Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 20:55, реферат
Ключевым стержнем в определении основ и принципов внешней политики
государства является проблема национальных или национально-государственных
интересов. Для Украины они состоят в гарантировании суверенитета,
государственной независимости, самостоятельности, сохранения
территориальной целостности и нерушимости ее границ, достижении надежной
безопасности Украины во всех измерениях – военно-политическом,
экономическом, экологическом, гуманитарном и т.д. Определяющими интересами
являются также преодоление экономического кризиса и динамичное развитие
народного хозяйства, обеспечение высокого жизненного уровня населения,
создание правового демократического государства, которое сможет
интегрироваться в европейское и мировое сообщества. Большое значение имеет
установление нормальных добрососедских отношений со странами как ближнего
так и дальнего зарубежья, соблюдение правил международного сосуществования,
проведение политики мира и сотрудничества.
реальный экономический потенциал страны, который определяет степень
заинтересованности государств, являющихся ее торговыми партнерами, в
укреплении и развитии экономических связей с Украиной. 3) возможности
замещения существующих связей альтернативными отношениями с другими
странами или их группами с учетом структурных приоритетов экономики
украинского государства,
его социокультурных
существующих общественных ценностей, геополитического положения.[3]
При отсутствии продуманной стратегии возобладала политика сугубо
ситуативная, нацеленная на достижение исключительно краткосрочных
политических соглашений между основными кланами (корпорациями),
формирующими социально-
Обнаружилась поразительная повторяемость в Украине многих ранее
проявившихся в России социально- экономических тенденций, сходство основных
макроэкономических и структурных проблем. Как и Россия, Украина испытала
ряд деструктивных для экономики явлений: хронические неплатежи и
бартеризацию коммерческого оборота, острый бюджетный кризис,
прогрессирующую деиндустриализацию и сворачивание сфер науки и наукоемких
производств. И в Украине, и в России в равной мере наблюдается
возникновение не столь экономического, сколько политического (и при этом
полукриминального) рынка, на котором люди, соединяющие власть и
собственность, ведут
торг по их распределению и
к фактической приватизации самого государства.
Сделанные наблюдения свидетельствуют о значительном совпадении
трансформационных парадигм Украины и России. Эта зависимость, впрочем,
имеет отнюдь не односторонний характер, уходя своими корнями в
унаследованную от
бывшего Союза структурную
которая, несмотря на существенные изменения, произошедшие после распада
СССР, продолжает сохраняться.
Высокая степень свободы
обоих государствах и одновременно возникновение вполне ощутимых
административных и экономических барьеров для торговых контактов между ними
(процедуры таможенного контроля и оформления, требования предоплаты либо
гарантий оплаты поставок, новых налогов по отношению к товарам другой
страны и др.) привели к стремительному падению конкурентоспособности
украинских товаров на российском рынке, равно как и российский на
украинском. Для Украины это падение, ускоренное ростом энерго- и
материалоемкости производства, отозвалось более тяжелыми последствиями.
Реальное экономическое положение как в России, так и в Украине
характеризуется высокой степенью государственного вмешательства,
корпоративным слиянием политических и экономических управленческих элит.
Внешнеэкономический
аспект современной
Украине обусловливается существованием и воздействием трех мощных факторов:
финансовой зависимости страны от западных международных организаций,
энергетической зависимости от России и стран СНГ, а также
заинтересованности в продвижении украинских вооружений на рынки зарубежных
стран, в том числе и стран «третьего мира», а также стран СНГ.
Следует специально отметить, что в связи с неблагоприятно
складывающейся для Украины конъюнктурой мирового рынка, а также с в связи с
разрушением производственного потенциала украинской топливно-добывающей и
металло-перерабатывающей промышленности, традиционно формировавшаяся
заинтересованность этой страны в продвижении на внешние рынки товаров
продовольственной группы, а также продуктов производства черной и цветной
металлургии и угольной и химической промышленности имеет явную тенденцию к
снижению.
Так, скажем, финансовая зависимость официального Киева от западных
международных организаций, толкает руководство этой страны на поиск путей
внедрения в про- западные бюрократические структуры, включая военные
организации и ЕС. Однако, как отмечают известные российский аналитики,
«объективные пределы ориентации Киева на ЕС и НАТО существуют и проявляют
себя все более
жестко. По признанию первого вице-
Правительства А. Кинаха: «из 200 деловых проектов, предложенных
украинскими партнерами, только 10-15% были поддержаны западными
инвесторами. Конечно, НАТО проявляет большой интерес к использованию
Яворовского полигона и других военных объектов на территории Украины,
однако столь явный перекос в военную сторону в украинско-западных связях не
создает стабильной основы для встраивания страны в евро-атлантическое
сообщество».
