Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:03, реферат
Как известно, на современном этапе Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) является одной из наиболее динамично развивающихся зон мировой деловой активности. И, учитывая тот факт, что ныне «70 % доходов от растущей всемирной торговли идет в основные индустриальные страны», где отечественным производителям сложно конкурировать с зарубежными по различным причинам (в том числе сугубо политического свойства), для надежного обеспечения собственного устойчивого развития Республике Беларусь необходимо активнее осваивать постсоветское пространство и развивающиеся азиатские рынки.
Физические объемы экспорта нефти и газа в I квартале практически находились на уровне последних месяцев прошлого года. Росту экспорта нефти и газа в физическом объеме препятствует снижение спроса на мировом рынке (вследствие негативного влияния на темпы мирового экономического роста и мировой торговли кризиса в Юго-Восточной Азии), увеличение запасов нефти и нефтепродуктов в промышленно развитых странах, обострение конкурентной борьбы между экспортерами.
Возросли физические объемы поставок на экспорт минеральных удобрений, дизельного топлива, каменного угля, продукции лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, алюминия, меди.
На мировом рынке цветных металлов наблюдается некоторый рост цен, что прежде всего связано с вооруженным конфликтом в Югославии. Однако продолжается тенденция снижения экспортных цен на черные металлы, что обусловлено принятием антидемпинговых санкций против российских товаропроизводителей. В связи с этим поступления от экспорта черных металлов в текущем году существенно снижаются.
Внешнеторговый оборот России1)
В августе 1999г. внешнеторговый оборот России составил 9,2 млрд.долларов США (236,3 млрд.рублей) и по сравнению с августом 1998г. снизился на 13,8%, с августом 1997г. - на 29,2%, в том числе экспорт составил 6,0 млрд.долларов (152,8 млрд. рублей) и соответственно возрос на 4,0% и снизился на 14%, импорт - 3,2 млрд.долларов (83,5 млрд.рублей) и снизился на 34,4% и 46,5%. Сальдо торгового баланса сложилось положительное, 2,8 млрд.долларов (в августе 1998г. - положительное, 0,7 млрд.долларов, в августе 1997г. - положительное 0,9 млрд.долларов).
В январе-августе 1999г. внешнеторговый оборот России составил 70,6 млрд.долларов США и по сравнению с январем-августом 1998г. снизился на 26,2%, январем-августом 1997г. - на 30,6%, в том числе экспорт составил 44,5 млрд.долларов и снизился соответственно на 0,4% и 20,7%; импорт - 26,1 млрд.долларов и снизился на 43,8% и 42,8%. Сальдо торгового баланса сложилось положительное, 18,4 млрд.долларов (в январе-августе 1998г. - положительное, 2,3 млрд. долларов США).
Динамика внешнеторгового оборота россии2)
Внешнеторговый оборот | В том числе | ||||||||
экспорт | импорт | ||||||||
млрд.долларов США | в % к со-ответствующему периоду предыдущего года | в % к предыдущему периоду | млрд.долларов США | в % к со-ответствующему периоду предыдущего года | в % к предыдущему периоду | млрд.долларов США | в % к со-ответствующему периоду предыдущего года | в % к предыдущему периоду | |
1998г. | |||||||||
