Содержание
Введение 3
Роль экономической
дипломатии 5
Основные методы
работы экономической дипломатии 10
Особенность экономической
дипломатии 12
Заключение 25
Список литературы: 26
Введение
Словосочетание
“экономическая дипломатия” предполагает
под собой дипломатические служебные
действия, сконцентрированные на увеличении
экспорта, привлечения иностранных
инвестиций и участия в работе
международных экономических организаций,
т.е., действия, сосредоточенные на подтверждении
экономических интересов страны
на международном уровне.
Экономическая
дипломатия, как и дипломатия, вообще,
является составной частью внешней
политики, международной деятельности
государства; именно внешняя политика
определяет цели и задачи экономической
дипломатии, которая представляет собой
совокупность мероприятий, форм, средств
и методов, используемых для осуществления
внешней политики.
Коммерческая
деятельность всегда была важной областью
дипломатического обслуживания, в то
время как ее средства, методы и
цели определял фактический момент
истории.
Несколько
десятилетий тому назад, особенно после
Второй Мировой Войны, коммерческая
деятельность расценивалась, как действия
так называемой политической дипломатии.
Профессиональные дипломаты, работающие
в сфере строго политических межгосударственных
взаимоотношений, имели более высокий
статус и профессиональную репутацию
по сравнению с коммерческими
атташе. Но, если мы будем рассматривать
происхождение дипломатии вообще, то
обнаружим, что торговля была фундаментальным
стимулом для кроссирования тогдашних
национальных границ и развития взаимодействия
между нациями. Исторические примеры
подтверждают, что интенсивная торговля,
регулируемая торговыми договорами
была присуща цивилизациям древнего
Египта и Западной Азии. Торговля между
Старым Светом и Новым Светом, процветала
благодаря Европейской колонизации
Азии и открытию богатых Южно-американских
побережий.
Другими
словами, торговля была поводом для
установления первых межгосударственных
взаимоотношений и соглашений. Поэтому,
можно смело сказать: национальный флаг
следовал за торговлей.
В
наше время глобализации мира, характеризующееся
экономической взаимозависимостью
государств друг от друга, важным элементом
в международных взаимоотношениях
стала экономическая дипломатия.
Это — «измерительный прибор», с
помощью которого определяется уровень
взаимоотношений между странами.
Поэтому, экономика приобрела центральную
роль в дипломатических отношениях,
границы между традиционными
политическими и экономическими
дипломатическими действиями становятся
более тонкими и «экономическая
дипломатия» все больше внедряется
в области применения классической
дипломатии.
Сегодня,
экономическая дипломатия становится
дисциплиной, объединяющей понимание
динамики международных взаимодействий
в политических и экономических
сферах, она определяет развитие их
взаимоотношений и взаимозависимость
друг от друга. Функциональные возможности
объединенной дипломатии многоэквивалентны,
потому что каждая специфическая дипломатическая
деятельность на политическом или экономическом
уровне связана друг с другом. Этот подход
появляется в двусторонних и многосторонних
взаимоотношениях государств. Яркий пример
тому недавний «газовый кризис» между
Россией и Украиной. В связи с вступлением
в активный экономический процесс ряда
стран Азии, Африки и Латинской Америки
возникли новые финансовые трудности.
Встал вопрос об участии в разрешении
этих проблем развитых индустриальных
государств, располагающих финансовыми
ресурсами, и международных финансовых
организаций. История дипломатии ранее
не знала такого количества глобальных
и региональных проблем и вовлечения огромного
числа государств в их решение. К этому
прибавляются и другие факторы, в частности
значительное усиление влияния на международные
отношения и непосредственно на дипломатию
средств массовой информации, которые
все больше становятся "четвертой"
властью, подчас сильнее законодательной
и исполнительной.
Роль экономической
дипломатии
Возрастанию
роли экономической дипломатии в
современной системе международных
экономических отношений способствуют
многие конкретные факторы:
- Процессы
интернационализации и усиления взаимозависимости
мировой экономической системы, которые
идут в двух плоскостях — в глобальной
и региональной интеграции.
- Стремительное
расширение зоны рыночного хозяйства,
либерализация национальных экономик
и их взаимодействие через посредство
торговли и международных инвестиций.
