Правовой статус международных учреждений и лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 06:39, контрольная работа

Описание работы

Данная работа основывается на ознакомлении с особенностями консульских и дипломатических отношений, а также консульского и дипломатического права, основными понятиями и категориями. Она предполагает получение навыков работы с консульскими конвенциями, Венской конвенцией и другими международными договорами.

Содержание

Введение………….………………………………………………..…………………стр. 3
1. Дипломатическое право…………………………..……………………………….стр. 3
1.1.Понятия, системы и источники дипломатического права………………….стр. 3
1.2.Органы внешних сношений…………………………….……………………..стр. 3
1.3.Состав и функции дипломатического представительства…………………..стр. 4
1.4.Начало и прекращение дипломатической миссии……………………………стр. 5
1.5.Дипломатический корпус………………………………………………………стр. 6
1.6.Иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и его сотрудников…………………………………………………………………………………..стр. 6
1.7.Обязанности дипломатического представительства и его сотрудников в отношении государства пребывания……………………………………………………………………..стр. 8
1.8.Дипломатическое право специальных миссий………………………………..стр. 8
1.9.Дипломатическое право международных организаций………………………стр. 9
1.10.Особенности правового статуса должностных лиц и служащих международных организаций……………………………………………………………………………………стр. 11
2. Консульское право……………………………………………………………………стр. 12
2.1.Понятия и источники консульского права……………………………………..стр. 12
2.2.Устоновление консульских отношений………………………………………...стр. 13
2.3.Классы и персонал консульских учреждений.................................................стр. 15
2.4.Консульские функции.....................................................................................стр. 16
2.5.Иммунитеты и привилегии консульских учреждений и их персонала...........стр. 18
Заключение................................................................................................................стр. 19
Список использованной литературы...........……………………………………………стр. 20

Работа содержит 1 файл

КР Международное право.docx

— 47.16 Кб (Скачать)

1.10. Особенности правового  статуса должностных лиц и  служащих международных организаций

В основе привилегий и иммунитетов должностных  лиц международных организаций  лежит теория функциональной необходимости. Конвенция о привилегиях и  иммунитетах Объединенных Наций  устанавливает, что должностные  лица ООН пользуются следующими привилегиями и иммунитетами: они не подлежат судебной ответственности за сказанное  или написанное ими и за все  действия, совершенные ими в качестве должностных лиц; они освобождаются  от обложения налогами окладов и  вознаграждений, выплачиваемых им Объединенными  Нациями, от государственных служебных  повинностей, а также вместе с  женами и родственниками, находящимися на их иждивении, от ограничений по въезду в страну и от регистрации  в качестве иностранцев. Они пользуются теми же привилегиями в отношении  обмена валюты, которые предоставляются  должностным лицам соответствующего ранга, входящим в состав дипломатических  миссий, аккредитованных при соответствующем  правительстве, а также вместе со своими женами и родственниками, состоящими на их иждивении, такими же льготами по репатриации, какими пользуются дипломатические  представители во время международных  кризисов; имеют право ввозить  беспошлинно свою мебель и имущество  при первоначальном занятии должности  в соответствующей стране.

Круг  лиц, которые пользуются перечисленными привилегиями и иммунитетами, определяется Генеральным секретарем ООН. Об этом сообщается правительствам всех стран - членов ООН, поскольку эти привилегии и иммунитета должны предоставляться  должностным лицам ООН на территориях  всех стран - участниц Конвенции.

Эксперты  ООН, выезжающие в командировки по поручению  Объединенных Наций, пользуются во время  командировок более широкими привилегиями и иммунитетами, чем должностные  лица ООН в ее штаб-квартире. Им, в  частности, предоставляются: иммунитет  от личного ареста или задержания и от наложения ареста на их личный багаж; всякого рода судебно-процессуальный иммунитет в отношении всего  сказанного или написанного ими  и совершенного ими при исполнении служебных обязанностей; неприкосновенность всех бумаг и документов; право  пользоваться шифром и получать корреспонденцию  посредством курьеров или вализ  для сношений с Объединенными  Нациями; те же льготы в отношении  ограничений на обмен денег, какие  предоставляются сотрудникам дипломатических  представительств, находящимся во временных  служебных командировках; те же иммунитета и льготы в отношении их личного  багажа, какие предоставляются дипломатическим  представителям.

В целом  же их привилегии и иммунитета значительно  уже по объему в сравнении с  дипломатическими.

Генеральный секретарь ООН, его заместители, а также жены этих лиц и несовершеннолетние дети пользуются привилегиями и иммунитетами, предоставляемыми согласно международному праву дипломатическим представителям.

