Протекционистские барьеры в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:12, реферат

Описание работы

В Докладе о торговле и развитии за 2011 г., озаглавленном «Вызовы для политики в мировой экономике в посткризисную эпоху» было отмечено, что мировая экономика, вероятно, сможет вырасти за этот год лишь на 3,1% по сравнению с 3,9% в 2010 году. Темп роста развитых стран ожидается в пределах от 1,5 до 2% по сравнению с развивающимися государствами (за исключением стран Cеверной Африки), темп роста которых за год превысит 6%. В частности, в Евросоюзе рост экономики в 2011 г. составит ниже 2%, но при значительных различиях между странами-членами.

Работа содержит 1 файл

протекционизм в ВТО.doc

— 277.00 Кб (Скачать)

Федеральное  агентство  по  образованию

Государственное  образовательное  учреждение  высшего  профессионального  образования

«Российский  экономический  университет  им. Г.В. Плеханова» 
 

ДОКЛАД

 

по  дисциплине «Регламенты ВТО»

На  тему

Протекционистские барьеры в ВТО

 

Выполнила

студентка группы 853

очной формы  обучения

факультета МЭО

Бабич Анна Анатольевна 
 
 
 
 

Москва - 2011  

В Докладе  о торговле и развитии за 2011 г., озаглавленном  «Вызовы для политики в мировой  экономике в посткризисную эпоху» было отмечено, что мировая экономика, вероятно, сможет вырасти за этот год лишь на 3,1% по сравнению с 3,9% в 2010 году. Темп роста развитых стран ожидается в пределах от 1,5 до 2% по сравнению с развивающимися государствами (за исключением стран Cеверной Африки), темп роста которых за год превысит 6%. В частности, в Евросоюзе рост экономики в 2011 г. составит ниже 2%, но при значительных различиях между странами-членами.

Самая очевидная выгода свободной торговли для потребителя – это понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. За 50 лет существования организации было проведено восемь раундов переговоров, и на данный момент торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли.

Анализируя эволюцию ГАТТ/ВТО и механизм ее функционирования, приходится констатировать, что ни на одном из этапов своего развития данная система не являлась беспристрастным институтом, обеспечивающим равноправие и взаимовыгодное осуществление мировой торговли. Прежде всего, это объясняется ведущей ролью США в организации как ГАТТ, так и ВТО, созданной с целью проведения в жизнь идей глобализации посредством либерализации мировой торговли и связанных с ней прочих экономических операций.

По условиям Вашингтонского консенсуса принципы оказания помощи развивающимся странам обрекают эти государства на развитие по догоняющему принципу. Ярким примером двойных стандартов в рамках ГАТТ/ВТО стали соглашения Токийского раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ, направленные против завуалированного протекционистского применения нетарифных средств. После этого раунда договаривающиеся страны разделились на два лагеря. С одной стороны – участницы, ратифицировавшие только пакет документов ГАТТ, а с другой – участницы, подписавшие как ГАТТ, так и новые соглашения. Новые положения в законодательстве предоставляли ограниченному кругу развитых стран определенные льготы и преимущества по сравнению с развивающимися странами, чьи интересы в достаточной степени не были учтены при разработке документов Токийского раунда – что, в свою очередь, не позволило им быть полноправными участницами дополненного ГАТТ.

Схемы двойных стандартов в рамках ГАТТ/ВТО, помимо нарушения целостности ее структуры, применялись также в отношении либерализации торговли текстильными товарами и продукцией агропромышленного комплекса. Конкурентоспособным экспортерам текстиля из развивающихся стран навязывались жесткие количественные ограничения. Несмотря на то, что инициаторы этой меры – промышленно развитые страны – объявили о временном характере данного положения, оно действует уже более трех десятилетий, лишь расширяя ассортимент текстильных товаров, попадающих под квотирование.

Вообще, отношение к использованию нетарифных ограничений, к которым также относится квотирование, в мировой практике достаточно противоречивое, так как помимо нетарифных ограничений дискриминационного характера существуют защитные меры, имеющие целью в установленном порядке предотвратить или смягчить ущерб, наносимый национальной экономике резким ростом импорта иностранных товаров, а также меры, направленные на пресечение нечестной конкуренции со стороны иностранных экспортеров.

Классификационные схемы нетарифных ограничений, получившие международное признание, в настоящее время насчитывают около 800 конкретных видов.

