Роль Китая в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 23:18, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение экономики Китая и его места в мировой экономике.
Здесь важно отметить два момента. Во-первых, Китай стремится к политическому лидерству не с целью навязать миру коммунистическую административно-распределительную общественную модель. Его задача состоит в том, чтобы стать равным странам, играющим ключевую роль в создании нового миропорядка, и продемонстрировать миру свою готовность нести ответственность за планетарное развитие.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................
3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КИТАЯ……………………..
5
1.1. Ресурсно-географическая характеристика народного хозяйства…………………………………………………………...….

5
1.2. Демографическая ситуация в стране…………………………...
9
1.3. Государственное и политическое устройство…………………
11
1.4. Основные показатели экономического развития……………...
15
ГЛАВА 2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ……………………………...
20
2.1. Вступление Китая во Всемирную торговую организацию…....
20
2.2. Развитие в стране свободных экономических зон……………..
26
2.3. Мировые торговые взаимоотношения КНР……………………
33
ГЛАВА 3. РОЛЬ КИТАЯ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ………………….
36
3.1. Место страны в международном обмене техникой и технологиями…………..……………………………………………..

37
3.2. Участие КНР в международном разделении труда…………....
42
3.3. Участие страны в международной миграции рабочей силы….
44
3.4. Роль Китая в мировой экономической интеграции…………....
47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
53

Работа содержит 1 файл

китааай.doc

— 351.50 Кб (Скачать)

Вступление китайской экономики в стадию активного глобализма создает для стран с развивающейся и переходной экономикой как преимущества, так и недостатки, как-то: интенсификация конкуренции и кооперации на мировом рынке промышленных и высокотехнологичных товаров обусловит повышение их качества и снижение стоимости, поэтому данная категория стран получит возможность оптимизировать затраты на импорт товаров, необходимых для модернизации капитальной и технологической базы, однако китайские экспансия традиционного промышленного и высокотехнологичного экспортных секторов и привлечение прямых иностранных инвестиций осуществляются во многом за счет сравнительно слабых рынков развивающихся и переходных экономик.

В целом, дальнейшая глобализация экономики КНР прямо или косвенно повлияет на мировую экономику: реализация принципов международного разделения труда будет способствовать изменению мировых товаропотоков и территориальному перераспределению факторов производства, что, в свою очередь, приведет к изменению условий торговли между интегрированными в мировую экономику национальными хозяйствами.

3.3. Участие страны в международной миграции рабочей силы

 

Исходя из интересов многомиллионного населения, китайское правительство уделяет проблеме занятости огромное внимание. Положение с занятостью в Китае является столь напряженным, поскольку, во-первых, будущим абитуриентам со средним профессиональным и высшим образованием, которых в 2003 году насчитывалось 31,54 чел., требуется трудоустройство в городах, во-вторых, количество сельчан, мигрирующих из деревни в город в поисках работы, быстро нарастает – в среднем на 5 млн. чел. в год – и, в 2003 году превысив 98 млн. чел., становится главным каналом оттока сельской трудовой силы, в-третьих, рабочие места нужны 60 млн. инвалидов, более трети которых находится в трудоспособном возрасте, молодежи, составляющей около 70% зарегистрированных безработных, женщинам и освобожденным с трудовых постов, поэтому экспорт рабочей силы является частью стратегии, направленной на решение проблемы занятости в стране.

Долгое время экспорт рабочей силы не поощрялся в Китае, поскольку, с одной стороны, правительство препятствует «утечке мозгов», а с другой стороны, зарубежные страны предъявляют достаточно строгие требования к иммиграции. Таким образом, экспорт рабочей силы из Китая начался в 1977 году и получил довольно быстрое развитие по сравнению с другими странами: например, за один только период с 1978 по 1988 годы среднегодовой рост экспорта рабочей силы из Китая составил 47,1%, из Филиппин – 14,9%, из Индонезии – 22,4% и из Таиланда – 30,8%, но, несмотря на быстрый рост данного показателя, его доля в общей численности населения не превышает 0,08% против 0,2, 1,2 и 8% в Индии, Шри-Ланке и Филиппинах соответственно.