январь | 11,6 | 98,6 | 67,4 | 5,9 | 84,2 | 65,9 | 5,7 | 119,3 | 69,0 |
февраль | 11,9 | 100,1 | 101,9 | 5,8 | 86,6 | 99,6 | 6,1 | 118,0 | 104,3 |
март | 13,2 | 101,3 | 111,6 | 6,7 | 91,2 | 114,9 | 6,5 | 114,3 | 108,3 |
I квартал | 36,7 | 100,0 | 78,4 | 18,4 | 87,4 | 73,3 | 18,3 | 117,1 | 84,4 |
апрель | 12,4 | 94,1 | 93,0 | 6,2 | 89,1 | 91,3 | 6,2 | 99,6 | 94,8 |
май | 11,8 | 96,9 | 95,8 | 6,0 | 90,6 | 98,3 | 5,8 | 104,5 | 93,3 |
июнь | 12,2 | 96,1 | 103,3 | 6,5 | 93,3 | 106,2 | 5,7 | 99,4 | 100,3 |
II квартал | 36,4 | 95,7 | 98,8 | 18,7 | 91,0 | 100,8 | 17,7 | 101,1 | 96,9 |
I полугодие | 73,1 | 97,8 | 37,1 | 89,2 | 36,0 | 108,6 | |||
июль | 11,9 | 84,7 | 97,2 | 6,2 | 83,0 | 97,4 | 5,7 | 86,7 | 97,0 |
август | 10,7 | 82,1 | 90,8 | 5,7 | 82,7 | 92,4 | 5,0 | 81,5 | 89,1 |
Январь-август | 95,7 | 94,0 | 49,0 | 87,6 | 46,7 | 101,9 | |||
сентябрь | 8,9 | 67,4 | 83,3 | 5,9 | 83,7 | 102,9 | 3,0 | 48,8 | 60,7 |
III квартал | 31,5 | 78,2 | 87,0 | 17,8 | 83,1 | 96,6 | 13,7 | 72,5 | 77,0 |
Январь-сентябрь | 104,6 | 90,9 | 54,9 | 87,1 | 49,7 | 95,5 | |||
октябрь | 9,0 | 60,6 | 100,1 | 6,1 | 75,8 | 101,7 | 2,9 | 42,9 | 96,8 |
ноябрь | 8,9 | 60,2 | 98,9 | 5,9 | 71,6 | 98,0 | 3,0 | 45,6 | 100,7 |
декабрь | 10,8 | 62,4 | 121,4 | 7,3 | 81,3 | 122,4 | 3,5 | 42,3 | 119,4 |
IV квартал | 28,7 | 61,2 | 90,7 | 19,3 | 76,4 | 107,0 | 9,4 | 43,5 | 69,1 |
Год | 133,3 | 82,3 | 74,2 | 84,1 | 59,1 | 80,2 | |||
1999г. | |||||||||
январь | 7,6 | 65,2 | 70,4 | 4,7 | 80,0 | 64,8 | 2,9 | 50,2 | 81,8 |
февраль | 8,0 | 67,2 | 105,0 | 5,0 | 85,1 | 106,0 | 3,0 | 49,8 | 103,5 |
март | 9,4 | 71,1 | 118,1 | 5,9 | 87,4 | 118,0 | 3,5 | 54,4 | 118,4 |
I квартал | 25,0 | 68,0 | 87,2 | 15,6 | 84,3 | 81,0 | 9,4 | 51,5 | 99,9 |
апрель | 10,2 | 82,3 | 107,7 | 6,5 | 105,9 | 110,7 | 3,7 | 58,9 | 102,7 |
май | 8,1 | 69,4 | 80,8 | 5,1 | 85,0 | 78,9 | 3,0 | 53,1 | 84,1 |
июнь | 8,6 | 70,7 | 105,3 | 5,2 | 81,4 | 101,8 | 3,4 | 58,9 | 111,3 |
II квартал | 26,9 | 74,2 | 107,9 | 16,8 | 90,7 | 108,3 | 10,1 | 57,0 | 107,2 |
I полугодие | 51,9 | 71,1 | 32,4 | 87,5 | 19,5 | 54,2 | |||
июль | 9,5 | 79,6 | 109,4 | 6,1 | 96,8 | 115,9 | 3,4 | 60,3 | 99,3 |
август | 9,2 | 86,2 | 98,4 | 6,0 | 104,0 | 99,2 | 3,2 | 65,6 | 96,9 |
Январь-август | 70,6 | 73,8 | 44,5 | 90,6 | 26,1 | 56,2 |
1) По уточненным данным таможенной статистики и с учетом официально не регистрируемого экспорта (импорта).
2) Данные уточнены
В августе 1999г. внешнеторговый оборот России (включая официально не регистрируемый) со странами вне СНГ составил в текущих ценах 7,5 млрд.долларов США (192,0 млрд. рублей) и по сравнению с августом 1998г. снизился на 12,6%, с государствами-участниками СНГ - 1,7 млрд.долларов США (44,3 млрд.рублей) и снизился на 18,9%.
Импорт
Российский импорт в январе-марте составил 9.2 млрд.долл., или снизился по сравнению с соответствующим периодом 1998 года на 49.2 процента.
Продолжают сокращаться поставки машин и технологического оборудования (по сравнению с I кварталом предыдущего года снижение на 39%), что подтверждает низкую инвестиционную активность в России.
Вместе с тем в марте объем импорта увеличился по сравнению с предыдущим месяцем на 8.7% (за счет роста объемов закупок медикаментов, черных металлов, труб и сахара).
