Россия в мировой торговле услугами

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 02:05, курсовая работа

Описание работы

Международная торговля услугами становится все более важным и быстро растущим сегментом мировых экономических связей. Это приводит к необходимости тщательного, детального изучения мировой торговли услугами.

В последние годы наблюдается тенденция повышения роли услуг, причем мировая торговля услугами развивается более высокими темпами, чем мировая торговля товарами.

Содержание

Введение……..…………………………………………………………….…3

1. Понятие мировой торговли услугами и ее значение….….……………....4

2. Динамика и региональная структура мировой торговли услугами…...…7

3. Россия в мировой торговле услугами…………….……………….………10

Заключение………………………………………………………….……......12

Список литературы………………………………………………….….….....13

Работа содержит 1 файл

Торговля услугами.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Оглавление

Введение……..…………………………………………………………….…3

1. Понятие  мировой торговли услугами и  ее значение….….……………....4

2. Динамика  и региональная структура мировой торговли услугами…...…7

3. Россия  в мировой торговле услугами…………….……………….………10

Заключение………………………………………………………….……......12

Список  литературы………………………………………………….….….....13

 

Введение

     Международная торговля услугами становится все более  важным и быстро растущим сегментом  мировых экономических связей. Это приводит к необходимости тщательного, детального изучения мировой торговли услугами.

     В последние годы наблюдается тенденция повышения роли услуг, причем мировая торговля услугами развивается более высокими темпами, чем мировая торговля товарами.

     В основе быстрого роста международной  торговли услугами лежит расширение взаимосвязи между торговлей и инвестициями, глобализация мирового рынка, повышение открытости национальных экономик.

     На  развитие сферы услуг большое  влияние также оказывает научно-техническая революция: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, снимаются технические барьеры в передаче некоторых услуг, что открывает для них мировой рынок.

     Одной из главных задач как для развитых, так и для развивающихся стран  является ускорение развития сферы услуг, которая аккумулирует огромные материальные и трудовые ресурсы, для воздействия на экономический рост.

 

  1. Понятие мировой торговли услугами и ее значение

     Предоставление услуг - это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности, не воплощенные в материально-вещественной форме.

     Специфическими особенностями международной торговли услугами являются:

    • неосязаемость;
    • невидимость (торговлю услугами часто называют невидимым экспортом или импортом);
    • неразрывность производства и потребления;
    • неспособность услуг к хранению;
    • неоднородность и изменчивость качества.

     В связи данной спецификой Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) выделяет четыре способа осуществления торговли услугами:

    • трансграничная торговля (национальные потребители покупают услуги у зарубежного поставщика);
    • торговля на основе коммерческого присутствия (иностранная компания создает филиал или приобретает национальную компанию в форме трансграничных слияний и поглощений, т. е. организует производство в принимающей стране и продает услуги национальным потребителям);
    • потребление услуг за рубежом (потребители данного государства покупают услуги за рубежом (например, при выездном туризме));
    • при миграции физических лиц (иностранные физические лица оказывают услуги потребителям другого государства (например, строительство каких-либо объектов силами иностранных рабочих)).

     Одной из тенденций последних лет является постепенное расширение сферы применения всех четырех способов трансграничной реализации услуг, а также их взаимозависимость благодаря тому, что каждый из способов торговли услугами часто стимулирует рост сферы применения остальных.

     Сравнительно  новым видом мировой «невидимой»  торговли являются информационные технологии, которые не требуют миграции физических лиц и крупных капиталовложений для создания коммерческого присутствия: это - электронная торговля, которая создает принципиально новые возможности активизации участия разных групп стран в мировой торговле.

     Многие  виды услуг, в частности транспортные и туристские, составляли существенную часть экономической деятельности государства на протяжении длительного  исторического периода. По классификации Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) выделяются двенадцать отраслевых услуг, в рамках которых насчитывается более 160 позиций. В частности, к услугам относят деловые услуги; услуги связи; строительные и инжиниринговые; дистрибьюторские; общеобразовательные; услуги по охране окружающей среды; финансовые услуги, включая страхование; услуги по охране здоровья и социальные услуги; туризм и путешествия; услуги в области организации досуга; транспортные услуги и прочие услуги.

     Структуру торговли услугами можно подразделить на три основные группы:

    1. транспортные услуги;
    2. туристские услуги;
    3. прочие коммерческие услуги, в том числе роялти, лицензионное вознаграждение, финансовые услуги, строительство, коммуникационные и другие предпринимательские услуги.

     По  данным ВТО  в 2005 году 23,6% мировой торговли услугами приходится на транспортные услуги, еще 28,4% - на международный туризм.

     Транспортные  услуги, в свою очередь, можно подразделить на пассажирские (международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг) и грузовые (международная перевозка грузов).

     Структура мирового экспорта прочих коммерческих услуг в 2004 году представлена на рис. 1.

      Рис.1. Мировой  экспорт прочих коммерческих услуг  в 2004 году 

         На протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. В мировой экономике наблюдается постоянный рост доли сферы услуг в совокупном ВВП, которая составляет в настоящее время более 70% от его общего объема и значительно превышает долю сферы производства товаров.

     По  данным ВТО около 20% всей мировой торговли приходится на торговлю услугами.

 

2. Динамика и региональная структура мировой торговли услугами

     За  период 1980 - 2005 гг. совокупный объем  торговли услугами возрос в 6 раз. Мировой экспорт услуг в 2005 году составил 2415 млрд. долл.

