Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 11:58, курсовая работа
Цель работы – ознакомиться с историей создания, функционирования ВТО. Определить ее роль в мировой торговле и мировой экономике. А также охарактеризовать процесс присоединения нашей страны к Всемирной торговой организации. Определить проблемы и перспективы вступления, оценить ситуацию, которая сложится в различных отраслях экономики, после вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1.ГАТТ/ВТО И ЕЕ РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ………………………………………………………………………….5
1.1.История развития ГАТТ, принципы функционирования и итоги ее деятельности…………………………………………………………………….5
1.2.Создание и сущность Всемирной торговой организации………………14
2.ВТО И ЕЕ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………….22
2.1.ВТО и мировая экономика………………………………………………...22
2.2.Преимущества торговой системы ВТО…………………………………..24
3.ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...
Программа подготовительных работ по присоединению включает в себя следующие пункты[16]:
Как уже было сказано ранее, данный процесс имеет своих сторонников и противников, которые выдвигают плюсы и минусы от присоединения России к данной организации. На мой взгляд, начать стоит с позитивных моментов.
Сторонники присоединения РФ к ВТО указывают на неоспоримые преимущества этого шага. Они считают, что выгоды от этого гораздо больше чем потери.
Членство в ВТО освобождает наше государство от необходимости заключения и оперативного слежения за комплексом, состоящим почти из двухсот двусторонних и региональных соглашений о торгово-экономических отношения, что постоянно требует значительных трудовых, финансовых и временных затрат. Страна получает возможность участия во всех многосторонних международных переговорах, и отстаивать выгодные для себя позиции и условия[4].
Увеличение экспортных доходов и уменьшение потерь в результате снижения таможенных пошлин, прекращение или сокращение антидемпинговых процедур, уменьшения других препятствий для российского экспорта.
Внедрение иностранных банков в банковскую сферу России, что может способствовать более активной мобилизации средств потенциальных вкладчиков, которые не доверяют отечественным банкам. Это даст дополнительный импульс развитию российского рынка банковских услуг. Поскольку привнесет в него новые капиталы, мировые стандарты качества предоставления услуг, что оздоровит ситуацию путем повышения степени конкуренции, а также облегчит выход российских банков на мировой рынок финансовых услуг[5].
Иностранная конкуренция, в конечном счете, будет способствовать структурной перестройке российской экономики и повышению ее конкурентоспособности[3].
Россия получает более широкий доступ на мировой рынок, при этом страна не потеряет права защищать внутренний рынок и интересы отечественных товаропроизводителей, но будет обязана производить защиту цивилизованными методами, принятыми в международном сообществе[17]. Вместе с иностранными компаниями в страну придут новые технологии и опыт организации производства, ориентированный на мировые стандарты[13].
Членство в ВТО обеспечит России вхождение в глобальную экономику и мировое хозяйство. Общий размер финансовой выгоды от вступления России в ВТО может составить от 19-64 млрд. долл., в зависимости от обстоятельств, которые сложатся после вступления России в эту организацию[17].
Противники
вступления России в ВТО считают,
что это только повредит России,
поскольку ограничит
Из-за
усилившейся иностранной
Еще одним негативным последствием, будет ограничена свобода проведения самостоятельной внешнеэкономической политики[3].
Кроме
этого, стоит отметить, что экономика
России развивается неравномерно, что
ослабляет ее экономическую стабильность[17]
Снижение функции импортного тарифа облегчает доступ к импортным товарам (в основном – готовым изделиям) на российский рынок, что затрудняет условия восстановления промышленного потенциала, в первую очередь в обрабатывающих отраслях[4]. ВТО, безусловно, усилит импортную конкуренцию на российском рынке. В нашей импортной политике государство лишь косвенно защищает отечественного производителя. Главным инструментом такой защиты является таможенный тариф, тогда как другие страны мира используют меры нетарифной защиты[9].
