Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 20:00, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотрение приватизации и её особенностей в Украине.
Задачи курсовой работы – изучение объективной необходимости и сущности приватизации, анализ методов и моделей приватизации, уяснение особенностей осуществления приватизационного процесса в Украине
Введение
1. Объективная необходимость и сущность приватизации
2. Методы и модели приватизации
3. Особенности осуществления приватизационного процесса в Украине
Заключение
Список использованных источников
Приложения
В процессах приватизации основную роль играет Фонд государственного имущества Украины и его региональные отделения. Он подотчетен Верховной раде Украины.
Вместе с Фондом госимущества участие в приватизации принимают Национальный банк, региональные отделения приватизации имущества, Министерство демонополизации и разгосударствления , Государственный комитет помощи малым предприятиям и предпринимательству, Государственный приватизационный фонд
Покупателями государственного имущества могут быть: граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, зарегистрированные на территории Украины; юридические лица других государств.
Не
имеют права быть покупателями органы
государственной власти и управления,
работники Фонда
Виды приватизационных бумаг: приватизационные имущественные сертификаты; компенсационные сертификаты; жилые чеки; земельные боны.
Каждый
гражданин Украины может
Оценивая результаты приватизации на Украине за весь период ее осуществления, следует отметить, что этот процесс был наиболее динамичным и результативным общественным процессом последнего десятилетия и стал основой экономических реформ в стране. [ПриложениеA]
Интересным фактом также являются процессы реприватизации на Украине. Например, это:
Выявлена сущность причинно-следственных связей между ходом приватизационных и инвестиционных процессов. С одной стороны, инвестиционная концепция приватизации направлена на формирование инвестиционных ресурсов не разных экономических уровнях: на макро- и мезоуровнях- направление доходов от продажи объектов государственной и коммунальной собственности в бюджет развития страны или региона; на микроуровне-осложнение условий купли-продажи объекта инвестиционными обязательствами. С другой стороны, инвестиционная привлекательность объекта имеет прямое влияние на интенсивность приватизационных процессов.
Особенностью современного состояния приватизационных процессов в Украине является привлечение к процессу приватизации все менее привлекательных объектов. Начиная с 2007 г. наблюдается накопление большого количества мелких неликвидных пакетов акций, не пользующихся спросом. Практика свидетельствует, что определяющими факторами при выборе объекта инвестирования для покупателя являются: имеющиеся производственные мощности предприятия, его основная специализация, рынки сбыта продукции, финансовые показатели предприятия. Поэтому недопустимо форсировать процесс выработки единых условий приватизации, необходимо индивидуально подходить к приватизации каждого конкретного объекта.
Начиная с 2009 г. наблюдается уменьшение стоимости имущества (уставного (капитала) предприятий, передаваемых на приватизацию. Следовательно, наиболее актуальной задачей является проведение широкомасштабной подготовки объектов государственной собственности, не запрещенных к приватизации, к их включению в приватизационный процесс. Обязательная предприватизационная подготовка, призванная увеличить стоимость объектов и их инвестиционную привлекательность, может содержать реализацию ряда мероприятий: реструктуризация (вычленение из имущественного комплекса нерентабельных и затратных объектов, прежде всего соцкульт-быта), корпоратизация (акционирование предприятий), санация (финансовое оздоровление), а также пробная продажа акций на биржах для определения, котировок.
Украинская практика приватизационных процессов свидетельствует, что объективная оценка стоимости объектов, выставленных на продажу, способна существенно увеличить их инвестиционную привлекательность и оживить инвестиционный процесс. В Украине уже создано правовое поле, давшее толчок к развитию оценочной деятельности, разрабатываются Национальные стандарты оценивания. Однако крайне важно присоединиться к Международным стандартам и создать действенный механизм государственного регулирования оценочной деятельности в Украине. Целесообразно активно привлекать к процедурам рецензирования отчетов (актов оценки имущества) саморегулирующиеся организации оценщиков при сохранении за Фондом государственного имущества Украины контроля за качеством рецензирования.
