Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:41, доклад
Внешняя политика самым тесным образом связана с дипломатией. Эта связь настолько тесная, что иногда между ними вольно или невольно ставят знак равенства. Но различия между этими понятиями существуют. Дипломатия – это не сама внешняя политика, а совокупность методов и способов ее осуществления. Существуют несколько широко известных определений дипломатии. Английский ученый и дипломат Гарольд Никольсон отмечал, что слово «дипломатия» используется «для обозначения различных вещей. Иногда оно употребляется как синоним внешней политики. В других случаях оно обозначает переговоры…это слово также служит для названия процедуры и аппарата, при помощи которых ведутся переговоры. Оно также употребляется для обозначения заграничной части ведомства иностранных дел…
К,
сожалению, общественная дипломатия не
обладает необходимыми организационными,
институциональными, финансовыми и
законодательными условиями. Выделяемых
грантов недостаточно для серьезной
и планомерной работы в этом направлении.
Отечественное законодательство не
предоставляет достаточные
России нужна национальная дипломатия
20.08.2010, Говоров Кирилл
«Народная дипломатия»
Несмотря на то, что одобренная недавно Госдумой новая редакция Закона о соотечественниках в целом вызвала множество негативных откликов со стороны общественности, справедливости ради следует отметить, что она также содержит и ряд позитивных моментов.
В частности, нельзя не отметить, что внесенные парламентом поправки расширяют возможности участия общественных организаций и отдельных граждан во взаимодействии с нашими соотечественниками, проживающими за рубежом. А это можно только приветствовать, поскольку, как показывает практика, т. н. «народная дипломатия» зачастую оказывается более эффективной по сравнению с неповоротливой бюрократической машиной МИД, которая к тому же нередко принимает решения, руководствуясь логикой не общественных, а сугубо чиновничьих интересов.
На словах российское руководство признает важность выработки новой модели дипломатии, которая предполагает более активное участие общества в разработке и осуществлении внешнеполитической стратегии. В феврале 2008 года на встрече с представителями ведущих неправительственных организаций министр иностранных дел Сергей Лавров подчеркнул, что «классической дипломатии сегодня недостаточно, чтобы решать глобальные проблемы. Эти проблемы требуют самого активного участия парламентов, гражданского общества. Неслучайно парламентская и общественная дипломатия – это уже устоявшиеся термины».
О
переменах в российской дипломатии
свидетельствует и принятие новой
Концепции внешней политики Российской
Федерации, подписанной президентом
Дмитрием Медведевым в июле 2008 года.
В ней говорится о
В то же время очевидно, что, декларируя важность нового подхода, официальный российский чиновничий класс не спешит делиться своими полномочиями с общественниками. В этом смысле не может не радовать появление одной из «первых ласточек» народной дипломатии в лице Фонда общественной дипломатии. Его учредителями стали простые граждане, интересующиеся сферой международных отношений и имеющие опыт участия в общественной дипломатии. Как правило, этот опыт складывался в работе различных международных организаций. Например, в общественных структурах Шанхайской Организации Сотрудничества, Международного общественного фонда «Фонд национальной и международной безопасности», Центра национальной славы, Фонда Андрея Первозванного, Международного гуманитарного общественного фонда «Знание», Фонда «Русские». Устроители постарались создать такую общественную организацию, которая в последующем могла бы оказывать постоянную методическую и практическую помощь некоммерческим организациям и стала бы одним из мозговых центров данного направления дипломатии.
'''Президент
Фонда общественной дипломатии
Илья Шершнев рассказал KM.RU об
основных направлениях
–
Действительно, современная дипломатия
постепенно становится прерогативой не
только государства, но и отдельных
граждан, неправительственных
В ее рамках можно выделить четыре самостоятельных, но взаимодополняемых направления: официально-государственное, публичное, общественное и церковное. Так или иначе, все они преследуют единые цели общей национальной дипломатии – это прежде всего содействие защите и продвижению национальных интересов страны и укреплению международной безопасности.
Тем не менее, различий между этими четырьмя направлениями дипломатии также достаточно для того, чтобы рассматривать их отдельно. Если официально-государственная дипломатия должна защищать и продвигать интересы государства за границей официальными дипломатическими методами (ее основными субъектами являются чиновники и руководители госструктур, региональных администраций, местного самоуправления, официальных структур по международным отношениям), то публичная дипломатия реализуется главным образом через средства массовой информации и коммуникации. А также путем проведения различных культурных, просветительских, спортивных и иных мероприятий, образовательных обменов, осуществляемых при полной или частичной государственной поддержке. Это прежде всего информационные программы, комментарии и их разъяснения, касающиеся важнейших решений в области внутренней и внешней политики государства и имеющие целью формирование благоприятного общественного мнения и положительного образа страны за рубежом.
Отдельной разновидностью национальной дипломатии является церковная дипломатия. Как нетрудно догадаться, ее деятельность заключается в осуществлении зарубежных, а также межконфессиональных и межрелигиозных связей посредством специальных учреждений, созданных для реализации внешних целей и задач конкретных религиозных организаций. Если в межгосударственных отношениях субъектами дипломатии являются государства, то в межрелигиозных отношениях это религиозные общины.
Есть
замечательный пример церковной
дипломатии Русской православной церкви.
По словам Патриарха Московского
и всея Руси Кирилла, сказанным им,
когда он был еще главой Отдела
внешних церковных связей Московского
патриархата, церковная дипломатия
– это «защита интересов людей,
входящих в твое сообщество, это
построение доброжелательных отношений
с другими, выявление точек
И наконец (но не по значимости) можно выделить общественную дипломатию. Как правило, она осуществляется негосударственными общественными организациями, коммерческими структурами и местными органами самоуправления, имея целью налаживание связей и контактов, ведение переговоров в интересах достижения конкретных результатов на своем уровне и в самых различных сферах жизнедеятельности.
Если говорить о мере развития национальной дипломатии и ее направлений, то, конечно, самым сформированным направлением является официально-государственная дипломатия. Далее по степени состоятельности идет церковная дипломатия – лучше всего она налажена в Русской православной церкви.
Общественная дипломатия является самым несформировавшимся направлением дипломатической деятельности – причем не только в России, но и за рубежом. К сожалению, общественная дипломатия не обладает необходимыми организационными, институциональными, финансовыми и законодательными ресурсами. Выделяемых грантов недостаточно для серьезной и планомерной работы в этом направлении. Нельзя не отметить и то, что отечественное законодательство не предоставляет достаточных возможностей для эффективной работы некоммерческим российским организациям в сфере общественной дипломатии в стране и за рубежом.
Чтобы общественная дипломатия стала эффективной, успешной и умной, необходимо разработать и создать правовой механизм в виде Федерального закона «Об общественной дипломатии Российской Федерации». В нем должны быть отражены основные понятия и обобщено все законодательное поле, касающееся развития общественной дипломатии.