Посредническая инициатива Н.Назарбаева в армяно-азербайджанском конфликте

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 19:33, реферат

Описание работы

Армяно-азербайджанский конфликт (второе название Карабахский конфликт) - этнополитический конфликт в Закавказье между азербайджанцами и армянами. Межобщинный конфликт, имеющий давние исторические и культурные корни, приобрёл новую остроту в годы советской «перестройки» (1987—1988), а в 1991—1994 годах привёл к масштабным военным действиям за контроль над Нагорным Карабахом и некоторыми прилегающими территориями.

Содержание

Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 3
Глава 1 Урегулирование конфликта - - - - - - - - - - - - - 5
Глава 2 Роль Н.А. Назарбаева в карабахском конфликте - - 8
Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 14
Список использованной литературы - - - - - - - - - - - - - 16

Работа содержит 1 файл

Посредническая инициатива Н.Назарбаева в армяно-азербайджанском конфликте.docx

— 28.37 Кб (Скачать)

Министерство  Образования и  Наук Республики Казахстан

Казахский Экономический Университет  им. Т. Рыскулова 

Кафедра «МЭ и МО» 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по дисциплине

«Дипломатия Республики Казахстан»

На  тему:

«Посредническая инициатива Н.Назарбаева в армяно-азербайджанском конфликте» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент группы МО-206

Аюпов Дамир

Проверила:

Масакова  С.С. 
 
 
 
 

Алматы 2011

Содержание 

Введение  -   -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -   -  -  -  -  -  -  - 3 

Глава 1  Урегулирование конфликта  -  -  -  -  -  -   -  -  -  -  -  -  -  5 

Глава 2  Роль Н.А. Назарбаева в карабахском конфликте   -  -  8 

Заключение   -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -   -  -  -  -  - 14 

Список  использованной литературы -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  -  16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

    Армяно-азербайджанский  конфликт (второе название Карабахский конфликт) - этнополитический конфликт в Закавказье между азербайджанцами и армянами. Межобщинный конфликт, имеющий давние исторические и культурные корни, приобрёл новую остроту в годы советской «перестройки» (1987—1988), а в 1991—1994 годах привёл к масштабным военным действиям за контроль над Нагорным Карабахом и некоторыми прилегающими территориями.

    Нагорный  Карабах – область в Закавказье, де-юре входит в состав Азербайджана. Численность населения – 138 тысяч  человек, подавляющее большинство  – армяне. Столица – город  Степанакерт. Население – около 50 тысяч человек.

    По  данным армянских открытых источников, Нагорный Карабах (древнеармянское  название – Арцах) впервые упоминается  в надписи Сардура II, царя Урарту (763—734 до н. э.). В раннем средневековье  Нагорный Карабах входил в состав Армении, утверждают армянские источники. После того, как большая часть  этой страны в средние века была захвачена Турцией и Ираном, армянские  княжества (меликства) Нагорного Карабаха сохраняли полунезависимый статус.

    По  данным азербайджанских источников, Карабах – одна из древнейших исторических областей Азербайджана. По официальной  версии, появление термина «Карабах»  относится к VII веку и трактуется как сочетание азербайджанских  слов "гара" (черный) и "баг" (сад). В числе других провинций Карабах (Гянджа по азербайджанской терминологии) в XVI в. входил в состав государства  Сефевидов, позже стал самостоятельным  Карабахским ханством.

    Конфликт  появился еще при советской власти. Армяне Карабахского района не раз  обращались в Москву с просьбой присоединения  Нагорного Карабаха к Армянской  ССР. Но на пленуме Кавбюро ЦК РКП(б) от 3 июня 1921 года было принято решение включить Нагорный Карабах в состав Азербайджана, «предоставив ему широкую областную автономию». Существует мнение, что включение в состав советского Азербайджана региона, подавляющее большинство населения которого составляли армяне, мог быть обусловлен желанием большевистского руководства Советской России обеспечить политическое сближение с кемалистской Турцией.

    Вооруженные столкновения стали возникать сразу после распада СССР. Армяне Нагорного Карабаха, при поддержке Еревана, вытеснили азербайджанцев из спорного района и объявили Карабахскую республику.

