансового рынка. Вместе с тем слабостью такой политики был недостаточный контроль и надзор со стороны ЦБ за операциями КБ на валютном рынке.
После
финансового кризиса
Критическая ситуация на рынке потребовала от ЦБ жестких и неординарных действий. Прежде всего ЦБ отступил от политики либерализации, приняв целый ряд мер по ужесточению контроля за операциями на рынке:
1.
Во-первых, ЦБ пошел на девальвацию
рубля, отказавшись от
2. Во-вторых, на протяжении сентября 1998 г. – июня 1999 г. ЦБ ввел более десятка ограничений на операции, связанные с валютными операциями коммерческими банками. Так, 16 сентября 1998 г. введено требование обязательной продажи 50% экспортной валютной выручки только на межбанковских валютных биржах. Цель введенного требования состояла в том, чтобы ужесточить контроль за продажей экспортной валютной выручки в силу того, что на биржевом рынке есть возможность проконтролировать факт продажи установленной экспортной выручки.
Действия ЦБ после финансового кризиса августа 1998 г. оцениваются по-разному его участниками. Тем не менее, нельзя не признать, что в этот период были решены первоочередные задачи, связанные с восстановлением валютного рынка:
Нынешняя
ситуация на валютном рынке требует либерализации
валютного законодательства. С 2007 года
начнет действовать новый закон о валютном
контроле. Считается, что документ носит
либеральный характер. В нем, в частности,
максимально исключена возможность ввода
ограничений на валютном рынке со стороны
ЦБ или правительства. В ходе рассмотрения
законопроекта в ГосДуме из него были
исключены почти все текущие и часть капитальных
операций, по которым кабинет министров
или Банк России могут вводить ограничения.
Фактически у монетарных властей осталось
два очень мощных рычага воздействия на
трансграничные потоки капитала. Во-первых,
в законе закреплено право ЦБ потребовать
от инвесторов при вывозе средств за рубеж
зарезервировать до 100% вывозимого объема
на срок до двух месяцев. Во-вторых, при
ввозе капитала допускается возможность
депонирования до 20% средств на срок до
одного года. Таким образом, срок действия
всех ограничительных норм 1 января 2007 г.
После этой даты все ограничения утратят
силу, если, конечно, законодатели не сочтут
необходимым вновь подправить закон.
2.3
Перспективы интеграции
России в мировой валютный
рынок
Все большее число российских компаний выходит на мировой валютный рынок. Управление финансовыми потоками становится значительно более сложным, диверсифицированным и рискованным. Сфера финансовых интересов и возможностей стремительно расширяется. Поэтому возникает необходимость не только оценки возможностей российских компаний работать в многовалютной среде, но и общей оценки перспектив интеграции России в мировой валютный рынок.
Последние
десятилетия ознаменовались важными
изменениями в развитии мировой
экономики. Резкое углубление международного
разделения труда, связанное с интенсивным
развитием новых
Понятие интеграции национального валютного рынка в мировой валютный рынок в современной российской экономической литературе не имеет единой общепризнанной трактовки. В данной работе используется наиболее общее понимание этого термина, заключающее в себе все формы укрепления связей между национальным валютным рынком, с одной стороны, и валютными рынками других стран, а также международным валютным рынком, с другой.
В него включается укрепление экономических, информационных, технических и организационных связей между данными рынками, а также устранение правовых, экономических, политических, технологических и психологических препятствий к свободному перемещению капиталов и информации между ними.
Особенно актуальна задача интеграции национального рынка в мировую финансовую систему и мировой валютный рынок для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. В современной экономике непрерывно увеличивается роль финансовой инфраструктуры. Конкурентоспособность национальной экономики определяется не только потребительскими свойствами ее продукции, но и наличием адекватной финансовой инфраструктуры, обеспечивающей осуществление сложных расчетных схем, движение коммерческих кредитов и страхование производственных рисков. Не случаен тот факт, что многие новые индустриальные страны (к примеру, Тайвань и Сингапур) являются также крупнейшими центрами международного финансового рынка в целом и его валютного сегмента в частности.