Отношения Республики Беларусь и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (на примере КНР, Японии, Вьетнама, Республики Корея)

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:03, реферат

Описание работы

Как известно, на современном этапе Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) является одной из наиболее динамично развивающихся зон мировой деловой активности. И, учитывая тот факт, что ныне «70 % доходов от растущей всемирной торговли идет в основные индустриальные страны», где отечественным производителям сложно конкурировать с зарубежными по различным причинам (в том числе сугубо политического свойства), для надежного обеспечения собственного устойчивого развития Республике Беларусь необходимо активнее осваивать постсоветское пространство и развивающиеся азиатские рынки.

Работа содержит 1 файл

main.doc

— 386.50 Кб (Скачать)

Физические  объемы экспорта нефти и газа в I квартале практически находились на уровне последних месяцев прошлого года. Росту экспорта нефти и газа в физическом объеме препятствует снижение спроса на мировом рынке (вследствие негативного влияния на темпы мирового экономического роста и мировой торговли кризиса в Юго-Восточной Азии), увеличение запасов нефти и нефтепродуктов в промышленно развитых странах, обострение конкурентной борьбы между экспортерами.

Возросли  физические объемы поставок на экспорт  минеральных удобрений, дизельного топлива, каменного угля, продукции  лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, алюминия, меди.

На мировом  рынке цветных металлов наблюдается некоторый рост цен, что прежде всего связано с вооруженным конфликтом в Югославии. Однако продолжается тенденция снижения экспортных цен на черные металлы, что обусловлено принятием антидемпинговых санкций против российских товаропроизводителей. В связи с этим поступления от экспорта черных металлов в текущем году существенно снижаются.

Внешнеторговый  оборот России1)

В августе 1999г. внешнеторговый оборот России составил 9,2 млрд.долларов США (236,3 млрд.рублей) и по сравнению с августом 1998г. снизился на 13,8%, с августом 1997г. - на 29,2%, в том числе экспорт составил 6,0 млрд.долларов (152,8 млрд. рублей) и соответственно возрос на 4,0% и снизился на 14%, импорт - 3,2 млрд.долларов (83,5 млрд.рублей) и снизился на 34,4% и 46,5%. Сальдо торгового баланса сложилось положительное, 2,8 млрд.долларов (в августе 1998г. - положительное, 0,7 млрд.долларов, в августе 1997г. - положительное 0,9 млрд.долларов).

В январе-августе 1999г. внешнеторговый оборот России составил 70,6 млрд.долларов США и по сравнению с январем-августом 1998г. снизился на 26,2%, январем-августом 1997г. - на 30,6%, в том числе экспорт составил 44,5 млрд.долларов и снизился соответственно на 0,4% и 20,7%; импорт - 26,1 млрд.долларов и снизился на 43,8% и 42,8%. Сальдо торгового баланса сложилось положительное, 18,4 млрд.долларов (в январе-августе 1998г. - положительное, 2,3 млрд. долларов США).

Динамика  внешнеторгового  оборота россии2)

  Внешнеторговый  оборот В том числе
экспорт импорт
млрд.долларов США в % к со-ответствующему периоду предыдущего  года в % к предыдущему  периоду млрд.долларов США в % к со-ответствующему периоду предыдущего  года в % к предыдущему  периоду млрд.долларов США в % к со-ответствующему периоду предыдущего  года в % к предыдущему периоду
                   