    В 1994 году, открытый вооруженный конфликт прекращается. Созывается Минской группы ОБСЕ, в которую вошли Россия, Франция и США.

    Как писала Г. В. Старовойтова, «с точки  зрения международного права этот конфликт является примером противоречий между  двумя фундаментальными принципами: с одной стороны, права народа на самоопределение, а с другой стороны, принципа территориальной целостности, согласно которому возможно только мирное изменение границ по соглашению».

    Азербайджан настаивает на решении конфликта, основанном на уважении к территориальной целостности  и нерушимости международно-признанных границ государства и мирном сосуществовании  армянской и азербайджанской  общин в нагорно-карабахском регионе. С этой целью, согласно официальной  позиции Азербайджана, должны быть освобождены все оккупированные территории и возвращены в свои дома насильственно перемещенные лица. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Урегулирование конфликта 

    5 мая 1994 года при посредничестве  России, Киргизии и Межпарламентской  Ассамблеи СНГ в столице Киргизии  Бишкеке Азербайджан, Нагорный  Карабах и Армения подписали  протокол, вошедший в историю  урегулирования карабахского конфликта  как Бишкекский, на основании  которого 12 мая была достигнута  договоренность о прекращении  огня.

    Участники встречи, проведенной 4-5 мая 1994 года в  городе Бишкеке по инициативе Межпарламентской Ассамблеи СНГ, парламента Кыргызской Республики, Федерального Собрания и  Министерства иностранных дел Российской Федерации:

    - выразили решимость всемерно  способствовать прекращению вооруженного  конфликта в Нагорном Карабахе  и вокруг него, который не только  наносит непоправимый урон азербайджанскому  и армянскому народам, но и  существенно затрагивает интересы  других стран региона, серьезно  осложняет международную обстановку;

    - поддержав Заявление Совета глав-государств  СНГ от 15 апреля 1994 года, высказали  готовность оказать полную поддержку  усилиям глав и представителей  исполнительной власти по прекращению  вооруженного противоборства и  ликвидации его последствий путем  скорейшего заключения соответствующего  соглашения;

    - выступили за естественную активную  роль Содружества и Межпарламентской  Ассамблеи в прекращении конфликта,  в реализации связанных с этим  принципов, целей и конкретных  решений ООН и СБСЕ (прежде  всего резолюций Совета Безопасности  ООН 822, 853, 874, 884);

    - призвали все противоборствующие  стороны внять голосу разума: прекратить огонь в полночь  с 8 на 9 мая с.г., опираясь на  Протокол от 18 февраля 1994 года (в  том числе и в части размещения  наблюдателей), и самой интенсивной  работой в кратчайшие дни закрепить  это путем подписания надежного,  юридически обязывающего соглашения, предусматривающего механизм обеспечения  невозобновления военных и враждебных  действий, вывод войск с занятых  территорий и возобновление функционирования  коммуникаций, возвращение беженцев;

    - согласились предложить парламентам  государств-участников СНГ обсудить  инициативу Председателя Совета  Межпарламентской Ассамблеи В.Ф.  Шумейко и руководителя миротворческой  группы Ассамблеи по Нагорному  Карабаху М.Ш.Шеримкулова о создании  миротворческих сил Содружества; 

    - считают целесообразным продолжать  подобные встречи в интересах  мирного решения вооруженного  конфликта; 

    - выразили признательность народу  и руководству Кыргызстана за  создание превосходных условий  работы, радушие и гостеприимство. 

    12 мая того же года в Москве  состоялась встреча министра  обороны Армении Сержа Саргсяна (ныне – президент Армении), министра  обороны Азербайджана Мамедраффи  Мамедова и командующего Армией  Обороны НКР Самвела Бабаяна,  на которой была подтверждена  приверженность сторон ранее  достигнутой договоренности о  прекращении огня.

    23 сентября 1991 года в Железноводске  состоялась встреча президентов  России (Б.Н. Ельцина), Казахстана (Н. А. Назарбаева), Азербайджана (Гейдара Алиева) и Армении (Роберта Кочаряна).