Анализ  применения нетарифных средств передовыми в экономическом отношении странами свидетельствует о широком распространении таких ограничений, протекционистские цели которых сложно доказать. Значительная их часть применяется в рамках ГАТТ/ВТО – либо в одностороннем порядке, либо на основе двусторонней договоренности – так называемые «добровольные» экспортные ограничения. Например, могут предъявляться повышенные требования к техническим и сопроводительным документам, необоснованное обвинение в демпинге и т.д.

Антидемпинговые процедуры наиболее часто использовались Австралией, странами ЕС, Канадой и США. Однако заметно расширился круг стран-лидеров в использовании антидемпинговых мер в основном за счет развивающихся стран и стран с переходной экономикой, инициировавших 39% всех антидемпинговых процедур за последнее десятилетие. Наиболее активными среди них были Индия, ЮАР, Аргентина, Бразилия, Республика Корея, Мексика.

Лидером в товарной структуре антидемпинговых  расследований является черная металлургия, второе место занимают химические товары, третье – товары из пластмасс, далее машины, оборудование, электробытовые приборы и текстильная продукция.

Анализ  отраслевой структуры антидемпинговых  процедур свидетельствует об увеличении их роли в ограничениях на импорт продукции, на которую были существенно снижены или отменены таможенные тарифы, что подтверждается ростом количества расследований по импорту химической продукции, а также хлопчатобумажной и синтетической пряжи. По имеющимся оценкам, в ближайшие годы следует ожидать применения антидемпинговых расследований еще большим числом стран, которые осуществляют в настоящее время либерализацию импортных режимов.

Кроме того, необходимо отметить чрезвычайно  высокий уровень установленных антидемпинговых пошлин, которые превышают ставки режима наибольшего благоприятствования в 10-20 раз.

В целом, можно говорить о наличии следующих тенденций во внешнеэкономической политике государств-членов ВТО:

– по мере увеличения степени либерализации международной торговли, более характерным становилось использование избирательных средств защиты странами своих «национальных» производителей;

– само понятие «национальные производители» в условиях транснационализации современной экономической деятельности становится все более относительным и условным;

– антидемпинговые  процедуры все больше приходят на смену импортным таможенным барьерам, сокращению которых способствует деятельность ВТО и все чаще применяются вместо защитных мер, так как использование последних в контексте ГАТТ-1994 становится все более сложным (в частности, оно должно иметь недискриминационный характер, кроме того, подобные меры могут быть использованы лишь в отношении всех стран, а не избирательно).

   Таким образом, в процессе разработки своей стратегии вступления в ВТО и в процессе ведения переговоров российская сторона должна в максимальной степени учитывать все рассмотренные выше обстоятельства, чтобы не ослабить имеющихся позиций на мировом рынке и предотвратить возможность недобропорядочной конкуренции со стороны иностранных компаний.

   Согласно данным 6-го доклада Европейской Комиссии «О потенциально ограничительных торговых мерах», за период с октября 2008 г. по апрель 2010 г. торговыми партнерами Европейского союза было введено 296 потенциально ограничительных мер.

   Естественно, введение не всех 296 мер было обусловлено развитием мирового экономического кризиса, и не все они были приняты с целью ограничения торговли: их введение могло просто совпасть с началом кризиса в связи с долгосрочными законотворческими процедурами в стране либо они могли стать результатом проведения какой-то другой государственной политики. Тем не менее, все эти барьеры способны оказывать потенциально ограничительное воздействие на международную торговлю и поэтому учитываются в докладе. Доклад не включает в общее число барьеров лишь санитарные и фитосанитарные ограничения, а также ограничения, введенные, прежде всего, с целью защиты жизни и здоровья потребителей.

   Пик введения потенциально ограничительных торговых мер пришелся на период с декабря 2008 г. по июль 2009 г., а начиная с августа 2009 г. наблюдалась понижательная тенденция в отношении введения новых торговых барьеров.

   Логика введения временных ограничительных мер предполагает, что по мере отступления кризиса все введенные барьеры должны быть постепенно устранены. Тем не менее, лишь очень небольшое количество потенциально ограничительных торговых мер, введенных с момента начала мирового кризиса, были отменены или приостановлены в конце 2009 г. – начале 2010 г., т. е. в период, когда воздействие кризисных процессов на международную торговлю существенно снизилось. В то же время в этот период на фоне отсутствия общей тенденции отмены действующих ограничений отмечался некоторый рост общего числа введенных мер, а также продление действия уже существующих мер.

   «Протекционизм представляет реальную угрозу для экономического восстановления. Я обеспокоен тем, что общая картина не улучшается», – сказал европейский комиссар по торговле Карел де Гюхт.

Информация о работе Протекционистские барьеры в ВТО