Отношения Республики Беларусь и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (на примере КНР, Японии, Вьетнама, Республики Корея)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:03, реферат

Описание работы

Как известно, на современном этапе Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) является одной из наиболее динамично развивающихся зон мировой деловой активности. И, учитывая тот факт, что ныне «70 % доходов от растущей всемирной торговли идет в основные индустриальные страны», где отечественным производителям сложно конкурировать с зарубежными по различным причинам (в том числе сугубо политического свойства), для надежного обеспечения собственного устойчивого развития Республике Беларусь необходимо активнее осваивать постсоветское пространство и развивающиеся азиатские рынки.

Работа содержит 1 файл

main.doc

— 386.50 Кб (Скачать)

      В Японии особые меры по  поддержанию отечественных производителей. Практически невозможно иностранным  фирмам открыть производство  или дело.

  ГРЭ при формирование  рыночных отношений в России. 

    Без  государственного регулирования  экономики переход к рыночным  отношениям практически невозможен. При переходе от планового  хозяйства к рынку необходимо  утонченное регулирование, направление  экономики в определенное русло.  Возникает необходимость в перераспределение доходов и инвестиций между предприятиями и отдельными отраслями, чтобы не спровоцировать дисбаланс и банкротства отдельных предприятий. Также нужна законодательная база, как основной инструмент для формирования рыночных отношений. На протяжении трех последних лет правительство Российской Федерации неоднократно фиксировало цены на продукцию тех или иных мнимых монополий. Подобные меры нельзя назвать мудрой реакцией на проблемы конкуренции при формирование рыночных отношений. Во-первых, правительство

не обладало четкими критериями и надежной методикой  определения предприятий-монополистов, и в результате в эту категорию  попали сотни и даже тысячи предприятий. К тому же оно недооценило способность  международной конкуренции или свободы создания новых компаний ограничить власть настоящих монополий. Во-вторых, ценовой контроль наносит удар по вполне конкурентоспобным отраслям промышленности и приводит не к неустановлению  конкурентных цен, а к товарному дефициту. И, в-третьих, государственное фиксирование цен может побудить предприятия разработать негласную общую монопольную стратегию. Таким образом, устанавливая высокие официальные цены на ту или иную продукцию, правительство непроизвольно может способствовать возникновению монополии там, где раньше ее было. Государственные цены фактически становятся не потолком, а порогом цен для предприятий отрасли вопреки благим намерениям правительства.

     При  формировании рыночных отношений  в России нужно проводить политику  защиты отечественных таваропроизводителей от импорта иностранных товаров, но не в такой мере, как было изложено выше.

      Так же регламентирование банковской  деятельности, финансовой деятельности. Прежде всего, регламентирование  деятельности банков направлено  на то, чтобы банкам было не так-то просто разориться. Наилучший способ достичь этой цели - заставить учредителей банка вложить в него такое количество собственных денег, чтобы оно было соразмерно с выдаваемыми кредитами. Например, регламентом России установлено, чтобы объем кредитов превышал объем уставного капитала  не более чем в 10  раз.

      И так же поддержание малого  бизнеса, малых предприятий на  основе которых строится экономика  Российской Федерации. В начале  перехода к рынку поддержка  была выражена в форме предоставления дешевых субсидий, кредитов, поощрения определенных видов деятельности, но в дальнейшем налоговое бремя стало душить производителей, что было связанно с повышением налогов из-за нехватки средств в государственном бюджете.

     Так  же важным моментом является создание новой системы социальной защиты и реформирование старой. Советская система гарантировала трудящимся практически все существующие виды социальной поддержки: бесплатное медицинское обслуживание, жилье, рабочие отпуска, пенсии, стабильный уровень доходов и даже рабочее место. В условиях рыночной экономики очень многие практически не получают помощи от государства, а тем, кто ее получает, приходится довольствоваться весьма ограниченным кругом социальных льгот. В рыночных условиях предприятия тоже предлагают своим работникам определенные льготы, однако огромная доля средств на социальные расходы поступает все же со стороны государства. За этим кроится очень важная причина. В рыночной экономики считается вполне естественным, что человек рано или поздно переходит на другую работу или его увольняют по той или иной причине. Соответственно и льготы должны предоставляться ему непосредственно от государства,  а не через предприятие, на котором в настоящее время он работает. Это очень важно, так как люди твердо знают, что могут рассчитывать на социальную поддержку, даже покинув это предприятие и, следовательно, склонны к перемене мест. Благодаря этому экономика обладает большей гибкостью, нежели экономика советского типа, при том, что точно так же обеспечивает социальные гарантии населению. 

