Роль ГАТТ/ВТО в регулировании мировой торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 11:58, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – ознакомиться с историей создания, функционирования ВТО. Определить ее роль в мировой торговле и мировой экономике. А также охарактеризовать процесс присоединения нашей страны к Всемирной торговой организации. Определить проблемы и перспективы вступления, оценить ситуацию, которая сложится в различных отраслях экономики, после вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

1.ГАТТ/ВТО И ЕЕ РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ………………………………………………………………………….5

1.1.История развития ГАТТ, принципы функционирования и итоги ее деятельности…………………………………………………………………….5

1.2.Создание и сущность Всемирной торговой организации………………14

2.ВТО И ЕЕ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………….22

2.1.ВТО и мировая экономика………………………………………………...22

2.2.Преимущества торговой системы ВТО…………………………………..24

3.ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО………..28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ МЭО.doc

— 238.50 Кб (Скачать)

     Программа подготовительных работ по присоединению включает в себя следующие пункты[16]:

  1. Разработка и утверждение промышленной политики России, включая аграрную. Выделение в ней приоритетных отраслей, протекционистской защиты, поощрения промышленного экспорта услуг;
  2. Формирование постоянно действующих государственных механизмов с целью адаптации отдельных важнейших отраслей экономики, регионов и мелкого и среднего бизнеса к возрастающей импортной конкуренции, в том числе, наукоемкого, экспорта страны. Финансирование этих механизмов;
  3. Завершение законотворческой работы, необходимых для присоединения РФ к ВТО;
  4. Изменение организации и тактики переговоров о присоединении к ВТО:
    • Более широкое привлечение к разработке и реализации российской позиции на переговорах авторитетных объединений российских деловых кругов;
    • Проведение «связывания» ставок российского таможенного тарифа на уровне ниже ставок действующего тарифа, согласование конечных ставок такого «связывания».

    Как уже было сказано ранее, данный процесс  имеет своих сторонников и  противников, которые выдвигают  плюсы и минусы от присоединения  России к данной организации. На мой взгляд, начать стоит с позитивных моментов.

    Сторонники  присоединения РФ к ВТО указывают  на неоспоримые преимущества этого  шага. Они считают, что выгоды от этого гораздо больше чем потери.

    Членство  в ВТО освобождает наше государство  от необходимости заключения и оперативного слежения за комплексом, состоящим почти из двухсот двусторонних и региональных соглашений о торгово-экономических отношения, что постоянно требует значительных трудовых, финансовых и временных затрат. Страна получает возможность участия во всех многосторонних международных переговорах, и отстаивать выгодные для себя позиции и условия[4]. 

    Увеличение  экспортных доходов и уменьшение потерь в результате снижения таможенных пошлин, прекращение или сокращение антидемпинговых процедур, уменьшения других препятствий для российского экспорта.

    Внедрение иностранных банков в банковскую сферу России, что может способствовать более активной мобилизации средств  потенциальных вкладчиков, которые  не доверяют отечественным банкам. Это даст дополнительный импульс развитию российского рынка банковских услуг. Поскольку привнесет в него новые капиталы, мировые стандарты качества предоставления услуг, что оздоровит ситуацию путем повышения степени конкуренции, а также облегчит выход российских банков на мировой рынок финансовых услуг[5].

    Иностранная конкуренция, в конечном счете, будет способствовать структурной перестройке российской экономики и повышению ее конкурентоспособности[3]. 

    Россия  получает более широкий доступ на мировой рынок, при этом страна не потеряет права защищать внутренний рынок и интересы отечественных товаропроизводителей, но будет обязана производить защиту цивилизованными методами, принятыми в международном сообществе[17]. Вместе с иностранными компаниями в страну придут новые технологии и опыт организации производства, ориентированный на мировые стандарты[13].

    Членство  в ВТО обеспечит России вхождение в глобальную экономику и мировое хозяйство. Общий размер финансовой выгоды от вступления России в ВТО может составить от 19-64 млрд. долл., в зависимости от обстоятельств, которые сложатся после вступления России в эту организацию[17].

    Противники  вступления России в ВТО считают, что это только повредит России, поскольку ограничит административно-правовые и экономические возможности по защите внутреннего рынка. Более того, свободный  рынок уничтожит многие предприятия, и даже целые отрасли. Действующие предприятия попадут под влияние ТНК и сократят бюджетные поступления, т.к. их прибыль станет облагаться налогом уже за границей[13]. 

