Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 02:32, творческая работа
Любая американская администрация работает в русле исторически сложившейся парадигмы, в основе которой лежит всем известная активная и достаточно жесткая мессианская идеология. Россия также, после метаний и поисков, демонстрирует приверженность своей исторической парадигме, предполагающей самостоятельность в политике, активность, глобализм. В признании факта статусной независимости каждой из сторон состоит главная дилемма будущих российско-американских отношений. А их конструктивным форматом могло бы стать разумное взаимодействие в решении конкретных проблем мировой политики без опоры на идеологию, которая у русских, китайцев, американцев культурно-исторически разная, но необязательно враждебная друг другу.
Любая американская
администрация работает в русле
исторически сложившейся
После 1991 г., в связи с расширением сферы национальных интересов у Соединенных Штатов, которые распространились далеко за пределы трансатлантического влияния на территории новых независимых государств Европы и Азии, конкурентный потенциал российско-американских отношений существенно вырос. А после восстановления великодержавного ресурса у России столкновение интересов на региональном и глобальном уровнях стало еще более заметным. Если предположить, что Соединенные Штаты продолжат свою преобразующую миссию в мире, осуществляемую в том числе путем вторжения (прямого и косвенного) в другие страны, а другие ведущие державы мира продолжат и усилят свое противодействие этому во всех сферах, говорить о возможности радикальных перемен в российско-американских отношениях при любом президенте США невозможно.
Как неоднократно отмечали отдельные российские специалисты по международным отношениям, российско-американские отношения никогда не будут простыми, бесконфликтными, неконкурирующими, но это не означает, что они обязательно должны быть отношениями враждебными, так как такой поворот нежелателен для обеих держав и опасен для регионального и глобального развития.
Фактором, не способствующим упрощению
двустороннего взаимодействия, является
сходная самоидентификация
Разность в видении друг друга в мировой системе и разность во взглядах на мировое развитие позволяют говорить о факторе бифуркации в отношениях России и США, имеющем устойчивый характер.
Считается, что Соединенные Штаты
являют собой идеальный
Однако даже отдельные американские
и европейские политологи начали
признавать, что американская демократия
не может быть универсальной моделью;
что внедряемая модель демократии представляет
собой упрощенный вариант демократического
управления, внедряется нелиберальными
методами; используются двойные стандарты
при оценке демократичности той
или иной страны. Известный американский
публицист Ф. Закария определил
американскую демократию как нелиберальную
в политике внутри страны и за рубежом,
прежде всего в том, как устанавливаются
демократические институты и
нормы в отдельных странах
и как оценивается их деятельность.
Непонятно, какая «доля» демократии
необходима, чтобы объявить страну
демократической по западному образцу.
Такой «долей» США считают
систему свободных выборов
Представляется, что у России и
США нет расхождения в
К 2008 г. сохранялось сходство взглядов на Россию у демократов и республиканцев (оно существовало уже в 2000 г., хотя в то время противников ужесточения критики в адрес РФ было больше, и они выступали активнее). Если и можно было заметить отдельные нюансы в формулировании тезисов о России, то основная мысль была одна и та же – Россия не самая важная страна для США, но в то же время – проблема.
В речи, произнесенной в день инаугурации, президент Б. Обама сообщил режимам, находящимся «не на той стороне истории», что Соединенные Штаты «протянут им руку, если они будут готовы разжать свой кулак». Вскоре слова президента были подкреплены делами. «Политика президента Обамы по «перезагрузке» отношений с Россией была частью более масштабной стратегии налаживания связей с государствами, у которых присутствовала явная напряженность в отношениях с США. Идя на сближение с Россией, Вашингтон также стремится к диалогу с Бирмой, Кубой, Ираном, Северной Кореей и Сирией». Попытка «перезагрузить» отношения с Россией путем поиска общих интересов в таких областях, как контроль над ядерным вооружениями, противоракетная оборона и Афганистан, оказалась наиболее впечатляющим и, пожалуй, единственным успешным примером подобного внешнеполитического курса.
Внутри США не утихают споры
по поводу плодотворности его стратегии
сближения с
После того как на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2009 г. глава американского государства призвал начать «новую эру сотрудничества, основанную на взаимных интересах и взаимном уважении», критики Обамы окончательно определились в отношении его политики сближения с противниками. Они буквально бомбардируют СМИ статьями о том, что усилия президента не только не приносят должных результатов, но и ослабляют позиции США, для которых дипломатическая уступчивость «унизительна», а риски проводимого политического курса достаточно высоки. С точки зрения консервативных американских аналитиков, президент находится в весьма затруднительном положении, идя на сотрудничество с режимами, жизнеспособность которых может быть подорвана, если они и в самом деле позитивно откликнутся на политические жесты Соединенных Штатов.
События зимы-весны в Северной Африке
и на Ближнем Востоке явно укрепили
позиции сторонников «
Заключение соглашения по сокращению
стратегических наступательных вооружений,
характер установившихся взаимоотношений
президентов России и США и
даже такой частный вопрос, как
быстрое (практически без каких-либо
политических последствий) разрешение
шпионского скандала в июне 2010 года,
настраивают на оптимистичный лад
в оценках перспектив российско-американских
отношений. Американская администрация
явно продемонстрировала способность
слушать и слышать российских
партнеров. Обама предпринял заметные
усилия, направленные на улучшение
отношений двух стран. Но ныне в вашингтонских
коридорах преобладающей
Российское руководство также
сильно рискует, связывая перспективы
отношений почти исключительно
с Обамой. Ряд отечественных аналитиков
небезосновательно утверждают, что
позиции американского
Многочисленные контакты российского и американского президентов продемонстрировали, что у сторон есть заделы и добрая воля для сближения позиций в самых разных сферах. Однако в США, справедливо гордящихся своей политической системой «сдержек и противовесов», далеко не все во внешней политике зависит от президента. Теперь, когда расклад сил в Конгрессе поменялся, президенту неизбежно придется учитывать мнение республиканского большинства. Это касается и вопросов внешней политики. Российская тема вообще-то периферийна, однако поскольку «перезагрузка» чуть ли не единственное внешнеполитическое достижение команды Обамы, оппоненты, безусловно, постараются девальвировать и его. Уже сейчас все громче звучат требования жестче реагировать на специфические особенности российской политической системы и активнее поддерживать «новые демократии» вдоль границ России. В американской прессе идет поток комментариев, предсказывающих России системный коллапс из-за невероятных масштабов коррупции и якобы грядущей дестабилизации политической системы. Исходя из подобных оценок, нет нужды в поисках компромиссов и в уступках Москве. Надо только переждать некоторое время, пока иссякнут российские валютные резервы, ослабнет окончательно финансово-промышленный сектор, испытывающий и без того острый инвестиционный голод, и Россия неизбежно станет более покладистой. Обама, с этой точки зрения, «ломает игру» единственной сверхдержаве, идя на необоснованные размены и порождая у российской правящей группы завышенные ожидания относительно пределов американской уступчивости. «Россия все равно ведет себя по принципу «а что мне с того?», ей все время надо массировать эго и льстить, чтобы она начала проводить разумную политику», - утверждает сторонник жесткой линии Стив Левайн. Ясно, что правые республиканцы и неоконсерваторы предпочли бы диалог с Россией по принципу «что мое, то мое, а вот о вашем давайте поговорим». Надо признать, что позиции сторонников подобной точки зрения по результатам выборов существенно укрепились.
Информация о работе Россия и США: перегрузка или перезагрузка