Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 15:50, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение и обобщение основных знаний по теме «платежный баланс».
В связи с поставленной целью можно выдвинуть следующие задачи: 1)рассмотреть понятие платежного баланса; 2) рассмотреть структуру платежного баланса; 3) выявить факторы на него влияющие; 4) рассмотреть основные методы регулирования платежного баланса; 5) выявить практические аспекты составления платежного баланса; и 6) дать его оценку на примере Российской Федерации.
Введение
Глава 1. Основы платежного баланса
1.1 Понятия платежного баланса.
1.2 Структура платежного баланса.
1.3 Факторы влияющие на платежный баланс.
1.4 Методы регулирования и дефицит платежного баланса.
Глава 2. Платежный баланс как объект государственного регулирования.
Глава 3. Принципы составления платежного баланса и его оценка на примере Российской федерации.
3.1 Методология составления платежного баланса.
3.2 Анализ платежного баланса Российской Федерации.
Заключение
Список использованной литературы
Глава
2. Платежный баланс
как объект государственного
регулирования.
Платежный
баланс издавна является одним из
объектов государственного регулирования.
Это обусловлено следующими причинами.
Во-первых ,платежным балансам присуща
неуравновешенность, проявляющаяся в
длительном и крупном дефиците у одних
стран и чрезмерном активном сальдо у
других. Нестабильность баланса международных
расчетов на динамику валютного курса,
миграцию капиталов, состояние экономики.
Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 30-х годах ХХ в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует
целенаправленных государственных мероприятий.
В-третьих, в условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.
Материальной
основой регулирования
1) государственная собственность, в том числе официальные золото - валютные резервы;
2) возрастание доли (до 40-50%) национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет;
3) непосредственное
участие государства в
4) регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных
актов и органов государственного контроля.
Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных
мероприятий
государства, направленных на формирование
основных статей платежного баланса, а
также покрытие сложившегося сальдо. Существует
разнообразный арсенал методов регулирования
платежного баланса, направленных либо
на стимулирования экспорта, либо на ограничение
внешнеэкономических операций в зависимости
от валютно-экономического положения
и состояния международных расчетов страны.
ГЛАВА 3. Принципы составления платежного баланса и его оценка на примере Российской Федерации.
3.1 Методология составления платежного баланса.
Методологической основой составления платежного баланса большинства стран мира в настоящее время является пятое руководство МВФ по платежному балансу, изданное в конце 1993 г.
В основу составления платежного баланса положены два принципа.
Первый – охват всех внешнеэкономических операций за определенный период. Это означает, что в платежном балансе отражаются все экономические операции, осуществленные за определенный отрезок времени между резидентами данной страны и нерезидентами. Таким образом, речь идет не о чисто денежном балансе платежей, фактически произведенных в результате экономических операций с заграницей, а о более широком статистическом агрегате, представляющим собой смешанный платежно-расчетный баланс. В нем фактические денежные платежи по текущему коммерческому обороту объединяются с безвалютными операциями, включающими товарообменные сделки и безвозмездную внешнюю помощь, с перемещением краткосрочных и долгосрочных капиталов, и наконец, с такими операциями, которые в данный период не сопровождаются денежными платежами, а лишь порождают взаимные требования и обязательства денежного характера. В итоге платежный баланс охватывает все операции, которые связаны с юридическим переходом права собственности на товары, услуги и иные ценности от резидентов к нерезидентам, а также передачей денег, финансовых и иных активов из одной страны в другую. При этом не имеет значения, сопровождается ли передача ценностей за границу денежным возмещением в виде реального платежа или же она осуществляется в обмен на аналогичные ценности, в кредит, или безвозмездно.1
Второй
принцип – метод двойной
Согласно принятым в международной практике принципам двойной бухгалтерской записи всякое увеличение активов или уменьшение обязательств (пассивов) отражается в дебете, а уменьшение активов или увеличение пассивов – в кредите платежного баланса. Дебетовая сторона платежного баланса соответствует понятию «платежи», «расходы» и относимые на нее цифры сопровождаются знаком «минус». Кредитовая сторона соответствует понятию «поступления», «доходы», и относимые на нее цифры либо сопровождаются знаком «плюс», либо приводятся без знака. При этом «платежи» и «поступления» в рамках платежного баланса охватывают не только фактическое передвижение денежных средств в связи с проведенными внешнеэкономическими операциями, но и изменения взимаемых требований и обязательств между странами, которые в ряде случаев заменяют денежные платежи, а иногда даже только их символизируют.2
Платежный баланс России публикуется в форме аналитического представления. Оно позволяет учесть специфику российской экономики в процессе ее перевода на рыночные основы, отразить наиболее важные для России валютные операции, показать основные тенденции в валютной сфере.