По данным Министерства внешней торговли и экономического сотрудничества, за период с 1990 по 1998 годы численность китайских граждан, работающих за рубежом по контрактам на экспорт рабочей силы, связанным с тяжелым ручным трудом, например, угледобычей, строительством и прокладкой дорог, не требующим высокого уровня образования и технических навыков, и контрактам на выполнение международных проектов, увеличилась от 36.116 до 290.771 чел. и от 21.823 до 61.077 чел. соответственно.

Суммы стоимости контрактов китайских граждан, работающих за рубежом, свидетельствуют о том, что в большей степени китайские работники заняты в строительстве и промышленности, где средняя заработная плата в Китае 60 центов в час не превышает 5% аналогичного показателя в США и 10% – в некоторых смежных азиатских экономиках. Так, подсчитано, что за период с 1986 по 1990 годы китайские граждане, работающие за рубежом по международным трудовым контрактам и по контрактам на выполнение международных проектов, заработали около 168 млрд. долл.

Китайское правительство позволяет осуществлять организованный экспорт работников во все страны и регионы мира. Импортерами китайской рабочей силы выступают страны Ближнего Востока, АТР, Африки, ЕС, Северной и Южной Америки, притом абсолютное лидерство по числу контрактов на китайскую рабочую силу принадлежит азиатским странам, где китайские эмигранты создают собственные финансовые империи: так, уже в 2000 году китайцы владели 62% частных предприятий в Малайзии, 70% – в Индонезии и 80% – в Таиланде.

С начала реформ китайское правительство стремится привлекать на работу иностранных специалистов, рассматриваемых в качестве составной части процесса модернизации промышленности, сельского хозяйства, науки, техники и обороны страны[33].

Начиная с 90-х годов китайское правительство ввело ряд льгот для поощрения использования иностранных специалистов: например, заработная плата, выплачиваемая китайскими работодателями, должна соответствовать существующим стандартам, иностранным работникам предоставляются льготы при обмене валюты и покупках товаров, отличившихся же выдающимися достижениями в Китае специалистов награждают почетными званиями и бонусами – тем не менее, для квалифицированных иностранных рабочих специальных льгот не предусмотрено, поскольку в стране нет недостатка в трудовых ресурсах и цена труда относительно невысока. Число иностранных специалистов, работающих в Китае после 1993 года, превысило 70 тыс. чел., а их общая численность за период с 1978 по 1997 годы превзошла аналогичный показатель за 30 предшествующих лет в 21 раз.

Для более оперативного административного управления занятостью иностранцев 22 января 1996 года были приняты «Правила административного управления занятостью иностранцев в Китае», согласно которым иностранные граждане, претендующие на работу в Китае, должны удовлетворять следующим требованиям: быть в возрасте 18 лет и старше, обладать хорошим здоровьем, располагать необходимыми профессиональными знаниями и опытом работы, не иметь криминального прошлого и иметь четко определенного нанимателя и действующий паспорт либо иные международные проездные документы[34].

В число основных импортеров рабочей силы в Китай входят Япония, Сингапур, Филиппины, США, Канада и такие страны ЕС, как Франция, Германия и Италия.

Итак, на текущий момент в отношении внешней миграции китайское правительство преследует политику как экспорта, так и импорта рабочей силы. Между тем, несмотря на особенное ускорение в 90-х годах в связи с интеграцией КНР в мировую экономику, экспорт рабочей силы из страны с населением 1,3 млрд. чел. не может служить решением существующей проблемы занятости.