1998г.
январь 11,6 98,6 67,4 5,9 84,2 65,9 5,7 119,3 69,0
февраль 11,9 100,1 101,9 5,8 86,6 99,6 6,1 118,0 104,3
март 13,2 101,3 111,6 6,7 91,2 114,9 6,5 114,3 108,3
I квартал 36,7 100,0 78,4 18,4 87,4 73,3 18,3 117,1 84,4
апрель 12,4 94,1 93,0 6,2 89,1 91,3 6,2 99,6 94,8
май 11,8 96,9 95,8 6,0 90,6 98,3 5,8 104,5 93,3
июнь 12,2 96,1 103,3 6,5 93,3 106,2 5,7 99,4 100,3
II квартал 36,4 95,7 98,8 18,7 91,0 100,8 17,7 101,1 96,9
I полугодие 73,1 97,8   37,1 89,2   36,0 108,6  
июль 11,9 84,7 97,2 6,2 83,0 97,4 5,7 86,7 97,0
август 10,7 82,1 90,8 5,7 82,7 92,4 5,0 81,5 89,1
Январь-август 95,7 94,0   49,0 87,6   46,7 101,9  
сентябрь 8,9 67,4 83,3 5,9 83,7 102,9 3,0 48,8 60,7
III квартал 31,5 78,2 87,0 17,8 83,1 96,6 13,7 72,5 77,0
Январь-сентябрь 104,6 90,9   54,9 87,1   49,7 95,5  
октябрь 9,0 60,6 100,1 6,1 75,8 101,7 2,9 42,9 96,8
ноябрь 8,9 60,2 98,9 5,9 71,6 98,0 3,0 45,6 100,7
декабрь 10,8 62,4 121,4 7,3 81,3 122,4 3,5 42,3 119,4
IV квартал 28,7 61,2 90,7 19,3 76,4 107,0 9,4 43,5 69,1
Год 133,3 82,3   74,2 84,1   59,1 80,2  
1999г.
январь 7,6 65,2 70,4 4,7 80,0 64,8 2,9 50,2 81,8
февраль 8,0 67,2 105,0 5,0 85,1 106,0 3,0 49,8 103,5
март 9,4 71,1 118,1 5,9 87,4 118,0 3,5 54,4 118,4
I квартал 25,0 68,0 87,2 15,6 84,3 81,0 9,4 51,5 99,9
апрель 10,2 82,3 107,7 6,5 105,9 110,7 3,7 58,9 102,7
май 8,1 69,4 80,8 5,1 85,0 78,9 3,0 53,1 84,1
июнь 8,6 70,7 105,3 5,2 81,4 101,8 3,4 58,9 111,3
II квартал 26,9 74,2 107,9 16,8 90,7 108,3 10,1 57,0 107,2
I полугодие 51,9 71,1   32,4 87,5   19,5 54,2  
июль 9,5 79,6 109,4 6,1 96,8 115,9 3,4 60,3 99,3
август 9,2 86,2 98,4 6,0 104,0 99,2 3,2 65,6 96,9
Январь-август 70,6 73,8   44,5 90,6   26,1 56,2  

1) По уточненным  данным таможенной  статистики и с  учетом официально не регистрируемого экспорта (импорта).

2) Данные уточнены

В августе 1999г. внешнеторговый оборот России (включая официально не регистрируемый) со странами вне СНГ составил в текущих ценах 7,5 млрд.долларов США (192,0 млрд. рублей) и по сравнению с августом 1998г. снизился на 12,6%, с государствами-участниками СНГ - 1,7 млрд.долларов США (44,3 млрд.рублей) и снизился на 18,9%.

Импорт

 

Российский импорт в январе-марте составил 9.2 млрд.долл., или снизился по сравнению с соответствующим периодом 1998 года на 49.2 процента.

Продолжают  сокращаться поставки машин и  технологического оборудования (по сравнению  с I кварталом предыдущего года снижение на 39%), что подтверждает низкую инвестиционную активность в России.

Вместе  с тем в марте объем импорта  увеличился по сравнению с предыдущим месяцем на 8.7% (за счет роста объемов закупок медикаментов, черных металлов, труб и сахара).

На мировом  рынке цены на продовольственные  товары и продукцию тропического земледелия продолжают сохранять устойчивую понижательную тенденцию, что может вызвать удешевление импорта продовольствия в Россию.

Положительное сальдо торгового баланса в I квартале 1999 г. составило 5.8 млрд.долл. (в I квартале 1998 г. - 0.4 млрд.долл.).

Учитывая  тенденции, сложившиеся в российской внешней торговле и конъюнктуру мирового рынка, объем внешнеторгового оборота в 1999 году может составить 116.8 млрд.долл. (87.6% к уровню 1998 г.), в том числе экспорт - 70.4 млрд.долл. (95.3%), импорт - 46.4 млрд.долл. (78 процентов).

По результатам  развития экономики за I квартал имеются основания для более высокой оценки итогов в целом за 1999 год по сравнению с первоначальным прогнозом по ряду важнейших макроэкономических показателей.

С учетом вероятного развития ситуации и реализации мер по ускорению положительных  тенденций, темпы роста ВВП и продукции промышленности могут составить 99% и 100% соответственно, против ранее прогнозируемых 97%. Вместе с тем возможности выхода на более высокую траекторию сдерживаются ограничениями внутреннего спроса: низкой инвестиционной активностью, сокращением государственного потребления (в условиях заметного снижения непроцентных расходов бюджета) и, особенно, реальных доходов и потребления населения. Анализ основных элементов использования ВВП показывает, что на первое место среди факторов конечного спроса вышел потребительский спрос.

Более высокой динамикой по сравнению  с первоначальным прогнозом будут  характеризоваться объемы производства в угольной промышленности, цветной  металлургии, химической и нефтехимической  промышленности, машиностроении и металлообработке, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, промышленности строительных материалов.