Источниками информации для разработки платежного баланса России являются отчетные данные обо всех внешнеэкономических операциях резидентов России, поступающие на регулярной основе в Банк России из государственных и кредитных организаций, нефинансовых учреждений, а также оценочные данные.
Данные
по платежному балансу размещаются
в представительстве Банка
3.2 Анализ платежного баланса Российской Федерации за 2010год.
Платежный баланс
В 2010 году улучшение конъюнктуры основных товаров российского экспорта способствовало постепенному восстановлению позиций Российской Федерации в трансграничном движении товаров и услуг. На фоне экономического оживления заметно вырос импорт. Увеличение положительного сальдо счета текущих операций сопровождалось ростом объема привлечения иностранных ресурсов и сокращением чистого вывоза частного капитала, обусловив существенный прирост международных резервов.
Счет текущих операций
Положительное сальдо счета текущих операций в 2010 году увеличилось по отношению к уровню 2009 года на 46,3% и составило 71,1 млрд. долларов США.
Определяющим был рост профицита торгового баланса со 111,6 млрд. долларов США до 151,4 млрд. долларов США на фоне укреплявшихся отрицательных значений других основных агрегатов текущего счета.
Экспорт товаров превысил 400,1 млрд. долларов США и увеличился на 31,9%.
Высокие темпы наращивания вывоза отмечались по всем укрупненным позициям товарной номенклатуры за исключением продовольственных товаров и сырья для их производства. При этом уровень экспорта 2008 года был превзойден только по прочим товарам, драгоценным камням и металлам и изделиям из них. Свыше четырех пятых годового прироста стоимости экспорта сложилась вследствие повышения контрактных цен, физические объемы поставок увеличились всего на 6,3%.
Менее чем на 4% (в сопоставимых ценах) выросли продажи внешним
потребителям российской сырой нефти, продуктов ее переработки и природного газа.
Однако прирост на 28,5% контрактных цен основных энергоносителей обеспечил увеличение стоимости вывоза этих товаров до 254,0 млрд. долларов США, их доля в совокупном экспорте и его годовом приросте составила примерно две трети.
Вывоз черных и цветных металлов и изделий из них повысился до 42,7 млрд.
долларов США. Прирост экспорта черных металлов составил 23,1% и обусловил не столь значительную, как по экспорту в целом, динамику группы металлов и изделий из них (27,4%), что в итоге, привело к дальнейшему сокращению удельного веса этих товаров с 11,1 до 10,8%.
В географической структуре экспорта доля стран ЕС практически не изменилась (53,2%), государств АТЭС – выросла с 15,1 до 17,0%. Наибольшие объемы поставок
осуществлялись в Нидерланды (13,6%), Италию (6,9%) и Германию (6,3%).
Импорт товаров в условиях возросшего внутреннего спроса и укрепления
обменного курса рубля повысился на 29,7% и составил 248,7 млрд. долларов США.
Относительно умеренный рост контрактных цен позволил существенно увеличить физические объемы ввоза.
Опережающими по сравнению с импортом в целом, были темпы прироста ввоза продукции машиностроения (40,1%). Доля машин, оборудования и транспортных средств в стоимости совокупного ввоза увеличилась с 43,4 до 44,5%, в том числе на 1,6 процентных пункта вырос удельный вес средств автомобильного транспорта.
