Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 11:58, курсовая работа
Цель работы – ознакомиться с историей создания, функционирования ВТО. Определить ее роль в мировой торговле и мировой экономике. А также охарактеризовать процесс присоединения нашей страны к Всемирной торговой организации. Определить проблемы и перспективы вступления, оценить ситуацию, которая сложится в различных отраслях экономики, после вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
1.ГАТТ/ВТО И ЕЕ РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ………………………………………………………………………….5
1.1.История развития ГАТТ, принципы функционирования и итоги ее деятельности…………………………………………………………………….5
1.2.Создание и сущность Всемирной торговой организации………………14
2.ВТО И ЕЕ РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………….22
2.1.ВТО и мировая экономика………………………………………………...22
2.2.Преимущества торговой системы ВТО…………………………………..24
3.ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...
Источник: http://www.sakharov.ru/; http://www.wikipedia.ru/
Большинство раундов касались в основном сокращения тарифов, однако на последних раундах начался процесс пересмотра, реинтерпретации и расширения самого Генерального соглашения о торговле и тарифах[2]. Крупнейшие прорывы в области либерализации международной торговли были достигнуты в результате проведения раунда Диллона, раунда Кеннеди, Токийского раунда, Уругвайского раунда.
Каждый из этих раундов в переговорах и решения принятые в рамках ГАТТ, имели серьезное значение для мировой торговли, оказывали на нее существенное воздействие и так или иначе способствовали формированию глобальной торговой политики как системы регулирования всемирной торговли, в которой центральным звеном выступала ГАТТ.
«Раунд Кеннеди» по уменьшению тарифов - шестой раунд многосторонних торговых переговоров, проводившихся в рамках ГАТТ, - начался в мае 1964г. и завершился 30 июня 1967г. Эти всеобъемлющие переговоры были названы именем президента США Дж. Кеннеди, который содействовал принятию в 1962г. Закона о расширении торговли, позволившего США впервые участвовать в процессе полномасштабного снижения тарифов. Переговоры привели к соглашению о тарифных уступках в мировой торговле, общий объем которых составлял примерно 40 млрд. долл., включая уступки США по импорту в размере 8,5 млрд. долл. и уступки других участвующих в переговорах стран по экспорту США на ту же сумму[22]. Совокупность таможенных пошлин сокращалась отныне в одинаковом процентном отношении. Это снижение растянулось во времени и происходило путем постепенного «сглаживания» и взаимных уступок. Раунд Кеннеди закончился достижением согласия о новом антидемпинговом соглашении ГАТТ.
В результате средневзвешенный уровень импортных таможенных тарифов промышленно развитых стран снизился с 40—60 % в конце 40-х годов до 8—10% к началу 70-х гг. Это, в свою очередь, стало важным фактором стимулирования экономического роста и международной торговли в послевоенные годы: за период 1950—1975гг. мировой экспорт в текущих ценах увеличился в 14,5 раза.[37]
По завершении переговоров на Токийском раунде в ноябре 1979 г. был принят крупный пакет тарифных уступок, а также заключен ряд новых соглашений по нетарифным мерам и усовершенствованию правовых рамок ГАТТ. В результате этого сокращения средневзвешенный тариф (изменение среднего тарифа по отношению к фактическим торговым потокам) на готовую продукцию снизился с 7% до 4,7%, т.е. таможенные сборы уменьшились на 34%.
В ходе Токийского раунда переговоров в рамках ГАТТ был сделан упор на преодоление сложных нетарифных барьеров, в особенности в следующих пяти конкретных областях:
• промышленные стандарты;
• государственные закупки;
• субсидии и компенсационные пошлины;
• лицензирование;
• таможенная оценка.
В каждой из этих областей участники Токийского раунда согласились принять Кодекс поведения стран-членов ГАТТ. Принятое Соглашение, или Кодекс поведения, касающееся субсидий и компенсационных пошлин, признает внутренние субсидии в качестве допустимого инструмента политики, применение которого, однако не должно оказывать отрицательного влияния на другие страны. Запрещается субсидирование экспорта, за исключением сельскохозяйственной продукции. Это соглашения предусматривает также процедуры применения компенсационных пошлин против другой страны, если первая считает, что отечественные фирмы понесли неоправданные убытки из-за субсидий правительства другой страны.
Кодекс лицензирования обязывает участников значительно упростить порядок лицензирования и не допускать дискриминации как зарубежных, так и отечественных фирм.
Кодекс таможенной оценки предусматривает проведение соответствующих оценок на основе цены СИФ или ФОБ - стоимость счета-фактуры с включением или без включения транспортных и страховых расходов; при этом запрещается применение некоторых методов оценки, например на основе продажной цены товара в стране-импортере[2].
Уругвайский раунд - это самые крупные торговые переговоры в 80-90-е гг. Тремя основными органами этого раунда были:
О важности Уругвайского раунда можно судить всего лишь по перечню основных вопросов, обсуждавшихся в ходе заседаний:
• Дальнейшее сокращение тарифов;
• Нетарифные меры;
• Тропические товары (в стоимостном выражении составляли сумму порядка 20 млрд. долл.);
• Продукция, производимая на базе природных ресурсов;
• Текстиль и одежда;
• Сельское хозяйство;
• Статьи ГАТТ;
• Защитные оговорки;
• Субсидии и компенсационные меры;
• Урегулирование споров;
• Права на интеллектуальную собственность;
• Инвестиционные меры;
• Функционирование системы ГАТТ;
• Торговля услугами.
