Распад СССР и ее влияние на международную обстановку

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить причины, развитие и последствия распада СССР.
Объект исследования – СССР и входящие в нее страны.
Предмет исследования – распад СССР.
Задачи работы:
- выделить предпосылки экономического и политического распада СССР;
- рассмотреть влияние проблем, сопутствующих образованию СССР, на его распад;
- проанализировать основные этапы изменения общественно-политической атмосферы после смерти И.В.Сталина;
- дать характеристику распада СССР;
- обобщить различные оценки данных событий отечественными и зарубежными авторами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПРИЧИНЫ РАСПАДА СССР…………………………………….5
1.1. Влияние проблем, сопутствующих образованию СССР, на его распад….5
1.2. Изменение общественно-политической атмосферы после смерти И.В. Сталина…………………………………………………………………………….7
1.3. Социально-экономические и политические факторы, осложнившие развитие страны………………………………………………………………….10
ГЛАВА 2. ПРОЦЕСС РАСПАДА СССР – АВГУСТОВСКИЕ СОБЫТИЯ………………………………………………………………………15
ГЛАВА 3. ПОСЛЕДСТВИЯ РАСПАДА СССР И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА МЕЖДУНАРОДНУЮ ОБСТАНОВКУ……………………………………..21
3.1. Экономические последствия……………………………………………….21
3.2. Политические последствия…………………………………………………22
3.3. Международные последствия распада СССР……………………………..23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Работа содержит 1 файл

Распад СССР и ее влияние на международную обстановку.docx

— 62.08 Кб (Скачать)

       Все это заставило правительство  СССР дать указание о разработке методических подходов к решению вопроса о  т.н. региональном хозрасчете, когда  объем национального дохода, оставляемый  в распоряжении региона, должен был находиться в зависимости от вклада региона в экономический потенциал страны. Но этот вопрос не был решен: шла война в Афганистане, требовавшая больших затрат на содержание ВПК, поэтому у государства не имелось возможностей для увеличения доли национального дохода, оставляемой в распоряжении регионов; в стране действовала искаженная система цен, когда цены на сырьевые ресурсы были необоснованно занижены, а цены на конечную продукцию завышены; налоговая система и порядок взимания налогов искажали показатели вклада республик в экономику государства.

       Данные  факторы нашли отражение в  борьбе союзного и республиканских парламентов. Пришедшие на гребне волны демократического движения экономические неквалифицированные депутаты вместо поиска путей выхода из кризиса, создания законодательной базы для улучшения экономической обстановки в стране, усиления депутатского контроля за формированием и использованием правительством бюджетных средств, занимались деструктивной политической деятельностью, направленной на противостояние центра и регионов.

       Одной из задач перестройки было реформирование национально-государственного устройства СССР. С развитием гласности в  средствах массовой информации стали  находить отражение факты, свидетельствовавшие  о том, что Советский Союз давал  возможность свободно развиваться  далеко не всем населяющим его этносам. В отношении многих осуществлялась политика, являвшаяся развитием традиционных направлений политики Российской империи, и Договор об образовании СССР давно уже стал чистой формальностью. Либерализация общественной жизни  с началом перестройки сделала  возможным выход на этап решения  противоречий, копившихся десятилетий. Но случилось обратное: эти противоречия стали выливаться в кровавые межэтнические  конфликты в Азербайджане, Грузии, Узбекистане и др. Прибалтийские республики заявили о своем решении выйти из состава СССР5.

       Борьба  центра с республиканскими элитами  внешне велась под лозунгами сохранения языка и культуры, своего этнического  самосознания. «Важно отметить, что  в России это происходит уже не в первый раз и пример России в  этом отношении не уникален. Фактически он лишь отражает закономерности развития свойственные тем странам, которые  становятся на путь модернизации и демократизации». Именно в этих условиях и наблюдается быстрый рост национального самосознания. Указанный процесс происходил у разных народов СССР в течение нескольких десятилетий, в разные годы принимая разные формы и встречая разную реакцию со стороны центральной власти. При советском режиме открыто вести борьбу за сохранение своей культурной харизмы было непросто.

