Посредническая инициатива Н.Назарбаева в армяно-азербайджанском конфликте

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 19:33, реферат

Описание работы

Армяно-азербайджанский конфликт (второе название Карабахский конфликт) - этнополитический конфликт в Закавказье между азербайджанцами и армянами. Межобщинный конфликт, имеющий давние исторические и культурные корни, приобрёл новую остроту в годы советской «перестройки» (1987—1988), а в 1991—1994 годах привёл к масштабным военным действиям за контроль над Нагорным Карабахом и некоторыми прилегающими территориями.

Содержание

Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3
Глава 1 Урегулирование конфликта - - - - - - - - - - - - - 5
Глава 2 Роль Н.А. Назарбаева в карабахском конфликте - - 8
Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 14
Список использованной литературы - - - - - - - - - - - - - 16

Работа содержит 1 файл

Посредническая инициатива Н.Назарбаева в армяно-азербайджанском конфликте.docx

— 28.37 Кб (Скачать)

    Еще в марте 1992г. Н. Назарбаев выступил с официальным заявлением в связи  с событиями вокруг Нагорного  Карабаха. В нем, в частности, отмечалось, что кризисная ситуация вокруг Нагорного  Карабаха приобретает угрожающий характер и практически привела к прямому  военному конфликту. Безрезультатность  посреднических миссий Российской Федерации, Казахстана и других стран, отмечалось в заявлении, стала причиной военных  действий, что привело к жертвам  среди мирного населения и  материальному ущербу. Чтобы приостановить  дальнейшее кровопролитие и локализовать конфликт, президент Н. Назарбаев  провел переговоры с президентами Республики Армения и Азербайджанской Республики, а также с начальником генерального штаба Вооруженных сил СНГ Виктором Самсоновым.

    Далее в заявлении говорилось о необходимости  предпринять следующие шаги:

    первое - на Совете глав государств принять  решение о незамедлительном прекращении  огня и снятии блокады с дорог  и коммуникаций;

    второе - с целью демонстрации доброй воли и мирных устремлений временно приостановить  процесс создания собственных Вооруженных  Сил во всех государствах СНГ;

    третье  — незамедлительно приступить к  созданию специальных сил по поддержанию  мира в кризисных регионах СНГ, подчиненных  Совету глав государств Содружества. Республика Казахстан предложит проект создания этих сил;

    четвертое - поддержать миротворческие усилия Совещания  по безопасности и сотрудничеству в  Европе (СБСЕ) и направить членам Содружества своих представителей для участия в деятельности посреднических групп по урегулированию конфликтов.

    В июне 1992г. МИД Казахстана выступил с  аналогичным заявлением, выражая  обеспокоенность по поводу «дальнейшего развертывания насилия между  Арменией и Азербайджаном», одновременно призывая проявить «добрую волю и  стойкость» и «создать условия для  политического урегулирования конфликта». Кроме этого, МИД Казахстана выражал  свое содействие усилиям ООН и СБСЕ в деле мирного урегулирования спорных территориальных вопросов.

    В августе 1992 года Н. Назарбаев выступил с новой посреднической инициативой, которая получила позитивные отклики как в Баку, так и в Ереване. Такая позиция Баку в целом объясняется и тем, что азербайджанская сторона была не против выступления с подобной инициативой мусульманской и к тому же тюркской страны в лице Казахстана, которая при этом не будет предпринимать ничего против интересов Азербайджана. В пользу этой версии говорит и тот факт, что за несколько дней до этого посредническая инициатива министра иностранных дел РФ Андрея Козырева была оставлена Баку без ответа.

    27-го  августа 1992г. в Алма-Ате состоялась  встреча министров иностранных  дел Армении и Азербайджана. В  ходе этой встречи сторонами  была достигнута договоренность  о 60-дневном перемирии, начиная  с 1-го сентября, которое должно  было инспектироваться представителями  президента Казахстана - Гани Касымовым  в Азербайджане и Хасаном Кажоковым  в Армении.

    Выражалась  надежда, что конфликт будет урегулирован на основе принципов СБСЕ, и, по мнению азербайджанской стороны, гарантами  соглашения должны были быть международные  наблюдатели СБСЕ, которое на первом этапе представлял Казахстан.

    В первый же день перемирия представитель  казахского президента в Армении  заявил о нарушении условий перемирия  с азербайджанской стороны. С  аналогичными обвинениями выступила  и азербайджанская сторона.

