«
Эра предельного рационализма»
предполагает, по мнению Ж.Аттали, также
отмену геополитического дуализма, а единый
мир все же получает новую геополитическую
структуру, основанную на сей раз на принципах
« геоэкономики». Этот подход, в принципе,
не нов. Впервые концепции « геоэкономики»
предложил развивать историк Фритц Рериг,
а популяризировал ее французский экономист
Фернан Бродель. В России идеи «геоэкономики»
развил и структурно оформил Э. Кочетов.
« Геоэкономика» - это особая версия мондиалистской
геополитики, которая рассматривает приоритетно
не географические, культурные, идеологические,
этнические, религиозные и пр. факторы,
составляющие суть геополитического подхода
к управлению развитием мира. «Геоэкономический
подход», который предполагает опору на
чисто экономическую реальность в ее отношении
к пространству, представляется несомненно,
более предпочтительным и более гуманным
в плане возможности сохранения человеческих
жизней и мира на земле . Все сводится к
тому, где располагаются центры мировых
бирж, полезные ископаемые, информационные
центры, крупные производства. Следовательно,
приоритетными методами оперирования
в новой геоэкономической реальности,
должны стать и постепенно становятся
таковыми экономические и финансовые
средства. Перефразируя лозунг американских
менеджеров, можно заключить, что «кто
владеет экономическими ресурсами, тот
владеет миром». Конечно, информационный
и силовой фактор, как показывают события
августа 2008 года, никто не отменял, но в
условиях глобальной экономической конкуренции
средства экономической, желательно «
бескровной» дипломатии в развитии международного
( глобального) бизнеса приобретают , с
нашей точки зрения, приоритетный и в случае
особой новизны стратегии оперирования
на мировой экономической арене и виртуозности
ее осуществления, инновационный характер.
Именно такой подход может стать инновационной
основой внешнеэкономической стратегии
России.
Стремительное
расширение глобальной финансовой деятельности
является следствием не столько развития
международных торговых и производственных
связей, сколько фактически революцией
в коммуникационной и информационной
областях благодаря использованию электронной
технологии. Последнее позволило с большой
скоростью осуществлять крупномасштабные
финансовые операции, вызванные не только
действительно развивающимся бизнесом,
но и крупномасштабными спекуляциями
и отмыванием "грязных" денег в едином
трансграничном потоке денежных средств.
В результате объемы финансовых операций
стали выходить далеко за рамки потребностей
реального сектора экономики, и финансовые
проблемы в одной стране быстро распространяются
на другие страны, в том числе благополучные
в экономическом отношении, что подрывает
стабильность операций на мировом валютно-финансовом
рынке.
Кроме
того, возникают новые формы финансовых
сделок зачастую слабо связанных
с развитием реального сектора
и потому обоснованно вызывающие
растущие опасения в мире. Среди
этих форм необходимо отметить так
называемые глобальные финансовые продукты
(международные акции, размещаемые консорциумами
банков на фондовых рынках вне страны эмитента), краткосрочные вложения,
или "горячие" деньги, в интересах
получения инвестором
Процесс
глобализации в финансовой сфере, с
одной стороны, является катализатором
развития аналогичных процессов
в иных сферах экономической жизни,
а с другой - способствует усилению
напряженности в современном
мировом хозяйстве. Если раньше финансовые
рынки обслуживали прежде всего экономику
- поставку товаров и услуг, кредитование экспорта,
инвестиционные сделки, то с середины
80-х годов отмечается доминирование спекулятивных
операций. Если раньше банки выступали
финансовыми посредниками между товаропроизводителями
и потребителями, то теперь они все чаще
становятся участниками операций на фондовом рынке,
в том числе осуществляют портфельные вложения,
не дающие права контроля над объектом инвестиций.
Расширение использования зарубежных
заемных средств в крупных масштабах становится
более опасным для стран и групп стран,
причем как для дебиторов, так и кредиторов.
Таким
образом, финансовые институты, призванные
содействовать производственной и
торговой деятельности, создают ей дополнительные
проблемы вследствие хаотичных колебаний
валютных курсов, котировок ценных бумаг
и банковских процентных ставок. За повышением
последних часто следует бегство спекулятивного капитала
из страны-дебитора, влекущее за собой
падение обменного курса ее валюты и повышение
цен на импортируемые товары.