       Дискредитация социалистической идеологии в СССР легитимизировала действия националистов  в глазах населения и укрепила дезинтеграционные процессы в государстве. Новые идеи, связанные с построением правового государства, способствовали ослаблению партийной вертикали, право наций на самоопределение вплоть до отделения стало декларироваться как конституционное. Республиканские элиты получили возможность требовать расширения своих полномочий в области государственного управления. Выборы подтвердили более высокую легитимность республиканских элит по сравнению с союзным руководством. Это и помогло им провозгласить суверенитет республик и получить независимость от центра. В этот период роль союзного руководства все более ослабевала, а руководство республик укрепляло собственные политические позиции. Регионализация власти стала фактом к началу 1991 г. Для того, чтобы остановить процесс распада страны был предпринят ряд шагов. Проведенный в марте 1991 г. референдум по вопросу о сохранении Советского Союза выявил в стране большое число сторонников сохранения федеративного социалистического государства (76% от числа голосовавших высказалось за сохранение СССР). Одновременно большинство россиян (около 80% от числа голосовавших) поддержали идею введения поста президента РСФСР. 12 июня 1991 г. прошли первые всенародные выборы, в результате которых первым Президентом России стал Б.Н. Ельцин. Этот факт ставил вопрос о необходимости перераспределения властных полномочий между союзным и республиканскими центрами. К августу 1991 г. был подготовлен проект Союзного договора. Его подписание означало бы переход к действительно федеративному государству, устранению ряда сложившихся в СССР государственных структур и замену ими новыми. Союзный договор лишал верхушку КПСС реальной власти, постов и привилегий, поэтому консерваторы в руководстве страны решили не допустить его подписания.

       В этих условиях происходят события 19 – 21 августа 1991 г. В отсутствие М.С. Горбачева, находившегося на отдыхе в Крыму, был учрежден Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В него вошли вице-президент Г.И. Янаев, премьер-министр В.С. Павлов, министр обороны Д.Т. Язов, министр внутренних дел Б.К. Пуго, председатель КГБ В.А. Крючков, председатель Крестьянского союза СССР В.А. Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий СССР А.И. Тизяков, заместитель председателя Совета обороны О.Д. Бакланов. ГКЧП объявил о введении чрезвычайного положения в ряде районов СССР, о реформировании структур власти, противоречащих Конституции СССР, о приостановке деятельности оппозиционных партий, запрете митингов и демонстраций, о проведении в ближайшем будущем экономических реформ. Заявления ГКЧП были подкреплены вводом войск в столицу. Был объявлен комендантский час. На этом активные действия ГКЧП прекратились, и инициатива стала переходить к оппозиции, которую возглавил Б.Н. Ельцин, уже к утру 19 августа издав серию указов, квалифицирующих действия ГКЧП как государственный переворот. 22 августа 1991 г. члены ГКЧП были арестованы. М.С. Горбачев вернулся в Москву6.

       События 19 – 21 августа 1991 г. изменили страну. Ушла в прошлое перестройка, как «революция сверху». Результатом августовских событий 1991 г. явился распад СССР.  Неудача попытки государственного переворота привела к утрате М.С. Горбачевым его влияния и власти, к упразднению прежних институтов центральной власти. Вскоре после провала путча восемь советских республик заявили о своей независимости. Эстония, Латвия, Литва, уже добившиеся признания независимости международным сообществом, 6 сентября 1991 г. были признаны и СССР. Заявления руководителей союзных республик о полной независимости и самостоятельности привели к тому, что Советский Союз фактически распался, что зафиксировал 5-й внеочередной съезд народных депутатов СССР. Также, съездом был принят конституционный закон о власти в переходный период. Желая сохранить центр и, тем самым, свой пост, М.С. Горбачев предложил новый вариант Союзного договора, но политические позиции президента СССР были уже слишком ослаблены путчем.

         8 декабря 1991 г. в Беловежской пуще президентом РСФСР Б.Н. Ельциным, председателем Верховного Совета Белоруссии С.С. Шушкевичем и председателем Верховного Совета Украины Л.М. Кравчуком было подписано соглашение об образовании Содружества Независимых Государств. Тем самым, констатировалось, что «Союз СССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». 21 декабря 1991 г. в г. Алма-Ата была принята Декларация глав независимых государств. (к СНГ присоединились еще 8 бывших союзных республик, кроме Грузии и Прибалтики). Подписанием этого договора заканчивалось существование Советского Союза как единого государства. Президент СССР М.С. Горбачев был вынужден сложить свои полномочия.

ГЛАВА 3. ПОСЛЕДСТВИЯ РАСПАДА  СССР И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА МЕЖДУНАРОДНУЮ ОБСТАНОВКУ

3.1. Экономические последствия

       Распад  СССР привел к разрыву большей  части традиционных связей между  хозяйственными субъектами в бывших республиках, значительно уменьшил как в России, так и в других государствах СНГ возможности для  экономического маневра финансовыми, производственными, природными и другими ресурсами, вследствие обособления экономических систем государств и повсеместного кризиса, связанного с дезинтеграцией советской экономики. В этой ситуации Российская Федерация проиграла меньше других в силу относительной самодостаточности ее экономического потенциала7.

       Россия  выиграла как от того, что постепенно отпала необходимость субсидировать  бывшие советские республики, так  и от изменения структуры цен. Вместе с тем накопление крупного долга за российские энергоресурсы и иную продукцию со стороны Украины и некоторых других республик показывает, что Россия продолжает играть роль донора на бывшем советском пространстве без особых экономических или политических выгод для себя.

