Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 19:05, реферат
Успешное развитие экономического сотрудничества стран СНГ невозможно без решения проблем их международных валютно-кредитных и финансовых отношений. В конце 80-х гг. и в начале 90-х гг. большинство экономистов отмечали,
что для республик СССР вне зависимости от будущей структуры их политических отношений экономический и валютный союз является наиболее предпочтительным вариантом.
может привести к созданию рублевой зоны - не в тех формах, которые
предполагались в 1992—1993 гг., а в виде валютной зоны, подобной
зоне евро. Это даст возможность создать региональную валютную систему,
обеспечив в ее рамках согласованное плавание курсов валют,
необходимое для нормального функционирования таможенного союза.
Бесспорно, эта зона будет иметь асимметричный характер, но, как показывает
опыт ЕС, это не мешает в перспективе осуществлять шаги
по переходу к полноценной валютной интеграции.
Постепенная стабилизация российского рубля способствует появлению
предпосылок для его функционирования в качестве региональной
резервной валюты. Эта задача имеет принципиальную направленность.
Этот процесс нельзя форсировать, поскольку его осуществление
при отсутствии реальных условий может оказаться тяжелым
бременем для России. Так, по некоторым оценкам, попытка создания
в начале 90-х гг. рублевой зоны стоила 5 млрд долл.
Поэтому до принятия решения необходимо оценить степень подготовки
соответствующих предпосылок. Существуют традиционные
критерия отнесения валюты к резервной:
• темпы инфляции в стране не должны превышать 3-5% годовых;
• стабильность и емкость денежного, кредитного и финансового
рынков, минимальные колебания валютного курса;
• открытость рынка. В значительной степени Россией этот критерий
соблюден. Однако сохраняется другая проблема: законодательство
ряда стран СНГ ограничивает возможности выхода их хозяйствующих
субъектов на российский валютный и финансовый рынки, хотя
к настоящему времени применяется большое количество «серых схем»,
позволяющих обходить эти запреты;
• страна с резервной валютой должна предоставлять своим партнерам
кредиты в национальной валюте, чтобы повысить ее привлекательность.
Придание валюте статуса резервной не может быть оформлено декретом.
Это длительный процесс признания роли данной валюты, преимуществ
ее использования. России необходимо выдержать конкуренцию со
стороны традиционных резервных валют. Вместе с тем региональная интеграция
со странами СНГ должна происходить на принципах, совместимых
с дальнейшей интеграцией в мировое сообщество. Тенденция к регионализации
не должна подавлять тенденцию к глобализации мирохозяйственных
связей. Приоритетным направлением стратегии России в
сфере валютно-кредитных и финансовых отношений остаются укрепление
ее позиций в системе мирохозяйственных связей, стабилизация национальной
денежно-кредитной и финансовой систем и валюты, переход к
ее свободной конвертируемости. Интеграция с другими странами СНГ
отвечает стратегическим интересам России постольку, поскольку она будет
содействовать решению этой ключевой задачи.
Важным шагом на пути создания рублевой зоны может стать введение
российского рубля на территории Белоруссии в качестве единственного
законного платежного средства в соответствии с заключенными
в 2000 г. российско-белорусскими
межгосударственными
соглашениями. Это должно было произойти
1 января 2005 г. С этой целью был разработан и в основном реализован
план действий по введению российского рубля, подготовлены необходимые
межправительственные
финансовая поддержка по линии Банка России и Правительства РФ.
Однако процесс валютной интеграции Белоруссии и России замедлился
из-за выдвижения белорусской стороной дополнительных требований
финансового характера, которые Россия сочла необоснованными.
Это может задержать процесс введения рубля на территории
Белоруссии.
Россия - кредитор других стран СНГ. Фактически предоставлено
кредитов странам СНГ 5 млрд долл. (на 1 января 2005 г.) С распадом
СССР межреспубликанские хозяйственные связи были переведены
на уровень межгосударственных отношений. Однако до середины 1993 г.
сохранялось единое денежное пространство. Наличность эмитировал
ЦБ РФ, а кредитную эмиссию осуществляли также ЦБ новых независимых
государств. Проявилось ранее скрытое субсидирование одних
республик за счет других: главным донором в СССР выступала Россия.
Она продолжала играть эту роль и в первые годы после распада
СССР. В 1992 г. Россия выделила странам рублевой зоны «технические
» беспроцентные кредиты (свыше 1,5 трлн руб., что было
эквивалентно 1,8% российского ВВП). В первой половине 1993 г. это
кредитование продолжалось, достигнув 2,3 трлн руб., в том числе
1,5 трлн руб. в форме наличных денег.с середины 1993 г. порядок предоставления кредитов странам СНГ
был изменен. В соответствии с международными нормами они стали
оформляться как средне- и долгосрочные государственные кредиты.
Учитывая сложную
странах СНГ, а также последствия стихийных бедствий, постигших
многие из них в 1992-1997 гг., Россия заключила соглашения о реструктуризации
их задолженности по государственным кредитам на сумму
свыше 2 млрд долл., что составило 48,3% фактически предоставленных
Россией кредитов. Исходя из уровня развития страны, ее экономического
положения были установлены индивидуальные сроки
погашения кредитов и различные процентные ставки на базе ЛИБОР
и спрэд в среднем 1,5%.
