Парламент Великобритании и его основные характеристики. Функции палат

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 18:50, реферат

Описание работы

Великобритания в политическом плане является конституционной монархией. Порядок наследования престола определен Актом о престолонаследии (1701 г). Сыновья суверена наследуют престол по старшинству; в случае отсутствия сыновей престол переходит к старшей дочери. Правом на престол обладают только протестанты. Монарх считается главой государства, верховным главнокомандующим, главой администрации и светским главой официальной церкви Англии

Содержание

Введение…………………………………………………………………....…..3 стр.
1. Парламент Великобритании и его основные характеристики…….….4 – 6 стр.
2. Палата общин и основные её функции…………………………………7 – 9 стр.
3. Палата лордов и её функции……………………………………….…10 – 12 стр.
Заключение ……………………………………………………………....13 – 14 стр.
Список использованной литературы…………………………………………15 стр.

Работа содержит 1 файл

реферат по ГМУ зарубежных стран. 2 курс.docx

— 39.99 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

На тему:  Парламент Великобритании и его основные характеристики. Функции палат.

 

по истории ГМУ зарубежных стран

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2010 год

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………....…..3 стр.

1. Парламент Великобритании  и его основные характеристики…….….4 – 6 стр.

2. Палата общин и основные  её функции…………………………………7 – 9 стр.

3. Палата лордов и её  функции……………………………………….…10 – 12 стр.

Заключение ……………………………………………………………....13 – 14 стр.

Список использованной литературы…………………………………………15 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Великобритания в политическом плане является конституционной  монархией. Порядок наследования престола определен Актом о престолонаследии (1701 г). Сыновья суверена наследуют престол по старшинству; в случае отсутствия сыновей престол переходит к старшей дочери. Правом на престол обладают только протестанты. Монарх считается главой государства, верховным главнокомандующим, главой администрации и светским главой официальной церкви Англии. Монарх – важный символ национального единства. Клятвы верности короне произносят министры, государственные служащие, полицейские и вооруженные силы; управление государством производится именем Ее Величества.

Королева считается верховным  носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим  вооруженными силами, светским главой англиканской церкви, имеет формальное право созывать парламент на сессии. Монарх является составной частью парламента наряду с Палатой лордов и Палатой  общин; имеет право абсолютного  вето на любой закон, принятый парламентом, однако последний раз это право  было применено в 1707 г., за что получило прозвище «спящего полномочия»; монарх имеет право назначать и освобождать от должности премьер-министра и министров, но следуя сложившемуся за 200 лет конституционному обычаю, глава государства назначает премьер-министром лидера партии, победившей на выборах, а министров – по предложению главы правительства.

Высший орган законодательной  власти – парламент (старейший в  мире, создан в 1265 г.), который состоит  из монарха (короля или королевы), Палаты лордов и Палаты общин. На деле же под  парламентом понимаются лишь две  палаты, а в обычном словоупотреблении  – нижняя, которая осуществляет законодательные функции. Король подписывает  все законы, и на основании конституционного обычая почти 300 лет не применяет  принадлежащего ему права вето. Вето палаты лордов может быть преодолено нижней палатой простым большинством голосов, но на другой сессии парламента, что означает, что при созыве сессии раз в год верхняя палата может  на год отсрочить вступление закона в силу. На практике палата лордов, как  правило, возражения против законопроектов, принятых палатой общин, выдвигает  очень редко.

Парламент эволюционировал из древнего королевского совета. В теории, власть исходит не от Парламента, но от «Королевы-в-Парламенте» (или «Короля-в-Парламенте»). Часто говорится, что только Королева-в-Парламенте является верховной властью, хотя это и спорное утверждение. В настоящее время власть исходит также и от демократически избранной Палаты общин; Монарх действует как представительская фигура, и власть Палаты лордов существенно ограничена.

 

 

1. Парламент Великобритании  и его основные характеристики.

 

Британский парламент  возник в конце XIII века и с тех  пор продолжает функционировать  без перерывов на протяжении всей политической истории Великобритании. Британский парламент является примером сочетания старых и новых форм, их напластований, сосуществования. 

Само понятие “парламент”  употребляется здесь в разных смыслах. Когда говорят о парламенте как о верховном законодательном  органе, имеют в виду не только обе  палаты парламента - палату общин и  палату лордов, но и монарха, так как только единство всех названных элементов образует в правовом смысле то, что называют парламентом. Иногда термин «парламент» употребляют для обозначения обеих палат парламента, но чаще под парламентом подразумевают его основную часть - палату общин. Члены палаты общин именуются «членами парламента». Правительство несет ответственность перед палатой общин и эта ответственность именуется «парламентской».  