Весьма  вероятны также уточнения в прогнозируемые объемы внешнеэкономической деятельности. В частности, ожидается, что объем импорта в Россию составит в 1999 году из стран дальнего зарубежья 34.5 млрд.долл.(на 6.5 млрд.долл. ниже, чем прогнозировалось ранее) и из стран СНГ - 11.9 млрд.долл. (на 2.1 млрд.долл. ниже). Сказываются факторы импортозамещения, двойного налогообложения в торговле со странами СНГ, спросовых ограничений платежеспособного спроса со стороны населения. Помимо повышающего влияния на динамику производства, это обусловливает более высокое положительное сальдо внешнеторгового баланса (в объеме до 24 млрд. долларов).

Вместе  с тем по ряду показателей в 1999 году не удается выйти на первоначальные параметры прогноза. Прежде всего, с  учетом более поздних сроков получения  кредитов МВФ и других международных  организаций темп инфляции в 1999 году оценивается выше, чем предусматривалось ранее в целевом варианте прогноза и составит 45-50%. Не будет обеспечен выход на прогнозируемую траекторию по ряду социальных параметров, и прежде всего по реальным располагаемым денежным доходам населения. 

Государственное регулирование экономики РФ.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в  условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер  законодательного, исполнительного  и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

    В  современных условиях ГРЭ является  составной частью процесса воспроизводства.  Оно решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в стране в конкретный период.

Объекты и цели ГРЭ. 

    Объекты  ГРЭ - это сферы, отрасли, регионы,  а также ситуации, явления и  условия социально-экономической  жизни страны, где возникли или  могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

    Основные  объекты ГРЭ это:

экономический цикл;

секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;

условия накопления капитала;

занятость;

денежное обращение;

платежный баланс;

цены;

условия конкуренции;

социальные отношения, социальное обеспечение;

подготовка и  переподготовка кадров;

окружающая среда;

внешнеэкономические связи.

    Суть  государственной антициклитической  политики, или регулирования хозяйственной  конъюнктуры, состоит в том,  чтобы во время кризисов и  депрессий стимулировать спрос  на товары  и услуги, капиталовложения  и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.

       В области отраслевой и территориальной  структуры ГРЭ также играет  значительную роль. Здесь при  помощи финансовых стимулов и  государственных капиталовложений, обеспечиваются привилегированные  условия отдельным отраслям и регионам. В одном случае поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в состоянии затяжного кризиса; в другом случае поощряется развитие новых отраслей хозяйства и видов производства, призванные привести к прогрессивным структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и по притармаживанию чрезмерной концентрации производства.

     Важнейшим  объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализации прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

    Регулирование  занятости - это поддержание нормального  с точки зрения рыночной экономики  соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов на пособия и опасно социальным последствиям.

     Особое  внимание ГРЭ уделяет денежному  обращению. Основное направление  регулирования денежного обращения  - это борьба с инфляцией, представляющей  серьезную опасность для экономики.

     Состояние  платежного баланса является  объективным показателем экономического  здоровья страны. Во всех странах  с рыночным хозяйством государство  постоянно осуществляет оперативное  и стратегическое регулирование  платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капиталов, повышение и понижение курсов национальных валют, участие в международной экономической интеграции.

     Одним  из главных объектов регулирования  являются ЦЕНЫ. Динамика и структура  цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.

     Государственные  регулирующие инстанции стремятся  влиять и на другие объекты  ГРЭ, например, заинтересовать частные  фирмы в развитие научных исследований. Изучаются и совершенствуются законы по конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.

     Объекты  ГРЭ различаются в зависимости  от уровня решаемых ими задач.  Это следующие иерархические  уровни:   уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (  промышленность, сельское хозяйство, услуги ); хозяйства в целом; глобальный ( социальные отношения, экология ); наднациональный ( экономико-политическое отношение с зарубежными странами, интеграционные процессы ). 

      На  примере протекционистких мер можно показать роль государственного регулирования в Российской Федерации. При формировнии рыночных отношений на российский рынок стали проникать зарубежные автомобильные компании для формирования собственной сбытовой сети. В то время как дела у отечественных автопроизводителей шли очень плохо: издержки производства катастрофически росли, качество стремительно падало, цены становились запредельными-происходило затоваривание продукцией, спрос падал. Цены отечественных автомобилей приблизились к зарубежным, тогда как качество их было намного выше. В конце концов, под нажимом отечественных автопроизводителей правительство было вынуждено ввести госпошлины на импортируемые авто-мототранспортные виды техники в размере более 100%. С одной стороны, чтобы не дать окончательно обанкротится предприятиям и предприятиям-смежникам, это правильно, с другой стороны, государство поставило их фактически в состояние монополии во главе с АВТОВАЗОМ, так как,по сути, серьезной конкуренции между отечественными автопроизводителями не было, потому что они занимали разные производственные ниши.

Информация о работе Отношения Республики Беларусь и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (на примере КНР, Японии, Вьетнама, Республики Корея)