Политика с сфере иммиграции в странах восточной Азии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 15:52, реферат

Описание работы

Среди стран Восточной Азии у Японии и Южной Кореи имеются достаточно сходные характеристики с точки зрения миграционной политики трудовых мигрантов (таблица 4). Обе страны сравнительно недавно перешли от позиции главных направляющих мигрантов стран в категорию принимающих. Из-за отсутствия консенсуса в рамках правительств по вопросу об иностранных рабочих как Япония, так и Южная Корея могут быть классифицированы как страны без четкой политики импорта трудовых ресурсо

Работа содержит 1 файл

иммиграция.docx

— 23.08 Кб (Скачать)

3.2. Восточная Азия

Среди стран Восточной  Азии у Японии и Южной Кореи имеются достаточно сходные характеристики с точки зрения миграционной политики трудовых мигрантов (таблица 4). Обе страны сравнительно недавно перешли от позиции главных направляющих мигрантов стран в категорию принимающих. Из-за отсутствия консенсуса в рамках правительств по вопросу об иностранных рабочих как Япония, так и Южная Корея могут быть классифицированы как страны без четкой политики импорта трудовых ресурсов.

В то время как Япония настаивает на сохранении ограничительной миграционной политики Южная Корея находится на пути совершенствования миграционной системы, которая будет открывать рынок для иностранных работников, в том числе неквалифицированных. Этот шаг можно видеть в плане, объявленном правительством страны в 2000 г. Согласно этому плану трудовые мигранты должны обладать правом на минимальную заработную плату и социальные пособия, аналогичные тем, которые получают корейские трудящиеся. Вместе с тем, южнокорейские власти пытаются бороться с нелегальным трудоустройством иностранных граждан, стараясь выявить нелегальных мигрантов и упорядочить их прием на работу. Для этого в 2003 г. был принят Закон о найме иностранцев, по которому всем зарубежным нелегальным рабочим предлагалось пройти регистрацию в миграционных офисах и получить разрешение на выдачу рабочей визы, что даст возможность обрести легальный статус и удостоверение иностранца. При этом южнокорейские власти проявили дифференцированный подход к зарубежным рабочим. Так, в более привилегированном положении оказались зарубежные корейцы, для которых определен более широкий выбор мест трудоустройства: они могут быть трудоустроены на строительных предприятиях, в сфере услуг, социального обеспечения, общественного питания и т.п. Эти рабочие места выше котируются на рынке труда, так как предполагают длительное и относительно высокооплачиваемое трудоустройство.

Для трудоустройства остальных  иностранных трудовых мигрантов  предназначены предприятия, которые, как правило, предоставляют сезонную работу: это предприятия малого и  среднего бизнеса с количеством  постоянно занятых не более 300 человек, сельскохозяйственные фермы, а также прибрежное рыболовство. Причем зарегистрированным зарубежным рабочим не позволяется менять место работы, иначе они могут потерять свой статус и быть выдворены из страны. В крайнем случае, они могут вновь обратиться в южнокорейские центры занятости и попытаться получить разрешение на работу в новом месте, которое будет найдено в базах данных этих центров. Тем иностранным рабочим, которые прошли регистрацию в южнокорейских миграционных офисах и получили удостоверение иностранца, разрешено работать в стране в течение максимум двух лет со дня опубликования Закона о найме иностранцев. При этом, однако, общий срок пребывания их в Южной Корее, включая уже проведенный здесь период, не должен превышать 5 лет.

В 2004 г. состоялось заседание  южнокорейского правительственного комитета по выработке политики в отношении  иностранных рабочих, в которых  были учтены новые параметры по выдаче разрешений на трудоустройство в  стране. Были также определены страны, граждане которых смогут получить рабочие  визы на трудоустройство: Китай,

Индонезия, Казахстан, Монголия, Шри-Ланка, Таиланд, Филиппины и Вьетнам. Южнокорейские власти мотивировали свой выбор тем, что с правительствами  этих стран были подписаны соответствующие  меморандумы о разрешении их гражданам  выезжать на временную работу в Южную Корею.

Южнокорейские власти ужесточили порядок найма иностранных рабочих, по которому южнокорейский работодатель должен обратиться в один из центров  занятости при министерстве труда  РК. Туда же он должен сообщать обо всех нарушениях иностранцами трудовых контрактов или занятии ими работой без  соответствующего разрешения. Как и  прежде, министерство труда РК настаивает, чтобы работодатели уволили всех нелегалов и наняли рабочих через  центры занятости. Однако южнокорейские  бизнесмены не торопятся это сделать, так как признание, что они  брали на работу нелегалов, может  подорвать их бизнес, нанести ущерб  деловой репутации.

