Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 10:46, реферат
Как известно, Таможенный союз – это соглашение государств об упразднении таможенных пошлин и границ между ними и введении единого таможенного тарифа для других государств. Основной целью Таможенного союза заявлен существенный рост экономики стран–участниц. Президент Казахстана Н. Назарбаев, ссылаясь на данные экспертов, заявил, что Таможенный союз позволит трём странам к 2015 году увеличить ВВП на 15%. Предполагается, что за счет увеличения рынка, установления общих правил ведения бизнеса, страны-участницы получат дополнительный прирост ВВП на 1-2% в год, и заработают более $400 млрд. Если же членом этого союза станет Украина, то возникнет общее экономическое пространство, простирающееся от ЕС до Китая, и объединяющее население стран-участниц общей численностью в 213 миллионов человек.
В
сфере нетарифного
До настоящего времени не решен вопрос о пропорциях распределения ввозных пошлин между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Предложения Астаны и Минска рассчитаны на обширные отчисления в республиканские бюджеты – по причине транзитного статуса данных государств. В итоге, чтобы как-то решить эту проблему, 27 января 2010 г. российская сторона выдвинула идею создания наднационального Казначейства Таможенного Союза (КазТС), что отражает обеспокоенность России относительно жизнеспособности обсуждаемых механизмов раздела поступлений в бюджет от таможенных платежей.
Особое беспокойство вызывает регламент работы первого на территории СНГ наднационального интеграционного органа – Комиссии Таможенного союза (КТС), состоящего из представителей трех стран – участниц Таможенного союза. Считается, что по принципиальным вопросам решения должны приниматься в формате консенсуса. Однако число «принципиальных вопросов», по словам вполне удовлетворенного данным фактом президента Белоруссии Александра Лукашенко, уже достиг 600 пунктов, что в принципе делает работу надгосударственного органа бессмысленной. Фактически Россия, чей рынок является основным для Таможенного союза, оказалась в роли младшего партнера двух транзитных государств. Тем не менее Москва уже передала в КТС предложения об изменении четырех позиций единого таможенного тарифа (25 января 2010 г.).
Начало функционирования Таможенного союза возродило в Белоруссии и Казахстане надежды на быстрые прибыли. Оживляются старые контрабандные схемы, проводятся расчеты и изучаются маршруты. Снятие таможенного контроля с российских границ откроет «окно возможностей» для масштабной товарной интервенции. В этой связи обращает на себя внимание активизация таможенных служб Белоруссии и Казахстана. В частности, белорусская таможня, рассчитывая вновь вернуть себе полномочия регулировать поставки транзитных товаров на российский рынок, в настоящее время активно арендует складские помещения для будущего конфиската.
Вывод:
Таможенный союз формируется наспех
на основе противоречивых договоренностей
– не только письменных, но и устных.
Он явно привязан к политическому
расписанию. Интеграция в данном случае
используется в роли политического
локомотива как внешних (проблема вступления
России в ВТО, определенное давление
на Евросоюз и т. д.), так и внутриполитических
трендов. Между тем цена ошибки при
создании Таможенного союза в
рамках ЕврАзЭС огромна и, помимо экономической
стороны, может иметь серьезное политическое
значение. А цунами дешевого ширпотреба
из третьих стран, которое может обрушиться
с 1 июля 2010 г. через Белоруссию и Казахстан,
способно за несколько месяцев превратить
Россию в огромный Черкизовский рынок.
Это грозит разорением большой части российского
мелкого и среднего бизнеса.