       Менее гарантированным стал доступ России к внешним рынкам потребителей ее энергоресурсов. Осложнилась ситуация с доступом к морским портам.

       Государственная территория сократилась на четверть, население – наполовину. Обострилась  проблема слабой развитости инфраструктуры, в особенности в новых приграничных областях страны.

       На  несколько лет стал затрудненным доступ на рынки сопредельных государств (часть из них утрачена безвозвратно), что стоило России значительных потерь в виде недополученных доходов, а  также имело серьезную социальную цену из-за временной утраты возможности  снабжать внутренний российский рынок более дешевыми потребительскими товарами из стран СНГ (например сезонными овощами, фруктами и т.д.). 

3.2. Политические последствия

       В данной сфере распад СССР положил  начало долговременному процессу изменения  мирового и региональных балансов сил: экономических, политических, военных. По мнению Г. Киссинджера, государственного секретаря США в 1973 – 77гг., «…Советский Союз не должен был так быстро уходить из Восточной Европы. Мы очень быстро меняем баланс в мире, и это может привести к нежелательным последствиям…». Вся система международных отношений стала менее стабильной и менее предсказуемой. Отодвинулась угроза мировой, в том числе ядерной войны, однако повысилась вероятность локальных войск и вооруженных конфликтов, это испытывает на себе Россия сейчас – Чеченская война; как выразился второй президент РФ В.В. Путин, «…Ситуация на Северном Кавказе и в Чечне – это продолжение развала СССР. Какое-то время я надеялся, что с ростом экономики и развитием демократических институтов этот процесс будет заторможен. Но жизнь и практика показали, что этого не происходит».

       Резко уменьшились политический потенциал  и влияние России по сравнению с СССР, ее способность отстаивать свои интересы. Данную проблему наглядно показала ситуация в республике Украина в 2004 г. – выборы президента республики - острейшая борьба за высший государственный пост В.Ф. Януковича и В.А. Ющенко. Считаю, что в Украине произошло столкновение интересов двух политических доминант – России и Запада; был констатирован факт того, что Россия постепенно теряет сферы влияния на постсоветском пространстве.

       В международном плане распад СССР сопровождался некоторыми позитивными  переменами. Внешний мир стал меньше опасаться России по сравнению с СССР. Потенциальная возможность создания враждебного по отношению к ней окружения уменьшилась.

       Возникла  проблема меньшинств, живущих вне  своих национальных отечеств. Защита их интересов методами традиционной дипломатии в долгосрочном плане требует комплексных стратегий.

       Существует  проблема новых границ, способная  вызывать обострения в отношениях между государствами, создавшимися на территории бывшего Советского Союза, где такой проблемы не существовало.

       Распад  СССР не стал законченным актом, а  инициировал длительный процесс  строительства новых независимых  государств. Этот процесс характеризуется  значительной нестабильностью. Некоторые  государства могут оказаться  нежизнеспособными и распадутся, создадут новые формирования. Подобную ситуацию в настоящее время можно  наблюдать во многих республиках бывшего СССР: в Грузии это проблемы, связанные с попытками отделения Абхазии, Аджарии, Южной Осетии. В Молдове – приднестровская проблема. Эту нестабильность придется регулировать – желательно политическими методами, и огромную роль в этом вопросе должна сыграть Российская Федерация, ни в коем случае не устраняясь от проблем бывшего СССР. Иначе, вместо нас эту проблему решит Запад, и Россия окончательно потеряет влияние на пространстве бывшего СССР8.  

3.3. Международные последствия распада СССР

       Международные последствия распада СССР рассматриваются  российскими и зарубежными исследователями  преимущественно в геополитическом  и экономическом аспектах. Большинство  из них пытаются оценить эти последствия  в глобальных масштабах. При этом одни авторы считают, что “крушение  СССР является геополитической катастрофой, которая выходит за рамки понятия  “системы международных отношений” и могут быть оценены лишь на уровне истории взаимодействия цивилизаций”. Другие же оценивают распад СССР как  “конец системы международных отношений, основу и стержень которой образовывали итоги Второй мировой войны, а также идеологическое и военно-политическое противоборство двух систем, и прежде всего их государств-лидеров: СССР и США”. После распада СССР наблюдается “возвращение к многополюсному миру и менее крупных держав”. Происходит перестройка глобальной системы международных отношений, что порождает нестабильность в отдельных районах мира.

       Для России распад Советского союза вылился  в потерю четверти территории государства. При этом сократилась сырьевая база (существенные запасы хрома, марганца, титана и урана остались на территории бывших советских республик), на территории новых государств остались многие военные  объекты, была утрачена значительная часть  морских границ на Черном и Балтийском морях. Из-за экономических кризисов Россия оказалась в списке развивающихся  стран.

Информация о работе Распад СССР и ее влияние на международную обстановку