Целью
дальнейших исследований является разработка
предложений по развитию оценочной деятельности
в Украине в соответствии с Международными
стандартами как предпосылки объективного
определения стоимости объекта приватизации
и формирования его инвестиционной привлекательности.
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Приватизация может осуществляться на основе: бесплатной передачи собственности, выкупа предприятий на льготных условиях, продажи акций, сдачи предприятий в аренду, продажа мелких предприятий с аукциона по конкурсу и без него. При проведении приватизации нужна большая подготовительная работа по разукрупнению монополистических объединений, созданию ряда компаний, эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было бы более достоверно оценить стоимость предприятия.
Принципы и модели приватизации: законодательная база, бесплатная и платная приватизация. На основе законодательной базы покупателями государственного имущества могут быть: граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства; юридические лица, зарегистрированные на территории Украины; юридические лица других государств. Существуют такие виды приватизационных бумаг: приватизационные имущественные сертификаты, компенсационные сертификаты, жилые чеки, земельные боны. Каждый гражданин Украины может принимать участие в приватизации государственных предприятий, используя для этого вышеперечисленные приватизационные бумаги.
Что касается платной и бесплатной приватизации, то можно сказать, что каждая из них опирается на определенные доводы и аргументы.
Результатом перехода на новые формы хозяйствования в Украине должно стать создание многоукладной экономики, отказ от государственного монополизма на собственность и создание условий для их равноправного существования различных форм собственности. Необходимо развивать частную и коллективную формы собственности, образно говоря, с нуля и путем приватизации, которые должны вылиться в ломку и трансформацию существующей системы производственных отношений, и в одночасье формировать качественно новую общественную (государственную и муниципальную) собственность, но при этом нельзя не учитывать интересы трудовых коллективов, для которых аренда на данном этапе означает наиболее приемлемый вариант перехода к рыночной системе хозяйствования.
Оценивая результаты приватизации на Украине за весь период ее осуществления, следует отметить, что этот процесс был наиболее динамичным и результативным общественным процессом последнего десятилетия и стал основой экономических реформ в стране.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложение A
Таблица
3.1. - Выполнение планов по приватизации
в Украине в 2005-2008 гг., млн. грн. [
10 ]
Год | План | Поступления % | Выполнения |
2005 | 3160,04 | 66,59 | 19,1 |
2006 | 2152,79 | 2175,11 | 100,6 |
2007 | 5215,58 | 9559 | 183,98 |
2008 | 4933,95 | 38,08 (нa 21.01.05 г.) | 1,79 |
Приложение Б
Таблица
3.2. - Крупнейшие приватизационные сделки
в Украине в 2002-2006 гг. [
11 ]
Предприятие | Пакет, % | Сумма, млн грн. |
“Криворожсталь” | 93,02 | 4260 |
Центральный ГОК | 50+1 акция | 106 |
Северный ГОК | 50+1 акция | 207,6 |
“Павлоградуголь” | 92,11 | 1400 |
“Краснодонуголь” | 60 | 770,3 |
“Комсомолец Донбасса” | 33,27 | 25,6 |
ДМК им.Дзержинского | 98,81 | 712 |
Алчевский металлургический комбинат | 13,86 | 5,5 |
ДМЗ им.Петровского | 42,26 | 65,8 |
Коминмет | 59,49 | 10,81 |
Южный ГОК | 25,78 | 60 |
“Сухая балка” | 37,57 | 162,9 |
Криворожский железорудный комбинат | 93,07 | 689,42 |
Никопольский завод ферросплавов | 50+1 акция | 410,5 |
Запорожский алюминиевый комбинат | 25 | 38,92 |
“Ривнеазот” | 53,86 | 48 |
Крымский содовый завод | 89,48 | 346,7 |
ГАК “Титан” | Нет данных | 368 |
Черноморский судостроительный завод | 90,25 | 119,35 |