При этом, западные кредиторы пытаются активно влиять не только на
внешнюю, так и на внутреннюю политику Украины, требуя от последней
выполнения, в некоторых случаях, заведомо невыполнимых решений. Так,
скажем, по материалам осеннего номера «Известий», МВФ осенью 1999 года
угрожал Киеву задержкой в предоставлении очередного транша кредита в
размере 90 млн. долл. из-за намерения украинских властей ввести налог на
экспорт семян. Кроме того, Фонд продолжает настаивать на том, чтобы Украина
увеличила тарифы на коммунальные услуги и жилье на 100% реальной стоимости,
что вряд ли возможно из-за несогласия Верховной Рады принять
соответствующий закон (Кстати, резкое сокращение состава, прав и
возможностей украинского Верховного Совета, которое обусловило решение
только что состоявшегося на Украине референдума, на самом деле,
продиктовано именно указанными мотивами).
Иными
словами, заокеанские займы
экономике этой страны скорее негативных, нежели позитивных процессов. Между
тем, финансовая зависимость Украины от стран Западного мира имеет
долгосрочный характер, и будет обусловливать позицию политического
руководства этой страны при решении, как внутриполитических, так и
внешнеполитических проблем еще долгие годы.
Энергетическая зависимость Украины от России проявляется в двух
объективных экономических составляющих: хронической задолженности Украины
перед российскими компаниями-экспортерами нефте- и газопродуктов и
электроэнергии, и несанкционированного забора нефти и газа из российских
экспортных трубопроводов, включая реэкспорт Киевом части отобранного газа.
Актуальными показателями энергетической зависимости явились, в частности,
«газовый конфликт» 10 декабря 1999 года, когда Россия полностью прекратила
поставки на Украину нефти и электроэнергии в связи с систематическим
подворовыванием последней российского газа, «бензиновый кризис» лета 1999
года, перманентный энергетический голод на промышленных предприятиях
Восточной Украины.
Украинские власти всячески стимулируют приобретение иностранными
(включая российские)
фирмами и промышленными
предприятий различного профиля, в частности, в счет уплаты долгов за
энергоносители. И есть все основания предполагать, что проблема долгов,
еще недавно наиболее болезненная, будет постепенно утрачивать остроту.
Украина, пытаясь – в том числе и за счет западных кредитов – оплачивать
хотя бы текущие поставки, доказывает свое желание избежать возврата
конфронтационной модели в этой сфере. Россия, со своей стороны, осознала
бесперспективность
использования «долгового»
каких-то политических дивидендов. Российской ориентированной на рынок
экономике будет очень сложно вновь приспосабливаться к украинским условиям,
где отсутствует рыночная инфраструктура, которая может быть создана в
лучшем случае через несколько лет.
Попытки компенсировать отсутствие или недостаточный уровень
принципиально новых экономических связей за счет восстановления старых
технологических цепочек, на что, собственно и ориентирована концепция
промышленно-финансовых
групп – единственно
широкомасштабного экономического сотрудничества. Эти попытки вряд ли
способны серьезно повысить заинтересованность крепнущего российского
капитала в ведении дел на Украине. Уже к 1995 году осталось не так много
сфер, где Россия была бы заинтересована в сотрудничестве. Когда-то мощный
военно-промышленный комплекс Украины стал не слишком привлекателен для
России, которая начала переориентировать свои экономические связи, а самое
главное, наша страна не обладает достаточным капиталом для финансирования
даже собственного военного производства и конверсии.
Кроме того, в настоящее время, принимая во внимание различающиеся
подходы к безопасности, Россия не может полагаться на Украину в военном
производстве, предоставляя ей дополнительную карту в игре. Единственной
сферой, где потенциал сотрудничества ещё достаточно высок, являются
коммуникации. Россия нуждается в украинских портах, так же как и в
трубопроводах. Но эта зависимость будет уменьшаться по мере того, как
Россия построит два новых газопровода через Беларусь и Польшу и морской
порт в Ленинградской области.
Как мы видим, Россия перестает «цепляться» за Украину так, как она
делала это раньше. Переориентация нашей страны в другие области социальной
и экономической сферы, я думаю, отрицательно скажется на экономике Украины.
Пытаясь быть самостоятельной и надеясь на Запад, она теряет позиции.
Украина – крупное
государство с большим
пользоваться своими возможностями и неправильно определяющее свои
приоритеты.
По
моему мнению, сбалансированное
развитие и оптимизация
отношений с Россией и со странами ближнего зарубежья – это наиболее
эффективный элемент взаимных связей, предполагающий быстрое замещение
нерациональных элементов. Перспективность развития зависит от наличия
положительных сдвигов в развитии национальных хозяйств обеих стран при
выходе их из кризиса. Но практическому осуществлению этих планов могут