Роль экономической дипломатии в международном бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:48, реферат

Описание работы

Экономическая дипломатия, как и дипломатия, вообще, является составной частью внешней политики, международной деятельности государства; именно внешняя политика определяет цели и задачи экономической дипломатии, которая представляет собой совокупность мероприятий, форм, средств и методов, используемых для осуществления внешней политики.

Содержание

Введение 3
Роль экономической дипломатии 5
Основные методы работы экономической дипломатии 10
Особенность экономической дипломатии 12
Заключение 25
Список литературы: 26

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 99.29 Кб (Скачать)

     Содержание

 

Введение 3

Роль экономической  дипломатии 5

Основные методы работы экономической дипломатии 10

Особенность экономической  дипломатии 12

Заключение 25

Список литературы: 26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

 

     Словосочетание  “экономическая дипломатия” предполагает под собой дипломатические служебные  действия, сконцентрированные на увеличении экспорта, привлечения иностранных  инвестиций и участия в работе международных экономических организаций, т.е., действия, сосредоточенные на подтверждении  экономических интересов страны на международном уровне.

     Экономическая дипломатия, как и дипломатия, вообще, является составной частью внешней  политики, международной деятельности государства; именно внешняя политика определяет цели и задачи экономической  дипломатии, которая представляет собой  совокупность мероприятий, форм, средств  и методов, используемых для осуществления  внешней политики.

     Коммерческая  деятельность всегда была важной областью дипломатического обслуживания, в то время как ее средства, методы и  цели определял фактический момент истории.

     Несколько десятилетий тому назад, особенно после  Второй Мировой Войны, коммерческая деятельность расценивалась, как действия так называемой политической дипломатии. Профессиональные дипломаты, работающие в сфере строго политических межгосударственных взаимоотношений, имели более высокий  статус и профессиональную репутацию  по сравнению с коммерческими  атташе. Но, если мы будем рассматривать  происхождение дипломатии вообще, то обнаружим, что торговля была фундаментальным  стимулом для кроссирования тогдашних  национальных границ и развития взаимодействия между нациями. Исторические примеры  подтверждают, что интенсивная торговля, регулируемая торговыми договорами была присуща цивилизациям древнего Египта и Западной Азии. Торговля между  Старым Светом и Новым Светом, процветала благодаря Европейской колонизации  Азии и открытию богатых Южно-американских побережий.

     Другими словами, торговля была поводом для  установления первых межгосударственных взаимоотношений и соглашений. Поэтому, можно смело сказать: национальный флаг следовал за торговлей.

     В наше время глобализации мира, характеризующееся  экономической взаимозависимостью государств друг от друга, важным элементом  в международных взаимоотношениях стала экономическая дипломатия. Это — «измерительный прибор», с  помощью которого определяется уровень  взаимоотношений между странами. Поэтому, экономика приобрела центральную  роль в дипломатических отношениях, границы между традиционными  политическими и экономическими дипломатическими действиями становятся более тонкими и «экономическая дипломатия» все больше внедряется в области применения классической дипломатии.  

     Сегодня, экономическая дипломатия становится дисциплиной, объединяющей понимание  динамики международных взаимодействий в политических и экономических  сферах, она определяет развитие их взаимоотношений и взаимозависимость  друг от друга. Функциональные возможности  объединенной дипломатии многоэквивалентны, потому что каждая специфическая дипломатическая деятельность на политическом или экономическом уровне связана друг с другом. Этот подход появляется в двусторонних и многосторонних взаимоотношениях государств. Яркий пример тому недавний «газовый кризис» между Россией и Украиной. В связи с вступлением в активный экономический процесс ряда стран Азии, Африки и Латинской Америки возникли новые финансовые трудности. Встал вопрос об участии в разрешении этих проблем развитых индустриальных государств, располагающих финансовыми ресурсами, и международных финансовых организаций. История дипломатии ранее не знала такого количества глобальных и региональных проблем и вовлечения огромного числа государств в их решение. К этому прибавляются и другие факторы, в частности значительное усиление влияния на международные отношения и непосредственно на дипломатию средств массовой информации, которые все больше становятся "четвертой" властью, подчас сильнее законодательной и исполнительной. 
 

