Правовые вопросы создания и деятельности совместных предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с темой курсовой работы автор ставит целью работы раскрытие правовых вопросов создания и деятельности совместных предприятий.
В ходе исследования темы курсовой работы, предполагается решение следующих задач:
- определить сущность и цели совместных предприятий;
- выявить сущность экономического обеспечения создания и деятельности совместных предприятий;
- раскрыть правовое обеспечение деятельности совместных предприятий
- изучить процесс создания совместных предприятий;
- рассказать о государственной регистрации совместных предприятий.

Содержание

ГЛАВА 1. СОВМЕСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Сущность и цели совместного предприятия 5
1.2. Экономическое обеспечение создания и деятельности совместных предприятий 8
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 14
2.1. Правовое обеспечение функционирования совместных предприятий 14
2. 1. Процесс создания совместных предприятий 18
2.3. Государственная регистрация совместных предприятий 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

Работа содержит 1 файл

курсовая по МкиС. Акиева 541.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

     Финансирование  проектов называют еще балансовым финансированием, где нехватка собственных средств участников проекта замещается банковским кредитом. При осуществлении проектного финансирования имеется возможность маневрировать средствами для удовлетворения интересов и кредитора и заемщика, что позволяет отнести метод проектного финансирования к ведущим формам финансирования СП. Основой проектного финансирования являются квалифицированные экономические и финансовые расчеты по проекту, которые позволяют сделать вывод о способности проекта генерировать выручку в национальной и иностранной валютах в объеме, достаточном для своевременного погашения кредита и начисленных процентов, осуществления других выплат и приемлемости для кредитора (гаранта) проектных рисков.

     В рамках анализа проблем экономического обеспечения создания и функционирования СП важно рассказать об условиях финансирования, обеспечивающих успешное становление и развитие СП:

     1. Эффективное по возможности использование денежных средств (на различных уровнях управления).

     2. Обеспечение экономической заинтересованности коллектива в проведении работ по созданию и освоению производственных мощностей.

     3. Осуществление четко организованного финансового контроля за эффективностью затрат.

     Специфика финансов СП связана с характером и особенностями возникающих  в этой сфере распределительных отношений. Объект распределения в рамках СП — выручка от реализации продукции (услуг). Вообще финансовые отношения СП могут осуществляться в процессе расширенного воспроизводства между такими экономическими агентами, как:

     1. Государство и СП (при осуществлении платежей в бюджет).

     2. Органы материально-технического снабжения и СП (операции по закупке сырья, материалов, оборудования, услуг).

     3. Финансово-кредитные органы и СП (использование и погашение кредитов).

     4. Кадры (рабочие и служащие) и СП (привлечение к деятельности в СП и оплата труда).

     Основная  форма финансовых отношений СП с  государством — налогообложение. Законодательная  основа налогообложения иностранных  инвестиций в России формируется  одновременно в двух направлениях: внутреннее налоговое законодательство и международное налоговое законодательство. Создаваемая в России с 1 января 1992 г. новая налоговая система существенно изменила действующий режим экономического регулирования иностранных инвестиций, что затронуло в первую очередь СП. Во внутреннем налоговом законодательстве сформировался подход, предусматривающий распространение национального режима налогообложения на иностранные инвестиции, в том числе осуществляемые путем создания предприятий с иностранными инвестициями. Эти предприятия (включая СП) пользуются всеми льготами, предусмотренными внутренним налоговым законодательством. К таким льготам, в частности, относятся:

     - уменьшение базы налогообложения  прибыли на суммы, направленные  на: развитие собственной производственной  и непроизводственной базы, на финансирование в порядке долевого участия капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. Указанный порядок при этом распространяется также на погашение инвестиционных кредитов в иностранной валюте, полученных по кредитным договорам с иностранными и международными банками и кредитными учреждениями и использованных на эти цели;

     - осуществление природоохранных  мероприятий в размере 30 % произведенных затрат;

     - создание резервных фондов не  более 25 % уставного капитала;

     - льготирование прибыли в течение  пяти лет после получения балансовой  прибыли. Причем льготы, указанные  выше, не должны уменьшать сумму  налога, исчисленную без учета  льгот, более чем на 50 %;

     - освобождение от налога на  добавленную стоимость при экспорте  товаров (работ, услуг) за пределы  государств — членов СНГ.7

     Нужно при этом отметить, что органы государственной  власти субъектов Российской Федерации  могут устанавливать дополнительно налоговые льготы предприятиям с участием иностранного капитала в пределах сумм налогов, направляемых в их бюджеты.

