Отношения России и Европейского Сообщества

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:05, контрольная работа

Описание работы

Первоначально, торговая политика Европейского Сообщества по отношению к Советскому Союзу сдерживалась преобладающе односторонними, и чрезвычайно ограничительными, правилами экспорта и импорта товаров. Вместе с другими странами Совета экономической взаимопомощи (CЭВ) СССР не вступал в прямые торговые отношения с Сообществом, потому что он считал CЭВ, единственным авторитетом в этой области. Сообщество, в свою очередь, отказывалось признать СЭВ в качестве торгового партнера.

Содержание

Отношения Европейского Сообщества и СССР
Современный этап развития отношений ЕС-РФ

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 37.27 Кб (Скачать)

 

 

План:

  1. Отношения Европейского Сообщества и СССР
  2. Современный этап развития отношений ЕС-РФ

 

 

Отношения Европейского Сообщества и СССР

Первоначально, торговая политика Европейского Сообщества по отношению к Советскому Союзу сдерживалась преобладающе односторонними, и чрезвычайно ограничительными, правилами экспорта и импорта  товаров. Вместе с другими странами Совета экономической взаимопомощи (CЭВ) СССР не вступал в прямые торговые отношения с Сообществом, потому что он считал CЭВ, единственным авторитетом в этой области. Сообщество, в свою очередь, отказывалось признать СЭВ в качестве торгового партнера.

Только после появления Горбачева Сообществу удалось начать строительство своей «Восточноевропейской политики», основанной, с одной стороны, на чисто деловых отношениях с СЭВ, с другой – на соглашениях о торговле и экономическом сотрудничестве с отдельными странами-участницами СЭВ. Сообщество подписало 25 июня 1988 г. с СЭВ совместную Декларацию, которая ознаменовала юридическое признание Сообщества СЭВ и входящими в него странами. Декларация также предоставила СССР возможность выйти за узкие рамки торговых взаимоотношений внутри СЭВ и сделать важный шаг на пути к нормальным международным экономическим отношениям. На начальной стадии взаимоотношений между Европейскими Сообществами и СССР нормализация экономических связей между Европейскими Сообществами и СССР была ключевой идеей. Она лежала в основе, как западноевропейских программ односторонней помощи, так и двусторонних соглашений между Европейскими Сообществами и СССР.

19 декабря 1989, менее чем через  полгода после подписания Совместной  Декларации между СЭВ и ЕС, Советский Союз заключил Соглашение  о торговле и сотрудничестве  с Европейскими Сообществами. Соглашение  предусмотрело четкие сроки для  постепенного и полного устранения  Сообществом количественных ограничений  на импорт из Советского Союза  товаров (за исключением текстиля, каменного угля и стали). Соглашение о торговле и сотрудничестве содержало раздел, призванный обеспечить структурный рост производительных сил в экономике СССР и поддержку среднесрочных и долгосрочных перспектив расширения двусторонней торговли между договаривающимися сторонами. С этой целью была создана специальная институциональная структура, в которую входили Совместные комитеты, формируемые из равного числа участников с каждой стороны, призванные осуществлять реализацию Соглашения с учетом динамично меняющейся обстановки.

В 1989 г. Европейский Совет принял решение о поддержке экономических  и политических реформ в странах  Центральной Европы в рамках программы PHARE. На заседании Европейского Совета в Риме 14-15 декабря 1990 г. было достигнуто соглашение о финансовой поддержке  Европейскими Сообществами экономических  реформ в СССР. Предусмотренная для реализации этой цели программа TACIS была направлена на помощь республикам бывшего СССР и Монголии в их переходе от плановой к рыночной системе хозяйствования. Экономическая и техническая помощь, главным образом, обеспечивалась посредством финансирования договоров о сотрудничестве и создания технических связей для передачи ноу-хау. С целью оптимизации этого процесса Совет выбрал некоторые секторы экономики, которые наиболее отвечали критериям целесообразности выделения средств.

Сообщество также предоставляло  кредиты через Европейский Инвестиционный Банк (ЕИБ) и, более косвенно, путем  своего участия в Европейском  Банке Реконструкции и Развития (ЕБРР). Используя систему льготных кредитов, ЕБРР поддерживает экономические  и политические реформы в России. После консультаций с МВФ и  Всемирным Банком он способствовал  улучшению конкурентоспособности  России, путем эффективных инвестиций в российский частный сектор. Эта  деятельность осуществлялась с целью  ускорения перехода к рыночно  ориентированной экономике и развития многопартийной демократии, плюрализма, защиты прав человека и свободы печати.

