Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 10:46, реферат
Как известно, Таможенный союз – это соглашение государств об упразднении таможенных пошлин и границ между ними и введении единого таможенного тарифа для других государств. Основной целью Таможенного союза заявлен существенный рост экономики стран–участниц. Президент Казахстана Н. Назарбаев, ссылаясь на данные экспертов, заявил, что Таможенный союз позволит трём странам к 2015 году увеличить ВВП на 15%. Предполагается, что за счет увеличения рынка, установления общих правил ведения бизнеса, страны-участницы получат дополнительный прирост ВВП на 1-2% в год, и заработают более $400 млрд. Если же членом этого союза станет Украина, то возникнет общее экономическое пространство, простирающееся от ЕС до Китая, и объединяющее население стран-участниц общей численностью в 213 миллионов человек.
Риски и перспективы таможенного союза
Как
известно, Таможенный союз – это
соглашение государств об упразднении
таможенных пошлин и границ между
ними и введении единого таможенного
тарифа для других государств. Основной
целью Таможенного союза
На первый взгляд, оснований для оптимизма более чем достаточно. С его образованием создается общий рынок почти в 180 млн. человек, с совокупным ВВП в $2 триллиона, и товарооборотом в $900 млрд. Страны-участницы Таможенного союза составляют почти 83% экономического потенциала бывшего СССР. Эксперты-оптимисты ожидают, что:
-
товары на местных рынках
-
откроются новые возможности
для развития бизнеса. Товары
можно будет свободно
- станут дешевле энергоносители;
-
во взаимной торговле стран
Таможенного союза снизятся
Для
Украины появление в
Руководитель
землячества трейдеров и
Потери экономики Украины от создания Таможенного союза могут составить десятки миллиардов долларов, поскольку:
-
усилится конкуренция за рынки
стран-участниц, прежде всего, по
продукции сельского хозяйства,
-
возможная денонсация
-
затруднит торговые отношения
Украины с Беларусью и
Стоит напомнить, что до создания ТС между Украиной и Беларусью не было ограничений по основным статьям украинского экспорта - металлопродукции, электроэнергии, сельскохозяйственной продукции, кондитерским изделиям. Теперь, российские ограничения будут распространяться на Беларусь и Казахстан, что приведет к повышению цены на украинский металл на 30%;
- возможны потери от унификации таможенных правил, скоординированной политики, направленной на увеличение грузопотоков через территорию Таможенного союза. Учитывая, что 70% объема транзитных перевозок через украинскую территорию составляют российские грузы, то объемы транзита Украины могут упасть в разы.
- можно также прогнозировать снижение потока инвестиций в экономику Украины. Трудно конкурировать за инвестиции с огромным рынком в 180 млн. человек.
На стороне Таможенного союза и общественное мнение в Украине. Данные опроса киевского института проблем управления им. Горшенина, свидетельствуют, что 81,4% опрошенных выступают за ТС. Более того, 48,2% уверены, что Украина должна вступить в ТС даже, если это помешает Украине стать ассоциированным членом ЕС и закроет ей путь в ЕС.
Такой
на первый взгляд странный приоритет
симпатий простых украинцев Таможенного
союза перед вступлением
Надо
учитывать и очень тяжелое
экономическое наследство, которое
досталось новому президенту Украины
Виктору Януковичу. В этих условиях
ТС с его широким внутренним рынком
мог бы иметь для Украины и
серьезный антикризисный
К вступлению в Таможенный
союз В. Януковича
Основные проблемы, обнаружившиеся в начале функционирования единой таможенной территории, можно условно разделить на экономические и политические. Имеет смысл в первую очередь осветить политические вопросы, так как они быстро приобрели характер межгосударственных кризисов. Особую активность с целью извлечь немедленную выгоду из Таможенного союза проявило белорусское руководство. Так Минск потребовал от Москвы поставок 21,5 млн тонн сырой нефти, свободной от экспортной пошлины, что составляет сырьевую дотацию со стороны России в 5,5–6 млрд долларов.
Вопросы регулирования экспорта энергоносителей не входят в сферу действия Таможенного союза. На первом этапе его создания и с учетом разницы внутренних и мировых цен такая торговля энергоносителями и стратегическим сырьем, включая цветные металлы, выльется в скрытое субсидирование Россией стран ближнего зарубежья. Согласно ноябрьским и декабрьским соглашениям 2009 г., «углеводородная тема» вынесена в ЕЭП, что не помешало Астане и Минску поставить вопрос о немедленном резком снижении транзитных тарифов на поставку казахстанской нефти белорусским нефтеперерабатывающим заводам. «Казахстан подтверждает, что с созданием Таможенного союза открываются широкие возможности для транспортировки казахстанской нефти на два белорусских нефтеперерабатывающих завода», – заявил в январе 2010 г. посол Казахстана в Белоруссии Анатолий Смирнов.
27
января Минск согласился
Факт
вхождения Белоруссии и Казахстана
в Таможенный союз вызвал активизацию
оппозиционных и
Таможенный союз стал экономической реальностью, имея на вооружении фактически лишь один инструмент – согласованные таможенные пошлины. Технология их согласования была непрозрачной и в наибольшей степени учитывала интересы не российского рынка, объем которого превышает 90 % совокупного рынка Таможенного союза , а интересы производителей Белоруссии и Казахстана. К примеру, в определении таможенной пошлины на сельхозтехнику (комбайны) учитывались интересы не российского «Ростсельмаша», а белорусского «Гомсельмаша».
Судьба единого Таможенного кодекса неясна. Формально, согласно Плану мероприятий по введению Таможенного кодекса, утвержденному на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС 27 ноября 2009 г., документ должен быть введен в действие 1 июля 2010 г. До намеченного срока таможенные службы стран – участниц Таможенного союза должны руководствоваться национальным законодательством в таможенной сфере. Иными словами, единой политики в рамках таможенной территории нет.
К
примеру, появление с 1 июля 2010 г. единого
таможенного пространства означает,
что на российско-белорусской и
российско-казахстанской
Доступ России к базам данных национальных таможенных комитетов Белоруссии и Казахстана – видимо, в рамках Интегрированной информационной системы (ИНС) – не решает проблему контроля. Во-первых, ИНС пока не создана. Во-вторых, есть сомнения в том, что информация, заложенная в базах данных национальных таможенных комитетов, соответствует реальным товарным потокам, пересекающим внешние рубежи Таможенного союза с запада и востока.
К концу января 2010 г. проявились первые тенденции функционирования единой таможенной зоны, в целом негативные и даже опасные для российского бюджета. Прежде всего встал вопрос о разнице в минимальной таможенной стоимости отдельных товарных групп в странах-участницах. Данная разница, к примеру, по обуви (документ из недр ФТС № ПР 6402121000) отличается на порядок, что уже привело к переориентации обувного импорта из Китая с российских таможен на Казахстан и Белоруссию. Стоит напомнить, что в Казахстане ставка НДС составляет 13 % (в России – 18 %). Уже с 1 июля казахстанская и белорусская стороны смогут приступить к реэкспорту сырьевых неэнергетических товаров, экспортные пошлины на которые в России выше, чем у соседей. Например, российские пошлины на круглый лес должны в 2010 г. повыситься с 25 % до заградительного уровня в 80%.
С
1 января 2010 г. действует Единый перечень
товаров, к которым применяются
запреты либо ограничения на ввоз
или вывоз странами – участницами
Таможенного союза в рамках Евразийского
экономического сообщества в торговле
с третьими странами, а также введены
в действие Положения о применении
ограничений. По этой причине в январе
фактически закрылся импорт радиоэлектронных
средств и высокочастотных