Особенностью парламента Великобритании является и то, что он функционирует в условиях отсутствия в стране писаной конституции. Некоторые правила, относящиеся к его организации и деятельности содержатся в обычных законах страны (их мало), другие - в неписаных нормах конституции, конституционных соглашениях. Положение парламента в конституционной системе определяется двумя фундаментальными принципами: парламентского верховенства и парламентарного правления. Реальное же функционирование всего парламентского механизма основано на существовании в стране двухпартийной системы. Под ее влиянием находится вся организация избирательного процесса, она оказывает определяющее воздействие на внутреннюю организацию и деятельность парламента. Под ее влиянием сложились наиболее существенные конституционные соглашения, обусловливающие весь комплекс отношений между парламентом и правительством.  

При двухпартийной системе  обе партии попеременно сменяются  у власти. В таких условиях правительство, как правило, располагает поддержкой большинства в палате общин, и  это дает ему сильные позиции  в парламенте. Процесс перемещения центра власти от парламента к правительству остро поставил вопрос о предназначении представительного органа, его реальном положении в конституционной системе.  

Одна из важнейших особенностей парламента - выборность. Это единственный выборный центральный орган государственной  власти в стране. Правила, определяющие проведение выборов, имеют большое  значение для политической жизни  страны. В процессе парламентских  выборов решается вопрос о том, кто  из двух главных партий, составляющих двухпартийную систему, будет править  страной. В Великобритании порядок  проведения выборов определяется парламентским  законодательством.  

Основной сферой деятельности английского парламента является законодательство. Верховная власть в области законодательства вверяется парламенту в целом. Это  «королева в парламенте», т.е. королева и две палаты в парламенте. Это значит, что законопроекты, принятые обеими палатами парламента, становятся законами после их одобрения королевой. По существу, когда говорят о верховной законодательной власти, имеют в виду палату общин.

В законодательном порядке  верховная законодательная власть парламента была установлена биллем о правах 1689 г. Он отменил право  короля приостанавливать действие законов  и делать из них изъятия, то есть сделал незаконным изменение законов  монархом без согласия парламента. В XIX веке утвердился принцип верховенства парламента, определяющий его положение  в качестве верховного законодательного органа. Он «означает, что парламент не связан каким - либо конституционным актом и не существует какого - либо правового ограничения его верховенства в законодательной области. Парламент имеет право принимать, отменять и изменять любой закон в порядке обычной законодательной процедуры, и никто (в том числе и суд) не может поставить под сомнение действительность или конституционность акта парламента». Издание законов - самая значительная, если не самая главная функция парламента. Около половины всего его времени уходит на законодательную работу. Число ежегодно принимаемых законов довольно стабильно (60- 70 в год). Большая часть времени занята рассмотрением публичных биллей, вносимых по инициативе правительства.

Законодательная инициатива может быть осуществлена в любой  палате, она принадлежит только членам парламента. Согласно действующей процедуре, законопроект вносится в общем порядке, независимо от того, является ли вносящий членом правительства. Министр, когда  вносит законопроект, формально делает это не в своем качестве члена  правительства, а как член парламента. Правительственный билль вносится тем министром, который отвечает за его разработку и прохождение  в палате. 

На практике законопроекты  рассматриваются нижней палатой, затем  передаются в верхнюю. Формально законодательной инициативой обладает монарх (в лице министров). В соответствии с правилами процедуры неправительственные законопроекты рассматриваются лишь один день в неделю. В итоге 95% всех законов принимается по инициативе правительства.  

Контроль за деятельностью правительства также является одним из важнейших направлений деятельности парламента согласно принципу ответственного правления. В английской парламентской практике правительство несет коллективную ответственность перед парламентом. Применяются следующие формы контроля: вотум недоверия, резолюция порицания, вопросы устные и письменные. Выражение правительству вотума недоверия влечет либо его отставку, либо роспуск палаты общин. Вотум недоверия может иметь место, если само правительство ставит вопрос о доверии. При этом вотум недоверия бывает только связанным, т.е. вопрос о доверии ставится лишь в связи с прохождением правительственного законопроекта. Зачастую правительство сознательно ставит вопрос о доверии, зная о непопулярности закона, чтобы путем давления на парламент способствовать его принятию. 

