Парламент Великобритании и его основные характеристики. Функции палат

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:50, реферат

Описание работы

Великобритания в политическом плане является конституционной монархией. Порядок наследования престола определен Актом о престолонаследии (1701 г). Сыновья суверена наследуют престол по старшинству; в случае отсутствия сыновей престол переходит к старшей дочери. Правом на престол обладают только протестанты. Монарх считается главой государства, верховным главнокомандующим, главой администрации и светским главой официальной церкви Англии

Содержание

Введение…………………………………………………………………....…..3 стр.
1. Парламент Великобритании и его основные характеристики…….….4 – 6 стр.
2. Палата общин и основные её функции…………………………………7 – 9 стр.
3. Палата лордов и её функции……………………………………….…10 – 12 стр.
Заключение ……………………………………………………………....13 – 14 стр.
Список использованной литературы…………………………………………15 стр.

Работа содержит 1 файл

реферат по ГМУ зарубежных стран. 2 курс.docx

— 39.99 Кб (Скачать)

Обе палаты совместно могут  образовывать объединенные комитеты для  рассмотрения дел, касающихся равным образом  каждой из палат. Объединенные комитеты состоят из равного числа членов обеих палат.  

Процесс прохождения законопроектов в палате общин зависит от характера  законопроекта. По кругу регулируемых вопросов билли подразделяются на публичные  и частные. К публичным относятся те, которые затрагивают общие интересы. Их действие, как правило, распространяется на территорию всей страны. Они регулируют наиболее важные вопросы. К частным относятся те билли, которые затрагивают индивидуальные интересы или имеют лишь местное значение (законы, регулирующие деятельность отдельных компаний и корпораций; действующие в пределах определенных административно - территориальных единиц). По Закону о толковании 1978 г. билль считается публичным, если в нем не оговаривается его частный характер. Частные билли вносятся лицами, заинтересованными в их принятии (это могут быть местные органы, государственные учреждения, корпорации). 

Старейшей прерогативой парламента является принятие бюджета, другие финансовые полномочия. Законодательной инициативой  по финансовым вопросам обладает правительство - фактически главный автор и исполнитель  бюджета. Палата общин осуществляет контроль за расходованием финансов (через парламентского контролера - генерального аудитора, комитет по публичным счетам, а также во время парламентских вопросов правительству).  

Согласие парламента на сбор налогов и расходование денежных средств выражается в принятии специального законодательства на этот счет. Основные финансовые законы, принимаемые ежегодно, - Закон о консолидированном фонде  и Закон об ассигнованиях. В них  фиксируются расходы на нужды  финансируемых из бюджета учреждений. Основные доходы, поступающие в государственную  казну, фиксируются в Законе о  финансах.   

Предлагаемые правительством налоги воплощаются в заявлении  о бюджете, с которым выступает  в палате министр финансов. Заявление  включает не только предложения о  налогах, но дает общий обзор состояния  национальной экономики. Содержание этого  заявления держится в строжайшей тайне. После выступления министра финансов палата общин принимает  резолюцию, санкционирующую налоги. Эта резолюция воплощается в Законе о финансах.

Парламент - верховное законодательное  учреждение, и ни один орган не может  законодательствовать без его уполномочия. Парламент вправе передать кому угодно любые свои полномочия, в том числе  и законодательные, оставляя за собой  лишь общий контроль за их осуществлением. Издаваемые правительством на основании законов постановления называются поэтому актами делегированного законодательства.

Парламентская ответственность  правительства - стержень всей системы  контроля. В Великобритании существует система парламентарного (ответственного) правления. Это значит, что правительство формируется из числа членов парламента, несет ответственность перед парламентом ( в этом случае под парламентом понимается только палата общин ) и в случае вотума недоверия должно уйти в отставку. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом. Вотум недоверия, вынесенный одному министру, обычно рассматривается как отказ правительству в доверии в целом. Этот акт, влекущий ответственность, может касаться неодобрения палатой либо общей политики правительства, либо какой - либо отдельной его меры. Основанием, влекущим ответственность, может быть также поражение правительства при голосовании по тому или иному мероприятию, предложенному правительством, либо, наоборот, одобрение меры, против которой правительство возражает.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Палата лордов  и её функции

 

Палата лордов формируется  на невыборной основе. Членство в ней  связывается с получением дворянского  титула, дающего право быть членом палаты лордов. Среди членов палаты - 1195 герцогов, маркизов, графов, виконтов, баронов, имена которых вписаны в так называемую «золотую книгу» английского дворянства. Это пэры парламента. Они подразделяются на духовных и светских, потомственных и пожизненных. 