Сформировались следующие основные условия предоставления
Россией государственных кредитов другим странам СНГ:
• государственные кредиты выдаются в приоритетном порядке
странам СНГ, которые проводят
согласованную с Россией
области осуществления экономических реформ, структурную, научно-
техническую и инвестиционную политику, а также последовательно
осуществляют меры по стабилизации и конвертируемости своих
национальных валют;
• государственные кредиты России предоставляются правительствам
стран СНГ и не могут выделяться хозяйствующим субъектам
этих государств. Хозяйствующие субъекты России и других стран СНГ
самостоятельно решают вопросы своих кредитно-финансовых взаимоотношений
на основе национального законодательства и несут ответственность
за выполнение принятых финансовых обязательств;
• общий объем предоставляемых за календарный год кредитов определяется
с учетом финансовых возможностей России. Предельные
размеры ассигнований для предоставления государственных кредитов
правительствам государств Содружества утверждаются в федеральном
бюджете Российской Федерации;
• государственные кредиты России странам СНГ являются связанными
и предоставляются для оплаты продукции и услуг российских
поставщиков, в первую очередь предприятий, традиционно поставлявших
продукцию в бывшие республики Союза ССР;
• целевое направление кредитов по укрупненным показателям определяется
приложением к Соглашению о предоставлении государственного
кредита, а при необходимости с указанием конкретных поставщиков
продукции, наименований и объемов поставки отдельных
видов изделий в счет предоставляемого кредита;
• государственные кредиты выдаются на условиях, принятых в
международной практике (процентные ставки ЛИБОР, формы погашения
кредитов, технический порядок выдачи кредита и т. п.);
• размер выдаваемого кредита конкретным государствам Содружества
определяется исходя из экономической заинтересованности
России в кредитовании,
эффективности кредитных
факторов и финансовых возможностей России;
• эквивалент выданных государственных кредитов пересчитывается в доллары, а их погашение проводится исходя из долларового
эквивалента;
• в соглашениях о предоставлении кредита предусматриваются меры
по обеспечению возвратности государственного кредита в форме залога
в денежной или имущественной форме, путем оформления долговых
обязательств государственными
облигациями правительства
заемщицы или в других формах, согласованных в ходе переговоров;
• государство, получающее
кредит, берет обязательство
равное, а при определенных условиях приоритетное для России
погашение внешнего долга всем кредиторам;
• погашение государственных кредитов в имущественной форме (в
том числе путем передачи пакетов акций предприятий и акционерных
обществ) допускается лишь при согласии Минэкономразвития и торговли
РФ и Минфина России и обязательстве получателя имущества
внести его стоимость в доходы федерального бюджета. Переговоры о
погашении кредита в имущественной форме могут проводиться лишь
при условии, что в ходе
предварительных контактов
заинтересованность России и страны-должника в покупке-продаже
имущества по конкретным объектам, а также определены источники
компенсации федеральному бюджету стоимости имущества, передаваемого
в погашение долга. С учетом тесных экономических связей со
странами СНГ возможно использование такого метода урегулирования
их задолженности, как
конверсии долга в
что в 1997 г. доля российских инвестиций в экономику стран СНГ в
общем объеме иностранных инвестиций составляла лишь 1%. Однако
доля иностранных инвестиций неодинакова: в Азербайджане, Киргизии,
Армении - 85-65%, Грузии и Узбекистане - 30%, Туркмении - 20%,
на Украине и в Белоруссии - 1%) общих капиталовложений. В ноябре
2001 г. было подписано
российско-армянское
собственность России 5 предприятий Армении в обмен на полное списание
государственного долга Армении России (около 100 млн долл.);
• выделение новых
если страна-заемщица добросовестно выполняет обязательства
по погашению и обслуживанию полученных кредитов;
• реструктуризация полученных государственных кредитов может
осуществляться по просьбе страны-должника в тех случаях, когда
Россия считает такую просьбу обоснованной или реструктуризация
долга соответствует ее интересам.
В силу тесных экономических связей со странами СНГ Россия на
ближайшую перспективу будет выступать в роли их кредитора, хотя
для многих стран она перестала быть основным кредитором. По состоянию
платежеспособности страны СНГ резко различаются. В конце 1990-х гг. задолженность Таджикистана составила 96% ее ВВП,
Киргизии - 91%, Молдавии - 63%, Армении - 44%, Туркменистана -
32%, Грузии - 33%, Украины - ЗОУо. Последняя объявила дефолт по
международным обязательствам в начале 2000 г. Считающийся критическим
уровень долга (40% ВВП) превысил ряд государств. Общее
состояние платежеспособности определяет и возможности стран СНГ
погашать долг России. Россия заключила соглашения о реструктуризации
долга с 7 странами СНГ (Армения, Грузия, Киргизия, Молдавия,
Таджикистан, Узбекистан, Украина), с некоторыми повторно, а
также осуществила его списание по «нулевому варианту» в форме
зачета взаимных требований (Белоруссия, Казахстан, Украина). Активно
изучается вопрос о частичном
погашении долга в
форме. Таким методом был урегулирован долг Таджикистана по
отношению к России.__