Сравнительно либеральное  отношение южнокорейских властей  к иностранным трудовым мигрантам  объясняется довольно низкими показателями безработицы: в 2002 г. - 3,1%, а в 2003 г. - 3,4% всего трудоспособного населения  страны являлись безработными, что  в три раза ниже в сравнении  с периодом финансового кризиса 1997/1998 гг.  Поэтому на фоне подъема  южнокорейской экономики после  финансового кризиса работодатели и далее будут заинтересованы в привлечении иностранных рабочих на трудоемкие и низкооплачиваемые работы, даже если те будут находиться на нелегальном положении.

Вместе с тем правительство  Японии проводит достаточно сдержанную миграционную политику, основывающуюся на трех основных принципах:

(1) допуск иностранных  работников на любой основе  должен быть разрешен лишь  в качестве последнего средства;

(2) неквалифицированным работникам  следует отказывать в допуске  в страну;

(3) все иностранные граждане, вне зависимости от уровня  квалификации, могут быть допущены  в страну только на временной  основе.

Такие ограничения существуют, несмотря на внесение поправок в Закон  об иммиграции, благодаря которым  список высококвалифицированных профессий, которые могут занимать иностранные  граждане, был расширен с 17 до 27.

Однако присутствие неквалифицированных  иностранных работников в Японии объясняется не тем, что они злоупотребляют контролем правительства, но скорее тем, что правительство старается  не обращать внимание на их присутствие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4. Сравнительная  характеристика политики стран Восточной  Азии в сфере иммиграции

Страна/ тер-

ритория

Политика в отношении  вынужденной миграции

Политика в отношении  трудовой миграции

Статус ратификации конвенции  о беженцах

Легальные мигранты

Нелегальные

мигранты

Южная Корея

-

Весьма ограничительная миграционная политика

Более гуманитарная политика в отношении нелегальных мигрантов

Япония

Политика по ограничению  потока беженцев

Ограниченная  миграционная политика, основанная на трех основных принципах:

(а) допуск иностранных  работников на любой основе  должен быть разрешен лишь в качестве последнего средства;

(б) неквалифицированным  работникам следует отказывать  в допуске в страну;

(с) все иностранные  граждане, вне зависимости от  уровня квалификации, могут быть  допущены в страну только на  временной основе

Ужесточение пограничного контроля на основе превентивных мер; выявление  иностранных граждан, нелегально находящихся  на территории страны; программы по амнистии иностранных трудовых мигрантов

Гонконг

Да

Ограничение по импорту иностранной  рабочей силы; строгая система  квот для иностранных трудовых мигрантов  с высоким уровнем квалификации; отсутствие ограничения квот для  иностранных домашних работников; жесткий  контроль с ежедневной квотой для  мигрантов из материковой части Китая

Контроль над нелегальными мигрантами и немедленная депортация

Тайвань

-

Политика централизованного  планирования и контроля потоков  трудовых мигрантов на всех уровнях, с тщательным отбором иностранных  работников из ограниченного числа  стран, которые оказывают дипломатическую  поддержку Тайваню; политика по упорядочению и легализации занятости неквалифицированных  трудящихся в определенных секторах; выдача постоянного вида на жительство для ряда иностранцев; создание новых рабочих мест для специалистов и высококвалифицированных иностранных трудящихся

Ужесточенный пограничный  и внутренний контроль


 

 

Кроме того, правительство  Японии опирается на систему импорта  граждан японского происхождения  из стран Латинской Америки в  качестве альтернативы иностранной  рабочей силе. Последняя стратегия  представляет собой уникальную особенность  японского миграционной политики в  целях решения проблемы кадрового  дефицита на местном уровне. Японское законодательство допускает въезд  граждан японского происхождения  в страну в рамках статуса долгосрочных резидентов, а не иностранных трудовых мигрантов. Соответственно, на них не распространяются нормы и правила, регулирующие присутствие и трудоустройство  иностранных граждан в Японии, и они фактически могут работать без ограничений в любой сфере. Япония также приняла стратегию  поощрения перенесения производства на зарубежные производственные объекты  с целью преодоления проблемы локального кадрового дефицита.