Зарубежные
и российские исследователи справедливо
отмечают возросшую угрозу перерастания
региональных финансовых кризисов в общемировые.
Косвенно об этом же свидетельствует активизация
деятельности мирового сообщества (в лице
МВФ, Всемирного банка и Банка международных
расчетов) по усилению контроля за международными денежными
потоками, по ограничению некоторых их
видов, особенно сомнительного происхождения,
и противодействию недобросовестному
поведению участников международных финансовых
рынков.
Острые
противоречия в условиях глобализации
проявляются в мировой торговле,
по-прежнему являющейся основой международных
экономических отношений. Либерализация торговли
открывает возможности для увеличения
последней, но сохраняющиеся до сих пор
протекционистские барьеры в отдельных
секторах, замещение одних видов таких
барьеров другими, более эффективными,
и иные негативные явления препятствуют
реализации этой возможности и порождают
конфликтные ситуации во всех регионах.
Реалии
глобализации все более настоятельно
требуют активных действий государства
по защите национальных экономических
интересов на международной арене,
и преуспевают сегодня именно
те страны, которые проводят наступательную внешнеэкономическую политику.
Россия же выступает пока преимущественно
как пассивный участник процессов глобализации,
стремящийся вписаться в существующие
правила игры и реагирующий на инициативы
других стран, но не пытающийся предлагать
собственные решения и лоббировать их реализацию.
Сохранение такой ситуации может привести
не только к консервации позиций России
как экспортера сырья и простейших полуфабрикатов,
но и к снижению темпов экономического
развития. Наиболее принципиальные выводы
и рекомендации исследования, позволяют
наметить крупные среднесрочные и долгосрочные
цели российской экономической дипломатии
и основные меры по их реализации:
1.
Экономическая дипломатия в условиях
глобализации приобрела значительное
число новых черт, освоила более
эффективные механизмы и инструменты обеспечения
национальных интересов в динамичном мировом
хозяйстве. В последние годы отмечается
активизация экономической дипломатии
на всех уровнях - многостороннем, плюрилатеральном и
двустороннем, причем различные уровни
экономической дипломатии рассматриваются
странами - участницами мирохозяйственных отношений
как взаимодополняющие и используются
в комплексе для достижения наилучших
результатов. Рост числа двусторонних,
региональных и межрегиональных торгово-экономических
соглашений, с одной стороны, отражает
успехи экономической дипломатии, а с
другой - свидетельствует о высокой конкуренции в
этой сфере, где сталкиваются стратегия
и тактика экономической дипломатии различных
стран. Быстрое развитие либерализационных и
интеграционных процессов в глобальной
экономике способствует дальнейшей интенсификации
и усложнению форм экономической дипломатии.
.
Главные
задачи, решаемые сегодня экономической
дипломатией, - использование преимуществ и
новых возможностей, возникающих в связи
с глобализацией, для укрепления национальной
конкурентоспособности и достижения стратегических целей
страны на международной арене; обеспечение,
как минимум, равноправных и недискриминационных
условий интеграции в мировое хозяйство,
а как максимум - выгод и привилегий в международном
торгово-экономическом сотрудничестве;
защита и лоббирование интересов отечественного
бизнеса на глобальном рынке; содействие привлечению эффективных
внешних ресурсов в национальную экономику.
2.
Соответствие экономической дипломатии
зарубежных стран возросшим требованиям
и ожиданиям в эпоху глобализации
обеспечивается разработкой национальных
внешнеэкономических стратегий, определяющих
мирохозяйственные приоритеты страны;
усилением институтов и механизмов, ответственных
за решение стоящих перед экономической
дипломатией задач (прежде всего институтов
государственной поддержки внешнеэкономической
деятельности, реализующих национальную торговую политику,
оказывающих помощь менее развитым странам);
налаживанием действенных механизмов
координации внешнеэкономической политики;
постоянным и существенным бюджетным финансированием
мероприятий экономической дипломатии.
Отмеченное позволяет в полной мере задействовать
имеющиеся у государства ресурсы и возможности
для укрепления международной конкурентоспособности
страны средствами экономической дипломатии.
3.
Возможности экономической дипломатии,
как и многих других функций
активного влияния государства
на развитие национальной экономики,
на протяжении большей части
переходного периода использовались
Россией явно недостаточно. Вследствие
этого задачи эффективного позиционирования России
в системе мирового хозяйства не были
полностью решены, что в свою очередь негативно
сказалось на международной конкурентоспособности
страны.