На мировом рынке цены на продовольственные товары и продукцию тропического земледелия продолжают сохранять устойчивую понижательную тенденцию, что может вызвать удешевление импорта продовольствия в Россию.
Положительное сальдо торгового баланса в I квартале 1999 г. составило 5.8 млрд.долл. (в I квартале 1998 г. - 0.4 млрд.долл.).
Учитывая тенденции, сложившиеся в российской внешней торговле и конъюнктуру мирового рынка, объем внешнеторгового оборота в 1999 году может составить 116.8 млрд.долл. (87.6% к уровню 1998 г.), в том числе экспорт - 70.4 млрд.долл. (95.3%), импорт - 46.4 млрд.долл. (78 процентов).
По результатам развития экономики за I квартал имеются основания для более высокой оценки итогов в целом за 1999 год по сравнению с первоначальным прогнозом по ряду важнейших макроэкономических показателей.
С учетом вероятного развития ситуации и реализации мер по ускорению положительных тенденций, темпы роста ВВП и продукции промышленности могут составить 99% и 100% соответственно, против ранее прогнозируемых 97%. Вместе с тем возможности выхода на более высокую траекторию сдерживаются ограничениями внутреннего спроса: низкой инвестиционной активностью, сокращением государственного потребления (в условиях заметного снижения непроцентных расходов бюджета) и, особенно, реальных доходов и потребления населения. Анализ основных элементов использования ВВП показывает, что на первое место среди факторов конечного спроса вышел потребительский спрос.
Более высокой динамикой по сравнению с первоначальным прогнозом будут характеризоваться объемы производства в угольной промышленности, цветной металлургии, химической и нефтехимической промышленности, машиностроении и металлообработке, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, промышленности строительных материалов.
Весьма
вероятны также уточнения в
Вместе
с тем по ряду показателей в 1999
году не удается выйти на первоначальные
параметры прогноза. Прежде всего, с
учетом более поздних сроков получения
кредитов МВФ и других международных
организаций темп инфляции в 1999 году
оценивается выше, чем предусматривалось
ранее в целевом варианте прогноза и составит
45-50%. Не будет обеспечен выход на прогнозируемую
траекторию по ряду социальных параметров,
и прежде всего по реальным располагаемым
денежным доходам населения.
Государственное регулирование экономики РФ.
Государственное
регулирование экономики (ГРЭ) в
условиях рыночного хозяйства
В
современных условиях ГРЭ
Объекты
и цели ГРЭ.
Объекты
ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы,
а также ситуации, явления и
условия социально-
Основные объекты ГРЭ это:
экономический цикл;
секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;
условия накопления капитала;
занятость;
денежное обращение;
платежный баланс;
цены;
условия конкуренции;
социальные отношения, социальное обеспечение;
подготовка и переподготовка кадров;
окружающая среда;
внешнеэкономические связи.
Суть
государственной
В области отраслевой и
Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализации прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.
Регулирование
занятости - это поддержание нормального
с точки зрения рыночной
Особое
внимание ГРЭ уделяет
Состояние
платежного баланса является
объективным показателем
Одним
из главных объектов
Государственные
регулирующие инстанции
Объекты
ГРЭ различаются в зависимости
от уровня решаемых ими задач.
Это следующие иерархические
уровни: уровень фирмы; региона;
отрасли; сектора экономики ( промышленность,
сельское хозяйство, услуги ); хозяйства
в целом; глобальный ( социальные отношения,
экология ); наднациональный ( экономико-политическое
отношение с зарубежными странами, интеграционные
процессы ).
На примере протекционистких мер можно показать роль государственного регулирования в Российской Федерации. При формировнии рыночных отношений на российский рынок стали проникать зарубежные автомобильные компании для формирования собственной сбытовой сети. В то время как дела у отечественных автопроизводителей шли очень плохо: издержки производства катастрофически росли, качество стремительно падало, цены становились запредельными-происходило затоваривание продукцией, спрос падал. Цены отечественных автомобилей приблизились к зарубежным, тогда как качество их было намного выше. В конце концов, под нажимом отечественных автопроизводителей правительство было вынуждено ввести госпошлины на импортируемые авто-мототранспортные виды техники в размере более 100%. С одной стороны, чтобы не дать окончательно обанкротится предприятиям и предприятиям-смежникам, это правильно, с другой стороны, государство поставило их фактически в состояние монополии во главе с АВТОВАЗОМ, так как,по сути, серьезной конкуренции между отечественными автопроизводителями не было, потому что они занимали разные производственные ниши.