 

3.4. Роль Китая в мировой экономической интеграции

 

Китайский подход к глобализации основывается на принципе разделения политики и экономики: если в международной политической интеграции Китай усматривает угрозу вмешательства Запада в его внутренние дела по таким вопросам, как независимость Тибета и Тайваня, права человека, торговля наркотиками и оружием и реформирование политической системы, обеспечивающей власть Коммунистической партии КНР, то в экономической глобализации Китай ищет возможности для дальнейшего экономического роста без ущерба для национального суверенитета на основе превращения страны в одного из основных экспортеров продукции с глубокой степенью переработки, высокой долей добавленной стоимости и технологического содержания, что знаменует новую стадию развития экономических реформ, а именно: переход от селективной к комплексной либерализации экономики – при условии унифицированного и прозрачного доступа на мировые рынки и отсутствия специфических дискриминации и барьеров и чему, безусловно, способствует вступление Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО) 11 декабря 2001 года.

Укрепление экономического потенциала и бурный рост национальных экономик Восточной и Юго-Восточной Азии за последние два десятилетия и активизация экономических интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) вызвали эволюцию подходов Пекина к деятельности подобных образований от осторожно-скептического к активному участию по ключевым для КНР направлениям торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия в регионе, в результате чего форум «Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества» (АТЭС), насчитывающий 21 страну-участницу, расценивается Китаем как наиболее перспективная по сравнению с другими действующими в АТР организациями структура международного экономического и научно-технического сотрудничества в области региональной торговли, взаимного инвестирования и обмена научной информацией и технологиям[35].

Тем не менее, отсутствие в нынешней Азии межгосударственной структуры типа Европейского Союза (ЕС) активизирует как процесс дальнейшей институционализации АТЭС, так и поиски идей и концепций развития субрегиональных интеграционных группировок, таких как экономический союз стран Восточной Азии (СВА), или Японии, Китая и Южной Кореи, на основе сравнительных преимуществ Японии в науке и технике, Китая с Сянганом в использовании капитала и людских ресурсов и Южной Кореи в информационных технологиях и транзитных авиаперевозках; единое таможенное, а в дальнейшем экономическое и валютное пространство стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и СВА, которые, являясь одновременно и экономическими конкурентами, и партнерами, экономически взаимно дополняют друг друга, и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), включающая Китай, Россию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан и подразумевающая взаимодействие в таких областях, как топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство, транспорт, финансово-банковская сфера и водохозяйственный комплекс, в отношении которой на настоящий момент преобладают не оформленные в реальные проекты задумки и не подкрепленные финансами ожидания.

Экономическое развитие Китая на основе интеграции в мировую экономику, с одной стороны, формирует новые, более амбициозные глобальные интересы Китая, а с другой вызывает ответные – и не всегда в пользу Китая – реакции со стороны мировых рыночно-демократических лидеров (США, ЕС и Япония). Эти реакции в свою очередь требуют ответных действий Китая с тем, чтобы сохранить выгодную ему внешнюю среду развития. Китай, будучи «своим» или «почти своим» рыночным демократиям в экономике, остается – и будет оставаться, пока сохраняется монополия КПК на политическую власть – «чужим» в политике. В этом состоит глобальный вызов мировому позиционированию Китая, от того или иного варианта ответа на которых зависит мировая роль Китая.

Ведя поиск рационального пути преодоления эффекта «чужого» – но без форсирования демократических преобразований – Пекин осуществляет следующие внешнеполитические новаторства.

Первое – выстраивание Китаем новой линии в отношениях с США, которые рассматриваются нынешним китайским руководством в качестве главного партнера Пекина на мировой арене.

Второе – выстраивание, начиная с 2003 г., политического и финансового диалога с «Большой Восьмеркой».

Третье – активизация роли Китая в региональных политических форумах, таких как Региональный форум АСЕАН по проблемам безопасности (АРФ) и Форум «Азия – Европа (АСЕМ)». И те, где его роль может быть главной и/или второй по значимости после очевидного лидера. К последней группе относятся ШОС, в работе которого Китай является фактическим «локомотивом» организации, в том числе и символически – штаб-квартира ШОС расположена в Пекине.

