Распад СССР и ее влияние на международную обстановку

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить причины, развитие и последствия распада СССР.
Объект исследования – СССР и входящие в нее страны.
Предмет исследования – распад СССР.
Задачи работы:
- выделить предпосылки экономического и политического распада СССР;
- рассмотреть влияние проблем, сопутствующих образованию СССР, на его распад;
- проанализировать основные этапы изменения общественно-политической атмосферы после смерти И.В.Сталина;
- дать характеристику распада СССР;
- обобщить различные оценки данных событий отечественными и зарубежными авторами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПРИЧИНЫ РАСПАДА СССР…………………………………….5
1.1. Влияние проблем, сопутствующих образованию СССР, на его распад….5
1.2. Изменение общественно-политической атмосферы после смерти И.В. Сталина…………………………………………………………………………….7
1.3. Социально-экономические и политические факторы, осложнившие развитие страны………………………………………………………………….10
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС РАСПАДА СССР – АВГУСТОВСКИЕ СОБЫТИЯ………………………………………………………………………15
ГЛАВА 3. ПОСЛЕДСТВИЯ РАСПАДА СССР И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА МЕЖДУНАРОДНУЮ ОБСТАНОВКУ……………………………………..21
3.1. Экономические последствия……………………………………………….21
3.2. Политические последствия…………………………………………………22
3.3. Международные последствия распада СССР……………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Работа содержит 1 файл

Распад СССР и ее влияние на международную обстановку.docx

— 62.08 Кб (Скачать)

       Стратегическими противниками СССР его распад был  признан как победа в холодной войне, хотя Россия сохранила статус ядерной державы. Находившееся на территории Украины, Белоруссии и Казахстана ядерное  оружие было полностью передано России к 1994 году. До 1997 года Черноморский флот сохранял неопределенный статус, после  чего присоединился к ВМФ России. Космодром Байконур оказался на территории Казахстана, в 1994 г. был заключен договор  о его долгосрочной аренде.

       Территория  бывшего СССР стала одним из нестабильных в военном отношении районов. Его распад вызвал ликвидацию единого  международного правового пространства, что сделало невозможным “разрешение  конфликтов... в рамках общесоюзной  конституционной процедуры под  защитой общесоюзной и потому нейтральной армии”. Независимые  государства, возникшие на его месте, до сих пор не нашли эффективной  формы экономического и политического  сотрудничества. Содружество Независимых  Государств (СНГ) существует, но “нет оснований  полагать, что его дальнейшая дезинтеграция  остановится”.

       Из-за тяжелой внутренней ситуации Россия фактически утратила статус сверхдержавы. Главный стратегический оппонент –  США – получили стратегическое преимущество, оставшись единственной в мире сверхдержавой.

       Казалось  бы, исчезновение Советского Союза  с политической карты мира устранило на пути США к мировому господству последнее препятствие.

       Всевозможные  футурологи уже провозгласили наступивший, якобы, "конец истории", а именно: тотальную победу на всей планете "либеральной  модели рыночной экономики" под эгидой США. На такие "мелочи", как еще  существующие "режимы" в Северной Корее, Кубе, Иране, Сирии, Ираке и  им подобные предлагалось более не обращать серьезного внимания, потому как в самое ближайшее время они, якобы, должны "рухнуть" и "исчезнуть" без следа, оставшись без поддержки СССР.

       Само  существование СССР уже само по себе являлось мощнейшим стабилизирующим  фактором международных отношений. После его распада США уже  были практически ничем не ограничены в навязывании другим странам  своей позиции.

       В результате страны, пользовавшиеся поддержкой Советского Союза, которые вели себя наперекор интересам США быстро стали новыми «горячими точками».

       Однако, в настоящее время Россия уже  встала на путь восстановления своей  былой мощи. К тому же в мире появилась  новая сверхдержава: КНР, которая  за последние десятилетия прошла огромный прогресс и в настоящее  время является страной с одной  из самых эффективных экономик.

       Нынешнее  российское руководство также движется к восстановлению статуса России как сверхдержавы. В ежегодном  послании Федеральному Собранию 10 мая 2006 года Владимир Путин по этому  поводу выразился образно: "Товарищ  волк знает, кого кушать. Кушает и никого не слушает". Путин выразил беспокойство по поводу того, что США тратят на военные нужды в 25 раз больше средств, чем Россия. В связи с этим Путин твердо заявил, что российские ассигнования на оборону будут увеличиваться.

       Также на сегодняшний момент уменьшается  влияние США на мировое сообщество. В качестве примера можно привести случай, когда США оказались единственными, кто поддержал позицию Грузии относительно расследования по поводу сбитого самолета-разведчика. К тому же за последние годы существенно  ухудшилась экономическая обстановка в США.

       С началом перестройки в СССР, изменилась вся внешняя политика страны. Советский  Союз начал заявлять о приверженности принципам коллективной безопасности и уважения суверенного права  народов на выбор пути развития. СССР не препятствовал мирным (“бархатным”) революциям 1989-1990 годов в странах  Восточной Европы. 8 ноября 1989 года пала Берлинская стена, открылись Бранденбургские  ворота. В 1990 году произошло объединение  Германии, хотя оно означало ликвидацию ГДР – бывшего верного советского союзника.