    Из-за усилившейся иностранной конкуренции  в проигрыше окажутся: машиностроение, легкая, пищевая промышленность, сельское хозяйство, автостроение, производство строительных материалов, бытовая химия, сфера услуг и т.д. [9]. Однако некоторые эксперты считают, что все таки, это положительно отразится на производстве высокотехнологичных товаров. Они считают, что членство в ВТО откроет ей возможности использования отечественных технологий и наукоемких производств в масштабах мирового рынка, что позволит ей полностью перестроить в структуру своей экономики и экспорта. А также российские производители получат доступ к зарубежному опыту и капиталу, что также позволит расширить и улучшить производство[18].

    Еще одним негативным последствием, будет ограничена свобода проведения самостоятельной внешнеэкономической политики[3].  

    Кроме этого, стоит отметить, что экономика  России развивается неравномерно, что  ослабляет ее экономическую стабильность[17]

    Снижение  функции импортного тарифа облегчает  доступ к импортным товарам (в основном – готовым изделиям) на российский рынок, что затрудняет условия восстановления промышленного потенциала, в первую очередь в обрабатывающих отраслях[4]. ВТО, безусловно, усилит импортную конкуренцию на российском рынке. В нашей импортной политике государство лишь косвенно защищает отечественного производителя. Главным инструментом такой защиты является таможенный тариф, тогда как другие страны мира используют меры нетарифной защиты[9].

    Помимо  всего прочего, зарубежные государства требуют, чтобы, входя в ВТО, Россия взяла на себя обязательство уменьшить государственную поддержку аграрного сектора, снизила таможенные тарифы для импортных товаров, а Китай даже требует свободного доступа на российский рынок труда китайских граждан. Такие требования нельзя назвать справедливыми. Так, в странах ЕС на поддержку сельхозпроизводителей выделяется ежегодно 42 млрд. долл., это в 50 раз больше, чем у нас в России. Россия со своей стороны требует установить господдержку своего сельского хозяйства на уровне 16 млрд. долл. в год, которых, в казне пока нет. Сейчас Россия на господдержку своего сельского хозяйства тратит менее 1 млрд. долл., и даже эту сумму ВТО хочет уменьшить, чтобы наводнить нас товарами, которые в других странах не могут найти спроса[35].

    Согласно  оценкам группы специалистов Российской Академии наук,  вступление России в ВТО, может увеличить прирост ВВП страны на 1% в условиях его роста, и снизить на 1% в обстановке его падения[9].

    Наиболее  полная и понятная ситуация складывается на рынке инвестиционных услуг, который является одним из наиболее либерализованных рынков как в России так и в мировой экономике.

    В целом, инвестиционный с момента  своего возникновения был открыт для иностранного капитала и является частью мировой системы финансовых рынков. Его либерализованность, создала ситуацию, когда успешные инвестиционные компании либо с самого начала возникали как часть мировой системы движения капиталов, либо весьма быстро становились ею[6].

    Однако присоединение к ВТО может оказать существенное влияние на изменение инвестиционного климата и привлечение прямых иностранных инвестиций. Это может привести к росту ПИИ до 4 млрд. долл. в год. Если же будут приняты дополнительные меры по улучшению инвестиционного климата, то можно ожидать гораздо более значительного эффекта[12].

    Таким образом, переговоры в рамках ВТО  побуждают российское правительство  принимать меры по созданию благоприятного инвестиционного климата. Но в то же время, они препятствуют попыткам отдельных компаний получить привилегии на российском рынке. В ходе ведения переговоров и оценке имеющейся ситуации, приток как российского, так и иностранного капитала будет возрастать, причем до того, как Россия вступит в ВТО[8].

    Наиболее  актуальным в рамках рассматриваемого вопроса является анализ последствий для отечественных предприятий и экспорта России.

    Расширение  экспорта и создание для него более благоприятных условий на внешних рынках с самого начала, было, главной уставной целью ГАТТ/ВТО. Свои надежды с ВТО связывают и российские экспортеры. При присоединении к ВТО российский экспортный ценовой выигрыш для начала не превысит 0,5-1,5%. Принципиально новая и благоприятная ситуация складывается в ВТО для российского экспорта услуг, которые не попадают под двусторонние соглашения заключенные с множеством стран. Подавляющее большинство тарифных уступок в ВТО относится к готовой и наукоемкой продукции, в то время как российские экспортеры ориентируются на экспорте сырья.  Виной тому – запущенность научно-технического прогресса в стране, развал в годы «либеральных реформ» отечественной отраслевой науки. В начале 21 столетия общенациональные расходы на НИОКР в России были в 7,5 раз меньше чем в ФРГ, в 22 раза – чем в Японии и в 45 раз – чем в США. Около 60% производственных мощностей страны перешли грань морального износа и т.д.[9].   