     ПИИ уплачивают в течение года авансовые  платежи по налогу на прибыль ежемесячно в размере одной двенадцатой  суммы предполагаемого годового налога. Пересчет фактической суммы налога производится 15 марта года, следующего за отчетным. Этот налог предприятия с иностранными инвестициями уплачивают в безналичном порядке по выбору в рублях или иностранной валюте.

     Еще нужно отметить, что помимо внутреннего законодательства, правовую основу налогообложения иностранных инвестиций формирует большое количество действующих международных двусторонних и многосторонних договоров, в определенной степени затрагивающих вопросы налогообложения. Это в первую очередь соглашения об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, определяющие налоговую юрисдикцию договаривающихся государств на доходы нерезидентов и устанавливающие налоговые льготы иностранным инвесторам, в том числе понижение ставки налога на дивиденды и проценты. 
 
 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

2.1. Правовое обеспечение  функционирования  СП

 

      В процессе создания СП и его дальнейшего  функционирования в первую очередь  партнеры сталкиваются с правовыми вопросами. Поэтому целесообразно рассмотреть основные принципы правового обеспечения создания и развития СП в России и их влияние на деятельность данных предприятий.

      В рамках СП партнеры должны договориться об объединении финансовых ресурсов, чаще всего в форме паевых взносов, совместном осуществлении определенной деятельности в производственной сфере или в сфере услуг, совместном распределении прибылей и рисков.

      Участники совместных предприятий являются юридическими лицами и осуществляют свою деятельность на основе договоров и в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом СП.

      Порядок создания, ликвидации, организационно-правовые формы и режим деятельности предприятий  с иностранными инвестициями и, в  частности, совместных предприятий определяются действующим на территории России Законом “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” № 1545-1 от 4 июля 1991 г., а также другими законодательными актами, оказывающими влияние на формирование и развитие данных предприятий.

      СП  могут создаваться в виде акционерных  и других хозяйственных обществ  и товариществ, образование и  функционирование которых предусматриваются  действующим в России законодательством.

      Предприятия с иностранными инвестициями включают:

  • предприятия с долевым участием иностранных инвесторов (т.е. совместные предприятия), а также их дочерние предприятия и филиалы;
  • предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам;
  • филиалы иностранных юридических лиц.8

      Рассмотрим  кратко правовое обеспечение становления и функционирования СП, способы их создания и ликвидации. Создание СП может осуществляться путем его учреждения или приобретения доли участия (пая, акции) иностранным инвестором в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций. Иностранные инвесторы имеют право приобретать доли участия, паи, акции и другие ценные бумаги предприятий, расположенных на территории РФ. Согласно действующему Закону "Об иностранных инвестициях в РФ", если оплата долей участия в предприятии произведена иностранным инвестором в иностранной валюте, то данное предприятие рассматривается как предприятие с иностранными инвестициями (ПИИ). Причем для создания СП необходимо проведение соответствующих экспертиз, особенно если речь идет о крупномасштабных проектах, в частности, большое внимание уделяется проведению экологической экспертизы, что особенно важно для России именно сейчас, так как существует тенденция создания СП с целью выноса экологически вредных производств с территории страны.9