К числу духовных лордов относятся 26 архиепископов и епископов, право которых быть членами палаты связывается с пребыванием их в соответствующей должности. Все остальные члены палаты относятся к категории светских. Основную группу составляют те светские пэры, право которых быть членами палаты переходит по наследству. В палате - 789 потомственных пэров и пэресс. Одиннадцать членов палаты - лорды - юристы (ординарные лорды по апелляциям). Они назначаются из числа лиц, занимавших или занимающих высокие судейские должности, для оказания помощи палате при решении судебных дел.  

В палате лордов, как и  в палате общин, также существует деление на партийные группы, но его влияние не столь значительно, как в палате общин. Лорды более  независимы от партий и избирателей  и меньше связаны партийной дисциплиной. В последние годы в связи с  возрастанием роли пожизненных пэров  палата претендует на роль форума, аккумулирующего  в себе богатый опыт и специальные  знания и представляющего важное и полезное дополнение выборной палаты общин. 

Председатель палаты - лорд - канцлер. Его статус и роль в  палате значительно отличаются от того положения, какое занимает спикер в  палате общин. Лорд - канцлер - член кабинета и назначается лично премьер - министром. Он является также главой судебной системы страны. В палате лордов он принимает участие в  дебатах и голосовании. Заседания  в палате лордов не столь стеснены правилами парламентской процедуры, и лорду - канцлеру не приходится часто  вмешиваться в порядок ведения  дебатов. Он не выносит решений относительно правил процедуры, и в случае возникновения  соответствующих вопросов палата обращается не к нему, а к лидеру палаты. 

В палате лордов имеются  лорд - председатель комитетов и  его заместитель, которые председательствуют вместо лорда - канцлера, когда палата преобразуется в заседание комитета всей палаты ( при рассмотрении законопроектов в стадии комитета ). Они назначаются палатой ежегодно в начале сессии. 

Постоянным должностным  лицом палаты лордов является клерк, полномочия которого аналогичны полномочиям  клерка палаты общин и в подчинении которого работает постоянный штат клерков, занятых делопроизводством палаты.  

Каждая партия в палате лордов имеет своего лидера. В правительственной  партии - это лидер палаты; оппозицию  возглавляет лидер оппозиции. В их обязанности входит планирование дебатов в палате. В палате лордов также имеются главные «кнуты» и их помощники, выполняющие те же функции, что и «кнуты» в палате общин. Сторонникам партии направляются письменные «кнуты». Но в палате лордов не существует никаких соглашений между «кнутами», касающихся отсутствия на заседаниях равного числа членов палаты от правящей и оппозиционной партий. 

Во время заседаний члены палаты (за исключением духовных лордов) располагаются не по старшинству титулов, как было прежде, а соответственно на скамьях правительства и оппозиции. Заседания проводятся с понедельника по четверг и в конце сессии - по пятницам. Заседания начинаются с краткого «часа вопросов», но вопросы разрешается задавать только после обсуждения основной повестки дня. Более половины всего времени палаты заняты рассмотрением правительственных биллей. 

Регулярно на заседаниях палаты присутствует и принимает участие  в голосовании около трети  ее состава. Часть членов палаты вообще никогда не принимает участия  в ее заседаниях; другие получают разрешение не присутствовать на ее заседаниях. Такое  разрешение предоставляется либо на весь срок полномочий парламента определенного  созыва, либо на срок сессии.  

Пэры не получают жалованья, но им могу быть возмещены расходы, связанные с посещением заседаний.  

Члены палаты лордов обладают правом законодательной инициативы, и законопроекты могут вноситься  в палату лордов. Полномочия палаты в области законодательства определяются законами о парламенте 1911 - 1949 г. В  качестве части верховного законодательного органа палата лордов рассматривает  и принимает с поправками или  без поправок законопроекты, принятые палатой общин и переданные на ее рассмотрение. Она может отклонять  законопроекты сроком на один год, то есть имеет право отлагательного вето. 

Порядок прохождения законопроекта  в палате лордов в основном тот  же, что и палате общин. Наиболее важная стадия здесь - комитетская, так  как в это время в билль  обычно вносятся поправки, которые  оказывают существенное влияние  на содержание и дальнейшее движение законопроекта. Иногда эта стадия занимает несколько дней. Обсуждение статей сопровождается длинными дебатами, и  голосование проходит почти по каждой статье, в которую внесена поправка.  

Рядом особенностей отличается рассмотрение в палате лордов финансовых законопроектов, в частности бюджета. Он становится предметом правительственного заявления в палате лордов, затем  сразу же обсуждается во втором чтении. Непосредственно после этого  происходит голосование законопроекта  о бюджете в третьем чтении.  