Сообщество приняло ряд односторонних  мер, направленных на развитие торговых отношений с Россией. В основном они представляли собой предоставление общих торговых предпочтений (ОТП) российской продукции. Несмотря на то, что ОТП  обычно используются в рамках политики Сообщества по оказанию помощи развивающимся  странам, с 1990 г. Совет включил Советский  Союз в список стран, пользующихся ОТП, что было предпринято с целью  оказания ему помощи при переходе к рыночной экономике.

Кроме этих экономических мер, и  поскольку Европейское Сообщество также хотело усилить взаимопонимание  между россиянами и гражданами Европейского Союза, была организована Программа  для передвижения студентов и  преподавателей вузов – ТЕМПУС.

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

Современный этап развития отношений ЕС-РФ

        Основу для отношений между Россией и Европейским союзом закладывает Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, заключенное 24 июня 1994г. на о. Корфу (Греция). Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС) вступило в силу с 1 декабря 1997г. после прохождения им ратификации в Европейском парламенте и во всех национальных парламентах государств-членов Союза и Сообществ. Федеральное Собрание Российской Федерации ратифицировало договор в ноябре 1996г.

СПС с Россией стало своего рода “прототипом” всех остальных Соглашений о партнерстве и сотрудничестве. Соглашения ЕС с остальными странами СНГ писались, используя опыт заключения СПС с Россией. Такого рода Соглашения о партнерстве и сотрудничестве были заключены Европейским союзом со всеми странами СНГ, их тексты практически  полностью совпадают. Поэтому Соглашение о партнерстве и сотрудничестве можно назвать “типовым соглашением”.

СПС было заключено сроком на 10 лет  с возможной последующей ежегодной  автоматической пролонгацией Соглашения, если ни одна из сторон не будет заявлять о его денонсации. Соответственно основной срок действия СПС истёк в 2007г. Ряд норм СПС имеет прямое действие на всей территории ЕС в соответствии с Решением Суда ЕС от 12 апреля 2005г.

При особом акценте на экономическом  сотрудничестве, Соглашение о партнерстве  и сотрудничестве между Россией  и ЕС 1994г. заложило прочный фундамент  для развития диалога сторон по политическим, социальным и культурным вопросам. Соответственно, данное Соглашение является комплексным на фоне доминирующего  экономического содержания. СПС носит  базовый характер, содержит общие  положения о сотрудничестве между Европейским союзом и Россией. Многие его положения нуждаются в дальнейшем развитии и конкретизации в рамках специальных двусторонних соглашений по отдельным вопросам. Положения СПС охватывают широкий круг вопросов, в том числе политический диалог, сотрудничество в области образования, энергетики, совершенствования законодательства и пр. В СПС заложена прочная институциональная основа для взаимодействия РФ и ЕС. Главными институтами взаимодействия сторон являются ежегодные саммиты Россия-ЕС на уровне глав государств или правительств; встречи на уровне министров иностранных дел России и стран ЕС, которые проводятся 2 раза в год. Комитет по вопросам политики и безопасности проводит консультации с Россией, также проходят переговоры по международным проблемам. Политический диалог осуществляется и на встречах «Тройки» министров иностранных дел, встречах политических директоров, ежемесячных встречах Постоянного представительства РФ при Европейских Сообществах в Брюсселе с «Тройкой» Комитета по политике и безопасности и на экспертном уровне по широкому кругу актуальных международных вопросов.

Существенной особенностью СПС  являлась его относительная перспективность. Оно изначально было приспособлено к функционированию в условиях, когда в России сложится рыночная экономика, а сама Россия вступит в ВТО. Еще одним важным фактором, указывающим на перспективность СПС, являлась его окончательная нацеленность на создание зоны свободной торговли между Союзом и Россией.

СПС подтолкнул РФ постепенному достижению совместимости своего законодательства с законодательством Сообществ. Этот процесс сближения законодательств  распространяется, в частности, на такие отрасли права, как предприятия и предпринимательская деятельность; банковская деятельность; бухгалтерский учет и налогообложение компаний; охрана здоровья и жизни людей, животных и растений; защита окружающей среды; защита прав потребителей; косвенное налогообложение; таможенное законодательство; технические нормы и стандарты; законодательные и нормативные акты в области ядерной энергетики; транспорт.