       Мотором распада советской военной империи  стали три государства Центральной  Европы - Польша, Венгрия и Восточная  Германия. Будапештский протокол 1991г. подвел черту под существованием военной организации Варшавского  Договора. Свои московские резиденции покинули представители Польши, Венгрии, Чехословакии, Болгарии и Румынии.

       30 июня 1991 года прошло последнее  заседание глав государств и  правительств, подписавших окончательный  документ о роспуске ОВД, просуществовавшей  36 лет. С 1991 по 1994 год начался  постепенный вывод советских  войск из Чехословакии, Венгрии,  ГДР и Польши. Так в истории  Варшавского договора была поставлена  окончательная точка.

       В декабре 1991 года лидеры России, Украины  и Белоруссии (стран – учредителей  СССР) заявили о прекращении действия Союзного Договора 1922 года и подписали  документы о создании Содружества  Независимых Государств. Распад СССР ознаменовал окончание “холодной  войны”.

       Важным  шагом к объединению стало  реформирование общественно-политической жизни ГДР в 1989 году. В это время  выявилась невозможность дальнейшего  развития общества по социалистическому  пути. Несомненно, одной их главных  причин распада ГДР стал экономический  фактор. За короткий период революционных  преобразований социалистическая система  изжила себя и рассматривалась как  ошибочная.

       Еще одной причиной, которая послужила  столь быстрому объединению, можно  назвать отток населения на запад. Недовольство граждан в первую очередь  вызывало нежелание правительства  ГДР двигаться в направлении  гласности и демократии. За небольшой  период времени из страны эмигрировала чуть ли не четверть всего населения.

       Не  последнюю роль в решении германского  вопроса сыграли державы-победительницы (США, Франция, Великобритания, СССР). Благодаря  ослаблению давления СССР на международной  арене стало возможным объединение  Германии.

       Разделение  немецкой нации само по себе рассматривалось  как разделение одного народа на «своих»  и «чужих». Важно отметить, что  в Конституции ФРГ 1949 года немецкие правоведы рассматривали немецкий народ как единый и считали  объединение Германии неизбежным.

       Главной особенностью объединительного процесса Германии следует выделить его временные  рамки. С исторической точки зрения оно произошло просто молниеносно.

       С конституционной точки зрения необходимо выделить то, что такое государство  как ГДР полностью утратило свое конституционное развитие и вступило в сферу действия Основного закона ФРГ. При этом в законе ФРГ не предусматривались  какие-либо изменения.

       После объединения Германия стала самым  крупным государством по территории и численности населения (после  России) в Европе. ФРГ на сегодняшний  день имеет самый мощный экономический  потенциал среди европейских государств. Именно Объединенная Германия играет первую роль в обеспечении безопасности в Европе.

       Начало  преодоления раскола Европы в  полной мере является следствием объединения  Германии. Ее объединение впоследствии стало началом объединения Европы в целом и предпосылкой для создания Европейского Союза.

       Однако  Объединенная Германия столкнулась  с трудностью определения национальных интересов своего государства, хотя для успешного развития страны и  ее самостоятельного укрепления в Европе и мире были созданы все предпосылки. После объединения был устранен плацдарм для развертывания иностранных  войск на территории Германии; ликвидирована  опасность превращения Германии в объект применения ядерного оружия; нет внешнеполитический ограничений  со стороны четырех держав; у третьих  стран отпала возможность, пользуясь  ситуацией, требовать политических и экономических уступок со стороны  Германии; исчезла напряженность  в мире9.

       В настоящее время Федеративная Республика Германии свою внешнюю политику направляет на тесные отношения с Соединенными штатами Америки, Францией, Великобританией  – и другими странами-участницами  НАТО. Что касается отношений Германии и России, то политика ФРГ направлена на открытое сотрудничество со странами восточной половиной континента, в том числе и с Россией. Опыт военных катастроф показывает, что для России реальная опасность  с Запада существует тогда, когда  в антироссийские отношения вступает Германия.

       Так как ФРГ расположена в самой  середине континента, то именно она  в первую очередь заинтересована в процветании и безопасности всей Европы. После 1945 года и по сегодняшний  день основное внимание Германии направлено на восстановление реального единого  государства в пределах своей территории и воссоединение Европы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       В данной работе была сделана попытка  проследить сложную и неоднозначную историю распада СССР.

       Российское  государство в течение XX века пережило два переломных периода. Первый – это октябрь 1917 г., когда расстановка сил в обществе меняется и к власти приходят большевики. Второй – время августовского путча 1991 г., когда система создававшаяся на протяжении 70-ти лет, рухнула. На протяжении всей истории советского государства делались попытки либерализации системы, но все они имели незаконченный характер. В обществе шло прогрессирующие отчуждение народа от власти. Над ней смеялись, пусть неоткрыто, но все же это имело место. Власть повисла в воздухе, у нее не было социальной опоры.