     Таблица 1

     Динамика  мировой торговли услугами в 1980-2005 гг. (млрд. долл.)1

  1980 г. 1990 г. 2000 г. 2005 г.
Экспорт 365 782 1476 2415
Импорт 397 810 1461 2345
 

     В целом за последние два десятилетия темпы роста экспорта услуг опережали рост мирового валового продукта и экспорт товаров. Однако на динамике данного показателя негативно сказался азиатский финансовый кризис 1997-1998 гг., и в 1999 году этот показатель значительно снизился, составив лишь 2%. Но уже к 2000 г. этот показатель увеличился и продолжает расти.

     Таблица 2

     Среднегодовые темпы роста мировых показателей  ВВП, экспорта товаров и услуг  в 1980-2005 гг. (%)2

  1980 г. 1990 г. 2000 г. 2005 г.
ВВП 3,0    2,7 4,0 3,5
Экспорт товаров 4,7 11,4 11,0 6,0
Экспорт услуг 5,4 20,8 4,0 10
 

     В региональном разрезе основными  экспортерами, так же как и импортерами, услуг являются страны Западной Европы, на втором месте – страны Азии, а на третьем – Северная Америка.

     Мировой экспорт транспортных услуг в 2005 году равнялся 570 млрд. долл. Главными экспортерами данных услуг являются США,  на чью  долю в мировом экспорте приходится 14,5%, что составляет 63,2 млрд. долл., а также Германия (38,0 млрд. долл.), Япония (35,8 млрд. долл.), Великобритания (31, 4 млрд. долл.), Франция (27,1 млрд. долл.)3. Эти же страны составляют пятерку крупнейших импортеров транспортных услуг.

     Мировой экспорт туристских услуг в 2005 году оценивался в 685 млрд. долл. Основными странами-лидерами в мировом экспорте туристских услуг являются США, стоимостной объем экспорта которых в 2005 г. составил 102 млрд. долл., Испания (47,7 млрд. долл.), Франция (42,2 млрд. долл.), Италия (35,7 млрд. долл.), Великобритания (30,3 млрд. долл.) и Китай (29,3 млрд. долл.).

     Ведущими  импортерами туристских услуг являются США (73,6 млрд. долл.), Германия (73,0 млрд. долл.), Великобритания (59,5 млрд. долл.), Япония (37,6 млрд. долл.), Франция (31,2 млрд. долл.) и Италия (22,7 млрд. долл.).

     Общий объем мирового экспорта прочих коммерческих услуг в 2005 году достиг показателя 1160 млрд. долл. Наиболее динамичным ростом отличалась торговля профессиональными и деловыми услугами, в том числе телекоммуникационными и финансовыми услугами. Телекоммуникационные услуги, прежде всего предоставляемые на основе цифровой связи, имеют огромный потенциал по интенсификации мировой торговли.

     Важнейшими  экспортерами прочих коммерческих услуг  являются США, экспорт которых составил в 2005 году 188,8 млрд. долл., Великобритания (127,1 млрд. долл.), Германия (81,4 млрд. долл.), Япония (59,7 млрд. долл.) и Ирландия (46,1 млрд. долл.). Эти же страны являются ведущими импортерами прочих коммерческих услуг.

     Торговля  транспортными услугами особо важна для Азии (28,1% всей торговли услугами данного региона) и Африки (24, 7 % ); туристскими услугами – для Африки (49,7%) и Латинской Америки (47,2%); торговля прочими коммерческими услугами – для стран Северной Америки (52,2%) и Европы (50,4%).

     Географическое распределение мировой торговли услугами характеризуется высокой долей развитых стран, на которые приходится около 70%, тогда как удельный вес развивающихся стран - менее 30%, стран с переходной экономикой – около 3%.

     Особо следует выделить динамичный рост экспорта услуг развивающимися странами за последние несколько лет. Крупными экспортерами услуг из числа развивающихся стран является КНР, Республика Корея, Сингапур и Индия. Практически эти же государства являются главными потребителями услуг.

     Из  числа стран с переходной экономикой основным экспортером и импортером услуг является Российская Федерация. Из числа других стран можно выделить Польшу, Чехию и Венгрию.

 

3. Россия в мировой  торговле услугами

     В отличие от ВТО в российской статистике производство материальных и нематериальных благ объединено, учет ведется по «списку», включающему следующие позиции:

  • транспорт и связь;
  • торговля, общественное питание, МТС и сбыт, заготовки;
  • информационно-вычислительное обслуживание;
  • сфера операций с недвижимостью;
  • ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания;
  • здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение;
  • образование, культура и искусство;
  • наука и научное обслуживание;
  • кредитование, финансы, страхование, пенсионное обеспечение;
  • аппарат управления, организация управления, кооперация и общественные организации.

     Для нашей страны импорт услуг более  важен по сравнению с экспортом, хотя за последние несколько лет  разрыв между ними сократился.

     В 2005 году экспорт услуг России составил 24 млрд. долл. (0,01% мирового экспорта услуг), импорт услуг оценивался в 38 млрд. долл. (0,02% мирового импорта услуг)4.

     Основной  статьей российской торговли услугами является туризм, на его долю приходится половина экспортных доходов и около половины импортных расходов страны. Другая важная статья - транспортные услуги.

Информация о работе Россия в мировой торговле услугами