Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 20:00, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотрение приватизации и её особенностей в Украине.
Задачи курсовой работы – изучение объективной необходимости и сущности приватизации, анализ методов и моделей приватизации, уяснение особенностей осуществления приватизационного процесса в Украине
Введение
1. Объективная необходимость и сущность приватизации
2. Методы и модели приватизации
3. Особенности осуществления приватизационного процесса в Украине
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Преодолеть
этот недостаток аукционных торгов можно
с помощью конкурсных торгов. Конкурсные
торги – это продажа
Приватизация
в форме продажи акций
Одна из наиболее распространенных форм приватизации – публичная продажа акций населению, при которой государственное предприятие превращается в акционерное общество открытого типа. Продажа акций населению осуществляется по фиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по фиксированной цене возможны завышение и занижение стоимости имущества. При конкурсной цене достигается более точная оценка имущества государственных предприятий.
При проведении приватизации нужна большая подготовительная работа по разукрупнению монополистических объединений, созданию ряда компаний, эффективного механизма ценообразования, с помощью которого можно было бы более достоверно оценить стоимость предприятия.
Чтобы государственная собственность не досталась криминальным кругам, с точки зрения экономической теории важно создать много конкурентов.[9]
Приватизация государственных предприятий, которые не являются в конкретный момент приоритетным в макроэкономической политике правительства, обычно обеспечивает резкое повышение эффективности производства. Другой причиной проведения приватизации предприятий во многих странах оказывается необходимость финансирования дефицита бюджета при ограниченности традиционных источников поступлений.[7]
Еще одной инициирующей приватизацию причиной может быть необходимость выполнения правительствами условий по принятым долговым обязательствам.
Возникает также возможность, как показывает опыт Англии, за счет доходов от приватизации снизить подоходный налог, что позволяет оживить частную экономическую активность. Как следствие кроме получения доходов государственный бюджет может освободиться от расходов по финансированию убыточных предприятий. Наряду с традиционным использованием выручки для погашения бюджетного дефицита она также может быть направлена на диверсификацию государственного капитала в более прибыльные отрасли, создавая, таким образом, источники будущих стабильных поступлений в бюджет.
В
целом зарубежная практика использования
денежных доходов от приватизации показывает,
что имеется возможность с
их помощью решить ряд финансовых проблем.
Государственная собственность является
достаточно емким источником финансирования
тех или иных программ, погашения бюджетного
дефицита, предотвращающим негативные
последствия эмиссии, увеличения государственного
долга. Помимо этого, в результате приватизации
предприятий и последующего повышения
их эффективности может быть, увеличена
налоговая база, увеличены поступления
в виде дивидендов. Приватизация убыточных
предприятий напрямую сказывается на
сокращении бюджетных расходов. Увеличение
доходов государственного бюджета ведет
в свою очередь к снижению давления финансовых
ограничений на производство. В период
получения доходов от приватизации возникает
возможность маневрирования инструментами
макроэкономической политики.[5]
Приватизационные процессы в постсоветских странах характеризуются многообразием и национальными особенностями. Но все-таки можно выделить три главных подхода к проблеме трансформации собственности, которые сводятся к основам ее преобразования в КНР, в странах Центральной Европы и Прибалтики, на территории СНГ. Сохранение партийно-государственной вертикали I власти позволяет осуществлять трансформацию структуры собственности в Китае эволюционным путем, без применения метода разгосударствления общественной собственности. Процесс трансформации в странах Центральной Европы и Прибалтики при
всех конкретно-национальных различиях может быть отнесен к типу адаптационных моделей, поскольку все эти государства в проведении рыночных реформ ориентировались на приспособление к условиям вхождения в ЕС. Общим для всех этих национальных моделей стало сочетание государственного регулирования системных преобразований в экономике с поэтапным наращиванием роли саморазвития рыночных элементов.[11]
Отрицательные для Основной массы граждан последствия приватизации остро проявились в третьем типе трансформации, которая осуществляется на территории СНГ. Наиболее ярко этот тип воплотился в российской модели, отдельные элементы которой использовались также в Украине. Внутренние и внешние отрицательные факторы существенно замедлили и исказили трансформацию собственности, так как в процессе приватизации в основном решались не стратегические вопросы реформирования, а конъюнктурно-тактические проблемы. С учетом конкретных целевых установок, которые превалировали в те или иные периоды проведения приватизации, можно выделить такие ее этапы:
1этап - начало реформирования экономики на рыночных основах;
2этап - поиск
эффективного собственника
3этап - формирование
социальной прослойки как
4этап - обновление
основных средств предприятия
с привлечением внешних и
5этап - пополнение бюджета. [6]
Приватизацию Украины можно разделить на несколько этапов.