Товары химической промышленности, а также продовольственной группы,
напротив, демонстрировали отставание в темпах прироста, в результате их удельный вес сократился соответственно до 16,3 и 15,9%.
Географическое распределение поставок по импорту в 2010 году сложилось при уменьшении доли государств ЕС (с 45,1 до 41,7%) и укреплении позиции группы стран АТЭС (с 30,9 до 34,1%). В составе последней Китай увеличил свой вклад в российский импорт с 13,6 до 17,0%. Важнейшими партнерами оставались Германия (11,7%) и Украина (6,1%).
Дефицит баланса внешней торговли услугами в 2010 году, максимальный в ряду сопоставимых данных, - 27,8 млрд. долларов США был на 40,1% выше уровня 2009 года и на 14,4% - 2008 года. Основной причиной стал опережающий рост российского импорта услуг по сравнению с их экспортом. Вместе с тем наивысшие показатели, как экспорта так и импорта, зафиксированные в 2008 году, не были достигнуты.
Экспорт услуг составил 44,5 млрд. долларов США и увеличился на 6,9% при
разнонаправленной динамике по основным видам услуг. Стоимость обслуживания транспортными компаниями зарубежных потребителей выросла до 14,9 млрд. долларов США (на 20,5%), в том числе на четверть больше, чем в 2009 году, были вспомогательные и дополнительные услуги, а также услуги пассажирского транспорта. Объем оказанных
деловых, профессиональных и технических услуг увеличился 7,0% и составил 11,4 млрд. долларов США. Наряду с тем, как и в 2009 году, сокращался экспорт строительных работ (на 20,3%) и предоставленных нерезидентам услуг, связанных с их поездками в Россию (на 4,1%).
Импорт услуг повысился на 17,6% до 72,3 млрд. долларов США. Свыше половины прироста обусловлено значительно возросшими расходами резидентов на поездки за рубеж, которые превысили 26,5 млрд. долларов США. Подавляющая часть этих затрат 82,8%) приходилась на личные поездки в страны дальнего зарубежья. Импорт транспортных услуг был на 26,8% выше, чем в 2009 году, компьютерных и информационных услуг было приобретено резидентами почти на треть больше.
Отрицательное сальдо баланса оплаты труда в 2010 году сложилось в размере 9,7 млрд. долларов США (в 2009 году – 8,9 млрд. долларов США). Сумма выплаченных средств выросла на 1,2 млрд. долларов США, что было связано с увеличением долларового эквивалента оплаты труда привлеченных в экономику нерезидентов при снижении их численности. Оплата труда, полученная резидентами, повысилась на 0,4 млрд. долларов США.
Дефицит баланса инвестиционных доходов достиг 38,7 млрд. долларов США. Доходы, начисленные к выплате, превысили 72 млрд. долларов США и выросли на 17,6%. Размер полученных средств оценивался в 33,4 млрд. долларов США (рост на 11,7%). Определяющее влияние оказали операции прочих секторов, удельный вес которых в объеме средств к выплате увеличился до 83,1% в 2010 году и равнялся 59,9 млрд. долларов США. Начисленные к получению прочими секторами доходы превысили 20,4
млрд. долларов США (61,2%). Кредитные учреждения, напротив, сократили дефицит инвестиционных доходов на 2,9 млрд. долларов США в результате опережающего снижения сумм, начисленных к выплате (на 23%) по сравнению с уменьшением поступивших доходов (на 2,2%).
Отрицательное
сальдо баланса текущих
трансфертов возрос на 43,1% и составил
4,1 млрд. долларов США, чему способствовал
возобновившийся рост денежных переводов
домашних хозяйств за рубеж. Кроме того,
начиная с сентября 2010 года, трансфертные
платежи включают перечисления Казахстану
и Белоруссии как членам Таможенного союза
причитающихся им сумм таможенных пошлин,
уплаченных на территории России.3