Сегодня
необходимо придать системный характер
деятельности в сфере экономической
дипломатии, широко используя имеющийся
зарубежный опыт. Требуется (1) разработать
национальную внешнеэкономическую
стратегию, определяющую страновые, региональные,
отраслевые и иные приоритеты внешнеэкономической
политики; (2) осуществить ряд институциональных мероприятий
(в том числе усилить функцию реализации
торговой политики страны в системе исполнительной
власти, вывести функции поддержки экспорта
и инвестиций на уровень федерального агентства,
создать российское агентство развития
для оказания технического и иного содействия
развивающимся странам); (3) преодолеть
функциональную и отраслевую раздробленность
подразделений, участвующих в разработке
и реализации внешнеэкономической политики,
путем формирования координационного
механизма федерального уровня по вопросам ВЭД;
(4) установить четкие порядок и нормативы госрасходов
в поддержку экономической дипломатии.
4.
Значимым фактором повышения
динамизма, обоснованности и целеустремленности
российской экономической дипломатии
должно стать широкое привлечение к
ее осуществлению парламентских, общественных
и деловых кругов, их активное участие
в работе неправительственных организаций
и форумов, тесно связанных с деятельностью
официальных межгосударственных структур.
Необходимо долговременное партнерство между
государством и бизнесом в разработке
стратегии и тактики внешнеэкономической
политики, в освоении и закреплении на
перспективных мировых рынках, в преодолении
дискриминации на внешних рынках и защите
справедливых интересов отечественных производителей на
внутреннем рынке РФ, в продвижении позитивного
имиджа России как делового партнера на
международной арене. Требуется скоординировать усилия
государства и бизнеса во внешнеэкономической
сфере, что позволит максимизировать преимущества
от участия России в процессах глобализации
и минимизировать связанные с этим риски
и издержки.
5.
Важным условием повышения эффективности
и народнохозяйственной отдачи экономической
дипломатии России становится постепенное
смещение акцентов с мобилизационной
и адаптационной дипломатии, обеспечивающих
решение неотложных социально-экономических
задач и институциональную интеграцию
страны в систему мирового хозяйства,
в пользу активной, наступательной дипломатии,
позволяющей добиваться преимуществ на
глобальном рынке и последовательно укреплять
международную конкурентоспособность страны.
С учетом этого необходимо усилить государственную поддержку
ВЭД, лоббистскую работу на мировом рынке,
деятельность по нейтрализации неблагоприятных
для России явлений в мировой экономике
и устранению барьеров на внешних рынках.
Предлагаемое изменение акцентов российской
экономической дипломатии в современных
условиях имеет объективные основания,
заключающиеся в обострении международной
конкуренции при непосредственном участии
в ней зарубежных правительств, усилении
противодействия российской экспансии
на мировом рынке по мере укрепления отечественной
экономики, достижении высокой степени институциональной интеграции
России в мировое хозяйство, создающей
благоприятное поле для применения инструментов активной
экономической дипломатии.
6.
Особенности отечественной экономики
и участия России в международном
разделении труда (топливно-сырьевая специализация экспорта,
ориентация значительной части зарубежных
поставок на сектор госзакупок, растущее
участие в международных тендерах и др.)
предопределяют повышение роли дипломатии
на высшем уровне как наиболее эффективного
инструмента защиты и лоббирования интересов
страны на глобальном рынке. В связи с
этим возрастает значение участия России
в совещаниях "восьмерки", ключевых
региональных и двусторонних саммитах.
Получение синергического эффекта
осуществления экономической дипломатии
"в верхах" предполагает последовательность
и взаимосвязь постановки более общих
вопросов торгово-экономического сотрудничества
в рамках многосторонних и региональных
саммитов, что позволяет усилить влияние
России в тех или иных сферах деятельности
и регионах, и обсуждения конкретных коммерческих проектов
в ходе двусторонних встреч высших должностных
лиц. С изменением внутриэкономической и
мирохозяйственной ситуации возникают
дополнительные благоприятные возможности
для российской экономической дипломатии
на высшем уровне сокращаются "пассивы"
дипломатии, и увеличиваются ее "активы"
(т.е. набор аргументов для убеждения партнеров,
включающий возросшую роль России как
гаранта энергообеспечения многих стран,
емкий и быстрорастущий внутренний рынок,
др.).