Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 23:18, курсовая работа
Целью данной работы является изучение экономики Китая и его места в мировой экономике.
Здесь важно отметить два момента. Во-первых, Китай стремится к политическому лидерству не с целью навязать миру коммунистическую административно-распределительную общественную модель. Его задача состоит в том, чтобы стать равным странам, играющим ключевую роль в создании нового миропорядка, и продемонстрировать миру свою готовность нести ответственность за планетарное развитие.
ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................
3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КИТАЯ……………………..
5
1.1. Ресурсно-географическая характеристика народного хозяйства…………………………………………………………...….
5
1.2. Демографическая ситуация в стране…………………………...
9
1.3. Государственное и политическое устройство…………………
11
1.4. Основные показатели экономического развития……………...
15
ГЛАВА 2. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ……………………………...
20
2.1. Вступление Китая во Всемирную торговую организацию…....
20
2.2. Развитие в стране свободных экономических зон……………..
26
2.3. Мировые торговые взаимоотношения КНР……………………
33
ГЛАВА 3. РОЛЬ КИТАЯ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ………………….
36
3.1. Место страны в международном обмене техникой и технологиями…………..……………………………………………..
37
3.2. Участие КНР в международном разделении труда…………....
42
3.3. Участие страны в международной миграции рабочей силы….
44
3.4. Роль Китая в мировой экономической интеграции…………....
47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
53
Своеобразным этническим составом отличаются города Китая. Подавляющую часть населения городов составляют китайцы; вместе с ними там живут в небольшом числе хуэй, а в Северо-Восточном Китае - и маньчжуры. В городах южной части Синьцзяна живут в основном только уйгуры, а в городах Тибета - тибетцы.
В ноябре 2000 года Китай провел пятую по счету всекитайскую перепись населения. Как показала статистика, общая численность населения в континентальной части страны составляла на тот момент 1 млрд. 265 млн. 830 тыс. человек и является самой большой в мире. Чтобы задержать рост населения, Китай перешел к политике планового деторождения. Несмотря на то, что естественный прирост населения в Китае уже снизился до среднего уровня, оно из-за огромной базисной цифры по-прежнему из года в год намного растет.
С населением более чем 1,3 миллиардов человек КПК очень озабочена приростом населения в КНР и пытается осуществить строгую политику планирования семьи. Ее результаты довольно противоречивы.
Цель правительства – один ребенок на семью, с исключениями для этнических меньшинств. Гибкая политика проводится и в сельских районах, где у семьи может быть второй ребенок, если первый является девочкой или имеет физические отклонения. Цель правительства состоит в том, чтобы стабилизировать прирост населения в начале 21-ого столетия.
Политике, проводимой государством, сопротивляются, особенно в сельских районах, из-за потребности в рабочей силе и традиционного предпочтения мальчикам (которые могут со временем стать наследниками). Семьи, которые нарушают политику, часто лгут во время переписи. Официальная правительственная политика выступает против стерилизации или абортов, но на деле местные власти практикуют такой способ ограничения рождаемости, так как они сталкиваются с большими штрафами в случае провала попытки обуздать прирост населения.
В настоящее время предполагаемая средняя продолжительность жизни среди китайского населения – 71 год. 36,22 % китайского населения составляет городское и 63,78 процента сельское. Уровень урбанизации все еще довольно низок, и избыточной рабочей силы в селе довольно много. В 90-х годах XX века процент городского населения в Китае ежегодно рос в среднем на 0,91 процента. Как предполагается эти темпы сохранятся и в начале XXI века. По прогнозам ООН население китайских городов возрастет к 2030 году до 884 млн. Другими словами, оно составит 59,1 процента всего населения страны и в целом достигнет к тому времени среднемирового уровня[7].
Демографическая проблема всегда находилась в центре внимания и китайского правительства, и мирового сообщества. Начиная с августа 1956 года, правительство целенаправленно осуществляет контроль за численностью населения, а именно: молодым людям запрещается вступать в брак до достижения 20 лет, а супружеским парам разрешается иметь не более одного ребенка (за исключением представителей национальных меньшинств, для которых планка поднимается до уровня двух детей).
Тем не менее, и у этой политики государства есть своя оборотная сторона: необходимо учитывать такие негативные последствия демографической политики, как относительное сокращение трудоспособного населения, на которое ложится все более тяжелая демографическая нагрузка, и нарастающее недовольство граждан вмешательством государства в личную жизнь каждого гражданина.
