Российско-японские отношенияв

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 02:10, курсовая работа

Описание работы

В своей работе я постараюсь раскрыть развитие политических, экономических, научных, культурных отношений между двумя странами, а также территориальную проблему, без решения которой, на мой взгляд, невозможно и дальнейшее улучшение отношений.
В первой главе речь пойдет об отношениях между двумя странами до развала СССР (1985 - 1991 гг.). Этот период знаменует важные перемены в отношениях между двумя странами, в это время состоялся первый визит советского руководства в страну восходящего солнца. После развала СССР изменилась карта мира, появились новые государства участники международных отношений. Если раньше стране приходилось ориентировать свою политику на запад, то теперь настали другие времена, возросла роль Азиатско-Тихоокеанского региона.

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.DOC

— 156.00 Кб (Скачать)

      В соответствии с договоренностью, зафиксированной  в совместном советско-японском заявлении  от 10 октября 1973 года, министры провели  переговоры, касающиеся мирного договора, в том числе вопросов, которые  могли бы составить его содержание. На переговорах министр иностранных дел Японии С. Уно затронул территориальный вопрос и дал японскую интерпретацию его исторических аспектов. Советский министр изложил советскую версию событий.

      На  переговорах также обсуждались  вопросы рыболовства в районе Южных  Курильских островов и северо-западной части Тихого океана в пределах советских и японских 200-мильных зон. С. Уно обратился с просьбой к Э. Шеварнадзе разрешить посещать японские могилы на всех четырех островах, о которых идет речь, а  также на Сахалине и на материке. Советская сторона высоко оценила итоги этих переговоров, назвав их наиболее успешной встречей.

      Японское  правительство, выразив разочарование  тем, что позиция СССР по территориальному вопросу осталась твердой, положительно оценило тот факт, что СССР все же провел более откровенное обсуждение этой проблемы. 24 февраля 1989 года состоялись похороны императора Хирохито, скончавшегося 7 января. На церемонии присутствовали представители 163 государств. Такое количество глав государств, правительств и высоких представителей свидетельствовало о возросшей роли Японии в международных делах, ее экономическом и финансовом влиянии, поставившем Японию в ряд крупнейших государств мира. Однако СССР представлял не М. Горбачев, а первый заместитель Председателя Верховного Совета СССР А. Лукьянов.

      Отсутствие  М. Горбачева японские политологи объясняли  двумя причинами: СССР по-прежнему не считал Японию страной первостепенного  значения, либо  М. Горбачев не хотел  превращать первый визит руководителя советского государства в обычный, наравне с другими 162 руководителями, прибывшими на похороны. Он планировал произвести его отдельно и превратить в исторический. Визит А. Лукьянова в Японию завершился в благоприятной атмосфере.

      На  встрече министров двух стран  в Нью-Йорке на заседании Генеральной Ассамблеи ООН было достигнуто согласие, что визит М. Горбачева в Японию состоится в начале 1991 года. В советско-японских отношениях начался новый этап - этап подготовки визита первого президента СССР в Японию.

      Начало 1990 года ознаменовалось визитом министра иностранных дел Японии С. Абэ  в Москву. Он заявил перед отъездом, что проблема северных территорий является чрезвычайно сложной и решать ее надо при администрации М. Горбачева, ибо другая благоприятная возможность представится не скоро. Он высказался за широкое развитие контактов в различных сферах, в том числе в экономике, технологии и культуре, контактов между людьми. Это заявление было расценено  как намек Советскому Союзу, что в случае его уступок Япония пойдет навстречу некоторым пожеланиям СССР. 15 января 1990 года С Абэ встретился с М. Горбачевым. Он заявил, что советскому руководителю необходимо всерьез взяться за решение проблем, запасаясь мудростью, и представил программу сотрудничества из 8 пунктов.

1. Японская  помощь СССР в области технологии  и увеличения производительности  труда.

2. Обмен  делегациями специалистов по  экономике, совместное проведение  семинаров, симпозиумов.

3. Проведение  большой выставки японских товаров  широкого потребления, а также оборудования для их производства в СССР, проведение ярмарок советских товаров в Японии.

4. Содействие  широкому обмену молодежью

5. Направление  в СССР японских учителей для  преподавания японского языка 

6. Проведение  недели культуры Японии в СССР в сентябре 1990 года и недели СССР в Японии накануне визита М. Горбачева в Японию.

7. Укрепление  сотрудничества в области рыболовства.

8. Разрешение  Советским Союзом японцам посещать  места захоронения их родственников7.

      Следует сказать, что этот план широко обсуждался в Японии, но остался практически незамеченным в СССР.