    Основными направления экспортной политики, требующими незамедлительной реакции, надо признать следующие направления:

  • Регулирование количественных и стоимостных параметров национального экспорта исходя из реальных потребностей государства в валютных поступлениях;
  • Повышение уровня переработки и качества имеющихся экспортных ресурсов;
  • Техническое перевооружение обрабатывающих отраслей на базе современных технологий;
  • Расширение государственных инвестиций для возрождения научно-технического и производственного потенциала;
  • Укрепление организационной структуры экспортного сектора путем создания государственных внешнеторговых организаций с наделением их исключительными правами на совершение экспортных операций с такими важными сырьевыми товарами как нефть и нефтепродукты, черные и цветные металлы, зерновые и другие.
  • Укрепление правовой основы экспортных операций и государственного контроля за их практическим осуществлением и возвратом в страну валютных поступлений и т.д.[4]

    Итак, как уже было сказано ранее, одной  из наиболее важных причин, оказывающих  негативное влияние на российский экспорт, является конкурентоспособность отечественной продукции.

    Конкурентоспособность выступает универсальным требованием, предъявляемым открытой хозяйственной  системой к любому национальному  экономическому субъекту. Быть конкурентным – значит обеспечивать сравнимые с мировым уровнем потребительские, качественные и ценовые характеристики товара или услуги независимого от того, для какого рынка они предназначены – внутреннего или внешнего. В зависимости от уровня конкурентоспособности отраслей и фирм складываются объемы и структура экспорта и импорта, торговый и платежный балансы каждой конкретной страны или, иначе говоря, определяются их мировые хозяйственные позиции[10].

    В условиях подготовки к присоединению  России к ВТО конкурентоспособность  отечественных товаров и услуг, предприятий и страны в целом стала комплексным показателем, определяющим наше будущее. Вопрос сейчас ставится так: либо Россия выполнит свою стратегическую задачу войти в мировое хозяйство гармонично развитой страной, владеющей современными технологиями управления и производства либо она окончательно превратится в сырьевой придаток «золотого миллиарда» и других стран.

    К конкурентным слабостям  российской экономики относятся:

  • Огромный износ основных фондов;
  • Неравномерность в экономическом и социальном развитии российских регионов;
  • Высокая ресурсоемкость и затратность производства;
  • Засилье бюрократии и криминализация экономики;
  • Довольно ограниченные возможности внутреннего накопления, что влечет за собой сильную зависимость модернизации экономики от притока иностранного капитала;
  • Значительная экономическая и социальная нестабильность[7].

    Повышение конкурентоспособности для России напрямую зависит от способности  правительства реализовать намеченную на перспективу программу действий без целенаправленной политики государства, изменяющей состояние экономической среды в лучшую сторону, отечественный бизнес не будет иметь необходимых для этого мотиваций для развития своих конкурентных преимуществ[10].

    В связи с этим государственная политика повышения конкурентоспособности, должна предусматривать следующее:

  • Необходима «глубокая» диверсификация экономики;
  • Необходимо организовать мониторинг  конкурентоспособности и найти формы поддержки возникающих и растущих компаний, необходимо создание условий, при которых российские компании могли бы наращивать конкурентоспособность и успешно конкурировать с иностранными компаниями на открытых рынках;
  • Внедрение передового опыта, стимулирование научно-технического прогресса; 
  • Содействие в разработке региональных программ повышения конкурентоспособности и качества;
  • Общеэкономические меры содействия развитию конкуренции между отечественными предприятиями и повышению гибкости рынка;
  • Содействие привлечению иностранного капитала;
  • Целевые инвестиции через федеральные программы создания высоких наукоемких технологий, конкурентоспособных на внешнем рынке товаров;
  • Развитие системы государственных гарантий частным инвесторам;
  • Льготное налогообложение;
  • Развитие инфраструктуры в поддержку торговли[7].

Информация о работе Роль ГАТТ/ВТО в регулировании мировой торговли