1.3. Государственное и политическое устройство
Китайская Народная Республика была провозглашена в результате победы народной революции 1 октября 1946 года. После образования КНР были приняты четыре Конституции (в 1954, 1975, 1978 и 1982 годах). В соответствии с Конституцией Китайской Народной Республики (декабрь 1982), КНР – социалистическое государство демократической диктатуры народа. Высший орган государственной власти – однопалатное Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), состоящее из 2979 депутатов, избираемых региональными собраниями народных представителей сроком на 5 лет. Сессии ВСНП созываются на ежегодной основе[8].
Из-за большого количества депутатов в период между сессиями функции ВСНП выполняет избираемый из числа делегатов постоянный комитет (около 150 человек).
К выборам допускаются только депутаты от Коммунистической партии Китая и восьми так называемых демократических партий, входящих в Народный политический консультативный совет Китая (НПКСК). Собственные органы законодательной власти действуют на территории специальных административных районов Гонконга и Макао.
Все депутаты ВСНП являются представителями блока коммунистов и демократов.
Председатель КНР – Ху Цзиньтао, генеральный секретарь ЦК КПК. Это представитель уже четвертого поколения руководителей страны.
Переход властных полномочий к этому поколению начался в 2002, когда Ху Цзиньтао сменил Цзян Цзэминя на посту генерального секретаря ЦК КПК. В марте 2003 Ху Цзиньтао был избран председателем КНР, а в сентябре 2004 – председателем центрального военного совета (ЦВС) ЦК КПК. Ранее все эти посты также занимал Цзян Цзэминь. 8 марта 2005 сессия китайского парламента (Всекитайского собрания народных представителей) одобрила просьбу Цзян Цзэминя об отставке с поста председателя центрального военного совета КНР. Позднее этот пост также занял Ху Цзиньтао, что завершило процесс смены власти в высшем руководстве страны.
Центральный военный совет КНР был учрежден в 1982 году[9]. Его первым председателем был Дэн Сяопин, в 1990 году на этом посту его сменил Цзян Цзэминь. Посты председателей ЦВС ЦК КПК и ЦВС КНР в нынешней политической системе Китая, как правило, совмещает один человек. Военный совет и его руководитель играют важную роль в китайской политической системе.
Со времени провозглашения Китайской Народной Республики в 1949 правящей партией является Коммунистическая партия Китая (КПК).
Существуют также еще восемь зарегистрированных политических партий, тесно связанных с КПК.
Законодательную власть осуществляет ВСНП КНР, которое включает депутатов, избранных от провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и вооруженных сил.
Исполнительная власть принадлежит Государственному совету КНР, находящемуся в ведении ВСНП и его Постоянного комитета.
Верховный суд КНР, члены которого назначаются ВСНП КНР, в совокупности с местными и специальными народными судами представляют судебную власть.
Конституция 1982 года восстановила волостные органы власти, сельские народные коммуны.
Правящая Коммунистическая партия Китая, основанная 1 июля 1921 года, насчитывает более 66,3 млн. членов[10].
Китайская народная республика осуществляет административный контроль над 22 провинциями; при этом правительство КНР считает Тайвань своей 23-й провинцией. Кроме этого, в КНР также входят 5 автономных районов, где проживают национальные меньшинства Китая; 4 муниципальных образования, соответствующих городам центрального подчинения, и 2 специальных административных района.
22 провинции, 5 автономных районов и 4 города центрального подчинения объединяются термином «континентальный Китай», куда обычно не входят Гонконг, Макао и Тайвань.
В конституции КНР де-юре предусмотрено трехступенчатое административное деление: провинции (автономные районы, города центрального подчинения), уезды и волости. Однако де-факто в материковом Китае насчитывается пять уровней местного самоуправления:
- провинциальный уровень: 23 провинции, 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения и 2 специальных административных района;
- окружной уровень: 17 округов (префектуры), 283 городские округа, 30 автономных округов, 3 аймака;
- уездный уровень: 1464 уезда, 374 городских уезда, 117 автономных уездов, 49 хошунов, 855 районов, 3 автономных хошуна;
- волостной уровень: 19522 поселка, 14677 волостей, 1092 национальные волости, 181 сомон, 1 национальный сомон, 6152 уличных комитета и 11 районов уездного подчинения;
- деревенский уровень: деревни и местные общины, или микрорайоны (в городах).
Денежная единица Китая – юань. Юань является одной из наиболее стабильных азиатских валют[11].