С точки зрения роли второй палаты наиболее интересным является порядок, посредством которого регулируются отношения между двумя палатами при осуществлении ими законодательной  деятельности. После прохождения  законопроектом всех стадий в палате лордов он вместе с поправками, сделанными лордами, передается в палату общин. Последняя, в специальном заседании, рассматривает эти поправки и в случае несогласия с ними назначает комитет для выработки обоснования, в котором объясняется, почему именно она не согласна. Палата общин может также, не согласившись с поправками палаты лордов, выдвинуть взамен некоторых из них новые поправки. Обоснование и все вновь сделанные поправки передаются на новое рассмотрение палаты лордов. Палата лордов рассматривает обоснование палаты общин и все вновь сделанные поправки и принимает по ним свое решение, передаваемое в палату общин.  

Палата лордов осуществляет контроль над правительством в тех  же формах, что и палата общин. О имени правительства в палате лордов выступают члены правительства, входящие в ее состав. Представителями правительства обычно являются три - четыре члена кабинета и четыре - шесть министров, не входящих в кабинет. 

Контроль осуществляется в условиях менее жесткой регламентации. Пэры не стеснены ни строгими процедурными правилами, ни председателем, часто  вмешивающимся в дебаты. Процедура  палаты лордов не ограничивает продолжительности  времени, отводимого для вопросов пэров  министрам. Вопросы могут задаваться в любой момент заседания палаты - и после обсуждения основной повестки дня, и в течение времени, оставшегося  после обсуждения законопроектов и  предложений. 

В дополнение ко всем этим функциям палата лордов выступает в качестве высшей судебной инстанции страны. Она имеет юрисдикцию Высшего  апелляционного суда, а по некоторым  делам - суда первой инстанции. Палата лордов рассматривает апелляции  на решения судов по гражданским  делам на территории всей страны, а  на решения судов Англии, Уэльса и Северной Ирландии - по уголовным  делам. Решение, которое она выносит  по апелляции, является окончательным. Палата рассматривает около 70 судебных дел в год. 

Рассмотрение апелляций  проводится в комитете по апелляциям, который заседает отдельно от палаты. В решении дел могут принимать  участие только лорд - канцлер, 11 ординарных лордов по апелляциям и 10 пожизненных  пэров, которые в течение определенного  времени занимали высокие судейские  должности. Ординарные лорды по апелляциям находятся на жаловании и могут  быть отстранены от должности лишь по требованию обеих палат парламента. Перестав быть судьями, они остаются в палате лордов в качестве пожизненных  пэров.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Великобритания  представляет  собой  конституционную  монархию: наследственный король или королева — глава государства, и  в  этом  качестве они  персонифицируют  государство.  С  теоретической  точки  зрения   монарх является главой исполнительной, составной частью  законодательной  и  главой судебной  власти,  командующим  вооруженными  силами   и   светским   главой англиканской церкви.  На  практике  в  результате  длительной  эволюции  под воздействием  политической  борьбы  огромная  власть  монарха  была   сильно ограничена, и сейчас своими прерогативами монарх обладает  лишь  номинально; фактически  полномочия  монарха  осуществляются  Правительством,  и  случаи, когда  монархи   вмешивались   в   принятие   решений,   весьма   и   весьма немногочисленны.

      Негативные  последствия  сохранения  монархии  достаточно  очевидны  и признаются даже английскими авторами (прямое вторжение в политическую  жизнь при выборе Премьер-министра, когда в Палате общин отсутствует большинство  у какой-либо  партии;  косвенное  воздействие   монархии   как   олицетворение консервативности,  отсутствия  прогресса,  нежелание   менять   многовековые традиции). Выгоды  от  сохранения  монархии  для  правящих  кругов  являются большими, чем последствия ее недостатков. Монархия —  идеологическое  орудие воздействия  на  население.  Его  политическая  цель  также  очевидна.   При социальных потрясениях в стране возможно применение королевских прерогатив.

      Несмотря  на это, Великобритания относится к странам с демократическим государственным режимом, поскольку характеризуется  такими демократическими чертами как:

     -  признание   политических  прав  и  свобод  в  таком  объеме,   который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия  граждан в определении государственной  политики  и  позволяет  легально  и  на равных  условиях   действовать   не   только   партиям,   отстаивающим правительственную политику,  но  и  партиям  оппозиционным,  требующим проведения иной политики;

    - политический  плюрализм и переход политического   руководства  от  одной партии к другой, а следовательно, формирование основных высших органов государства (парламента, главы государства) путем всеобщих и свободных выборов гражданами; все  партии,  общественные  объединения,  граждане имеют при этом юридически равные возможности;

    -  разделение  властей,  ролевая  автономия   различных   ветвей   власти (законодательной, исполнительной,  судебной  и др.)  при системе их сдержек и противовесов и обеспечении взаимодействия;

Информация о работе Парламент Великобритании и его основные характеристики. Функции палат