Преимущества и недостатки торговой системы ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:00, реферат

Описание работы

ВТО относится к числу международных межправительственных организаций, а ее особенностью является отсутствие устава, роль которого играют Соглашение об учреждении ВТО и Договоренность о правилах и процедурах разрешения споров. С этими двумя международными Соглашениями и связано появление ВТО. Во всем остальном ВТО функционирует так же, как и ГАТТ.

Содержание

1. История создания Всемирной Торговой Организации. Уругвайский раунд и его итоги
2. Особенности деятельности Всемирной Торговой Организации: цели, функции, принципы.
3. Организационная структура Всемирной Торговой Организации
4. Порядок присоединения к Всемирной Торговой Организации
5. Преимущества и недостатки торговой системы ВТО

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ВТО.docx

— 48.20 Кб (Скачать)

     1). Отсутствие дискриминации в торговле.

     Ни  одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке  любой страны не должно быть никаких  различий в условиях продажи между  иностранной продукцией и национальной.

     2). Снижение торговых (протекционистских)  барьеров.

     Торговыми барьерами называют факторы, снижающие  возможность проникновения зарубежных товаров на внутренний рынок какой-либо страны. К ним относятся, прежде всего, таможенные пошлины и импортные  квоты (количественные ограничения  на импорт). На международную торговлю влияют также административные препоны  и политика определения обменных курсов валют.

     3). Стабильность и предсказуемость  условий торговли.

     Иностранные компании, инвесторы и правительства  должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.

     4). Стимулирование соревновательности  в международной торговле.

     Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие  как экспортные субсидии (помощь государства  фирмам-экспортерам), использование  демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.

     5). Льготы в международной торговле  для менее развитых государств.

     Этот  принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в  мировое хозяйство слаборазвитых  стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать  с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам  особых привилегий.

     Соглашение  о создании ВТО предусматривает, что эта организация продолжает практику принятия решений консенсусом, как это было принято в ГАТТ. Считается, что консенсус достигнут, если в момент принятия решения ни одна страна-член не высказывается  против предложенного решения. Если консенсус невозможен, допускается  принятие решения большинством голосов, при этом каждое государство-член имеет  один голос. В отличие от МВФ и  других организаций, ВТО не использует систему взвешенного голосования, которая разрешает отдельным странам иметь больше голосов, чем другим.

       По общему признанию, принцип  консенсуса защищает от «тирании  большинства», особенно тогда, когда  значительная часть голосующих  резко выступает против принятия  решения

     В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства (свободной торговли), борясь за устранение протекционистских барьеров.

     Обязательства по соблюдению правил свободной торговли, принятые на себя всеми членами ВТО, составляют систему «многосторонней  торговли». Большинство государств планеты, включая все основные страны-импортеры  и страны-экспортеры, являются членами  этой системы. Однако ряд государств в нее не входит, поэтому систему  называют «многосторонней» (а не «всемирной»). В перспективе, по мере расширения числа  участников ВТО, система «многосторонней  торговли» должна превратиться в  подлинно «всемирную торговлю».  

     3. Организационная  структура Всемирной  Торговой Организации 

     Организационная структура ВТО определена в ст. IV Соглашения о создании ВТО (Рисунок 1). 

       

     Высшим  органом ВТО, ответственным за принятие решений, является конференция на уровне министров участвующих стран  – Министерская Конференция ВТО. Она должна собираться раз в два года. За время существования ВТО было проведено шесть таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации.

     На  конференции вырабатывается направление  международного сотрудничества, в частности  определяются актуальные вопросы, которые  станут предметом очередного раунда многосторонних торговых переговоров. Первая конференция министров после  завершения Уругвайского раунда переговоров  была проведена в Сингапуре в  декабре 1996г. Эта и последующие  конференции были посвящены вопросам проведения очередного раунда Многосторонних торговых переговоров (МТП).

     В период между заседаниями конференции  ее функции выполняет Генеральный совет ВТО. Он же выполняет и функции органа по разрешению споров в случаях, когда рассматривает жалобы и предпринимает необходимые шаги по урегулированию споров между странами-членами. Генеральный совет несет также ответственность за изучение торговой политики стран-членов, регулярные обзоры которой проводятся на базе соответствующих отчетов стран - членов ВТО и докладов Секретариата ВТО.

     В своей работе Генеральный совет  опирается на три других Совета:

     – Совет по вопросам торговли товарами, который наблюдает за исполнением  и действием Генерального соглашения по торговле товарами (ГАТТ 1994г.) и ему  сопутствующих соглашений;

     – Совет по вопросам торговли услугами, который наблюдает за исполнением  и действием Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), и

     – Совет по вопросам Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), который наблюдает за исполнением  этого Соглашения.

     В структуру ВТО входят также комитеты, которые осуществляют оперативную  работу в рамках соответствующих  соглашений. Находясь в подчинении Совету, они проводят аналитическую  работу в отношении мер государственного регулирования, принимаемых участвующим  в ВТО государством, в частности  анализируют, насколько эти меры соответствуют требованиям ВТО. Комитеты проводят консультации по любым  вопросам, касающимся действия международных  торговых соглашений. Как правило, в  комитеты входят представители всех участвующих в ВТО государств. Собираются комитеты по мере необходимости  не реже одного-двух раз в год.