      При создании СП важную роль играет принятие учредительных документов: договора и устава СП. Они должны определять цель и предмет деятельности предприятия, состав участников, размер и порядок формирования уставного фонда, размер долей участников, структуру, состав и компетенцию органов управления, порядок принятия решений, перечень вопросов, требующих единогласия, порядок ликвидации СП. Вклады в уставный фонд СП оцениваются по согласованию между его участниками на основе цен мирового рынка либо по договоренности участников. Оценка может осуществляться как в рублях, так и в валюте (с пересчетом в рубли по официальному курсу). В обязательном порядке СП должно быть зарегистрировано. Государственная регистрационная палата при Министерстве экономики РФ проводит государственную политику по учету и регистрации ПИИ, ведет реестр ПИИ. Она осуществляет регистрацию предприятий топливно-энергетического комплекса синостранными инвестициями (независимо от величины уставного капитала), а также предприятий с объемом иностранных инвестиций не менее 100 млн. руб., остальные совместные предприятия могут регистрироваться региональными и локальными органами власти.

      Ликвидация  СП осуществляется на основании действующего на территории России законодательства для соответствующих организационно-правовых форм предприятий. При отсутствии по истечении года после регистрации предприятия с иностранными инвестициями документального подтверждения факта внесения каждым из участников не менее 50 % указанных в учредительных документах вкладов в уставный фонд орган, зарегистрировавший данное предприятие, признает его несостоявшимся и принимает решение о его ликвидации.10

      Совместные  предприятия могут заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными действующим на территории России законодательством. Для осуществления страховой, посреднической и банковской деятельности СП необходимо приобрести соответствующую лицензию. Налогообложение СП регулируется существующими законодательными актами, рядом дополнений, где указаны ограничения и налоговые льготы, которые целесообразно рассматривать с точки зрения экономического обеспечения функционирования СП.

      Сотрудниками совместных предприятий могут являться как граждане России, так и иностранные граждане. Трудовые отношения — найм, увольнение, режим труда и отпусков, оплата труда, гарантия и компенсация регулируются коллективным договором и индивидуальными трудовыми договорами (контрактами).

      В целях привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологий и управленческого опыта, развития экспортного потенциала РФ на территории России создаются свободные  экономические зоны, где устанавливается  льготный режим для СП, предполагающий, например, упрощенный порядок регистрации ПИИ (СП); льготный налоговый режим (но ставки не менее 50 % от действующих на территории России); понижение ставки за пользование землей, долгосрочная аренда сроком до 70 лет; уменьшение таможенных пошлин и упрощение процедуры пересечения границы и др.11

      Так складывается правовое обеспечение  СП. В настоящее время выявляется тенденция по стимулированию привлечения  иностранных инвестиций, в том  числе и в форме прямого  инвестирования (создание СП), играющих важную роль в спектре правовых отношений. Подтверждением тому являются многочисленные законодательные акты, обеспечивающие льготы функционирования СП (включая порядок создания, льготное налогообложение). Так, Правительство РФ 29 сентября 1994 г. приняло Постановление № 1108 "Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации".

2. 1. Процесс создания совместных предприятий

 

     Наиболее  распространенным способом создания совместных предприятий является учреждение СП с созданием нового юридического лица, в котором, среди прочих участников договор подписывает иностранный инвестор. Правовой формой, опосредующей действия инвесторов, в этом случае будет учредительный договор.

     Второй  способ присоединения иностранного лица к существующему российскому юридическому лицу – когда иностранный инвестор приобретает долю участия (пай, акцию) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций.

     Когда коммерческая организация, ранее учрежденная  без участия иностранного капитала, трансформируется в то, что именуется совместным предприятием, необходимо иметь в виду наличие двух возможностей такой трансформации.

     Иностранный участник может присоединиться к  российским учредителям и стать  соучредителем - в этом случае действия иностранного участника СП опосредуются договором присоединения согласно ст. 428 ГК РФ.12 В этом случае, касающемся тех коммерческих организаций, в которых законодательством предусмотрены не только учредители, но и иные партнеры, т. е. когда речь идет об акционерных обществах, участниками которых являются учредители и акционеры, акцию может приобрести иностранный гражданин и при этом не стать учредителем коммерческой организации. Никакого договора присоединения, в этом случае, не заключается - отношения опосредуются сделкой купли-продажи ценной бумаги или сертификата.

Информация о работе Правовые вопросы создания и деятельности совместных предприятий