В Конвенции  отмечено, что привилегии и иммунитета предоставляются должностным лицам  ООН и экспертам в интересах  Объединенных Наций, а не для их личной выгоды. Генеральный секретарь ООН  не только имеет право, но и обязан отказаться от иммунитета, предоставленного любому должностному лицу или эксперту, в тех случаях, когда, по его мнению, иммунитет препятствует отправлению  правосудия и от него можно отказаться без ущерба для интересов Объединенных Наций. В отношении Генерального секретаря право отказа от имущества  принадлежит Совету Безопасности ООН.

2. Консульское право

2.1. Понятие и источники  консульского права

Консульское право можно охарактеризовать как  совокупность международно-правовых принципов  и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и обязанности.

Исторически консульские отношения развивались  как отношения, связанные прежде всего с международной торговлей  и торговым мореплаванием. Консулы  долгое время рассматривались как. выборные или назначенные государством советники и помощники, призванные оказывать на территории иностранного государства помощь и содействие отечественным купцам и другим частным  лицам и организациям. За ними практически  не признавалось какое-либо качество представительства  интересов своего государства как  такового.

С течением времени круг вопросов, входящих в  компетенцию консульских учреждений, неуклонно расширялся, функции их приобретали все более многогранный характер. В настоящее время консульские  учреждения призваны содействовать  развитию не только экономических, торговых, но и научно-технических, культурных и туристских, а в некоторых случаях и политических связей между государствами. Тем не менее исторические особенности развития консульских отношений и в настоящее время продолжают определять их специфику и отличие от дипломатических.

Источниками консульского права являются международный  договор и международный обычай.

Хронологически  в этом ряду первым стоит международный  обычай, поскольку в древние времена  и в период средневековья консульские  отношения регулировались главным  образом на основе обычая. В настоящее  время международные обычаи продолжают являться основой правового регулирования  консульских связей между государствами  при отсутствии их договорно-правового  оформления.

Международные договоры по консульским вопросам заключаются  как на двусторонней, так и на многосторонней основе.

В современном  консульском праве действуют  три многосторонние консульские  конвенции. Две из них носят региональный характер: Каракасская конвенция  о консульских функциях 1911 года и  Гаванская конвенция о консульских  чиновниках 1928 года. Универсальный  характер имеет Венская конвенция  о консульских сношениях 1963 года. Конвенция вступила в силу 18 марта 1967 г. СССР ратифицировал ее 16 февраля 1989 г.

Большую роль в консульском праве играют двусторонние договоры и конвенции  по консульским вопросам, заключать  которые начали еще в XII-XIII веках. Сейчас их число во всем мире достигает  нескольких тысяч. К 1991 году СССР заключил с другими государствами около 70 таких договоров. Россия в 1992-1993 годах  заключила консульские конвенции  с Республикой Корея, Литвой, Эстонией, Украиной. Ведутся переговоры с другими  странами.

К источникам консульского права относятся также  положения некоторых международных  договоров, которые не посвящены  исключительно консульским вопросам. Это прежде всего Венская конвенция  о дипломатических сношениях 1961 года, ст. 3 которой предусматривает  возможность выполнения консульских  функций дипломатическими представительствами. Сюда же можно отнести и международные  договоры о правовой помощи, об урегулировании случаев двойного гражданства, договоры и соглашения по вопросам торговли и мореплавания и ряд других.

Весьма  важное значение имеют положения  национального законодательства, определяющие статус, функции и структуру консульских  органов, а также регулирующие определенные аспекты деятельности иностранных  консульских учреждений.

2.2. Установление консульских  отношений

Государства устанавливают консульские отношения  на основе взаимного согласия. Установление дипломатических отношений означает и согласие на установление консульских  отношений, если не оговорено иное. Консульские отношения могут  устанавливаться и поддерживаться и при отсутствии дипломатических  отношений. Разрыв дипломатических  отношений не влечет за собой автоматически  разрыва консульских отношений.

В настоящее  время консульская практика знает  два вида консульских учреждений: консульские отделы дипломатических  представительств и самостоятельные (отдельные) консульские учреждения.

СССР  в середине 20-х годов стал инициатором  введения в международную практику института «отдельских консульств», то есть создания консульских отделов  в составе дипломатических представительств.

Между установлением консульских отношений  и фактическим открытием отдельного консульского учреждения может быть разрыв во времени, поскольку по согласованию между сторонами решаются не только вопросы об установлении консульских  отношений, но и для каждого конкретного  случая - об открытии соответствующего консульского учреждения, его местонахождении, классе, территориальных пределах его  деятельности в государстве пребывания.