      В январе 1990 года Японию посетил первый президент РФ Борис Ельцин, который  выдвинул план решения территориальной  проблемы состоящий из 5 этапов. Согласно этому плану необходимо было развивать на островах совместную экономическую деятельность, демилитаризовать эти территории, заключить мирный договор, и лишь затем решать их судьбу. Однако этот план был встречен без восторга в Японии. Он стал расцениваться как как конкретное содержание курса  на сбалансированное расширение отношений. Этот план расценивали как  крайнюю уступку в отношении  принципа “неразделения политики и экономики и даже как отход в сторону от основной политики в отношении СССР”

      На  начало сентября 1990 года была запланирована очередная поездка Э. Шеварнадзе в Японию. По пути он сделал остановку во Владивостоке, где выступил с речью о политике России в странах АТР. Много внимания в этой речи он уделял Японии. В Японии ожидали, что советский министр пообещает вывод войск с северных территорий и предложит конкретные предложения по разоружению. Японская сторона опасалась, что весной следующего года  Горбачев привезет предложение вернуть только два острова, и поэтому планировала во время визита министра иностранных дел СССР проинформировать его о том, что общественное мнение Японии формируется в пользу возвращения четырех островов, чтобы у Горбачева не складывалось ошибочного мнения. По прибытии в Японию советский министр иностранных дел заявил журналистам, что он никогда не уклонялся от обсуждения этого вопроса.

      Первый  раунд переговоров был посвящен ключевым международным вопросам и, главным образом, событиям в Персидском заливе. Стороны подготовили совместное заявление с требованием вывода иракских войск с территории Кувейта. Это было едва ли не первым совместным советско-японским заявлением подобного рода и было положительно встречено во всем мире.

      На  втором раунде переговоров советский  министр предложил конкретные варианты двустороннего сотрудничества. Они  включали в себя знакомство с военными доктринами друг друга, взаимное оповещение о крупных военных учениях. Не оправдались надежды японской стороны на то, что Э. Шеварнадзе объявит о демилитаризации Южных Курильских островов. Он ограничился замечанием, что советское военное присутствие на островах должно рассматриваться в более широком контексте  дискуссии по мерам безопасности.

      На  третьем раунде переговоров обсуждалась  территориальная проблема и вопросы  заключения мирного договора. Т. Накаяма  выразил уверенность,  что визит М. Горбачева благоприятно подействует на японо-советские отношения. В итоге японская печать отмечала, что визит Э. Шеварнадзе открыл новую страницу в японо-советских отношениях.

      Конец 1990 годов ознаменовался активизацией советско-японских контактов. 1991 год стал годом визита первого советского руководителя в Японию. Японская сторона готовилась занять на переговорах с президентом СССР жесткую однозначную позицию и добиваться согласия СССР признать суверенитет Японии над четырьмя островами. Усилия МИД Японии были сосредоточены на территориальной проблеме.

      Визит президента СССР М. Горбачева начался, как это и планировалось, 16 апреля 1991 года. Он вызвал громадный интерес  в международных средствах массовой информации. Около 700 иностранных корреспондентов прибыли в Токио для освещения переговоров, в том числе 211 из СССР. Это был самый большой контингент журналистов, прибывших освещать визит государственного деятеля в Японию. Переговоры начались с анализа советско-японских отношений и перспектив заключения мирного договора. Японский министр с самого начала жестко поставил вопрос о северных территориях. Японская сторона стремилась добиться хоть каких-то уступок по этому вопросу. По признанию М. Горбачева, на обсуждение проблем мирного договора, сведенных японской стороной в одну - территориальную - ушло 80% всего переговорного времени. Кроме переговоров с премьер-министром внимание наблюдателей привлекли выступления президента в парламенте и перед бизнесменами. В первом - президент обнародовал советскую инициативу, направленную на укрепление мира и безопасности в Азии. Выступая перед бизнесменами, М. Горбачев подчеркнул важность более глубокого развития экономических отношений. Было подписано совместное заявление. Для обеих сторон наиболее интересным является пункт 4, который касается главной проблемы двусторонних отношений - территориальной. Здесь записано, что руководители обеих стран провели обстоятельные углубленные переговоры по всему комплексу вопросов, касающихся  разработки и заключения мирного договора между СССР и Японией, включая проблему территориального размежевания, с учетом позиций сторон о принадлежности островов Хабомаи, островов Шикотан, Кунашир, Итуруп.  Тема укрепления безопасности и сотрудничества в АТР занимала второе по важности место в переговорах.

      Отметим, что дать однозначную оценку итогов переговоров сложно, т.к.

      Во-первых, руководитель Советского государства  впервые в истории двусторонних отношений посетил Японию, в результате в Японии исчезла обидная ситуация, когда японские руководители посещали СССР четыре раза, а ответные визиты не совершались ни разу.

      Во-вторых, официально было признано наличие территориальной  проблемы, которая блокирует заключение мирного договора. Это позволило  улучшить отношение в Японии к  СССР и подробно разобрать эту проблему.

      В-третьих, во время переговоров был подписан ряд двусторонних соглашений, которые  имели самостоятельное значение.

      В-четвертых, четко определилась позиция японской стороны, согласно которой без территориальных  уступок она не пойдет на экономическое сотрудничество.

