Развитие международного туризма в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется значительными темпами роста международной торговли услугами и увеличением вклада сферы услуг в создание ВВП государств. Среди основных видов услуг наивысшие показатели развития наблюдаются именно в сфере международного туризма. Туризм является одним из наиболее высокоприбыльных и динамических секторов мировой экономики.

Содержание

Введение

Глава 1. Международный туризм

1.1. Понятие о международном туризме

1.2. Факторы, определяющие общие направления развития международного туризма.

Глава 2. Международный туризм России на современном этапе

2.1.История развития российского туристического рынка

2.2. Туристский потенциал России

2.3. Виды туристской деятельности на современном этапе развития туризма в

России.

Глава 3. Анализ развития международного туризма на современном этапе

3.1.Международный туризм — динамичный сектор мировой экономики.

3.2.Факторы, способствующие развитию международного туризма в России.

Заключение.

Литература.

Работа содержит 1 файл

Развитие международного туризма в Россиипочти готовая курсовая.docx

— 73.23 Кб (Скачать)

В богатой истории России в разные времена оставили свои следы викинги, древние славяне, монголо-татары, половцы, скифы, шведы, тевтонцы, греки, генуэзцы и другие народы. Наши предки наследовали  от них внешность, веру, разные культуры, языки и традиции. Это стимулирует  развитие внутреннего туризма - делает современных россиян интересными  друг другу. Великие князья, монархи  и императоры присоединяли и теряли земли и народы, путешественники  заходили все дальше в глубь Севера, Сибири и Дальнего Востока и открывали  новые просторы, реки, моря и океаны. Демократичные и авторитарные государи, сменяя друг друга, строили дворцы и  усадьбы, создавали музеи, разрушали  церкви и буддистские храмы, оставляли  после себя мавзолеи, грандиозные  высотные здания, мощнейшие ГЭС и  одновременно лагеря для репрессированных, кукурузные поля, открывали космическую  эру, создавали уникальные образцы  вооружения и восстанавливали храмы. Все эти события и поступки сделали Россию такой, какой ее может  увидеть каждый в экскурсионном (культурно-познавательном) туре. Кроме природных и историко-культурных предпосылок развитию въездного туризма способствуют некоторые социальные факторы. Это высокая покупная способность иностранных валют, обеспечение свободы перемещения на большей части территории страны, включая такие перспективные в туристском отношении районы, как Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Урал, Север России, а также Нижний Новгород и Самару, города, закрытые ранее для иностранных туристов. Въездной и внутренний туризм в России представлен большим разнообразием его видов. Наиболее активно развиваются экологический, спортивный, экстремальный, горнолыжный, познавательный,деловой,лечебнооздоровительный,круизный,рыболовныйиохотничий,событийныйи гастрономический виды туризма. Популярен также индивидуальный и детско-молодежный отдых. Горнолыжный спорт и туризм невероятно популярны в России. Крупнейшие горнолыжные базы расположены на Кавказе - в Приэльбрусье (Кабардино-Балкарская республика) и Карачаево-Черкесской республике. На горы Эльбрус и Чегет уже более 40 лет съезжаются и спортсмены, и туристы. Не так давно к ним добавились еще и сноубордеры. Рядом с Чегетом, у северного подножия Главного Кавказского хребта, в самой южной части Карачаево-Черкесии, окруженная плотным кольцом гор, находится Домбайская долина. 
 
Круизный туризм

Круизы - разновидность водного туризма  и одно из ведущих направлений  внутреннего и въездного туризма  в России. Большинство иностранных  туристов (до 90%) предпочитают круизы Москва - Санкт-Петербург продолжительностью 3-4 дня в один конец, а остальные - долгие круизы по Волге и сибирским  рекам: Лене, Енисею, Оби, Амуру. По распространенной практике, теплоходы Москва - Санкт-Петербург, на которых путешествует большинство  россиян, заходят обычно на Валаам, а те, на которых больше групп  из-за рубежа, посещают Кижский погост на острове Кижи. В целом россиянам  больше нравятся "кругосветки" и  круизы на 5 теплоходах и нескольких катерах из Санкт-Петербурга на Валаам, Соловки и Кижи. "Кругосветки" проходят по рекам и озерам, соединенным  каналами или протоками.