На заседании Европейского совета 3–4 июня 1999г., проходившем в г. Кёльн (Германия), была утверждена Общая стратегия Европейского союза по отношению к России сроком на 4 года, определившая основные цели в отношениях с Россией. Такими целями являются:

  1. укрепление демократии, принципа правового государства и государственных учреждений в России;
  2. интеграция России в общеевропейское экономическое и социальное пространство;
  3. сотрудничество в интересах укрепления стабильности и безопасности в Европе и за ее пределами;
  4. сотрудничество по общим проблемам европейского континента.

Среди вышеперечисленных целей  Сотрудничество в области безопасности находится в данный момент на весьма приоритетном уровне. В Совместной декларации РФ и ЕС об усилении диалога  и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности, которая  была подписана в Риме в ноябре 2003 года, было заявлено, что основой  сотрудничества между РФ и Евросоюзом является борьба с терроризмом и  обязательства по предотвращению распространения  оружия массового уничтожения. СПС включает специальный раздел, посвященный сотрудничеству России и Евросоюза по предотвращению противоправной деятельности. В Соглашении имеются и нормы, которые регулируют конкретные проблемы, например “отмывание” денежных средств, доходов от преступной деятельности в целом, и, в частности, от преступлений, связанных с наркотическими веществами; борьба с незаконным производством, поставкой и оборотом наркотических и психотропных веществ, а также работа по предотвращению и сокращению использования наркотических веществ. Включение подобных статей в СПС с Россией стало прецедентом в договорных отношениях Евросоюза с другими странами. Обе стороны объективно заинтересованы в развитии сотрудничества на антикриминальном направлении. ЕС  установил прямые контакты с МВД РФ, Федеральной службой налоговой полиции (ФСНП), другими силовыми ведомствами России, совместно был проведен ряд акций по борьбе с организованной преступностью и наркобизнесом.

Одним из приоритетных направлений  во взаимодействии России и ЕС в  области безопасности сможет стать  борьба с терроризмом. Трагические  события в различных городах  стран Евросоюза свидетельствуют  о том, что и Европа уже не находится  в безопасности. Поэтому усиленное  взаимодействие в области борьбы с терроризмом стран Евросоюза  и России, которая на своем личном примере испытала все ужасы террористических актов, могло бы быть крайне эффективным. Россия уже принимала участие  в полицейской миссии в Боснии и Герцеговине под эгидой ЕС в  рамках ОВПБ.

Позиция России в отношении Европейского союза сегодня находит

Тем не менее, становлению полноценного сотрудничества препятствует ряд факторов. Например, у России и Евросоюза были разногласия по поводу чеченской проблемы, прав человека в странах Балтии, проблемы Калининграда, грузино-осетинского конфликта. Однако, несмотря на все сложности во взаимоотношениях, Евросоюз понимает, что без стабильного взаимодействия с Россией, в том числе и по вопросам безопасности, невозможно будущее развитие общеевропейского процесса.

Позиция России в отношении Европейского союза сегодня находит отражение в Стратегии развития отношений Российской Федерации с Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000–2010 гг.), представленной российской стороной на встрече Россия–Европейский союз в Хельсинки 22 октября 1999г. Данная стратегия является логическим развитием общей внешнеполитической концепции России на европейском направлении, исходит из общности исторических судеб народов и ответственности государств Европы за будущее континента, взаимодополняемости их экономик. Основными целями данной Стратегии являются:

  1. обеспечение национальных интересов и повышение роли и авторитета России в Европе и мире путем создания надежной общеевропейской системы коллективной безопасности;
  2. привлечение хозяйственного потенциала и управленческого опыта Европейского союза для содействия развитию социально ориентированной рыночной экономики России, базирующейся на принципах справедливой конкуренции;
  3. дальнейшее строительство демократического правового государства в России.

В Стратегии указывается, что Россия отдает приоритет построению отношений  с Европейским союзом на основе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве и не ставит целью на ближайшие 10 лет вступление в Европейский  союз или создание ассоциации с ним (т.е. получение статуса ассоциированного члена). Напротив, в том, что касается процессов экономической интеграции, российская сторона выражает всяческую  поддержку этому и не исключает  идеи создания зоны свободной торговли между нашей страной и Европейским  союзом в первые десятилетия XXI века. Стратегия России в отношении Европейского союза определяет приоритетные направления интенсификации сотрудничества.

Информация о работе Отношения России и Европейского Сообщества