Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:12, реферат
В Докладе о торговле и развитии за 2011 г., озаглавленном «Вызовы для политики в мировой экономике в посткризисную эпоху» было отмечено, что мировая экономика, вероятно, сможет вырасти за этот год лишь на 3,1% по сравнению с 3,9% в 2010 году. Темп роста развитых стран ожидается в пределах от 1,5 до 2% по сравнению с развивающимися государствами (за исключением стран Cеверной Африки), темп роста которых за год превысит 6%. В частности, в Евросоюзе рост экономики в 2011 г. составит ниже 2%, но при значительных различиях между странами-членами.
Протекционистские меры, такие, как пошлины на границах, правила местного компонента, требования к фирмам ЕС делиться технологиями и оказывать финансовую поддержку отдельным секторам, имели «общие тревожные, искажающие торговлю последствия для мировой торговли и инвестиций», говорится в докладе.
«Тенденция в сторону политики индустриализации, которая сочетает поддержку промышленности и меры ограничения торговли, укрепилась в развивающихся экономиках», – заявила Еврокомиссия, раскритиковав Аргентину и страны группы БРИК – Бразилию, Россию, Индию и Китай.
Выводы доклада созвучны летнему отчету Всемирной торговой организации, которая предупредила об опасности протекционистской политики и растущего числа ограничений на экспорт сырья. Такие шаги нарушают обет стран G20, данный в 2008 году, не впадать в протекционизм.
В
частности Россия, Аргентина и
Алжир закрывали двери
Бразилия, Аргентина и Индонезия ограничивают доступ иностранным сервисным компаниям и приток инвестиций, тогда как Россия, Китай и Индия – в лидерах тенденции к ограничению экспорта сырья, утверждается в докладе.
Россия находится в числе мировых лидеров по количеству введенных в период кризиса потенциально ограничительных торговых мер. Помимо того, что в России были введены повышенные ставки таможенных пошлин на ряд импортных товаров на период действия кризиса, эти «временные» ставки пошлин были согласованы и включены в Единый таможенный тариф Таможенного союза между Россией, Казахстаном и Беларусью (к примеру, в отношении труб из черных металлов по кодам ТН ВЭД 7304 51 120 0, 7304 51 180 1, 7304 51 810 0, 7304 59 930 0,7304 59 990 0). Следовательно, по отношению к остальному миру действие временных увеличенных пошлин было не только продлено, но и расширено.
Выводы Еврокомиссии могут привести к более настойчивым требованиям внутри Евросоюза защищать свои рынки. Исполнительный орган ЕС планирует в этом году предложить закон, который запретит иностранным компаниям из стран, ограничивающих торговлю с ЕС, получать контракты на материально-техническое обеспечение.
Еврокомиссия под давлением традиционных сторонников протекционизма Италии и Франции также проводит неформальные обсуждения идеи ввести процедуру вето на приток иностранных инвестиций.
ЕС также подумывает ввести долгосрочные пошлины на импорт ряда товаров – от китайских стальных труб до пластмассы из стран Персидского залива.
Хотя
устав ВТО декларирует
Развивающиеся
страны обладают дешевой, но не слишком
квалифицированной рабочей
Таким образом, к протекционистской защите прибегают в той или иной степени практически все страны. Поэтому взаимное снижение протекционистских барьеров становится довольно трудным процессом.
Согласно мониторингу Минэкономразвития РФ, с ноября 2008 г. новые меры протекционистской защиты введены в Китае (всего их 19), а также в Индии (4), Вьетнаме, ЕС и Южной Корее (по 2) и некоторых других государствах.
Усиление защитных мер со стороны зарубежных стран послужило правовым основанием для принятия Россией ответных шагов. С начала кризиса Правительство РФ ввело 28 мер, направленных на защиту отечественного производства и внутреннего рынка. В частности, повышены ввозные пошлины на новые легковые автомобили, телевизоры, отдельные виды проката, стальные трубы. Рассматривается вопрос о введении пятипроцентной пошлины на отдельные виды промышленного оборудования, по которому в течение предыдущих лет она была снижена до нуля.
Россия
взяла на себя обязательства по снижению
импортных пошлин на автомобили при вступлении
в ВТО. По словам директора департамента
автомобильной промышленности и сельхозмашиностроения
Алексея Рахманова, больше всего от этого
пострадают производители коммерческой
техники — грузовиков и автобусов, меньше —
производители автомобилей массой до
3,5 т (т.е. легковых и легких коммерческих
автомобилей). Соглашения по пошлинам
на автомобили были заключены в 2004 г. и
в первый же год после вступления в ВТО
ставки пошлин должны будут вернуться
к уровню, принятому на тот момент, т.е.,
по сути, должны быть отменены «кризисные» пошлины,
введенные в конце 2008 г., объясняет он. Но
во время кризиса сильнее всего были скорректированы пошлины
именно на импорт новых грузовиков и автобусов —
они увеличились с 10-15 до 25% (соответствующие
стандарту «Евро-3»; тягачи и автобусы,
удовлетворяющие требованиям более высоких
стандартов, ввозятся по ставкам 0-5%), а
минимальные пошлины на легковые и легкие
коммерческие автомобили увеличились
с 25 до 30%, следовательно, обратное резкое
изменение больше всего повлияет именно
на производителей грузовиков и автобусов.
Пропорционально увеличились
В настоящее время определение степени протекционизма сопряжено с некоторыми трудностями. В современной международной торговле сохраняются и квоты, и лицензии, и внешнеторговые пошлины. Хотя участники ВТО обязаны устанавливать таможенные тарифы на основе принципа наибольшего благоприятствования в торговле, т. е. на недискриминационной основе, на практике дискриминация сохраняется. Импорт из государств-партнеров по региональным экономическим группировкам часто не облагается пошлинами. Развитые страны используют специальные низкие тарифы на ряд товаров, закупаемых в государствах с невысоким доходом на душу населения. Даже пошлины, устанавливаемые исходя из принципа наибольшего благоприятствования в торговле, могут быть существенно ниже связанных значений. Практически используемые тарифы позволяют более объективно судить о степени протекционизма, чем формальные обязательства в рамках ГАТТ/ВТО.