С целью обеспечить устойчивость стабильно высокого роста национальной экономики китайское правительство поддерживает фиксированный обменный курс юаня по отношению к доллару США, в то время как происходит девальвация последнего по отношению к основным мировым валютам, йене и евро. Незначительная девальвация обменного курса черного рынка и увеличение валютных запасов почти вдвое за последние 3 года свидетельствуют об искусственном завышении национальной валюты Китая, что служит предметом спора с политиками США и прочих государств. Тем не менее, премьер Государственного совета КНР Вэнь Цзябао отмечает, что Китай продолжит совершенствование механизма регулирования курса юаня с учетом реальной финансово-экономической ситуации в стране и состояния международных платежей.
1.4. Основные показатели экономического развития
Экономика КНР занимает 2 место в мире по величине номинального ВВП, обогнав Японию, и 2 место по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности.
По данным статистики ВВП страны в 2009 году составил 4,9 трлн. долл. США[12].
Согласно Конституции КНР является социалистическим государством, однако около 70 % ВВП обеспечивается частными предприятиями. В соответствии с поправками к Конституции, принятыми в 2004 году, частная собственность является «неприкосновенной». Официально КНР называет свой нынешний экономический строй «социализмом с китайской спецификой».
Начиная с 1980 китайская экономика растет в среднем на 15 % в год. К концу 1990-х годов темпы экономического роста замедлились до 8 % годовых, но с вступлением КНР в ВТО в 2001 году приток прямых иностранных инвестиций и расширение экспорта привели к новому ускорению.
Ярким показателем экономического роста страны является потребление энергоносителей. Так, например, потребление нефти в Китае за 40 лет с начала 1960-х увеличилось более чем в 25 раз, составив в 2005 году, по данным Государственного статистического управления КНР, 300 млн. тонн. По данным ОПЕК, в 2005 году Китай потреблял 6,5 млн. баррелей нефти в день. Собственная добыча КНР составляет около 170 млн. тонн в год. В Китае отсутствует ресурсная база, которая могла бы позволить рассчитывать на увеличение добычи нефти, что приводит к постепенному увеличению зависимости от импорта. Учитывая продолжающийся экономический рост, по прогнозам китайских специалистов, к 2020 году потребность страны в импорте нефти достигнет 450 млн. тонн. К 2025 году прогнозный объем потребления нефти в КНР составит 710 млн. тонн в год.
Нефтяные компании Китая, такие как Sinopec, ищут возможность доступа к месторождениям нефти и газа за пределами КНР, например в России, Казахстане, странах Африки и Латинской Америки.
Потребление природного газа КНР в 2005 году составило 50 млрд. куб. м. Согласно прогнозам, к 2020 году потребление газа вырастет примерно до 200 млрд. куб. м.
Объем потребления электроэнергии в 2005 году составил 2,456 трлн. кВт-ч. При этом некоторые районы Северного и Южного Китая страдают от нехватки электроэнергии.
Реформы в КНР по выведению Китая из изоляции от международного разделения труда и его возврату на мировую экономическую арену, начало которым было положено в конце 70-х годов Дэн Сяопином, уже приносят зримые плоды.
Темпы экономического роста в стране составляют одну третью среднемировых темпов экономического роста. Если в основу подсчета заложить паритет покупательной способности валют – методику, уменьшающую искажения при оценке экономического потенциала развивающихся стран, – то окажется, что Китай обладает второй по величине экономикой, равной 11,8% мирового ВВП, пропустив вперед лишь США[13].
За годы реформ кардинально изменилась структура народного хозяйства по формам собственности: так, если в 1978 году национальную экономику представляли 83700 государственных предприятий в городе и 264700 колхозов в деревне, производивших 80,8% и 19,2% ВВП соответственно, то уже к 1995 году государственные предприятия, число которых снизилось до 118000, производили 33,9%, коммерческие фирмы – 36,6%, частные предприниматели – 12,9% и совместные предприятия – 16,6% ВВП, причем количество малых предприятий, 24% от общего числа, имеющих менее 100 работников, приблизительно равно количеству крупных со штатом более 1000 человек (табл. 1).
Таблица 1
Темпы экономического развития КНР, % в среднем в год
Показатель | 1952-1957 | 1958-1965 | 1966-1978 | 1952-1978 | 1979-1997 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Население | 2,4 | 1,5 | 2,2 | 2,0 | 1,3 |
ВВП | 9,2 | 3,8 | 6,2 | 6,1 | 9,8 |
Сырьевые отрасли | 3,8 | 0,4 | 2,4 | 2,1 | 5,0 |