Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 02:05, курсовая работа
Международная торговля услугами становится все более важным и быстро растущим сегментом мировых экономических связей. Это приводит к необходимости тщательного, детального изучения мировой торговли услугами.
В последние годы наблюдается тенденция повышения роли услуг, причем мировая торговля услугами развивается более высокими темпами, чем мировая торговля товарами.
Введение……..…………………………………………………………….…3
1. Понятие мировой торговли услугами и ее значение….….……………....4
2. Динамика и региональная структура мировой торговли услугами…...…7
3. Россия в мировой торговле услугами…………….……………….………10
Заключение………………………………………………………….……......12
Список литературы………………………………………………….….….....13
Оглавление
Введение……..………………………………………………
1. Понятие мировой торговли услугами и ее значение….….……………....4
2. Динамика и региональная структура мировой торговли услугами…...…7
3. Россия
в мировой торговле услугами………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы………………………………………………….
Введение
Международная торговля услугами становится все более важным и быстро растущим сегментом мировых экономических связей. Это приводит к необходимости тщательного, детального изучения мировой торговли услугами.
В последние годы наблюдается тенденция повышения роли услуг, причем мировая торговля услугами развивается более высокими темпами, чем мировая торговля товарами.
В основе быстрого роста международной торговли услугами лежит расширение взаимосвязи между торговлей и инвестициями, глобализация мирового рынка, повышение открытости национальных экономик.
На развитие сферы услуг большое влияние также оказывает научно-техническая революция: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, снимаются технические барьеры в передаче некоторых услуг, что открывает для них мировой рынок.
Одной
из главных задач как для
Предоставление услуг - это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности, не воплощенные в материально-вещественной форме.
Специфическими особенностями международной торговли услугами являются:
В связи данной спецификой Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) выделяет четыре способа осуществления торговли услугами:
Одной
из тенденций последних лет
Сравнительно
новым видом мировой «
Многие
виды услуг, в частности транспортные
и туристские, составляли существенную
часть экономической
Структуру торговли услугами можно подразделить на три основные группы:
По данным ВТО в 2005 году 23,6% мировой торговли услугами приходится на транспортные услуги, еще 28,4% - на международный туризм.
Транспортные услуги, в свою очередь, можно подразделить на пассажирские (международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг) и грузовые (международная перевозка грузов).
Структура мирового экспорта прочих коммерческих услуг в 2004 году представлена на рис. 1.
Рис.1. Мировой
экспорт прочих коммерческих услуг
в 2004 году
На протяжении двух последних десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. В мировой экономике наблюдается постоянный рост доли сферы услуг в совокупном ВВП, которая составляет в настоящее время более 70% от его общего объема и значительно превышает долю сферы производства товаров.
По данным ВТО около 20% всей мировой торговли приходится на торговлю услугами.
2. Динамика и региональная структура мировой торговли услугами
За период 1980 - 2005 гг. совокупный объем торговли услугами возрос в 6 раз. Мировой экспорт услуг в 2005 году составил 2415 млрд. долл.
Таблица 1
Динамика мировой торговли услугами в 1980-2005 гг. (млрд. долл.)1
1980 г. | 1990 г. | 2000 г. | 2005 г. | |
Экспорт | 365 | 782 | 1476 | 2415 |
Импорт | 397 | 810 | 1461 | 2345 |
В целом за последние два десятилетия темпы роста экспорта услуг опережали рост мирового валового продукта и экспорт товаров. Однако на динамике данного показателя негативно сказался азиатский финансовый кризис 1997-1998 гг., и в 1999 году этот показатель значительно снизился, составив лишь 2%. Но уже к 2000 г. этот показатель увеличился и продолжает расти.