Четвертое – активизация регионального экономического сотрудничества, во-первых, в двусторонних форматах с США, Японией и Южной Кореей. Во-вторых, в рамках  трехстороннего сотрудничества в СВА – с Японией и Южной Кореей. Здесь, в отличие от военно-политической сферы, Китай видит возможность выстраивания интеграционных схем и без участия США. В-третьих, в форматах «АСЕАН плюс Китай» и «АСЕАН плюс три»[36].

Китай рассматривает Россию как второго, после США, «игрока» в вопросах стратегической стабильности и ракетно-ядерной сфере. Как важный источник поставки энергоресурсов, научных технологий и военно-технической продукции – пока не преодолено эмбарго на поставки военной техники в Китай из США и ЕС. И как важный (хотя и не главный) рынок сбыта китайской продукции и услуг рабочей силы[37].

Китай - одна из совсем немногих развивающихся стран, которые извлекли выгоды от глобализации в последние два десятилетия. За это время Китай ускорил свою интеграцию в мировую экономику. Рост объемов внешней торговли и прямых иностранных инвестиций – важные факторы дальнейшего устойчивого экономического развития страны. Китайские руководители возлагают большие надежды на расширение политики открытости внешнему миру, которая должна способствовать решению сложных проблем, возникающих в ходе проведения экономической реформы.

Таким образом, в настоящее время КНР проявляет крайнюю заинтересованность в международной экономической интеграции и рассчитывают сыграть свою роль в разработке новых правил игры как на региональных и субрегиональных, так и на мировых рынках.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

КНР вступила в новый этап промышленного развития, характеризующийся ускорением темпов развития новых и высоких технологий, включающих авиацию, космонавтику, компьютеры и компьютерное обеспечение, электронику и средства связи, производство медицинских и лекарственных препаратов, основанное на таких технологиях, и наукоемких производств, а также дальнейшим совершенствованием промышленной.

Экспорт рабочей силы из Китая получил довольно быстрое развитие по сравнению с другими странами. Численность китайских граждан, работающих за рубежом по контрактам на экспорт рабочей силы, связанным с тяжелым ручным трудом, не требующим высокого уровня образования и технических навыков, увеличилась. Вместе с тем, с начала реформ китайское правительство стремится привлекать на работу и иностранных специалистов.

Начало экономических реформ и переход к «политике открытых дверей» привели к тому, что сегодня СЭЗ, включающие 4 специальные экономические зоны, а также созданные в 1988 году свободная экономическая зона (СЭЗ) Хайнань и новый район Пудун в Шанхае, являются неотъемлемой составляющей экономики Китая.

Пытаясь найти возможности для дальнейшего экономического роста без ущерба для национальных независимости и суверенитета, что, несомненно, знаменует переход от селективной к комплексной либерализации экономики при условии унифицированного и прозрачного доступа на мировые рынки и отсутствия специфических дискриминации и барьеров и что упрощается вступлением Китая во ВТО 11 декабря 2001 года, КНР проявляет крайнюю заинтересованность в международной экономической интеграции, – таким образом, не менее серьезным и наступательным является отношение КНР к таким региональным и субрегиональным экономическим институтам, как АТЭС, АСЕАН и Шанхайская организация сотрудничества.

Китайские достижения в области активизации внешнеэкономических связей, использования преимуществ международного разделения труда и современных экономических инструментов привели к тому, что сегодня КНР занимает первые-вторые места не только по производству, но и экспорту ряда товаров и услуг, что не может не беспокоить экспертов не только в близлежащем регионе, но и по всему миру, поэтому основополагающим направлением стратегии КНР по внешнеэкономической открытости, вовлеченности в систему международных экономических отношений и реабилитации многоукладного рыночного хозяйства является расширение торгового, инвестиционного и научно-технического сотрудничества с другими странами, прежде всего, с США, Японией, Россией и странами-участницами ЕС и АСЕАН.

Информация о работе Роль Китая в мировой экономике