Особенности национальной дипломатии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:41, доклад

Описание работы

Внешняя политика самым тесным образом связана с дипломатией. Эта связь настолько тесная, что иногда между ними вольно или невольно ставят знак равенства. Но различия между этими понятиями существуют. Дипломатия – это не сама внешняя политика, а совокупность методов и способов ее осуществления. Существуют несколько широко известных определений дипломатии. Английский ученый и дипломат Гарольд Никольсон отмечал, что слово «дипломатия» используется «для обозначения различных вещей. Иногда оно употребляется как синоним внешней политики. В других случаях оно обозначает переговоры…это слово также служит для названия процедуры и аппарата, при помощи которых ведутся переговоры. Оно также употребляется для обозначения заграничной части ведомства иностранных дел…

Работа содержит 1 файл

доклад.docx

— 30.22 Кб (Скачать)

     К, сожалению, общественная дипломатия не обладает необходимыми организационными, институциональными, финансовыми и  законодательными условиями. Выделяемых грантов недостаточно для серьезной  и планомерной работы в этом направлении. Отечественное законодательство не предоставляет достаточные возможности  для эффективной работы российским некоммерческим организациям в сфере  общественной дипломатии в стране и  за рубежом.

     России  нужна национальная дипломатия

     20.08.2010, Говоров Кирилл

       «Народная дипломатия» зачастую  оказывается эффективнее неповоротливой  машины МИД

     Несмотря  на то, что одобренная недавно Госдумой новая редакция Закона о соотечественниках в целом вызвала множество негативных откликов со стороны общественности, справедливости ради следует отметить, что она также содержит и ряд позитивных моментов.

     В частности, нельзя не отметить, что  внесенные парламентом поправки расширяют возможности участия общественных организаций и отдельных граждан во взаимодействии с нашими соотечественниками, проживающими за рубежом. А это можно только приветствовать, поскольку, как показывает практика, т. н. «народная дипломатия» зачастую оказывается более эффективной по сравнению с неповоротливой бюрократической машиной МИД, которая к тому же нередко принимает решения, руководствуясь логикой не общественных, а сугубо чиновничьих интересов.

     На  словах российское руководство признает важность выработки новой модели дипломатии, которая предполагает более активное участие общества в разработке и осуществлении внешнеполитической стратегии. В феврале 2008 года на встрече с представителями ведущих неправительственных организаций министр иностранных дел Сергей Лавров подчеркнул, что «классической дипломатии сегодня недостаточно, чтобы решать глобальные проблемы. Эти проблемы требуют самого активного участия парламентов, гражданского общества. Неслучайно парламентская и общественная дипломатия – это уже устоявшиеся термины».

     О переменах в российской дипломатии свидетельствует и принятие новой  Концепции внешней политики Российской Федерации, подписанной президентом  Дмитрием Медведевым в июле 2008 года. В ней говорится о необходимости  «укрепления институтов гражданского общества и государственной поддержке  национальных неправительственных  организаций, заинтересованных в обеспечении  российских внешнеполитических интересов».

     В то же время очевидно, что, декларируя важность нового подхода, официальный  российский чиновничий класс не спешит делиться своими полномочиями с общественниками. В этом смысле не может не радовать появление одной из «первых ласточек» народной дипломатии в лице Фонда общественной дипломатии. Его учредителями стали простые граждане, интересующиеся сферой международных отношений и имеющие опыт участия в общественной дипломатии. Как правило, этот опыт складывался в работе различных международных организаций. Например, в общественных структурах Шанхайской Организации Сотрудничества, Международного общественного фонда «Фонд национальной и международной безопасности», Центра национальной славы, Фонда Андрея Первозванного, Международного гуманитарного общественного фонда «Знание», Фонда «Русские». Устроители постарались создать такую общественную организацию, которая в последующем могла бы оказывать постоянную методическую и практическую помощь некоммерческим организациям и стала бы одним из мозговых центров данного направления дипломатии.