Таблица 2
Среднегодовые
темпы роста мировых
1980 г. | 1990 г. | 2000 г. | 2005 г. | |
ВВП | 3,0 | 2,7 | 4,0 | 3,5 |
Экспорт товаров | 4,7 | 11,4 | 11,0 | 6,0 |
Экспорт услуг | 5,4 | 20,8 | 4,0 | 10 |
В региональном разрезе основными экспортерами, так же как и импортерами, услуг являются страны Западной Европы, на втором месте – страны Азии, а на третьем – Северная Америка.
Мировой экспорт транспортных услуг в 2005 году равнялся 570 млрд. долл. Главными экспортерами данных услуг являются США, на чью долю в мировом экспорте приходится 14,5%, что составляет 63,2 млрд. долл., а также Германия (38,0 млрд. долл.), Япония (35,8 млрд. долл.), Великобритания (31, 4 млрд. долл.), Франция (27,1 млрд. долл.)3. Эти же страны составляют пятерку крупнейших импортеров транспортных услуг.
Мировой экспорт туристских услуг в 2005 году оценивался в 685 млрд. долл. Основными странами-лидерами в мировом экспорте туристских услуг являются США, стоимостной объем экспорта которых в 2005 г. составил 102 млрд. долл., Испания (47,7 млрд. долл.), Франция (42,2 млрд. долл.), Италия (35,7 млрд. долл.), Великобритания (30,3 млрд. долл.) и Китай (29,3 млрд. долл.).
Ведущими импортерами туристских услуг являются США (73,6 млрд. долл.), Германия (73,0 млрд. долл.), Великобритания (59,5 млрд. долл.), Япония (37,6 млрд. долл.), Франция (31,2 млрд. долл.) и Италия (22,7 млрд. долл.).
Общий объем мирового экспорта прочих коммерческих услуг в 2005 году достиг показателя 1160 млрд. долл. Наиболее динамичным ростом отличалась торговля профессиональными и деловыми услугами, в том числе телекоммуникационными и финансовыми услугами. Телекоммуникационные услуги, прежде всего предоставляемые на основе цифровой связи, имеют огромный потенциал по интенсификации мировой торговли.
Важнейшими экспортерами прочих коммерческих услуг являются США, экспорт которых составил в 2005 году 188,8 млрд. долл., Великобритания (127,1 млрд. долл.), Германия (81,4 млрд. долл.), Япония (59,7 млрд. долл.) и Ирландия (46,1 млрд. долл.). Эти же страны являются ведущими импортерами прочих коммерческих услуг.
Торговля транспортными услугами особо важна для Азии (28,1% всей торговли услугами данного региона) и Африки (24, 7 % ); туристскими услугами – для Африки (49,7%) и Латинской Америки (47,2%); торговля прочими коммерческими услугами – для стран Северной Америки (52,2%) и Европы (50,4%).
Географическое распределение мировой торговли услугами характеризуется высокой долей развитых стран, на которые приходится около 70%, тогда как удельный вес развивающихся стран - менее 30%, стран с переходной экономикой – около 3%.
Особо следует выделить динамичный рост экспорта услуг развивающимися странами за последние несколько лет. Крупными экспортерами услуг из числа развивающихся стран является КНР, Республика Корея, Сингапур и Индия. Практически эти же государства являются главными потребителями услуг.
Из числа стран с переходной экономикой основным экспортером и импортером услуг является Российская Федерация. Из числа других стран можно выделить Польшу, Чехию и Венгрию.
3. Россия в мировой торговле услугами
В отличие от ВТО в российской статистике производство материальных и нематериальных благ объединено, учет ведется по «списку», включающему следующие позиции:
Для нашей страны импорт услуг более важен по сравнению с экспортом, хотя за последние несколько лет разрыв между ними сократился.
В 2005 году экспорт услуг России составил 24 млрд. долл. (0,01% мирового экспорта услуг), импорт услуг оценивался в 38 млрд. долл. (0,02% мирового импорта услуг)4.
Основной статьей российской торговли услугами является туризм, на его долю приходится половина экспортных доходов и около половины импортных расходов страны. Другая важная статья - транспортные услуги.