Первый этап охватывал 1991 - 1992 гг. – образование и становление Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ), наработка законодательно-нормативной базы, реализация первых приватизационных проектов.
Второй – 1992-1994 гг. характеризовался тем, что приватизационные ценные бумаги – имущественные сертификаты – существовали, в виде депозитных счетов и ведущее место занимала аренда государственных предприятий с последующим выкупом.
Среди первых и наиболее удачных примеров приватизации предприятий путем аренды с выкупом можно назвать ЗАО “Oболонь”, львовскую кондитерскую фабрику “Свиточ”, СП «Кофейная фабрика ”Галка"», АО “Электрон”, металлургические комбинаты им. Ильича и “Азовсталь” (г. Мариуполь), им. Кирова (г. Макеевка), коксохимический завод (г. Авдеевка) и ряд других.
Однако
практика показала, что внедрение
аренды с выкупом вызывало конфликт
интересов арендаторов и
Проявились также недостатки коллективной формы собственности арендаторов – нехватка инвестиционных ресурсов, инертность в организации и управлении производством. Возникла необходимость внедрения новых способов приватизации. Одним из них стала корпоратизация, которая представляла собой превращение крупных и средних государственных предприятий и закрытых акционерных обществ, более 75% уставного фонда которых находилось в государственной собственности, в открытые акционерные общества.
Третий этап приватизации проходил с 1995 по 1998 год. Он обуславливал проведение массовой приватизации, преимущественно за приватизационные бумаги с привлечением широких кругов населения. Был заложен фундамент для проведения индивидуальных процедур приватизации крупных предприятий.
В этот период население страны получило 46 млн. приватизационных имущественных сертификатов и на 1 млрд. гон. компенсационных сертификатов. В процессе малой приватизации в руки частных собственников перешло более 50 тыс. объектов промышленности, торговли, общественного питания и т.п.
С
2000 г. начался четвертый этап приватизации
– преимущественно
Индивидуальная
приватизация предусматривает, что
целью продажи целостных
Можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из них опирается на определенные доводы и аргументы.
Основные доводы бесплатной приватизации сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками – «ваучерами».
Противники бесплатной модели приватизации выдвигают несколько существенных контраргументов. Во-первых, известно, что все доставшееся бесплатно не ценится людьми и соответственно мало шансов, что появятся собственники способные эффективно использовать собственность. Во-вторых, каким образом определить долю каждого в процессе раздела государственного имущества? И, в-третьих, каким образом оценить всю государственную собственность? Выдвигая эти аргументы, они предлагают другую модель – платную приватизацию.
В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.
Однако
противники указывают, что у широких
слоёв населения нет средств для выкупа
государственной собственности. В целом
денежная приватизация приведет к ещё
большему расслоению общества и обострению
проблемы социальной справедливости.[2]
Процесс приватизации в Украине принципиально отличается от аналогичного процесса в странах с развитой рыночной экономикой.
Это, прежде всего, связано с очень сжатыми сроками перехода собственности из государственной в частную. А также с тем обстоятельством, что преобладающая часть населения в Украине практически не имеет средств для приобретения недвижимого имущества. Значение этого обстоятельства в особенности усилилось после либерализации цен, в результате которой большая часть населения лишилась своих трудовых сбережений.
Другое
принципиальное отличие, по оценкам
некоторых специалистов, состоит
в том, что экономика Украины
достаточно централизованна и
Основными законодательными актами, которые регулируют процессы приватизации в Украине, являются Законы Украины "О приватизации имущества государственных предприятий", "О приватизации небольших государственных предприятий", "О приватизации государственного жилого фонда", "Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе" и "О приватизационных бумагах". В этих законах определены основные принципы, средства, субъекты и объекты процесса приватизации. Положения этих законов дополнены рядом Указов Президента Украины и другими законодательными актами.
Ежегодно
Верховная рада Украины утверждает
Государственную программу