В английской политической практике вотум недоверия - явление  чрезвычайно редкое. В нынешнем веке имелось всего два таких случая, и оба они произошли при  необычной ситуации, когда правительство  не имело поддержки большинства в палате общин (в 1924 и 1979 г.г) . 

Резолюция “порицания”  в Великобритании - это лишь юридически существующий институт. Оппозиция достаточно часто вносит в палате общин предложение  о выражении недоверия, но оно  отклоняется партийным большинством, поддерживающим правительство.  

В последние десятилетия в Англии были проведены реформы, направленные на повышение эффективности деятельности парламента, обеспечением парламентариям более широких возможностей для осуществления основных функций представительного органа.  

Британский парламент - чрезвычайно  активное представительное учреждение. Его действительная роль определяется не столько формально принадлежащими ему полномочиями, сколько реальным положением в качестве форума, на котором  публично и гласно обсуждаются вопросы  внутренней и внешней политики, важные общественные и политические дела, волнующие население страны. Эта  роль парламента обнаруживается особенно остро в моменты острых политических и социальных кризисов, когда он становится центром дискуссий, фокусом  всей политической жизни. Парламент  способен влиять на ход событий, общественное мнение, политику правительства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Палата общин  и основные её функции

Нижняя палата - палата общин - это общенациональный представительный орган, в состав которого входит 650 членов, избираемый сроком на 5 лет. Право участия  в голосовании принадлежит всем британским гражданам, достигшим 18 лет. Закон предоставляет право участвовать  в парламентских выборах гражданам  Ирландской республики и всем гражданам  Содружества, проживающим в Великобритании. Необходимо проживать в избирательном  округе на момент определенной даты, установленной  для составления регистрационного списка и быть внесенным в него.  

В английском праве отсутствует  перечень основных условий, которым  должен отвечать член палаты общин, но имеется перечень условий, лишающих права быть членом палаты общин, а, следовательно, и кандидатом на выборах. Соответствующие  нормы содержатся в парламентских  законах и нормах общего права. Пассивным  избирательным правом наделен любой  британский гражданин, достигший 21 года.  

Руководит палатой общин председатель палаты - спикер. У него имеются три заместителя, которые поочередно председательствуют на заседаниях комитета всей палаты. Спикер избирается палатой на весь срок ее полномочий и представляет палату в сношениях с другими органами. Он не должен принадлежать к какой - либо партии. Спикеру оказывают помощь партийные «кнуты», которые следят за соблюдением партийной дисциплины, голосованием членов своей партийной фракции.  

Важным структурным элементом  палаты общин служат парламентские  комитеты. Они образуются, в основном, для предварительного обсуждения законопроектов. Комитеты английского парламента подразделяются на постоянные и временные. Постоянные, в свою очередь, делятся на 3 вида: комитет всей палаты; неспециализированные и специализированные.  

Комитет всей палаты представляет собой весь ее состав. Он созывается для обсуждения конституционных  и финансовых законопроектов, а также  предложений о национализации или  денационализации ( в последнем случае - по желанию правительства ). На заседаниях комитета всей палаты председательствуют поочередно заместители спикера. 

Неспециализированные комитеты палаты общин обозначаются первыми  буквами латинского алфавита A, D, C, D и т.д. Обычно в палате функционирует 7-8 таких комитетов.  В каждом из них работает от 15 до 50 человек. Их персональный состав формируется комитетом по отбору ( а не палатой в целом ) по партийному признаку, т.е. по предложениям партийных фракций пропорционально их численности. 

Специализированные комитеты состоят из 9-14 человек каждый. Большинство  из них - (14) создаются по отраслям и  сферам управления. Их основная задача - контроль за деятельностью основных министерств. Поэтому система комитетов привязана к их структуре. Например, действуют комитеты по обороне, внутренним делам, иностранным делам, промышленности и торговле, транспорту, сельскому хозяйству, комитеты по делам Шотландии и Уэльса. Кроме того, имеются специализированные комитеты по европейскому законодательству, делегированному законодательству, публичной отчетности, по делам парламентского уполномоченного.  

Комитеты имеют право  проводить расследования, для чего они могут истребовать необходимые  документы и материалы, вызывать свидетелей, назначать экспертов. По окончании расследования того или  иного вопроса комитет представляет палате общин доклад. В целом парламентские  комитеты играют вспомогательную, но не очень значительную роль, их решения  носят рекомендательный характер, и  депутаты не связаны мнением того или иного комитета.  

Информация о работе Парламент Великобритании и его основные характеристики. Функции палат