Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 20:55, реферат
Ключевым стержнем в определении основ и принципов внешней политики
государства является проблема национальных или национально-государственных
интересов. Для Украины они состоят в гарантировании суверенитета,
государственной независимости, самостоятельности, сохранения
территориальной целостности и нерушимости ее границ, достижении надежной
безопасности Украины во всех измерениях – военно-политическом,
экономическом, экологическом, гуманитарном и т.д. Определяющими интересами
являются также преодоление экономического кризиса и динамичное развитие
народного хозяйства, обеспечение высокого жизненного уровня населения,
создание правового демократического государства, которое сможет
интегрироваться в европейское и мировое сообщества. Большое значение имеет
установление нормальных добрососедских отношений со странами как ближнего
так и дальнего зарубежья, соблюдение правил международного сосуществования,
проведение политики мира и сотрудничества.
Российско-украинские отношения.
Ключевым стержнем в определении основ и принципов внешней политики
государства является
проблема национальных или национально-
интересов. Для Украины они состоят в гарантировании суверенитета,
государственной независимости, самостоятельности, сохранения
территориальной целостности и нерушимости ее границ, достижении надежной
безопасности Украины во всех измерениях – военно-политическом,
экономическом, экологическом, гуманитарном и т.д. Определяющими интересами
являются также преодоление экономического кризиса и динамичное развитие
народного хозяйства, обеспечение высокого жизненного уровня населения,
создание правового демократического государства, которое сможет
интегрироваться в
европейское и мировое
установление нормальных добрососедских отношений со странами как ближнего
так и дальнего зарубежья, соблюдение правил международного сосуществования,
проведение политики мира и сотрудничества.
Концепция
внешней политики Украины
Декларация о государственном суверенитете (июль 1990 г.), Акт
провозглашения независимости Украины (август 1991 г.). В них декларируется
и закрепляется создание независимого государства – Республики Украины –
субъекта международного права, которое строит свои отношения с другими
государствами, руководствуясь
международно-правовыми
Приоритетными названы
отношения с приграничными
которых особое место занимает Российская Федерация. Но в действительности
ли это так – вопрос спорный. В международно-правовом отношении Украина
просто вышла из состава СССР. В действительности же она разорвала
государственное сообщество с российским народом и приступила к новой
попытке создания украинского государства – без России. Без России так или
иначе означало «против России». Ибо РФ не была готова смириться с
самостоятельностью Украины, которая могла быть достигнута лишь в противовес
России. В 1991 г. к государственной
независимости Украины
относилась не только Россия; на Западе она также, в основном, встретила
непонимание и неприятие. Иными словами, самостоятельность Украины была
немыслима без соблюдения дистанции по отношению к России и без резкого
отказа от российских
притязаний на продолжение российско-
государственного сообщества. Поэтому Украина с самого начала рассматривала
СНГ как инструмент цивилизованного «развода», а не как основу для новой
интеграции. Украинская политика упорно стремилась к тому, чтобы СНГ не
приобрело черт наднационального учреждения или же международно-правовых
качеств. Украина не присоединилась к Ташкенскому договору о совместной
безопасности и не ратифицировала Устав СНГ.[1]
Первые
годы после провозглашения
характеризовались политикой демонстративно дистанцированных отношений с
Россией, причем не смотря
на роковую экономическую
Российская политика и общественность реагировала на это с раздражением и
вербальной агрессивностью. Такая политика дистанцирования, даже
противостояния имела два последствия. Значительная часть украинской
общественности на востоке и юге страны отвергла политику отторжения от
России. Это стало одной из причин поражения Кравчука в ходе президентских
выборов летом 1994 года и привело к победе Л. Кучмы, который, по крайней
мере в ходе избирательной кампании, выступал за тесные отношения с Россией.
Агрессивная антиукраинская риторика в России существенно содействовала
укреплению украинской государственности. Ни политический класс, ни
общественность в России поначалу не были готовы признать самостоятельность
Украины как нечто окончательно решенное. В результате обострились и без
того имевшие место значительные конфликты между обеими странами. Эти
конфликты возникали вокруг вопросов об атомном оружии, о Черноморском
флоте, Крыме и Севастополе. К ним добавились разногласия по поводу
положения русского меньшинства в Украине, роли и значения русского языка и
культуры, а также по проблемам так называемой укранизации государства и
общества.
По всем этим конкретным вопросам в начале 1990-х годов наметилось
весьма непримиримое противостояние между нашими государствами. Россия
требовала от Украины отказа от атомного оружия, на что она сразу не готова
была согласиться. Россия заявляла претензии на весь Черноморский флот, а
Украина требовала его раздела. Россия рассматривала Севастополь как город,
находящийся «на российской территории», а Украина расценивала такую позицию
не только как факт игнорирования международного права, но и как сомнение в
ее государственной независимости.