     Важную  роль в структуре ВТО играет его  административный орган – Секретариат. Он осуществляет подготовку проектов решений, принимаемых органами ВТО, оказывает информационно-консультативные услуги. Это постоянно действующий орган, возглавляемый Генеральным директором и находящийся в Женеве (Швейцария). В состав Генерального совета входят: Орган разрешения споров, включающий группу экспертов для рассмотрения споров и Апелляционный орган, а также Орган по проведению периодических обзоров торговой политики государств –  членов ВТО. Оба органа действуют в соответствии с достигнутыми договоренностями. 

     4. Порядок присоединения  к Всемирной Торговой  Организации 

     Присоединяющаяся  страна извещает Генерального директора  ВТО о своем намерении присоединиться к ВТО, передает в ВТО Меморандум о внешнеторговом режиме (товары и  услуги). После этого вопрос об условиях присоединения рассматривает Рабочая  группа, которую создает Генеральный  Совет ВТО. Участвовать в работе группы могут все члены ВТО. Рабочая  группа изучает внешнеторговый режим  страны, ее законодательство и практику его применения. Значительная часть  работы в группе переносится на неформальные встречи и консультации, в ходе которых постепенно вырабатываются условия присоединения страны к  ВТО. Одновременно ведутся двусторонние переговоры о взаимном снижении торговых барьеров, результатом которых должны стать три протокола, содержащие перечень уступок и обязательств в этой области (протокол по тарифным обязательствам, протокол по сельскому  хозяйству, протокол по доступу на рынок  услуг).

     Итогом  заседаний Рабочей группы становится доклад Группы Генеральному Совету ВТО, содержащий краткое содержание дискуссии  и выводы Рабочей группы. Одновременно готовятся проект решения Генерального Совета ВТО, названные выше протоколы  о доступе на рынок и протокол о присоединении. Доклад Рабочей  группы и протокол о присоединении  должны быть одобрены Генеральным Советом  ВТО. Решение Генеральный Совет принимает двумя третями голосов. Решение о присоединении страны к ВТО вступает в силу через 30 дней после его принятия (ратификации) присоединяющейся страной. Такова обычная процедура. Однако реальное содержание эта процедура приобретает только после того, как она будет проверена практикой. А практика, как показала деятельность ГАТТ и ВТО, часто существенно меняет первоначальный смысл, заложенный в протокольные и процедурные нормы. 

     5. Преимущества и  недостатки торговой  системы ВТО 

     Выгоды  ВТО для потребителей.

     - Понижение стоимости жизни. Самая очевидная выгода свободной торговли для потребителя – это понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. За 50 лет существования организации было проведено восемь раундов переговоров, и на данный момент торговые барьеры во всем мире ниже, чем они были когда-либо за всю историю современной торговли.

     В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые  товары и услуги, но и отечественная  продукция, в производстве которой  используются импортные компоненты.

     Импортные тарифы, государственные производственные субсидии (например, в сельском хозяйстве) и количественные ограничения импорта (к примеру, в торговле текстилем) в конечном итоге приводят не к  желаемым результатам защиты отечественного рынка, а к повышению стоимости  жизни. Так, потребители в Великобритании, по статистическим расчетам, платят на 500 миллионов фунтов в год больше за одежду из-за торговых ограничений  на импорт текстиля; для канадцев эта  сумма составляет примерно 780 миллионов  канадских долларов. Аналогичная  ситуация в секторе услуг: либерализация  сектора телекоммуникаций в Европейском  Союзе привела к снижению цен  в среднем на 7-10 процентов.

     Система ВТО, поощряет конкуренцию и понижает торговые барьеры, в результате чего потребители выигрывают. Так, крупная  реформа торговли текстилем и  одеждой в рамках ВТО, которая  завершится в 2005 году, включает в себя устранение ограничений на объем  импорта.

     - Более широкий выбор товаров и услуг. Более широкий выбор товаров и услуг – также несомненное преимущество свободной торговой системы для потребителя. Помимо готовой иностранной продукции, речь здесь идет и об отечественных товарах и услугах, ассортимент которых расширяется ввиду снижения цен на импортные материалы, компоновочные части и оборудование. Импортная конкуренция стимулирует максимально эффективное отечественное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции.

     Кроме того, в результате более активного  товарообмена развиваются новые  технологии, как это произошло, к  примеру, с мобильной связью.

     Увеличение  экспорта отечественной продукции  также повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну  и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.

     Выполнение  соглашений ВТО, как правило, приносит не только долгосрочные выгоды, но и  сиюминутные трудности. Например, снижение протекционистских таможенных тарифов  облегчает покупателям приобретение более дешевых зарубежных товаров, но может привести к разорению отечественных производителей, если они производят товары с высокой себестоимостью. Поэтому по правилам ВТО дозволяется государствам-членам проводить предусмотренные изменения не мгновенно, а поэтапно, по принципу «прогрессирующей либерализации». При этом обычно развивающимся государствам представляется более длительный период для полной реализации их обязательств.

     Выгоды  ВТО для экономики страны в  целом 

     - Повышение доходов. Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. Эмпирические данные свидетельствуют: после Уругвайского раунда в результате перехода на новую систему торговых сделок мировой доход увеличился со 109 до 510 миллиардов долларов. Единый рынок на территории Европейского Союза также способствовал повышению доходов и благосостояния.

     - Повышение занятости. Развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными производителями практически неизбежны.

Информация о работе Преимущества и недостатки торговой системы ВТО