     '''Президент  Фонда общественной дипломатии  Илья Шершнев рассказал KM.RU об  основных направлениях деятельности  этой организации:'''

     – Действительно, современная дипломатия постепенно становится прерогативой не только государства, но и отдельных  граждан, неправительственных организаций, а также средств массовых коммуникаций. Де-факто это уже произошло, но де-юре – еще только-только оформляется. При таком подходе новая дипломатия, по сути, должна стать национальной дипломатией. Если пытаться дать определение этому понятию, то национальная дипломатия могла бы трактоваться как один из способов реализации целей, задач и установок внешней политики и внешних сношений государства, а также отдельных граждан и представителей конфессий. В данном случае она выступает как искусство ведения переговоров, налаживания и поддержания межгосударственных, межнациональных и межрелигиозных отношений как внутри страны, так и вовне.

     В ее рамках можно выделить четыре самостоятельных, но взаимодополняемых направления: официально-государственное, публичное, общественное и церковное. Так или иначе, все они преследуют единые цели общей национальной дипломатии – это прежде всего содействие защите и продвижению национальных интересов страны и укреплению международной безопасности.

     Тем не менее, различий между этими четырьмя направлениями дипломатии также  достаточно для того, чтобы рассматривать  их отдельно. Если официально-государственная  дипломатия должна защищать и продвигать интересы государства за границей официальными дипломатическими методами (ее основными  субъектами являются чиновники и  руководители госструктур, региональных администраций, местного самоуправления, официальных структур по международным  отношениям), то публичная дипломатия реализуется главным образом  через средства массовой информации и коммуникации. А также путем  проведения различных культурных, просветительских, спортивных и иных мероприятий, образовательных  обменов, осуществляемых при полной или частичной государственной  поддержке. Это прежде всего информационные программы, комментарии и их разъяснения, касающиеся важнейших решений в области внутренней и внешней политики государства и имеющие целью формирование благоприятного общественного мнения и положительного образа страны за рубежом.

     Отдельной разновидностью национальной дипломатии является церковная дипломатия. Как  нетрудно догадаться, ее деятельность заключается в осуществлении  зарубежных, а также межконфессиональных  и межрелигиозных связей посредством  специальных учреждений, созданных  для реализации внешних целей  и задач конкретных религиозных  организаций. Если в межгосударственных отношениях субъектами дипломатии являются государства, то в межрелигиозных отношениях это религиозные общины.

     Есть  замечательный пример церковной  дипломатии Русской православной церкви. По словам Патриарха Московского  и всея Руси Кирилла, сказанным им, когда он был еще главой Отдела внешних церковных связей Московского  патриархата, церковная дипломатия – это «защита интересов людей, входящих в твое сообщество, это  построение доброжелательных отношений  с другими, выявление точек взаимовыгодного  сотрудничества, налаживание мирного  диалога с целью разрешения возникающих  конфликтов». Главное в церковной  дипломатии – это отстаивание  нравственных ценностей, религиозных  прав и интересов церковной паствы.

     И наконец (но не по значимости) можно  выделить общественную дипломатию. Как  правило, она осуществляется негосударственными общественными организациями, коммерческими  структурами и местными органами самоуправления, имея целью налаживание  связей и контактов, ведение переговоров  в интересах достижения конкретных результатов на своем уровне и  в самых различных сферах жизнедеятельности.

     Если  говорить о мере развития национальной дипломатии и ее направлений, то, конечно, самым сформированным направлением является официально-государственная  дипломатия. Далее по степени состоятельности  идет церковная дипломатия – лучше  всего она налажена в Русской  православной церкви.

     Общественная дипломатия является самым несформировавшимся направлением дипломатической деятельности – причем не только в России, но и за рубежом. К сожалению, общественная дипломатия не обладает необходимыми организационными, институциональными, финансовыми и законодательными ресурсами. Выделяемых грантов недостаточно для серьезной и планомерной работы в этом направлении. Нельзя не отметить и то, что отечественное законодательство не предоставляет достаточных возможностей для эффективной работы некоммерческим российским организациям в сфере общественной дипломатии в стране и за рубежом.

     Чтобы общественная дипломатия стала эффективной, успешной и умной, необходимо разработать  и создать правовой механизм в  виде Федерального закона «Об общественной дипломатии Российской Федерации». В  нем должны быть отражены основные понятия и обобщено все законодательное  поле, касающееся развития общественной дипломатии.

Информация о работе Особенности национальной дипломатии