В ходе Уругвайского раунда были приняты решения, существенно расширившие сферу многостороннего межправительственного регулирования. Было заключено 28 соглашений[2]. Среди других важных решений Уругвайского раунда — Генеральное соглашение по международной торговле услугами (ГАТС). Услуги - связь, программное обеспечение, ремонт и обслуживание ЭВМ, лизинг, юридическое, сбытовое и финансовое обслуживание. Приняты также соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и мерам инвестиционной политики. Одновременно с уменьшением величины таможенных пошлин были достигнуты определенные успехи в унификации правил и условий их применения (например, в качестве базы для расчета таможенной пошлины решено использовать цену накладной на товар, а ранее США применяли внутренние цены, что приводило к завышению величины пошлин.)
Одним из результатов деятельности ГАТТ является тот факт, что международная торговля развивалась более высокими темпами по сравнению с ростом мирового производства. Снизился средний уровень таможенных пошлин (в 1945-1947гг. средняя величина таможенных пошлин в развитых странах составляла 40—60%, а по некоторым товарам (например, химическим) достигала 70—90%, то к концу 80-х годов она снизилась до 3—5 %). За годы существования ГАТТ ликвидированы или ограничены многие нетарифные барьеры, значительно унифицировано право международной торговли[37].
Надо
отметить, что Уругвайский раунд
имел огромное значение в общей
международной торговой политике, привел
к крупным сдвигам в
До создания ВТО в систему ГАТТ входили 125 государств, на которые приходилось около 90 % мирового товарооборота.
Важным результатом Уругвайского раунда является создание на базе ГАТТ Всемирной торговой организации (ВТО), которая начала действовать с 1 января 1995 года[37].
Всемирная торговая организация (ВТО) (World Trade Organization) - международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей ГАТТ, на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации[39].
15 апреля 1994г. в городе Марракеше официальный документ о завершении переговоров - Заключительный акт, был подписан министрами 111 государств, из них 104 подписали Соглашение об учреждении Всемирной Торговой Организации - ВТО.
ВТО представляет собой универсальный международный механизм, призванный урегулировать мировую торговлю. ВТО играет исключительно важную роль в системе МЭО, являясь орудием проведения торгово-экономической дипломатии[2].
ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли[28].
ВТО
отвечает за разработку и внедрение
новых торговых соглашений, а также
следит за соблюдением членами
По состоянию на май 2010г. членами ВТО являются 153 страны. Каждая из них обязана предоставлять другим членам организации режим наибольшего благоприятствования в торговле[26]. Более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них, в том числе Россия, Алжир, Казахстан, остальные государства СНГ находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.
Помимо всего прочего, все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению порядка двадцати основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином «многосторонние торговые соглашения» (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.
Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны-члены ВТО имеют более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Тем не менее, в абсолютном выражении общий размер таможенно-тарифных санкций в развитых странах гораздо выше, вследствие чего доступ на рынки высокопередельной продукции с развивающихся стран серьёзно ограничен[39].
ВТО имеет устойчивую тенденцию к росту влияния в мире. Ведущие страны мира поддерживают ее основные задачи и функции. Возрастает активность ВТО в переговорах по важнейшим секторам мировой торговли. Многие члены ВТО выступили за расширение этой организации путем включения в ее состав новых торговых партнеров, чтобы придать ей более универсальный характер[2].
Изначально стоит ответить на вопрос, почему страны находятся в ВТО и почему стремятся стать ее членами? На это существует несколько причин. Во-первых развивающимся странам необходим экспорт, потому что им нужна иностранная валюта, для того чтобы оплатить импорт необходимых для них товаров (топливо, технология, средства производства и т. д.). Помимо этого им необходимы рынки других стран для расширения производства своих товаров и услуг, роста занятости населения и увеличения прибыли. Однако автоматические страны не могут попасть на эти рынки, для этого им нужно своего рода «разрешение». Это разрешение в свою очередь требует соглашения с другими странами. Следовательно для того чтобы отправить свои товары на экспорт развивающейся стране нужно будет заключить со всеми ними двусторонние соглашения. Однако присоединяясь к ВТО, они избегают подобных многосторонних соглашений. Маловероятно, что развивающаяся страна заключит более выгодную сделку в двустороннем соглашении, по сравнению с тем, что было бы возможно в многостороннем. Во-вторых механизм соблюдения прав и обязательств ВТО, реализуемый через систему разрешения споров, дает определенную защищенность от субъективных действий других стран. В-третьих, будучи членом ВТО, стране предоставляется возможность ознакомиться с опытом других стран и в определенной степени повлиять на ход проведения торговых переговоров[20]. На сегодняшний день, на число членов ВТО приходится более 90% всей мировой торговли[14].
Информация о работе Роль ГАТТ/ВТО в регулировании мировой торговли