Консул  и любое другое консульское должностное  лицо считаются приступившими к  исполнению своей миссии с момента  вступления в должность. Для этого  необходимо, чтобы лицо было назначено  компетентными органами представляемого  государства и признано властями государства пребывания.

Во  многих государствах, в том числе  и в России, вопросы назначения своих и приема иностранных консулов входят в компетенцию ведомств иностранных  дел.

Консульское право не предусматривает обязательного  получения предварительного согласия принимающего государства. Однако в  двусторонние консульские договоры и конвенции многие государства  включают положения, предусматривающие  получение предварительного согласия на назначение главы консульского учреждения.

Для выполнения консулом своей миссии необходимо получение консульского патента  и экзекватуры.

Консульский патент - это документ, выдаваемый компетентными  органами представляемого государства  и подтверждающий факт назначения соответствующего лица главой самостоятельного консульского учреждения. В нем указываются  полное имя назначаемого лица, его  гражданство, ранг, занимаемая должность, консульский округ и местонахождение  консульства. Этот документ направляется правительству государства пребывания.

По  получении консульского патента  власти принимающего государства решают вопрос о выдаче лицу, назначенному консулом, экзекватуры, то есть разрешения на выполнение своих функций в  консульском округе. Получив экзекватуру, консул может приступать к выполнению своей миссии; порядок и форма  выдачи экзекватуры регулируются законодательством  принимающего государства. Экзекватура  может представлять собой отдельный  документ либо выдаваться в форме  разрешительной надписи на консульском  патенте. До получения экзекватуры  может быть выдано временное разрешение на выполнение консульских функций. В выдаче экзекватуры может быть отказано без объяснения мотивов.

В зависимости  от времени выдачи экзекватуры, а  также от ранга определяется старшинство  консула по отношению к другим членам консульского корпуса, то есть другим главам консульских учреждений в данном пункте государства пребывания. В более широком смысле консульский  корпус включает в себя всех находящихся  в данном пункте консульских должностных  лиц, членов их семей, нештатных (почетных) консулов и сотрудников консульских  отделов дипломатических представительств.

Консульский корпус возглавляется дуайеном, то есть старшим по рангу и времени  получения экзекватуры главой консульского представительства, который выполняет  в основном церемониальные функции. В государстве пребывания может быть несколько консульских корпусов в зависимости от количества пунктов, где имеются консульские представительства.

Для заведующих консульскими отделами дипломатических  представительств, как правило, не требуется  направления консульского патента  и получения экзекватуры. Они, как  и другие сотрудники этих отделов, продолжают оставаться членами персонала дипломатического представительства и сохраняют  статус таковых. Об их назначении извещаются власти государства пребывания.

При изменении пределов консульского округа или класса главы самостоятельного консульского учреждения от него требуется  получение новых патента и  экзекватуры. Для других членов персонала  консульства этого не требуется. Власти государства пребывания информируются  об их назначении на соответствующую  должность.

Свои  консульские сношения государства  могут осуществлять и через посредство так называемых нештатных (почетных) консулов. Нештатный консул - это  лицо, не состоящее на государственной  службе представляемого государства, но выполняющее по его поручению  и с согласия государства пребывания консульские функции. Нештатными консулами  могут быть граждане представляемого  государства, государства пребывания или какого-либо третьего государства. За выполнение консульских функций  нештатный консул жалованья не получает, но может обращать в свою пользу консульские сборы.

Окончание миссии консула может иметь место  в следующих случаях:

отозвание консула представляемым государством;

аннулирование экзекватуры государством пребывания;

истечение срока консульского патента;

закрытие  консульского учреждения в данном пункте;

прекращение консульских отношений в целом;

война между государством пребывания и  представляемым государством;

7) смерть  консула; 

8) выход  территории, где находится консульский  округ, из-под суверенитета государства  пребывания.

Первый  из вышеперечисленных случаев наиболее распространен и в основном имеет  место при нормальной смене консулов в каком-либо пункте государства  пребывания. При этом государство  пребывания извещается, желательно заблаговременно, о факте отозвания консула, а  для его преемника испрашивается  экзекватура.

Аннулирование экзекватуры происходит гораздо  реже, как правило, в результате нарушения  консулом законов государства пребывания. При этом, согласно ст. 23 Венской  конвенции о консульских сношениях 1963 года, консул может быть объявлен persona поп grata и перед представляемым государством может быть поставлен  вопрос о его отзыве. Государство  пребывания в этом случае не обязано  мотивировать причины аннулирования  экзекватуры.

Информация о работе Правовой статус международных учреждений и лиц