               Культурно-познавательный, или экскурсионный,  туризм представляет собой путешествия  и поездки с познавательными  целями. Экскурсии развивают интеллект,  расширяют кругозор и развлекают. Наибольшее развитие этот вид  туризма получил в Центральной  России и северо-западном регионе,  где сосредоточены основные достопримечательности  нашей страны.

      В России  постепенно возрождается паломничество  как самостоятельный вид массового  туризма. В каждой такой поездке  можно поклониться почитаемым  иконам, мощам святых, принять участие  в богослужениях, крестных ходах,  монастырских трапезах, омовении  в святых источниках. Паломникам  рассказывают об истории Русской  Православной Церкви, духовной жизни  посещаемых мест, памятниках архитектуры  и искусства России.

      Пляжный  отдых в России предлагают  курорты на Черноморском, Азовском, Балтийском и Каспийском побережьях. Более экзотичные варианты приморских  каникул, привлекающие туристов, стремящихся к уединению и необычным впечатлениям, есть на берегу Тихого океана, на Дальнем Востоке страны.

Рекреационный (оздоровительный) туризм


Оздоровительный отдых - это индивидуальный вид туризма, который в зависимости от средств  воздействия подразделяется на климато-, бальнео-, море-, грязелечение и т.д. В эту категорию входит также  и пляжный отдых. Обычная продолжительность  лечебного или оздоровительного тура -21-24 дня. В зависимости от состояния  здоровья и профиля лечебно-оздоровительного учреждения можно выбрать поездку  на юг, на Азово-Черноморское побережье  Краснодарского края, на Кавказ - к источникам Кавказских Минеральных Вод, в березовые  или сосновые леса Подмосковья, на Балтийское побережье - в Калининградскую область, а также на минеральные реки Бурятии. Потенциал природных ресурсов России для лечения и оздоровительного отдыха неограничен. Всемирное значение имеют уникальные курортные зоны Кавказских Минеральных Вод, Черноморского  побережья Кавказа, озера Байкал. Первый в стране курорт "Марциальные  воды" в Карелии был создан Петром Великим в 1719 году. Санаторно-курортный  комплекс создавался в стране в советские  годы, однако сейчас он полностью обновляется. Курортная отрасль в России умело  сочетает уникальные знания предков  и старинные методики нетрадиционного  лечения с новейшими достижениями медицины. Одна из последних тенденций - сочетание лечения с активным оздоровительным отдыхом и спортом.

         Сельский туризм – это вид  туризма, который предполагает  временное пребывание туристов  в сельской местности с целью  отдыха и/или участия в сельскохозяйственных  работах. Обязательное условие:  средства размещения туристов, индивидуальные  или специализированные, должны  находиться в сельской местности  или малых городах без промышленной  и многоэтажной застройки. В  первую очередь от сельского  туризма ожидают спокойствия  и размеренности сельской жизни,  чистого воздуха, тишины и натуральных  продуктов, комфортных условий  проживания, домашней атмосферы,  приемлемых цен, ощущения близости  с природой, получения новых впечатлений,  возможности развлечения для  детей и проведения досуга  для взрослых. 
     Спортивный туризм, который в России принято называть активным туризмом, включает походы по маршрутам определенной категории сложности и соревнования по технике туризма. Он нацелен на повышение мастерства туристов, совершенствование маршрутов, отработку различных приемов страховки и освоение новых видов снаряжения. Как и в спорте, в активном туризме существуют ступени (разряды) и звание мастера спорта. Спелеотуризм предполагает посещение естественных или рукотворных пещер и лабиринтов. Горный туризм - это путешествие в горах по склонам, гребням, ледникам, через перевалы и горные потоки. Чаще всего под горным туризмом подразумевают только альпинизм, а между тем к нему относятся также геотуризм и минерологический туризм. Водный туризм - походы по рекам, озерам, морям и водохранилищам на надувных лодках (рафтах), разборных байдарках, катамаранах, плотах и пр. Велосипедный туризм - это путешествия и спортивные походы на велосипедах по равнине, оврагам, пескам, горным тропам, рекам (вброд) на дорожных, спортивных и горных (т.н. маунтинбайки) велосипедах.

