Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:02, реферат
Целью данной работы является характеристика основных тенденций развития инвестиционной деятельности иностранных субъектов в Украине, главных форм, условий и особенностей её осуществления, а также инвестиционной привлекательности Украины для иностранных инвесторов.
1. Сущность и значение иностранных инвестиций в мировой экономике………………..…...4
1.1 Сущность и роль иностранных инвестиций в экономике ………………………..…4
1.2 Основные условия и факторы осуществления иностранного инвестирования ……7
2. Роль, тенденции и специфика иностранного инвестирования в Украине………………….10
2.1 Сущность, роль и особенности иностранного инвестирования в Украине ………10
2.2. Основные проблемы и тенденции иностранного инвестирования в Украине …..14
Эволюция иностранного инвестирования привела к созданию международного производства. При этом существует тенденция к концентрации национальных предприятий в пределах территорий своих регионов, т.е. к группированию иностранных инвестиций вокруг страны базирования. В частности, США проводят инвестирование в Центральной и Южной Америке, европейские фирмы - в других европейских странах, включая Восточную Европу, японские инвесторы дислоцируются в ряде азиатских стран. Помимо уменьшения расходов на транспортировку, это обладает и определенными преимуществами, такими как языковые и культурные связи, сходство менталитетов, а также возможность более тесных контактов за счет экономии времени на поездки.
Наряду с объективными факторами на развитие иностранных инвестиций существенное влияние оказывают и факторы субъективного порядка, включающие деятельность людей, общественных групп, политических сил, звеньев государственного аппарата. К ним также относятся действующее законодательство в сфере предпринимательской деятельности, государственные средства регулирования экономики и общая политическая стабильность. Уровень последней прямо детерминирует усиление или уменьшение объемов иностранного инвестирования. Прежде всего, это касается развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Считается возможным констатировать наличие долгосрочной зависимости между политической стабильностью принимающей страны и темпами притока (оттока) иностранных инвестиций. Целесообразен также учет дифференциации менталитетов при осуществлении чисто инвестиционного процесса. Попытки национальных фирм перенести деятельность за пределы национальных границ могут быть объяснены агрессивными или защитными причинами: увеличением или защитой прибылей, удержанием рынка или проникновением на него.
В целом выбор места инвестирования в принимаемой стране определяется на основе учета таких параметров, как размер рынка, обеспеченность факторами производства, расходы, степень развитости инфраструктуры, торговая политика, конкуренция, режим въезда и выезда, собственность, занятость и т.д. Инвестор выбирает место осуществления капиталовложений также с учетом характера соответствующей технологии, стратегии фирмы и своих представителей о степени риска и возможных прибылях.
Одной из главных движущих сил иностранного инвестирования является стоимостной фактор. Его умелое использование обуславливает значительную выгодность вложения денежных средств для страны приложения капитала. Следует отметить, что для выбора места приложения иностранных инвестиций важное значение имеет наличие дешевой неквалифицированной рабочей силы и возможности уменьшения уплачиваемых налогов. Другая особенность современного периода состоит в том, что одной из движущих сил, детерминирующих уровни и пропорции зарубежного инвестирования, стал валютный фактор.
Немалое значение при осуществлении зарубежного инвестирования имеет наличие стабильной денежной и финансовой системы в стране-импортере капитала. В частности, Япония, Южная Корея и другие страны, которые развили свою экономику благодаря эффективному привлечению и использованию иностранных инвестиций, смогли получить их только после укрощения инфляции и установления финансовой стабильности. [3]
Динамика иностранного инвестирования в значительной мере зависит от связей страны-реципиента с негосударственными международными организациями. Исследование мировой практики позволяет вывести неформальную зависимость, согласно которой инвестиции в то или иное государство начинают поступать после подписания соглашения с Международным валютным фондом и осуществления страхования. Важную роль в данном контексте играет и наличие внешней задолженности: значительная ее величина обуславливает более низкий уровень поступления внешних средств. [12]
Можно
также выделить факторы, при которых
иностранное инвестирование не осуществляется.
Уменьшению активности иностранных инвесторов
способствуют: отсталость инфраструктуры,
неразвитость сырьевой базы, внешняя задолженность,
невысокий рейтинг кредитоспособности,
обесценивание национальной валюты, низкие
доходы потребителей, низкая покупательная
способность населения, проблемы при репатриации
прибылей, политическая нестабильность,
слабая конвертируемость национальной
денежной единицы, низкая платежеспособность
предприятий и практикование ими бартера,
во многих случаях не нужного зарубежному
партнеру, медленные темпы приватизации,
неразвитость фондового рынка, рост коррупции
и преступности в экономике; политика
национальных предпринимателей, пытающихся
из-за боязни потери своих денежных средств
размещать их в иностранных банках; отсутствие
отечественного реального производственного
инвестирования (что является важным индикатором
для иностранных инвесторов); отток национального
капитала за границу. В то же время это
определяется и спецификой экономической
политики страны. [4]
2 Роль, Тенденции и специфика иностранного инвестирования в УКраине
2.1
Сущность, роль и особенности
иностранного инвестирования в
Украине
С
провозглашением независимости
и либерализации экономики
Современные условия экономического развития Украины требуют проведения активной политики по привлечению иностранных инвестиций. Курс нашей страны на переход к рыночной экономике предусматривает обновление общества, оздоровление и структурную перестройку отечественной экономики, подъем производства. Решение данных проблем требует привлечения в нашу экономику иностранного капитала, то есть выхода страны на мировой рынок. [7]
Для Украины, стремящейся к максимальному расширению экономических связей со странами Евросоюза, а в перспективе - и к получению полноправного членства в ЕС, обеспечение гарантий и благоприятных условий для иностранных инвесторов является одной из важнейших задач. [9]
На
нынешнем этапе прямые иностранные
инвестиции – это один из самых эффективных
способов включения отечественной
экономики в систему международного экономического
сотрудничества. Однако они могут и расширять
(благодаря лучшему использованию ограниченных
ресурсов и увеличению их количества),
и ограничивать экономические возможности
страны (вследствие того, что они попадают
под воздействие внешних факторов, которые
сложно или невозможно корректировать).
