Проблема ЕврАзЭС

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 11:04, реферат

Описание работы

ЕврАзЭС – открытая организация. Ее членом может стать любое государство, которое не только примет на себя обязательства, вытекающие из Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года и других действующих в рамках Сообщества договоров по списку, определяемому решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, но и, по мнению членов ЕврАзЭС, может и намерено эти обязательства выполнять

Содержание

История……………………………………………………………………..3
Состав……………………………………………………………………….5
Цели Сообщества…………………………………………………………..6
Проблемы Сообщества …………………………………………………….9
Перспективы развития …………………………………………………...11
Список использованных источников………………………………………….16

Работа содержит 1 файл

реферат ЕВРАЗЭС.docx

— 31.60 Кб (Скачать)

Другая важная причина  торможения интеграции – это сильные  различия между национальными экономическими системами стран СНГ. Во-первых, Россия по своей экономической и политической силе превосходит все прочие экс-советские  республики вместе взятые, что обективно  обусловливает известное неравноправие. Во-вторых, уровень экономического развития разных стран СНГ далеко не одинаков и количественно, и качественно. В среднеазиатских республиках  показатель ВВП на душу населения  существенно ниже российского: в  Казахстане – примерно на 25%, в Кыргызстане  – на 70%, в Таджикистане – почти  на 90%). В Белоруссии же среднедушевые  показатели близки к России, но по части  разгосударствления экономики Беларусь отстает даже от Средней Азии (в 1999 частный сектор давал в России 70% ВВП, в Казахстане – 55%, в Таджикистане – 30%, в Белоруссии – всего 20%).

Наконец, за постсоветский  период в странах СНГ так и  не сформировалась культура консенсуса. Национальные политические элиты не желают делиться реальной властью с  Москвой, которую подозревают в  имперских амбициях. Поэтому популистские «слова» об интеграции очень часто  идут рука об руку с отсутствием  реальных «дел». Более того, когда  заходит речь о реальных сиюминутных  экономических интересах, то интеграционная риторика просто забывается. Например, когда после падения курса  рубля во время кризиса 1998 резко  повысилась ценовая конкурентоспособность  товаров России, то президент Казахстана Н.Назарбаев без консультаций с  партнерами по Таможенному союзу  ввел 200-процентную пошлину на все  российские продовольственные товары. Этот факт тем более показателен, что именно Назарбаева называют главным  инициатором создания ЕврАзЭС. А  Кыргызстан вообще сумел вступить в  ВТО, опередив всех своих евразийских  партеров.

Пока трудно сказать, удастся  ли переломить центробежные тенденции  на постсоветском экономическом  пространстве. Наибольшие перспективы  эксперты усматривают внутри группы наиболее культурно близких стран  – России, Белоруссии, Украины и, возможно, Казахстана.

 

  1. Перспективы развития ЕврАзЭС

Сегодня в области экономической  политики согласованы основные направления  проведения структурной перестройки  экономики государств - участников Таможенного союза. Кроме того, во всех странах - участницах ЕврАзЭС введена  взаимная конвертируемость национальных валют. Согласованы меры по обеспечению  взаимодействия национальных валютно-финансовых систем. Начато создание общей платежной  системы. Осуществлен переход на принцип взимания косвенных налогов "по стране назначения", что предусматривает применение нулевой ставки НДС при экспорте и возврат НДС из бюджета.

Создана правовая основа признания  и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях. Определена концепция формирования единого экономического пространства. В гуманитарной области введен безвизовый режим перемещения граждан, согласован процесс получения скорой медицинской  помощи, упрощена процедура отправления  почтовых и денежных переводов. Согласован упрощенный порядок приобретения гражданства. Начата гармонизация национального  законодательства в торговой, налоговой, таможенной, валютно-финансовой и социальной областях.

С расширением ЕврАзЭС  и вступлением в него Узбекистана  увеличиваются возможности рационального  использования транзитного потенциала стран Сообщества, модернизации транспортной инфраструктуры, проведения согласованной  политики в базовых отраслях экономики (в том числе в машиностроении, топливно-энергетическом и металлургическом секторах), сотрудничества в аграрной сфере.

Реализация указанных  направлений станет важным фактором формирования в перспективе общего рынка товаров и услуг государств ЕврАзЭС.

Однако различные темпы  рыночных преобразований в странах  Сообщества, невыполнение принятых на межгосударственном уровне некоторых  решений в области таможенной и тарифной политики в определенной степени сдерживают развитие интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС.

Отмечается недостаток интеграции в области транспортной и энергетической политики. Проблемой являются устанавливаемые  нетарифные барьеры: экологические  сборы, плата за пользование транспортной инфраструктурой, административные ограничения, а также отсутствие единых требований к транспортным коммуникациям.