Место России в мирохозяйственных  связях.

В рамках бартерных сделок торговля России с зарубежными странами достигла своего пика в 1996 году, когда ее стоимостной объем составил 9,7 млрд. долл., или 7,8% от объема всего внешнего товарооборота. В последующие 2 года в связи с принятием мер государственного регулирования внешнеторговых бартерных сделок объемы товарообменных операций значительно сократились. В 1997 году их стоимостной объем уменьшился по сравнению с 1996 годом на 42,7% и составил 5,58 млрд. долл. (без данных о товарообменной торговле России с Белоруссией) - или 4,3% всей внешней торговли, - а в 1998 году он сократился еще на 38,5% по сравнению с 1997 годом, снизившись до 3,43 млрд. долл. (или 3,2%).

Товарная  структура бартерной  торговли Российской Федерации со странами дальнего зарубежья, млн. долл.

Экспорт Импорт
Наименование  товарной группы, код  ТН ВЭД 1997

год,

ст-ть

% к

итогу

1998

год,

ст-ть

% к

итогу

1998 г.

  к 1997г.,

в %

1997

год,

ст-ть

% к

итогу

1998

год,

ст-ть

% к

итогу

1998г.  к 1997г.,

в %

Всего 1692,9 100,0 975,3 100,0 56,5 942,2 100,0 680,9 100,0 72,3
в том числе:                    
Продовольственные товары и сырье для их

производства (01-24)

31,7 1,9 35,2 3,7 111,0 125,8 13,4 91,7 13,5 72,9
Топливно-энергетические товары (27) 201,7 11,9 93,2 9,7 46,2 36,7 3,9 35,7 5,2 97,3
Продукция химической

пром-ти, каучук (28-40)

187,9 11,1 131,0 13,7 69,7 181,1 19,2 128,3 18,8 70,8
Древесина и изделия из нее (44-49) 103,3 6,1 96,0 10,0 92,9 27,0 2,9 19,7 2,9 73,0
Черные  и цветные металлы

и изделия  из них (72-83)

741,8 43,8 285,6 29,8 38,5 46,8 5,0 40,3 5,9 86,1
Машиностроительная  продукция (84-90) 314,3 18,6 212,6 22,2 67,6 415,3 44,1 289,4 42,5 69,7
Текстильная продукция, обувь (50-67) 27,8 1,6 21,5 2,2 77,3 45,1 4,8 31,0 4,6 68,7
Прочие 84,4 5,0 82,2 8,6 97,4 64,4 6,8 44,8 6,6 69,6
 

В прошедшем  году бартерный экспорт сократился на 41,6% по сравнению с 1997 годом, его стоимостной объем составил 1661,0 млн. долл. (по сравнению с 1996 годом уменьшился в 3,3 раза). Бартерный импорт снизился на 35,3% по сравнению с 1997 годом (а с 1996 годом - в 2,4 раза) и составил 1768,0 млн. долл. В 1997 году превышение экспорта над импортом по сравнению с 1996 годом резко сокращается (в 11 раз) и составляет 114,3 млн. долл., а в 1998-м, впервые за последние 5 лет, импорт превысил экспорт на 107 млн. долл.

В 1998 году соотношение стран дальнего зарубежья и СНГ в бартерном товарообороте осталось практически на уровне 1997 года, составив 47,8 и 52,2% соответственно.

Основной  статьей бартерного экспорта традиционно остаются товары топливно-энергетического комплекса и металлы, однако, их стоимостной объем в 1998 году значительно снизился: по сравнению с 1997 годом - в 2,1 а с 1996 годом - в 4,3 раза. Сокращается и их доля в бартерном экспорте. Если в 1996 году она составляла 61,5%, в 1997 году - 57,7, то в 1998 году - 46,7%. Второй существенной статьей бартерного экспорта стала машиностроительная продукция. Несмотря на сокращение стоимостного объема на 31,9% по сравнению с 1997 годом, его доля увеличилась на 2,9%.