Можно вспомнить жесткие требования крупнейших
доноров Украины – МВФ (Международный
валютный фонд) и ЕБРР (Европейский банк
реконструкции и развития) к макроэкономическим
показателям развития нашей экономики.
[5]
В
настоящее время в Украине
создана законодательная база в
сфере регулирования
Основные условия осуществления инвестиционной деятельности в Украине, вне зависимости от национальности инвесторов, определены в Законе Украины «Об инвестиционной деятельности» от 18 сентября 1991 года. Особенности регулирования иностранных инвестиций предусмотрены Законом Украины «О режиме иностранного инвестирования» от 19 марта 1996 г. и главой 38 Хозяйственного Кодекса Украины от 16 января 2003 г. Имеется также ряд других законов и подзаконных нормативных актов, которые в той или иной степени регулируют порядок осуществления иностранных инвестиций.
Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования» определяет иностранные инвестиции как ценности, которые иностранные инвесторы вкладывают в объекты инвестиционной деятельности согласно законодательству Украины в целях получения прибыли или достижения социального эффекта.
Иностранными инвесторами являются субъекты, которые производят инвестиционную деятельность на территории Украины (физические и юридические лица, иностранные государства, международные правительственные и неправительственные организации и другие иностранные субъекты инвестиционной деятельности, которые признаются таковыми в соответствии с законодательством Украины).
Предприятием с иностранными инвестициями, согласно Хозяйственному кодексу и ЗУ «О режиме иностранного инвестирования», признается предприятие, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют не менее 10%.
Законодательство
Украины устанавливает для
Иностранные инвесторы вправе осуществлять инвестиции на территории Украины в виде иностранной валюты, валюты Украины, движимого и недвижимого имущества и связанных с ним имущественных прав, акций, облигаций, других ценных бумаг, а также корпоративных прав, прав на интеллектуальную собственность, прав на осуществление хозяйственной деятельности, других ценностей (имущества), которые в соответствии с законом признаются иностранными инвестициями.
Среди форм осуществления иностранных инвестиций Хозяйственный кодекс предусматривает следующие:
приобретение других имущественных прав. [2]
В последнее время значительное распространение получила такая форма иностранного инвестирования, как создание и функционирование совместных предприятий (СП), особенно в станах СНГ. СП – форма сотрудничества партнеров из нескольких стран, объединяющих свой капитал для осуществления совместной производственно-хозяйственной деятельности, управления и распределения прибыли пропорционально вложенному капиталу. Создание СП направлено на производство товаров с целью пополнения потребительского рынка, внедрения передовых достижений науки и техники, прогрессивной технологии, управленческого опыта, привлечение дополнительных материальных и финансовых ресурсов, ускорение освоения достижений отечественной науки и техники, расширение экспортной базы и оптимизацию импортных поставок.
Очень много СП создано в Украине. Для совместных предприятий, которые функционируют на территории Украины, является характерным такое размещение в сфере народного хозяйства: в сфере услуг и сбыта – 30,5 % от общего количества, производства продукции – 21,8 %, производства товаров народного потребления – 14,2 %, в разработках и проектировании – 10,9 %, в производстве ЭВМ – 7,1 %, машин и оборудования – 6,3 %, научно-исследовательских и конструкторских разработках – 5,9 %, производстве продовольственных товаров – 3,3 % .
Такая структура распределения СП по отраслям общественного производства не является прогрессивной, поскольку больше трети их приходится на инфраструктуру. Но в целом, функционирование СП на территории Украины дает возможность увеличить масштабы производства продукции, улучшить их качество, повысить научно-технический уровень производства, расширить народнохозяйственные связи Украины с зарубежными партнерами.
Перспективным направлением интеграции стран в систему мирового хозяйства и развития международной инвестиционной активности является также создание специальных экономических зон (СЭЗ). Специальной (свободной) экономической зоной считается часть территории Украины, на которой установлен специальный правовой режим хозяйственной деятельности, особый порядок применения и действия законодательства Украины. На территории специальной (свободной) экономической зоны могут вводиться льготные таможенные, налоговые, валютно-финансовые и прочие условия предпринимательства отечественных и иностранных инвесторов.
Специальные (свободные) экономические зоны создаются с целью привлечения инвестиций и эффективного их использование, активизации совместно с иностранными инвесторами предпринимательской деятельности с целью увеличения экспорта товаров, поставок на внутренний рынок высококачественной продукции и услуг, внедрение новых технологий, развития инфраструктуры рынка, улучшение использования естественных, материальных и трудовых ресурсов, ускорение социально-экономического развития Украины. [6]
Информация о работе Роль, тенденции и специфика иностранного инвестирования в Украине