    Интересно, что директор информационно-аналитического центра министерства обороны Азербайджана Лейла Юнусова заявила, что министерство иностранных дел Азербайджана превысило  свои полномочия, подписав документ о  прекращении огня и не согласовав свои действия с министерством обороны  республики. В свою очередь, пресс-секретарь  президента Азербайджана заявил, что  подписанное соглашение должно было действовать вдоль границы между  Арменией и Азербайджаном, а что  касается Нагорного Карабаха - это  внутреннее дело республики (т. е. Азербайджана - Г. Д.). С аналогичным заявлением выступил также президент Азербайджана Абульфаз Эльчибей в ходе поездки  в Гянджу.

    Позиция Баку была вполне объяснима, поскольку  именно в это время азербайджанская  армия с определенным успехом  развернула широкомасштабные военные  действия против Нагорного Карабаха.

    После нарушения перемирия Республика Армения в одностороннем порядке  обратилась к Казахстану, Российской Федерации, Украине, Организации исламская  конференция и странам-членам Арабской лиги с просьбой отправить наблюдателей. Другое послание президента Армении, адресованное странам СНГ с просьбой оказать  воздействие на Азербайджан, получило отклик со стороны Аскара Акаева, который  безрезультатно обращался к президентам  Азербайджана и Турции. В то же время  президент Туркменистана С. Ниязов, выступая по поводу эскалации конфликта в Нагорном Карабахе, заявил, что «армяне и азербайджанцы должны сами найти приемлемое решение без всяких посредников».

    В апреле 1993 года Н. Назарбаев вновь  выступил с предложением посредничества, предварительно побеседовав с Б. Ельциным, Л. Тер-Петросяном и А. Эльчибеем. В декабре того же года министр  иностранных дел Казахстана Сулейманов на встрече с послом Армении заявил, что в сложившихся условиях его  страна не может поддерживать какую-либо из сторон конфликта и что Казахстан  не возражает против участия Карабаха в переговорах в качестве стороны  конфликта.

    Было  ясно, однако, что и эта инициатива обречена попасть в ряд неудавшихся  попыток приостановки военных действий в Нагорном Карабахе.

    В начале марта 1993 года Казахстан, Узбекистан и Кыргызстан выступили с совместным заявлением в поддержку азербайджанской  позиции в Карабахском вопросе. Это с одобрением было воспринято в Баку, в то время как в Ереване  заявление оставили без ответа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Армяно-азербайджанский  волнует не только пограничные территории, но и центральноазиатские государства. Наш президент с самого обретения независимости Казахстана проявляет инициативу в примирении двух народов. Н.А. Назарбаев не просто призывал мировое сообщество обратить свой взор на Горный Карабах, он предлагал реальные меры разрешения возникшего там конфликта.

    Что бы ни говорили настроенные антисоветские  политологи о том, что Ельцин и  Назарбаев лишь попрекали бездействие  Горбачева в Нагорном Карабахе, ими были предприняты реальные действия по примирению Армении и Азербайджана.

    Н.А. Назарбаев вновь поднял проблему Нагорного Карабаха в 2010 году на Астанинском  Саммите ОБСЕ, где была подписана  юбилейная декларация ОБСЕ. Это было связанно с тем, что в августе 2010 года в Нагорном Карабахе вновь начались вооруженные столкновения армян и азербайджанцев.

    Его действия поддержали и Азербайджан  и Армения. Урегулирование конфликта  стало одной из важнейших тем  Саммита.

    Также в заключении хотелось бы отметить, что Казахстан на протяжении всего  участия в разрешении конфликта, не относился предвзято ни к одной  из сторон.

    Таким образом, можно констатировать, что  посреднические инициативы Казахстана не исходили из пантюркистских устремлений, а являлись попытками, направленными на установление в регионе мира. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы 

    Сванте  Корнелл. «Конфликт  в Нагорном Карабахе: динамика и перспективы  решения» 

    Эльмар  Мамедъяров: "Армения  в итоге вернет азербайджанские  территории": Политика, 4 января 2011 

    Академия  Наук Армянской ССР."Нагорный Карабах". Историческая справка. стр-ца 33(95). Изд-во АН Армянской  ССР 

    Гейдар  Алиев. «Зеркало», Баку, 23.07.2002 

    Томас де Ваал. Черный сад. Между миром и  войной. Глава 11. Август 1991 — май 1992 гг. Начало войны.

Информация о работе Посредническая инициатива Н.Назарбаева в армяно-азербайджанском конфликте