    В марте 1992 года была учреждена Минская  группа Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по урегулированию карабахского конфликта, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. В середине сентября 1993 года в Москве состоялась первая встреча представителей Азербайджана и Нагорного Карабаха. Примерно в  то же время в Москве состоялась закрытая встреча Президента Азербайджана Гейдара Алиева и президента Нагорного Карабаха Роберта Кочаряна. С 1999 года проходят регулярные встречи президентов Азербайджана и Армении.

    Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной  целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как  непризнанная НКР не является стороной переговоров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 2. Роль Н.А. Назарбаева в карабахском  конфликте 

    В посреднические инициативы разрешения Карабахского конфликты были вовлечены  многие лидеры государств, в том  числе и Казахстана. Нурсултан  Абишевич Назарбаев стал одним из инициаторов миротворческих процессов.

    После провала августовского путча  ГКЧП 20-23 сентября 1991 года, по инициативе президента РФ Бориса Ельцина и президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Железноводске состоялась встреча между президентами Армении и Азербайджана. Президенты России и Казахстана Борис Ельцин и Нурсултан Назарбаев предприняли первую миротворческую миссию высокого уровня в регионе, посетив Баку, Степанакерт и Ереван, где провели переговоры с руководством Азербайджанской Республики, Нагорно-Карабахской Республики и Республики Армения.

    Когда президентский кортеж вырулил на центральную площадь Степанакерта, где собрались десятки тысяч людей, президенты вышли к народу и осудили действия, вернее бездействия М.С. Горбачева. Их слова нашли живую поддержку у собравшихся на площади, которые держали транспаранты с приветствиями в адрес президентов Ельцина и Назарбаева.

    В итоге было подписано Железноводское коммюнике - своего рода декларация о намерениях сторон урегулировать конфликт. Оно предусматривало постепенное ослабление напряженности и установление перемирия между сторонами. Однако посредническая миссия закончилась практически безрезультатно, так как буквально через день после подписания Железноводского коммюнике начались массированные обстрелы столицы Нагорно-Карабахской Республики г. Степанакерта и непосредственные боевые действия как на территории, так и вдоль периметра границ НКР.

    Характерно, что и в ходе переговоров в  Железноводске проскальзывали слова  и замечания, которые свидетельствовали  в пользу того, что во главу миротворческой миссии российский и казахстанский  президенты ставили цель принизить  слабеющий союзный Центр, все  еще пытавшийся говорить о новом  Союзном договоре.

    «Участники  переговоров едины в том, что  М. Горбачев не должен вмешиваться в  ситуацию, - говорилось в репортаже  «Известий» с переговоров. – Как  известно, готовится Указ президента СССР, в котором будет предпринята  попытка еще раз разрешить  проблему Нагорного Карабаха. По словам Н.Назарбаева, «необходимости в этом указе нет, две независимые республики должны сами договориться»2. Эти же слова свидетельствовали о том, что, по крайней мере, президент Назарбаев  по-прежнему продолжал считать Нагорный Карабах не субъектом переговоров, а объектом спора двух «независимых республик».

    К сожалению, стремительный процесс развала СССР и быстрое развитие событий отодвинули на второй план заинтересованность в разрешении Карабахского вопроса. С другой стороны, Железноводская встреча может служить примером ошибки, когда в разрешение конфликта вовлекаются влиятельные политические фигуры, однако в самом процессе урегулирования сложных вопросов непосредственные актеры оказываются как бы «вне игры». В результате получается широко разрекламированная акция, в которой посредники и сам процесс посредничества оказываются слабо подготовленными.

    Несомненно, дальнейшая эскалация военных действий в зоне Карабахского конфликта представляла собой серьезную угрозу становлению  СНГ и именно этим были обусловленны различные посреднические инициативы в рамках Содружества. Особую активность в этом направлении проявил президент  Казахстана Нурсултан Назарбаев.

Информация о работе Посредническая инициатива Н.Назарбаева в армяно-азербайджанском конфликте