    3. Анализ развития международного туризма на современном этапе

3.1.Международный туризм — динамичный сектор мировой экономики.

Миграции населения стремительно расширяется, оказывая возрастающее воздействие на ход экономического развития стран и мировой экономики в целом. По данным Всемирной организации туризма (ВОТ), действующей под

эгидой  ООН и занимающейся мониторингом и развитием туризма, в 2009г. число туристов достигло рекордной цифры —758 млн., а поступления стран, принимающих иностранных туристов, —536 млрд. долл. В 2010 г. число туристов несколько сократилось, примерно на 1,3%, в силу экономической рецессии, однако это не отразилось на многолетней высокой динамике развития. Ныне туризм приобрел массовый характер: треть населения Земли ежегодно принимает участие во внутренних и международных туристических поездках. Это новый социальный феномен, присущий эпохе глобализации и информационно-коммуникационной революции. Рост благосостояния населения оставляет людям больше средств для путешествий внутри страны и за границу. Люди стремятся сменить обстановку, отдохнуть, подлечиться и укрепить свое здоровье, развлечься, обогатиться новыми впечатлениями, расширить кругозор, навестить родственников, друзей, родные места, не говоря уже о деловых по ездках и «шопинге».Для обслуживания перечисленных людских потоков возникла новая отрасль — индустрия туризма, в которой взаимодействуют в общем комплексе гостиницы, рестораны, санатории и медицинские учреждения, транспортные предприятия, банки,обменные конторы, торговые центры, изготовители и продавцы сувениров и туристической литературы, музеи, театры, спортивные, увеселительные и развлекательные заведения. В ней уже создается 10% мирового ВВП. Основная масса иностранных туристов посетила в 2009 г.европейские страны — 400 млн. из 700 млн. Франция, удерживающая абсолютное лидерство по числу иностранных туристов, приняла 76,5 млн. человек, Испания — 49,5 млн., США — 44,5 млн.23, Россия, по оценкам ВОТ, — около 20 млн. Ежегодные поступления от международного туризма на нашей планете составляют примерно одну десятую часть стоимости мирового экспорта товаров и около трети экспорта услуг. Туризм — высокодоходная сфера, приносящая помимо нормальной прибыли ренту от уникальных природных и исторических достопримечательностей, поэтому он привлекателен для иностранных инвесторов, которые направляют в эту отрасль до 10% своих капиталовложений. География международного туризма постепенно меняется: доля Европы и Америки в приеме туристов имеет тенденцию к понижению, а государств Восточной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки — к повышению. Это отражает процесс экономической глобализации. Мир становится более тесным, границы — более проницаемыми. Масштабы международного туризма — одна из примет глобализации. Современный социальный и научно-технический прогресс, несомненно, усиливает тягу людей к путешествиям по миру, и эта тенденция, вероятнее всего, будет нарастать высокими темпами. Общение между миллионами путешествующих простых людей разных национальностей и вероисповеданий прокладывает пути к более тесному международному сотрудничеству в экономике, науке, образовании, искусстве и даже военной сфере. Представители разных цивилизаций познают друг друга, начинают лучше понимать историю и традиции разных народов, проникаются взаимным доверием. Потребляемые иностранными туристами в стране пребывания услуги и товары (гостиницы, рестораны, развлечения, покупки и т.д.) оплачиваются валютой и потому представляют внутренний экспорт, Он не столь заметен и легко учитываем, как вывоз из страны товаров, и потому относится к категории «невидимого экспорта». Однако у многих стран это одна из главных доходных статей платежного баланса. Туристические и рекреационные ресурсы распределены в мире неравномерно. Хотя каждая страна наделена теми или иными достопримечательностями, представляющими интерес для любителей путешествий, страны жаркого, теплого и умеренного климатических поясов с выходом к морю, живописной природой, красивыми горами, реками и озерами имеют несравненно большие преимущества в привлечении туристов. Для них международный туризм может стать золотым дном, если активно использовать туристический потенциал и вкладывать в его освоение и развитие деньги. Пример Испании, Франции, Италии, Греции, Турции, Таиланда, Малайзии, Мексики и ряда островных государств Карибского бассейна очень характерен в этом отношении. Туризм приносит не только непосредственные доходы от продажи своих услуг, но и оказывает косвенное влияние на развитие смежных, обслуживающих туристскую индустрию отраслей, становясь в целом ряде стран своеобразным локомотивом экономического роста. Согласно имеющимся оценкам, каждый процент прироста продукции индустрии туризма дает 3% прироста в сопряженных отраслях. Развитие этой индустрии помогает расширять инфраструктуру, вовлекать в экономический оборот возможности слабо освоенных районов. Понятно, что чем сильнее развит туристический комплекс, тем больший вклад он вносит в создание национального продукта. Что касается валютных поступлений от иностранного туризма, то их доля в экспорте Австрии, Испании, Греции находится в интервале 20~30%. Правда, на потоки приезжающих туристов могут влиять неожиданные обстоятельства — угроза терроризма, природные катаклизмы, появление более привлекательного конкурента и т.п. Всемирная организация туризма прогнозирует увеличение числа туристов, посещающих зарубежные страны, в период до 2020 г. среднегодовыми темпами в 4,1%, причем лидировать в приеме туристов будут страны Среднего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2020 г. число иностранных туристов может достичь 1,6 млрд. человек. Российские реформы сняли заслоны для выезда граждан за рубеж и вызвали к жизни сотни туристических агентств, обслуживающих зарубежные поездки. По данным российской пограничной статистики, в 2000 г. выезжали в страны «дальнего зарубежья»* 4,3 млн. человек. Считается, что они оставляют там ежегодно около 20 млрд. долл. К сожалению, роль России в приеме иностранных гостей ничтожно мала. В этой сфере она остается отгороженной от остального мира, неизведанной для рядовых иностранцев территорией, окутанной многочисленными, порой пугающими мифами. Туристическая индустрия, которая отличается высокой доходностью, находится в жалком состоянии и не приносит заметных экономических дивидендов, а в политическом отношении скорее работает в ущерб российским интересам.