Хотя
в течение определенного
острыми и находились в центре публичного обсуждения, с 1997 года они в
основном были урегулированы. По-прежнему спорным и неразрешенным является
вопрос о русском языке и русской культуре в Украине. Разногласия в этом
отношении будут существовать впредь и в зависимости от политической
атмосферы могут
значительно осложнять
устранены также конфликты, обусловленные экономической зависимостью Украины
от Российской Федерации.[2] Экономика Украины напрямую зависит от поставок
из России не только энергоносителей, в отношении которых более чем 90%
-ная импортная квота принадлежит именно нам, но и цветных металлов,
лесоматериалов и продукции целлюлозно-бумажной промышленности, каучука,
химических волокон и нитей, энергетического, литейного оборудования,
продукции текстильной и медицинской промышленности. Критически высокого
уровня такая зависимость достигла в производстве авиационной техники,
парогазового оборудования, в атомной энергетике, судостроении и
судоремонте.
Но
существует и обратная
в сфере газового транзита: примерно 95% поставок российского газа по
трубопроводам на Запад в последние годы проходило через украинскую
газопроводную систему. На территории Украины расположена значительная часть
подземных хранилищ природного газа бывшего СССР. Кроме того, от
распавшегося Союза Украина унаследовала 20% запасов урана, составляющего
ресурсную базу для атомной энергетики РФ. Украина традиционно выступает в
качестве одного из основных поставщиков продовольственных товаров на
российский рынок, что немаловажно, если учесть значительное увеличение
импорта продуктов питания в современной России. И Украина и Россия обладают
высокоинтегрированными производственными комплексами, способными эффективно
функционировать лишь в режиме кооперации, в таких ключевых секторах
экономики, как машиностроение, электроника и приборостроение, ВПК, а также
в области науки и научного обеспечения. Наши страны имеют развитую систему
инфраструктурных коммуникаций, созданных в расчете на обслуживание единого
экономического комплекса бывшего Союза и представляющих собой сеть
объединенных энергосистем, трубопроводов, морских транспортных терминалов,
железнодорожного транспорта и т.д. Акцентируя внимание на гиперзависимости
России от украинских трубопроводов, не следует, однако, забывать, что
газотранспортные мощности Украины могут служить в основном для транзита
именно российского газа, ибо самые важные из разрабатывающихся сейчас
проектов транспортировки нефти и газа из Азербайджана, Казахстана,
Туркменистана в Европу практически не предусматривают использование для
этой цели территории Украины в обход России. Существенно сократились объемы
получения Украиной основных энергоносителей, сырья и материалов из России.
Такое сокращение, первоначально вызванное неспособностью Украины полностью
оплачивать эти поставки по ценам, приближающимся к мировым, стало одной из
главных причин погружения значительной части энерго- и материалоемких
производств страны в пучину глубокого структурного кризиса со свойственными
ему прогрессирующим падением конкурентоспособности.
Огромное значение российского фактора для социально-экономического
развития Украины, для процесса ее рыночной трансформации признается
практически всеми более или менее значительными политическими движениями в
Украине. Однако если в украинском обществе сложился консенсус относительно
весомости этого фактора, то до сих пор нет согласия по поводу того, как к
нему следует относиться: положительно или отрицательно. Проблема
взаимоотношений – предмет острых политических дискуссий, в которых, как это
ни прискорбно, априорные политико-идеологические предпочтения доминируют
над прагматическим анализом сложившихся экономических связей.
К сожалению, чрезмерные
проблем не только мешают правильному определению их истоков и возможных
способов разрешения, но зачастую приводят к отрицанию любых инициатив по их
оптимизации. Это неудивительно, если учесть, что политики как национал-
радикального толка, так и национал-демократы делают однозначный выбор в
пользу «европейского вектора» интеграции Украины. Для них любые попытки
восстановления каких бы то ни было связей с Россией ассоциируются с отказом
от выхода из «гравитационного поля» Москвы. Необходимо, тем не менее,
признать, что национальные интересы Украины, стратегия ее суверенного
экономического и политического развития требуют не «лозунгового»
патриотизма, а иделогически непредвзятого анализа всего комплекса украинско-
российских отношений и их влияния на процессы социально-экономической
трансформации в Украине. Такой анализ должен учитывать следующие факторы:
1) сохраняющиеся влияние прежних экономических структур обоих государств,
объективную инерцию
их почти нераздельного
которой требует значительных ресурсов времени и материальных благ. 2)