 

     

Роль экономической  дипломатии

 

     Возрастанию роли экономической дипломатии в  современной системе международных  экономических отношений способствуют многие конкретные факторы:

  • Процессы интернационализации и усиления взаимозависимости мировой экономической системы, которые идут в двух плоскостях — в глобальной и региональной интеграции.
  • Стремительное расширение зоны рыночного хозяйства, либерализация национальных экономик и их взаимодействие через посредство торговли и международных инвестиций. Все большее число субъектов мировой экономики — транснациональных корпораций, банков, инвестиционных групп — оказывают серьезное влияние на мировую политику, международные отношения. Масштабная и увеличивающаяся зависимость экономик новых независимых государств, от мировых рынков, инвестиций, технологий заставляет их корректировать свои позиции по политическим и военным проблемам международной жизни.
  • Глобализация в мировом хозяйстве, поднимает эту роль на новый количественный и качественный уровень, сочетая процесс углубления интернационализации производительных сил и одновременно стремление транснациональных корпораций подчинить этот процесс своим целям усиления доминирующего положения на мировом рынке, повышает роль экономической дипломатии, ибо она содействует развитию интернационализации в интересах всех стран и вместе с тем противодействует стремлениям тех, кто хотел бы монополизировать преимущества глобализации.
  • Внедрение прогрессивных методов управления, энергосберегающих и новых технологий, иностранные инвестиции обеспечивают развитие сотрудничества  между странами и  международными организациями. Это уменьшает тенденцию к закрытости и автаркии (самообеспечению) экономик стран, внешняя открытость становится нормой.
  • Продвижение инноваций в экономику государства и внешняя открытость — способствует созданию положительного имиджа страны, а это влечет за собой привлечение в страну иностранного туризма, что тоже является решающим фактором экономического роста и привлечению иностранных инвестиций.

     Экономическая дипломатия и внешнеэкономическая  политика правительства понятия  не тождественные. Целью реализации мер экономической дипломатии является достижение договоренности и взаимоприемлемого  решения по проблемам развития экономических  отношений, другими словами, развитие эффективного взаимодействия, в котором  заинтересованы обе стороны. Реализация же целей внешнеэкономической политики и конкретных решений правительства  предполагает необходимость придерживаться общего внешнеэкономического курса  страны. Поэтому во внешнеэкономической  практике часто применяются односторонние  правовые меры в отношении других  стран, иногда имеющие непопулярный характер, что диктуется необходимостью отстаивать  национальные интересы. Такие меры предпринимаются  нередко вопреки интересам других стран, что вызывает конфликты между участниками внешнеэкономической деятельности и ответные меры, ограничивающие свободу контрагента.     

     Несомненно, эффективность экономической дипломатии и, соответственно, внешнеэкономической  деятельности страны в целом и  ее предпринимателей, в частности, зависит  от наличия четкой государственной  внешнеэкономической стратегии. В  ней должны быть ясно сформулированы общие цели,  конкретные задачи и стратегические направления развития внешнеэкономической деятельности, указаны приоритеты в товарной и географической структуре внешней торговли, направления и наиболее желательные формы инвестиционного сотрудничества. В условиях рыночной  (капиталистической) экономики ориентация бизнеса исключительно на получение максимальной прибыли кажется вполне логичной. Однако, в реальной практике это не совсем так. Поэтому поддержка интересов частного бизнеса на мировом  рынке – особый раздел в искусстве экономической дипломатии.       