В импорте ведущее место (около трети) занимали машины и оборудование. По сравнению с 1997 годом стоимостной объем машиностроительного импорта сократился на 37,8% и его доля составила 30,5%. Почти 2/3 машиностроительного импорта составляет технологическое оборудование.

Во внешней торговле России со странами дальнего зарубежья доля бартера невелика - 1,8% от товарооборота, и она продолжает сокращаться - с 4247 млн. долл. в 1994 году до 1638 млн. долл. в 1998 году (уменьшение в 2,6 раза).

В бартере  за 1997-1998 гг. снижение экспорта шло преобладающими темпами по сравнению с импортом. Российский бартерный экспорт в 1998 году составил 957,3 млн. долл. (1,7% от всего экспорта в дальнее зарубежье). Его стоимостной объем сократился по сравнению с 1997 годом на 43,5%. Снижение объемов экспорта наблюдалось практически по всем товарным группам, кроме отдельных продтоваров. По черным и цветным металлам (в 2,6 раза), товарам ТЭК (в 2,2 раза), машиностроительной продукции (в 1,5 раза). Структура бартерного экспорта несколько отличается от экспорта в целом. Так, если в общем объеме вывоза на долю сырьевых товаров в 1998 году приходилось 63,6%, в том числе энергоносители - 29,2%, то в бартере их доля значительно ниже. В 1998 году удельный вес сырьевых товаров составил 39,5%, в том числе энергоносители - 9,7%. Несмотря на сокращение в прошлом году экспорта машиностроительной продукции, его доля составила 22,2% от бартерных поставок в дальнее зарубежье, тогда как в общем объеме экспорта в эти страны ее стоимость составила 10%. При снижении в 1998 году бартерного экспорта оборудования и машиностроительной продукции на 32,4% вывоз технологического и электрооборудования увеличился.

Российский  импорт из дальнего зарубежья в 1998 году сократился на 27,7% и составил 680,9 млн. долл. (2,1% от всего импорта из этих стран). На фоне общего снижения ввоза по бартеру в 1998 году наблюдался некоторый рост закупок средств наземного транспорта, каучука, резины и изделий из них, органических химических соединений, химических нитей. Важнейшими статьями бартерного импорта являются машиностроительная продукция, составившая 42,5%, что на 3,2% выше, чем в общем импорте, и продукция химической промышленности - 18,8% (в общем импорте - 15,6%). В 1998 году продолжалось сокращение закупок продтоваров (на 27,1% по сравнению с 1997 годом, а с 1996 годом - в 2,3 раза).

Основным  торговыми партнерами России в прошедшем году были Китай с товарооборотом 333,1 млн. долл., Германия - 142,5 млн. долл., Италия - 104,7 млн. долл., США - 102,1 млн. долл., суммарная доля которых составила 41,7% от всего бартерного товарооборота со странами дальнего зарубежья. 
 
 

Итоги внешней торговли Российской Федерации  в рамках товарообменных операций (млн. долл.)

      В % к итогу 1998 г.
  1997 г. 1998 г. 1997 г. 1998 г. к 1997 г., в %
Со  всеми странами          
Товарооборот 5576,3 3429,0 100,0 100,0 61,5
Экспорт 2845,3 1661,0 100,0 100,0 58,4
Импорт 2731,0 1768,0 100,0 100,0 64,7
Сальдо 114,3 -107,0      
Со  странами дальнего зарубежья          
Товарооборот 2635,1 1638,2 47,3 47,8 62,2
Экспорт 1692,9 957,3 59,5 57,6 56,5
Импорт 942,2 680,9 34,5 38,5 72,3
Сальдо 750,7 276,4      
Со  странами СНГ          
Товарооборот 2941,2 1790,8 52,7 52,2 60,9
Экспорт 1152,4 703,7 40,5 42,4 61,1
Импорт 1788,8 1087,1 65,5 61,5 60,8
Сальдо -636,4 -383,4      

Информация о работе Отношения Республики Беларусь и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (на примере КНР, Японии, Вьетнама, Республики Корея)