Все большее число субъектов мировой экономики
— транснациональных корпораций, банков,
инвестиционных групп — оказывают серьезное
влияние на мировую политику, международные
отношения. Масштабная и увеличивающаяся
зависимость экономик новых независимых
государств, от мировых рынков, инвестиций,
технологий заставляет их корректировать
свои позиции по политическим и военным
проблемам международной жизни.
- Глобализация
в мировом хозяйстве, поднимает эту роль
на новый количественный и качественный
уровень, сочетая процесс углубления интернационализации
производительных сил и одновременно
стремление транснациональных корпораций
подчинить этот процесс своим целям усиления
доминирующего положения на мировом рынке,
повышает роль экономической дипломатии,
ибо она содействует развитию интернационализации
в интересах всех стран и вместе с тем
противодействует стремлениям тех, кто
хотел бы монополизировать преимущества
глобализации.
- Внедрение
прогрессивных методов управления, энергосберегающих
и новых технологий, иностранные инвестиции
обеспечивают развитие сотрудничества
между странами и международными организациями.
Это уменьшает тенденцию к закрытости
и автаркии (самообеспечению) экономик
стран, внешняя открытость становится
нормой.
- Продвижение
инноваций в экономику государства и внешняя
открытость — способствует созданию положительного
имиджа страны, а это влечет за собой привлечение
в страну иностранного туризма, что тоже
является решающим фактором экономического
роста и привлечению иностранных инвестиций.
Экономическая
дипломатия и внешнеэкономическая
политика правительства понятия
не тождественные. Целью реализации
мер экономической дипломатии является
достижение договоренности и взаимоприемлемого
решения по проблемам развития экономических
отношений, другими словами, развитие
эффективного взаимодействия, в котором
заинтересованы обе стороны. Реализация
же целей внешнеэкономической политики
и конкретных решений правительства
предполагает необходимость придерживаться
общего внешнеэкономического курса
страны. Поэтому во внешнеэкономической
практике часто применяются односторонние
правовые меры в отношении других стран,
иногда имеющие непопулярный характер,
что диктуется необходимостью отстаивать национальные
интересы. Такие меры предпринимаются нередко
вопреки интересам других стран, что вызывает
конфликты между участниками внешнеэкономической
деятельности и ответные меры, ограничивающие
свободу контрагента.
Несомненно,
эффективность экономической дипломатии
и, соответственно, внешнеэкономической
деятельности страны в целом и
ее предпринимателей, в частности, зависит
от наличия четкой государственной
внешнеэкономической стратегии. В
ней должны быть ясно сформулированы
общие цели, конкретные задачи и стратегические
направления развития внешнеэкономической
деятельности, указаны приоритеты в товарной
и географической структуре внешней торговли,
направления и наиболее желательные формы
инвестиционного сотрудничества. В условиях
рыночной (капиталистической) экономики
ориентация бизнеса исключительно на
получение максимальной прибыли кажется
вполне логичной. Однако, в реальной практике
это не совсем так. Поэтому поддержка интересов
частного бизнеса на мировом рынке – особый
раздел в искусстве экономической дипломатии.
Инструменты
и методы современной экономической
дипломатии весьма разнообразны — от традиционных
деловых переговоров до прямого лоббирования
национальных интересов на глобальном
рынке и проведения соответствующей, продвигающей
нужное решение в практику и формирующей
общественное мнение, информационной политики.
Во многом эффективность экономической
дипломатии зависит от достигнутого страной
уровня экономического развития, от степени
индустриализации ее экономики и развития
научно- производственной базы, от наличия
необходимых финансовых, человеческих,
информационных и других ресурсов. Собственно,
эти факторы и определяют весомость выдвигаемых
страной требований. Однако и сама экономическая
дипломатия в последнее время все более
и более становится весьма важным фактором
роста конкурентоспособности страны. Другими
словами, в современных условиях всеобщей
конкуренции в международном бизнесе
практически нет союзников. Полномасштабная
конкуренция изначально предполагает
т.н. « схватку», в которой выигрывает сильнейший.