3.2. Факторы,  способствующие развитию международного туризма в России.

Несмотря  на то, что въездной туризм сдерживают многие факторы: политическая и экономическая нестабильность, обострение криминогенной обстановки и террористические акты, законы стран ближнего зарубежья, формальности стран и дополнительные сборы, сокращение маршрутов, которые прежде, как правило, проходили через республики, отсутствие необходимой материальной базы, массированная антиреклама России на Западе, негативная информация об общественном и политическом положении России и многие другие, Россия обладает потенциалом развития международного туризма.

Этому могут  способствовать:

1. Освоение     рынков   сбыта   и   широких   сфер   приложения капитала,  привлекающих компании из-за рубежа;

2. Обеспечение  свободы перемещения на большей  части территории страны;

3. Развитие  индустрии туризма.

     В освоении рынков сбыта большое значение имеют следующие факторы:

1. Повышение  достоверности информации о международном  туризме, т. е. сбор информации, обследование, исследование международного туризма,

аналитико-диагностическая  деятельность на основе полученной информации. Проблема статистической информации о туризме в России ещё остается.

2. Сегментирование  туристского рынка, т. е. предоставление  услуг по вкусам, интересам, привычкам, возможностям и т. д. С обострением конкуренции следует ловить малейшие оттенки потребительского спроса. Рыночный сегмент должен отвечать ряду условий:

-по географическому  принципу;

-по геодемографическому  принципу ( запросы городского и  сельского населения);

-по демографическому  принципу (заключается в делении  рынка на группы

по возрасту, полу потребителей);

-по социально-экономическому  признаку, учету уровня  доходов.

Главным поставщиком туристов являются страны с высоким уровнем жизни, но в них выделяется дифференциация доходов.   В середине 80-х годов в СССР основную массу туристов из США составляли лица с годовым семейным бюджетом от 20 до 75 тыс. американских долларов; в середине 90-х годов вследствие резкого увеличения цен на услуги в России такие поездки могли позволить себе главным образом семьи, чей годовой доход превышал 50  тыс американских долларов - сегментирование по психографическому признаку (образ жизни людей). В мировой      практике   этот   туризм   получил   широкое распространение. Наука "Психология" помогает сегодня туризму в определении, в выделении типов туристов.