Помимо всего прочего, зарубежные государства требуют, чтобы, входя в ВТО, Россия взяла на себя обязательство уменьшить государственную поддержку аграрного сектора, снизила таможенные тарифы для импортных товаров, а Китай даже требует свободного доступа на российский рынок труда китайских граждан. Такие требования нельзя назвать справедливыми. Так, в странах ЕС на поддержку сельхозпроизводителей выделяется ежегодно 42 млрд. долл., это в 50 раз больше, чем у нас в России. Россия со своей стороны требует установить господдержку своего сельского хозяйства на уровне 16 млрд. долл. в год, которых, в казне пока нет. Сейчас Россия на господдержку своего сельского хозяйства тратит менее 1 млрд. долл., и даже эту сумму ВТО хочет уменьшить, чтобы наводнить нас товарами, которые в других странах не могут найти спроса[35].
Согласно оценкам группы специалистов Российской Академии наук, вступление России в ВТО, может увеличить прирост ВВП страны на 1% в условиях его роста, и снизить на 1% в обстановке его падения[9].
Наиболее полная и понятная ситуация складывается на рынке инвестиционных услуг, который является одним из наиболее либерализованных рынков как в России так и в мировой экономике.
В целом, инвестиционный с момента своего возникновения был открыт для иностранного капитала и является частью мировой системы финансовых рынков. Его либерализованность, создала ситуацию, когда успешные инвестиционные компании либо с самого начала возникали как часть мировой системы движения капиталов, либо весьма быстро становились ею[6].
Однако присоединение к ВТО может оказать существенное влияние на изменение инвестиционного климата и привлечение прямых иностранных инвестиций. Это может привести к росту ПИИ до 4 млрд. долл. в год. Если же будут приняты дополнительные меры по улучшению инвестиционного климата, то можно ожидать гораздо более значительного эффекта[12].
Таким образом, переговоры в рамках ВТО побуждают российское правительство принимать меры по созданию благоприятного инвестиционного климата. Но в то же время, они препятствуют попыткам отдельных компаний получить привилегии на российском рынке. В ходе ведения переговоров и оценке имеющейся ситуации, приток как российского, так и иностранного капитала будет возрастать, причем до того, как Россия вступит в ВТО[8].
Наиболее актуальным в рамках рассматриваемого вопроса является анализ последствий для отечественных предприятий и экспорта России.
Расширение экспорта и создание для него более благоприятных условий на внешних рынках с самого начала, было, главной уставной целью ГАТТ/ВТО. Свои надежды с ВТО связывают и российские экспортеры. При присоединении к ВТО российский экспортный ценовой выигрыш для начала не превысит 0,5-1,5%. Принципиально новая и благоприятная ситуация складывается в ВТО для российского экспорта услуг, которые не попадают под двусторонние соглашения заключенные с множеством стран. Подавляющее большинство тарифных уступок в ВТО относится к готовой и наукоемкой продукции, в то время как российские экспортеры ориентируются на экспорте сырья. Виной тому – запущенность научно-технического прогресса в стране, развал в годы «либеральных реформ» отечественной отраслевой науки. В начале 21 столетия общенациональные расходы на НИОКР в России были в 7,5 раз меньше чем в ФРГ, в 22 раза – чем в Японии и в 45 раз – чем в США. Около 60% производственных мощностей страны перешли грань морального износа и т.д.[9].
Основными направления экспортной политики, требующими незамедлительной реакции, надо признать следующие направления:
Итак,
как уже было сказано ранее, одной
из наиболее важных причин, оказывающих
негативное влияние на российский экспорт,
является конкурентоспособность
Конкурентоспособность
выступает универсальным
В условиях подготовки к присоединению России к ВТО конкурентоспособность отечественных товаров и услуг, предприятий и страны в целом стала комплексным показателем, определяющим наше будущее. Вопрос сейчас ставится так: либо Россия выполнит свою стратегическую задачу войти в мировое хозяйство гармонично развитой страной, владеющей современными технологиями управления и производства либо она окончательно превратится в сырьевой придаток «золотого миллиарда» и других стран.
К конкурентным слабостям российской экономики относятся:
Повышение
конкурентоспособности для
В связи с этим государственная политика повышения конкурентоспособности, должна предусматривать следующее:
Информация о работе Роль ГАТТ/ВТО в регулировании мировой торговли