      В-пятых, в результате этих переговоров японская сторона была поставлена в такие  условия, что ей пришлось бы делать следующий шаг и показывать готовность расширять двусторонние отношения.

      Оценивая  итоги развития советско-японских отношений в 1985-1991 гг., можно сделать вывод, что развивались они в этот период  далеко не стабильно. СССР и Япония, несмотря на определенное потепление, в отношениях продолжали придерживаться традиционных подходов в отношениях друг с другом. Советский Союз стремился активизировать экономические отношения, чтобы с помощью экономической мощи Японии решить свои проблемы, и поэтому шел на активизацию политических отношений. Япония же, используя кризисную ситуацию в СССР, пыталась заполучить северные территории.

      И все же вторая половина 80-х годов  стала своего рода рубежом в двусторонних отношениях. Визитом президента СССР закончился длительный этап отношений  между СССР и Японией и открылся новый этап - отношений между Россией  и Японией. Но новые отношения  унаследовали старые нерешенные вопросы и проблемы.  

                                 

 

              Глава II

      Российско-японские отношения в 90-е  годы. 

      2.1. Российско-японские  отношения периода  1990-1991 годов. Первую попытку сформулировать собственный российский подход по отношению к Японии, отличный от советского, предпринял еще Б.Н. Ельцин, когда посетил Японию 17 января 1990 года. Как уже отмечалось, он предложил пятиэтапный план решения территориального вопроса. Ельцину было выгодно предлагать этот план, так как он находился в оппозиции Горбачеву, постепенно набирая очки в политической гонке. Стремлением сказать новое и конкретное слово в двусторонних отношениях Б.Ельцин хотел завоевать симпатии и в Японии. И хотя этот план был встречен там прохладно, именно он стал основой для развития отношений между Россией и Японией.

      После августовских событий 1991 года руководство  Российской Федерации взяло на себя инициативу отношений с Японией, отобрав ее у союзного МИД. В Японии мгновенно отреагировали на это. Один из руководителей правящей ЛДПЯ К. Обути заявил: “теперь Япония имеет лучший шанс для того, чтобы вернуть четыре острова, контролируемые СССР”8. А министр иностранных дел Т. Накояма подчеркнул, что условия для возвращения островов улучшились после путча.

      В первой половине 1991 года состоялся визит исполняющего обязанности Председателя Верховного Совета РСФСР Р. Хасбулатова в Японию. Он привез министру К. Миядзава письмо от президента России, и дал понять, что пятиэтапный план претерпевает изменения.9

      Новым в позиции России по сравнению с СССР было то, что представитель России заявил об уважении принципа неразделения политики и экономики, принятого правительством Японии в отношениях с СССР. 29 октября правительство Японии официально приняло решение о безвизовом посещении четырех Южных Курильских островов. Согласно этому решению такие поездки разрешались бывшим жителям островов и членам их семей, лицам, имеющим отношение к движению за возвращение северных территорий. После официального объявления о распаде СССР российское руководство заявило, что Россия наследует все права и обязанности бывшего СССР. В Японии сразу отреагировали на это сообщение.

      2.2. Переговоры Б.  Ельцина и М.  Хосокава о подписании  Токийской декларации. 27 декабря Япония официально признала Россию. К. Миядзава через посла в Москве передал письмо Б. Ельцину. В нем, наряду с приглашением посетить Японию, было высказано пожелание осуществить значительное улучшение японо-российских отношений на основе решения территориального вопроса.  28 декабря 1991 года на здании посольства СССР в Токио был спущен флаг СССР и поднят трехцветный российский флаг и заменена табличка у ворот посольства.

      27 января 1992 года министр иностранных  дел Японии М. Ватанабэ отправился  в Москву, для встречи  с  министром иностранных дел России  А. Козыревым. Их беседа продолжалась около полутора часов, в которой, японский министр указывал на желательность визита Б. Ельцина в Японию еще до начала встречи руководителей семи ведущих стран Запада в Мюнхене в июле 1992 года. В ходе визита сложилось мнение, что японская сторона ждет с нетерпением визита президента России. Вместе с тем, определенное негативное воздействие на российско-японские отношения в этот период оказала ситуация, связанная с предоставлением Россией Южной Корее права на рыболовство в районе Южных Курил. Естественно это не могло не вызвать болезненного отношения Японии к этому.  Но российская сторона не оставляла надежды на установление партнерских отношений с Японией. Поэтому, в марте состоялась поездка министра иностранных дел России А. Козырева в Японию. Переговоры А. Козырева и М. Ватанабэ оказали большое влияние на дальнейшее состояние двусторонних отношений. Российский министр заявил, что Россия будет уважать Совместную декларацию 1956 года, но добавил, что решение территориального вопроса будет зависеть от выживания правительства Б. Ельцина, давая понять, что в интересах Японии расширять помощь реформам российского президента. Российский министр заявил, что вывод российских войск из Южных Курил выполняется (на тот момент было выведено 30% личного состава, на островах оставалось всего 7 тысяч солдат).

Информация о работе Российско-японские отношенияв