-сегментирование  по поведенческому признаку (однородные  группы

людей, по характеру, реакции, поведению);

-многомерное сегментирование, по нескольким переменным (семейное

положение, холостые, уровень доходов, село, город  и др.).

Анализируя  спрос рынка с этой точки зрения, следует сказать, что сегментация рынка туризма России сегодня отстает от мировых стандартов.

3.Изучение  туристского спроса. Спрос меняется  вместе с развитием

общества. Некоторые спросы видоизменяются, другие отмирают, следует учитывать эластичность спроса, т. е. зависимость от дохода потребителя, временные рамки, сезонность, пространство и современные тенденции туристского спроса. Так с середины 80-х годов в мировом туризме обозначились две тенденции: увеличение средней продолжительности жизни и снижение уровня рождаемости привели к более высокой доле в туризме лиц старших возрастов, и вторая тенденция происходит под влиянием социально-экономических факторов. Сильное воздействие оказал мировой экономический кризис. Он сопровождается резким падением покупательских способностей. Это вызвало дробление отпускного периода и рост непродолжительных поездок.

4. Обеспечение  свободы перемещения на большей  части территории страны

зависит от развития в следующих направлениях:

-  Россия  может  предоставить туристские  услуги с целью отдыха и развлечений на такой огромной, богатой природными красотами территории;

-  В  начальном этапе развития находится  и деловой туризм. Страны Европы: Германия, Испания, Швеция, Швейцария, Бельгия занимают сегодня особое

место в  деловом туризме. Стремительно развивается  бизнес-туризм на американском континенте. Слабо меняется в России и география инсентив- туризма: поездки в виде поощрения, за успехи в работе, делах. США по-прежнему являются основным "поставщиком" премированных туристов.

 

  

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев  историю туризма делаем вывод, что  вплоть до ХХ века международный туризм в России носил познавательный характер. Самые ранние сведения об отдельных зародышевых формах туризма и его социальной базе относятся к эпохе античности.

Славяне, вероятно, были первыми, кто начал  совершать морские и сухопутные путешествия. В эпоху средневековья зародилось новое веяние путешествий с целью познания и налаживания торговых отношений между городами других стран и Россией. Путешествия, предпринимаемые с целью посещения и познания носили ещё и характер приобщения к подлинно великим творениям искусства того времени. Они уже тогда являлись дорогим удовольствием. Со второй половины ХVII века, со вступлением стран в пору Нового времени, меняется и расширяется база путешествий и в последней трети ХVIII века экономически окрепшая Россия совершает путешествия более длительного периода, чтобы научно и подробно изучить жизнь за пределами страны, наладить торговые отношения. Но и этот период не исключает приобщение к европейской культуре, культуре стран других континентов. Позднее в ХIX веке законодателями путешествий становятся не отдельные путешественники, а зарождается групповой туризм. Особое внимание в ХХ веке наряду с познанием, отдыхом, приобщению к культуре уделяется образованию, развитию школьного туризма. Туризм становится возможным не только "высшим слоям" населения. Советский Союз развивает организованный выездной и въездной туризм. Получает важность посещение предприятий, обмен мнениями, озвучивание увиденного и услышанного среди населения. В конце ХХ века, начиная с 1985 года, получает развитие туризм по познанию хозяйствования, налаживанию контактов совместной деятельности с иностранными деловыми  людьми, специалистами по улучшению управления развития производством в стране, особенно промышленного хозяйства. Получает распространение деловой туризм. Но наряду с этим сильное развитие получает аристократический туризм. За пределы страны могут выехать люди только богатые, имеющие валютные накопления с целью отдыха, развлечения и оздоровления, туризм за приобретением товаров. Международный туризм в России находится в развитии постоянно. Сегодня, на современном этапе он вступает в новый этап развития, который потребовал от Российской Федерации пересмотреть международный туризм с позиции развития мирового туризма, развития времени. В этом есть некоторые результаты, но это ещё  начало пути. И рассматривая международный туризм по его классификации.

Информация о работе Развитие международного туризма в России