     Инструменты и методы современной экономической  дипломатии весьма разнообразны — от традиционных деловых переговоров до прямого лоббирования национальных интересов на глобальном рынке и проведения соответствующей, продвигающей нужное решение в практику и формирующей общественное мнение, информационной политики. Во многом эффективность экономической дипломатии зависит от  достигнутого страной уровня экономического развития, от степени индустриализации ее экономики и развития научно- производственной базы, от наличия необходимых финансовых, человеческих, информационных и других ресурсов. Собственно, эти факторы и определяют весомость выдвигаемых страной требований. Однако и сама экономическая дипломатия в последнее время все более и более становится весьма важным фактором роста конкурентоспособности страны. Другими словами, в современных условиях всеобщей конкуренции в международном бизнесе практически нет союзников. Полномасштабная конкуренция изначально предполагает т.н. « схватку», в которой выигрывает сильнейший. Она ухудшает отношения, практически исключает полноценное сотрудничество, но улучшает покупательский климат и обостряет сбытовой инстинкт и тягу быть лучшим, сильнейшим, стимулирует волю к выживанию в сложных условиях мирового рынка. Собственно, глобальные конкурентные игры на современной мировой экономической арене чем-то напоминают бой древнеримских гладиаторов, слегка замаскированный духом соревнования и легитимной целью – создания стратегических альянсов партнеров по бизнесу, которые в любой момент в случае изменения их целей и малейшего нарушения  их интересов могут превратиться в самых ярых конкурентов. А это значит, что участвующие в подобной современной конкурентной игре должны постоянно находиться в политическом и экономическом тонусе и напряжении, отслеживая маневры своего партнера-конкурента.

     В этих условиях глобальной конкуренции  весьма актуальны стратегические рекомендации Н. Макиавелли и представляется особенно перспективной активная, иногда даже агрессивная по форме экономическая  дипломатия с целью: проникновения  и захвата перспективных мировых  и региональных рынков. Именно поэтому  практически все страны мира стремятся  укрепить свои институциональные и организационные структуры для поддержки внешнеэкономической деятельности и лоббирования интересов отечественных компаний за рубежом. Статус экономической дипломатии в  системе государственной власти непрерывно  повышается, существенно расширяются функции и улучшается качество работы, повышается виртуозность и профессиональный уровень персонала. Во главе подобных структур, как правило,  находятся руководители высокого уровня, имеющие богатый опыт дипломатической работы и хозяйственного управления, хорошо понимающие цели и задачи страны и ее предпринимателей.  Но представляется необходимой целенаправленная подготовка и соответствующее целенаправленное образование квалифицированных, профессиональных кадров для выполнения столь сложной и деликатной работы по продвижения национальных интересов на мировом рынке в изменившихся условиях и « полномасштабное производство виртуозных гладиаторов-дипломатов», способных эффективно отстаивать интересы страны и ее предпринимателей на глобальной экономической арене.      

     Методы  экономической дипломатии для поддержки национального бизнеса на мировой экономической арене предполагают и использование инструментов традиционной дипломатии: ноты и заявления, консультации и обсуждения, обмен мнениями, в том числе в неофициальном порядке, визиты и встречи, участие в работе международных экономических организаций и пр.. В мире практически сформировался механизм экономической дипломатии, состоящий из всех известных приемов и методов, который используется для достижения договоренностей с другими странами о взаимных уступках на двусторонней и многосторонней основе.

     Одним из специфических аспектов экономической  дипломатии является мастерство ведения  переговоров в целях предотвращения или урегулирования конфликтов в  экономических отношениях, поиска компромиссов и взаимоприемлемых договоренностей, заключения соглашений в той или иной форме, предусматривающих расширение внешнеэкономического сотрудничества на основе равноправия и взаимной выгоды, насколько это возможно в условиях глобальной конкуренции. Однако, взаимной выгоды, как известно, можно добиться  преимущественно только путем взаимных уступок. Поэтому именно осознанные взаимные уступки выступают важным средством достижения компромисса в любых ситуациях и приобретают особое значение в условиях глобализации и глобальной конкуренции, нацеленной на достижение глобального превосходства. Известно, что конкуренция « ни чиста, ни совершенна», но, несомненно, существует точка перехода от состояния конкуренции к подобию сотрудничества. Именно эту « точку» пересечения интересов, основанную на взаимных уступках в решении своих или общих проблем и необходимо найти в процессе дипломатических переговоров на экономической почве. В частности,  при обсуждении глобальных, общих для всего человечества проблем на межнациональном уровне, в рамках международных организаций, на международных встречах глав-государств, особенно, на встречах «Большой восьмерки» упоминаются такие категории, как «глобальное партнерство» и «глобальный потенциал».  Это выводит дипломатию и экономическую дипломатию в частности на качественно иной уровень развития и значимости, который характеризуется расширением возможностей и повышением  ответственности за решения общемировых задач.

Информация о работе Роль экономической дипломатии в международном бизнесе