По сравнению с другими  принимающими мигрантами странами АТР, политика Японии является уникальной с точки зрения предпринимаемых  попыток заранее выявить и  отсеять потенциальных трудовых мигрантов, которые могут остаться в стране после окончания срока  действия визы, а также поддерживать мигрантов, нарушивших миграционный режим, которые по собственному желанию  обращаются к властям.

С 1992 г. Министерство юстиции  дало местным административным органам  право предоставлять специальное  место жительства для иностранных  трудящихся, нарушивших миграционное законодательство. Вместе с тем, Япония вводит жесткие меры и миграционный контроль по отношению к мигрантам, у которых отсутствуют документы. Начиная с 2000 г. иностранцы, у которых  отсутствуют документы, в случае задержания получают отказ на въезд в страну на пятилетний срок. Согласно закону, они также подвергаются штрафу в размере 2 500 долл. и/или лишению свободы на срок до трех лет. Ранее же подобные наказания использовались только в отношении только тех иностранных граждан, которые нарушали миграционный режим.

По сравнению с Южной  Кореей, не являющейся участницей Конвенции 1951 г. по защите прав беженцев и вынужденных  переселенцев, Япония в последнее  время проводит политику сокращения притока беженцев и лиц, ищущих убежища.

Несколько иной подход к  ограничению миграционной политики был принят в Гонконге и на Тайване. Несмотря на принцип невмешательства в миграционную политику в отношении эмиграции, Гонконг принял ограничительные меры в отношении импорта рабочей силы. Вместе с тем, миграционная политика Гонконга по ввозу иностранных трудовых мигрантов достаточно сильно отличается от аналогичной политики материкового Китая и других стран АТР. В частности, в Гонконге используются миграционные схемы по импорту рабочей силы, которые позволяют работодателям обращаться к властям с просьбой о выдаче разрешений для привлечения техников, мастеров и опытных операторов.

Вместе с тем, отличие  от Сингапура, в Гонконге на трудовых мигрантов, которые работают в качестве специалистов и руководителей в частном секторе, а также занимают позиции старших должностных лиц в системе государственной службы и общественных организаций, распространяется система строгого квотирования. С другой стороны иностранные домашние работники не подлежат такому квотированию. Строгий контроль за нелегальными мигрантами осуществляется на основе строгой политики немедленной репатриации нелегальных иммигрантов, несмотря на их гражданство. Кроме того, достаточно жесткий контроль существует в отношении нелегальных мигрантов из материковой части Китая. Согласно двустороннему соглашению с Китаем, въезд мигрантов из континентальной части происходит на основе ежедневной квоты, которая определяется правительством Китая. Однако иждивенцы граждан Гонконга, проживающие в континентальной части Китая, обладают юридическим правом беспрепятственного въезда в Гонконг. Необходимо также отметить, что с 1994 г. набор специалистов из Китая проводится на экспериментальной основе.

Тайвань официально начал  проведение политики по импорту иностранной рабочей силы в 1989 г. С самого начала поток трудящихся мигрантов был тщательно спланированным и контролируемым на всех уровнях, несмотря на то, что правовая основа миграционной политики менялась несколько раз.

В отличие от Японии Тайвань  использовал миграционную политику как экономический инструмент для защиты своей целостности путем поддержки местных предприятий, которые функционируют на его территории. В ответ на нехватку работников низкой квалификации Тайвань использовал такую политику для предотвращения передислокации тайваньских компаний за рубеж. Кроме того, стабилизации уровня занятости на внутреннем рынке в значительной мере способствовала притоку прямых иностранных инвестиций и, соответственно, стабильному экономическому росту. Угроза передислокации, таким образом, способствовала набору иностранных рабочих не только в средних по уровню важности для развития отраслях, но и в высокотехнологичных производствах.

Как и в Японии, Малайзии, Новой Зеландии и Сингапуре, иммиграционная политика Тайваня основывается на тщательном отборе иностранных работников из ограниченного числа стран. Источники включают, прежде всего, конкретные страны ЮВА и Центральной Америки. Это отражает тот факт, что иностранные рабочие могут быть набраны только из стран, которые оказывают политическую поддержку Тайваню и которые подписали с ним специальные двусторонние соглашения. Такая стратегия является важным аспектом для экономики страны, чувствительной к международной изоляции.

Информация о работе Политика с сфере иммиграции в странах восточной Азии