       Советский Союз являлся страной с богатым  экономическим потенциалом, богатейших культурных традиций, но возможности  ее в значительной степени не были реализованы, хотя за почти семьдесят  лет своего существования она  неузнаваемо изменилась. Из, по существу, аграрной военно-феодальной монархии она превратилась в крупную индустриальную державу с мощным военно-промышленным комплексом, с огромным и богатым интеллектуальным, научным потенциалом – один только прорыв в космос был величайшим достижением ученых, конструкторов и инженеров. СССР стал страной, обеспечивавшей населению социальную защищенность, бесплатное образовании и медицинскую помощь, известную уверенность в будущем. Но ни жилищный, ни продовольственный вопросы советское государство за все годы своего существования не решило. И самое главное, уровень жизни в СССР по сравнению с развитыми странами оставался весьма низким.

       Цена  достижений социалистического образа жизни оказалась непомерно высокой: административные методы управления экономикой не могли обеспечить экономического роста, экономическая система оказалась  неэффективной, из страны крестьянской она превратилась в страну без  крестьянства, огромный урон был нанесен природным ресурсам, насаждаемая сверху лживая идеология окончательно разошлась с реальной действительностью.

       В конце 1980-х годов экономический  кризис дополнился политическим, ослабла  стержневая роль КПСС. В кризисе  оказалась и форма государственного устройства. Усилия М.С. Горбачева – первого и последнего президента СССР – подписать новый союзный договор, расширяющий права республик, не увенчались успехом. Августовские события 1991 г. только ускорили процесс распада СССР.

       Итак, делая вывод по всей работе, хочу отметить, что, на мой взгляд, непосредственно повлияло на распад СССР – это изначально неправильный курс, избранный И.В. Сталиным после смерти В.И. Ленина на укрепление вертикали власти жесткими, авторитарными методами; после этого, страна, лишившись «крепкой руки» в виде вождя народов, не смогла построить грамотную систему управления. Второй фактор: амбиции некоторых лидеров союзных республик на рубеже 80-х годов. Стремясь к личной, не ограниченной из Москвы власти, было определено будущее советского государства.

       Правопреемницей Советского Союза стала Российская Федерация и именно ей приходится решать многие проблемы, оставшиеся ей в наследство от СССР. Хочется заметить следующее: Россия обладает замечательной способностью возрождаться из пепла, восстанавливаться в кратчайшие сроки после социальных катастроф и экономических разрушений. Но каждый раз для этого была нужна концентрация политической воли, мобилизация всех имеющихся ресурсов, единение народа вокруг понятных каждому целей, научно обоснованная программа возрождения страны.  
 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Россия в 9-20 века [Текст]: учебник \ под. ред. А. Ф. Покрапивного. - М.: Юнити, 2004. – 496с.
  2. История Государства Российского [Текст]: учеб. Пособие \ А.М. Пушкарёв. – М.: Правда, 2003. – 456с.
  3. Георгиева Т.С. История России [Текст]: учебник \ Т.С. Георгиева. - М.: Юнити, 2001. – 267с.
  4. Павлов А.П. История [Текст]: учебник для вузов \ А.П. Павлов. - Спб.: 2005. – 589с.
  5. Кондаков И.В. Новая история России [Текст]: учебник \ И.В. Кондаков. - М.: Университет, 2000. - 456с.
  6. Гайдар Е.Т. Гибель империи: уроки для современной России — 2-е изд., испр. и доп.. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. — 448 с. — ISBN 5-8243-0759-8.
  7. А. С. Черняев, А. Б. Вебер, П. Р. Палажченко, Б. Ф. Славин, В. Т. Логинов, Л. Н. Пучкова, Н. Ф. Королева, Т. А. Александрова. Союз можно было сохранить. Белая книга: Документы и факты о политике М. С. Горбачева по реформированию и сохранению многонационального государства. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АСТ, 2007.
  8. Стивен Коэн«Вопрос вопросов»: почему не стало Советского Союза? — М., 2007. — 200 с.
  9. К. Г. Мяло Россия и последние войны XX века (1989—2000). К истории падения сверхдержавы . Издательство: Вече, 2002 г. Твердый переплет, 480 стр. ISBN 5-7838-0994-2
  10. “Актуальные проблемы деятельности международных организаций” – А.Н. Калядин, Маркушина, Морозов. М: Международные отношения, 1982г.
  11. “Варшавский Договор и НАТО: два курса, две политики” – С.А. Владимиров, Л. Теплов. М: Международные отношения, 1979г.
  12. “Варшавское совещание европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе” – М: Госполитиздат, 1955г.
  13. “История России с древнейших времён до конца 20 века” – А.С. Сенявский, А.А. Данилов, В.П. Наумов. М: Дрофа, 2002г.
  14. “Новейшая история. 20 век” – А.А. Кредер, М: ЦГО, 1996г. 

Информация о работе Распад СССР и ее влияние на международную обстановку