Следует отметить сохраняющуюся  неэффективную систему таможенного  контроля поставляемых в рамках ЕврАзЭС  энергоресурсов. При транспортировке  товаров и передаче услуг, произведенных  на территориях стран ЕврАзЭС, через  их внутренние границы таможенные пошлины  в основном не взимаются. Но все грузы, пересекающие, проходят полное таможенное оформление, что существенно замедляет  скорость движения грузов и пассажиров. В пограничных пунктах пропуска каждая сторона осуществляет свой пограничный  и таможенный контроль.

Слишком велики различия в  уровне экономического развития государств ЕврАзЭС. Наиболее развитыми в экономическом  плане государствами являются Россия, Беларусь и Казахстан, где достигнуты устойчивые темпы экономического роста. Однако и эти три государства  отличаются между собой по уровню проводимых рыночных преобразований. Слишком велики различия в уровне и глубине рыночных реформ, примером чего может служить разница экономических  моделей Беларуси и России.

Наименее развитыми государствами  в настоящее время и требующими большего привлечения иностранных  инвестиций в экономику пока остаются Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан.

Со вступлением в ЕврАзЭС  Узбекистана различия в темпах экономического развития и рыночных преобразований в странах Сообщества еще более  усиливаются. В перспективе возможны достаточно серьезные разногласия  между Астаной, Москвой и Ташкентом  по поводу определения стратегии  развития ЕврАзЭС. Так, можно представить  негативную реакцию Узбекистана  на необходимость создания полноценного наднационального органа в рамках этой организации, на чем давно настаивает Казахстан.

Проблемой также является применение во взаимной торговле государствами  ЕврАзЭС антидемпинговых мер  во взаимной торговле. Важным негативным элементом остается отсутствие комплексного анализа по оценке экономических  и политических последствий вступления государств ЕврАзЭС в ВТО.

Для ЕврАзЭС характерно также  слабое развитие национальных фондовых и валютных рынков, низкий уровень  интеграции государств ЕврАзЭС в  аграрной сфере.

Почти отсутствуют производственная кооперация и специализация между  предприятиями отрасли. Низким остается уровень привлечения инвестиций в аграрный сектор экономики стран  Сообщества.

Отмечается также низкий уровень взаимодействия субъектов  малого и среднего бизнеса государств ЕврАзЭС.

Взаимодействию субъектов  малого и среднего бизнеса государств ЕврАзЭС препятствует наличие определенных рисков для развития предпринимательства  в странах Сообщества: высокий  уровень коррупции; вмешательство  государственных органов в деятельность малых и средних предприятий; отсутствие финансовой инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса. В настоящее время основной проблемой  для развития малого и среднего бизнеса  в государствах ЕврАзЭС являются всевозможные законодательные барьеры, огромное количество проверок со стороны  государства, стремление многих чиновников усилить контроль за деятельностью  предприятий.

От динамичного решения  всех этих проблем зависит будущее  интеграционного проекта ЕврАзЭС. Выгодным отличием последнего от всех остальных экономических ассоциаций постсоветского пространства является несмотря на все проблемы достаточно очевидное и прагматичное распределение  ролей между участниками, четко  очерченные сферы деятельности, разветвленная структура, разработанная правовая база.  Реализация поставленных задач на ближайшие годы позволит решить основные проблемы ЕврАзЭС,. Увеличение эффективности ЕврАзЭС очень важно, прежде всего, для самой Российской Федерации. ЕврАзЭС представляет для России особую ценность, поскольку является рычагом, с помощью которого Россия может воздействовать на постсоветское пространство. ЕврАзЭС является полноценной международной организацией, которая охватывает значительную часть бывшего СССР. Это по сути дела механизм влияния на постсоветское пространство и Центральную Азию, где кроме ЕврАзЭС в экономическом плане нет ни одного широкого интеграционного экономического проекта. Поэтому Россия, играя в ЕврАзЭс первую роль, берет на себя функции управляющего арбитра в регионе, через ЕврАзЭс усиливая свое значение. ЕврАзЭС вполне способен стать первым реально действующим интеграционным проектом на постсоветском пространстве, созданным с учетом новых реалий, способным заложить новые основы интеграции стран постсоветского зарубежья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

  1. Мансуров Т.А. Евразийское экономическое сообщество – перспективы развития // Экономика: стратегия и практика, 2009. - №1(10) – 36-47
  2. Международные экономические отношения: Учебник для вузов /В.Е. Рыбалкин и др.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 534 с.
  3. Хасбулатов, Р. И. Мировая экономика и международные экономические отношения. — М.: Гардарики, 2006. — С. 671.
  4. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. - М., 2001. – 225 с.
  5. Шумилов В.М. Международное экономическое право. –М.,2002.–480 с.
  6. www.evrazes.com
  7. www.krugosvet.ru/articles/115/1011522/1011522a2.htm

 


Информация о работе Проблема ЕврАзЭС