Она ухудшает отношения, практически исключает
полноценное сотрудничество, но улучшает
покупательский климат и обостряет сбытовой
инстинкт и тягу быть лучшим, сильнейшим,
стимулирует волю к выживанию в сложных
условиях мирового рынка. Собственно,
глобальные конкурентные игры на современной
мировой экономической арене чем-то напоминают
бой древнеримских гладиаторов, слегка
замаскированный духом соревнования и
легитимной целью – создания стратегических
альянсов партнеров по бизнесу, которые
в любой момент в случае изменения их целей
и малейшего нарушения их интересов могут
превратиться в самых ярых конкурентов.
А это значит, что участвующие в подобной
современной конкурентной игре должны
постоянно находиться в политическом
и экономическом тонусе и напряжении,
отслеживая маневры своего партнера-конкурента.
В
этих условиях глобальной конкуренции
весьма актуальны стратегические рекомендации
Н. Макиавелли и представляется особенно
перспективной активная, иногда даже
агрессивная по форме экономическая
дипломатия с целью: проникновения
и захвата перспективных мировых
и региональных рынков. Именно поэтому
практически все страны мира стремятся
укрепить свои институциональные и организационные
структуры для поддержки внешнеэкономической
деятельности и лоббирования интересов
отечественных компаний за рубежом. Статус
экономической дипломатии в системе государственной
власти непрерывно повышается, существенно
расширяются функции и улучшается качество
работы, повышается виртуозность и профессиональный
уровень персонала. Во главе подобных
структур, как правило, находятся руководители
высокого уровня, имеющие богатый опыт
дипломатической работы и хозяйственного
управления, хорошо понимающие цели и
задачи страны и ее предпринимателей. Но
представляется необходимой целенаправленная
подготовка и соответствующее целенаправленное
образование квалифицированных, профессиональных
кадров для выполнения столь сложной и
деликатной работы по продвижения национальных
интересов на мировом рынке в изменившихся
условиях и « полномасштабное производство
виртуозных гладиаторов-дипломатов»,
способных эффективно отстаивать интересы
страны и ее предпринимателей на глобальной
экономической арене.
Методы
экономической дипломатии для поддержки
национального бизнеса на мировой экономической
арене предполагают и использование инструментов
традиционной дипломатии: ноты и заявления,
консультации и обсуждения, обмен мнениями,
в том числе в неофициальном порядке, визиты
и встречи, участие в работе международных
экономических организаций и пр.. В мире
практически сформировался механизм экономической
дипломатии, состоящий из всех известных
приемов и методов, который используется
для достижения договоренностей с другими
странами о взаимных уступках на двусторонней
и многосторонней основе.
Одним
из специфических аспектов экономической
дипломатии является мастерство ведения
переговоров в целях предотвращения
или урегулирования конфликтов в
экономических отношениях, поиска компромиссов
и взаимоприемлемых договоренностей,
заключения соглашений в той или иной
форме, предусматривающих расширение
внешнеэкономического сотрудничества
на основе равноправия и взаимной выгоды,
насколько это возможно в условиях глобальной
конкуренции. Однако, взаимной выгоды,
как известно, можно добиться преимущественно
только путем взаимных уступок. Поэтому
именно осознанные взаимные уступки выступают
важным средством достижения компромисса
в любых ситуациях и приобретают особое
значение в условиях глобализации и глобальной
конкуренции, нацеленной на достижение
глобального превосходства. Известно,
что конкуренция « ни чиста, ни совершенна»,
но, несомненно, существует точка перехода
от состояния конкуренции к подобию сотрудничества.
Именно эту « точку» пересечения интересов,
основанную на взаимных уступках в решении
своих или общих проблем и необходимо
найти в процессе дипломатических переговоров
на экономической почве. В частности, при
обсуждении глобальных, общих для всего
человечества проблем на межнациональном
уровне, в рамках международных организаций,
на международных встречах глав-государств,
особенно, на встречах «Большой восьмерки»
упоминаются такие категории, как «глобальное
партнерство» и «глобальный потенциал». Это
выводит дипломатию и экономическую дипломатию
в частности на качественно иной уровень
развития и значимости, который характеризуется
расширением возможностей и повышением ответственности
за решения общемировых задач.