Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:41, доклад
Внешняя политика самым тесным образом связана с дипломатией. Эта связь настолько тесная, что иногда между ними вольно или невольно ставят знак равенства. Но различия между этими понятиями существуют. Дипломатия – это не сама внешняя политика, а совокупность методов и способов ее осуществления. Существуют несколько широко известных определений дипломатии. Английский ученый и дипломат Гарольд Никольсон отмечал, что слово «дипломатия» используется «для обозначения различных вещей. Иногда оно употребляется как синоним внешней политики. В других случаях оно обозначает переговоры…это слово также служит для названия процедуры и аппарата, при помощи которых ведутся переговоры. Оно также употребляется для обозначения заграничной части ведомства иностранных дел…
Внешняя политика самым тесным образом связана с дипломатией. Эта связь настолько тесная, что иногда между ними вольно или невольно ставят знак равенства. Но различия между этими понятиями существуют. Дипломатия – это не сама внешняя политика, а совокупность методов и способов ее осуществления. Существуют несколько широко известных определений дипломатии. Английский ученый и дипломат Гарольд Никольсон отмечал, что слово «дипломатия» используется «для обозначения различных вещей. Иногда оно употребляется как синоним внешней политики. В других случаях оно обозначает переговоры…это слово также служит для названия процедуры и аппарата, при помощи которых ведутся переговоры. Оно также употребляется для обозначения заграничной части ведомства иностранных дел… Наконец, это несчастное слово обозначает особые способности, проявляющуюся в ловкости в хорошем смысле при ведении международных переговоров, а в плохом смысле – в коварстве в подобных делах». Сам Г. Никольсон считал дипломатию методом осуществления международных отношений путем переговоров. Французский дипломат Гарден, живший в первой половине XIX века, высказывал мнение, что «дипломатия в широком смысле этого термина есть наука о внешних сношениях или иностранных делах, более в точном смысле – это наука или искусство переговоров.»
Но
сводить дипломатию только к осуществлению
внешней политики путем переговоров
было бы неверно, поскольку у нее
есть еще одна важная функция –
представительская. Дипломатические
отношения представляют собой форму,
внутри которой реализуются
Последнее
десятилетие на ряду с традиционной,
официальной дипломатией
Двусторонняя
дипломатия наиболее распространенная
в прошлом и часто
Принято
выделять отдельные виды дипломатии,
соответствующие различным
С
понятием дипломатией тесно связано
понятие «дипломатической службы»
- работа дипломатических кадров в
центральном аппарате и за границей
по выполнению дипломатическими средствами
задач внешней политики государства.
Дипломатическая служба является функциональной
обязанностью определенных государственных
органов и должностных лиц. Для
того, чтобы заниматься дипломатической
работой, человек должен обладать определенными
знаниями, личностными качествами и
навыками. В состав дипломатических
государственных органов
В России центральным органом внешних сношений традиционно является Министерство иностранных дел, история которого насчитывает уже более двухсот лет. В структуру современного МИД РФ входит его руководящий состав – министр, его заместители и другие ответственные лица, составляющие коллегию МИД, а также территориальные департаменты, ответственные за поддержание отношений с отдельными странами и регионами мира. Кроме того, существуют департаменты и управления национального характера, обеспечивающие достижение задач дипломатической службы в целом, подразделения административно-хозяйственного характера, вспомогательные подразделения.
Основные задачи МИД РФ в современных условиях:
Из этих задач вытекают и основные функции министерства:
Дипломатия в России и СССР. Дипломатия в России зародилась в период становления древнерусского государства — Киевской Руси. Её договоры с соседними странами регламентировали вопросы войны и мира, торговли, положения иностранцев и др. Киевская Русь обменивалась с соседними государствами посольствами, важное место в её дипломатии занимали брачные контракты с правящими домами Франции, Чехии, Норвегии, Польши и др.
В XVI—XVII вв. складывается система международных отношений, основанная на принципах равновесия. В этот период поиск равновесия становится основным содержанием внешней политики практически всех ведущих европейских государств. Соблюдение равновесия требовало гибких коалиций и союзов, достоверного знания о намерениях и возможностях правителей и их государств. Осуществление подобной политики могла обеспечить лишь хорошо развитая, профессионально организованная система взаимных и постоянных дипломатических представительств, руководимых из центра соответствующими канцеляриями. Такая система впервые сложилась в Италии.
Политика равновесия таким образом, с одной стороны, стимулировала появление организованной и постоянной дипломатической службы, а с другой стороны, именно эффективная дипломатия сделала возможным осуществление политики равновесия.
Дипломатия Советского государства в
послевоенные годы продолжала осуществлять
принцип мирного сосуществования государств
с различным общественным строем. Советская
дипломатия использовала всевозможные
международно-правовые формы и средства
борьбы за мир: договоры о дружбе и союзе,
пакты о ненападении и нейтралитете, договоры
о взаимной помощи, об экономическом сотрудничестве,
участие в международных организациях
и т.п.
Теоретической основой советской дипломатия
является марксистско-ленинское понимание
международной обстановки, законов общественного
развития, законов классовой борьбы.
Дипломатические связи со странами социалистического
содружества Советский Союз осуществляет
на основе принципа социалистического
интернационализма и братского сотрудничества
во имя общих целей, при полном уважении
суверенных прав и национальных интересов
каждой социалистической страны.
Методы советской дипломатии разнообразны
и определяются её сущностью. Это прежде
всего: наступательный характер советской
дипломатии в борьбе за укрепление и развитие
мирных отношений, выражающийся в серии
конструктивных предложений; использование
компромиссов в интересах мира и мирного
сосуществования, но не затрагивающих
самой природы социалистического строя,
коммунистической идеологии; широкое
использование метода переговоров; координация
дипломатических действий между социалистическими
государствами; использование международных
организаций в целях сотрудничества и
развития мирных отношений и отношений
мирного сосуществования в интересах
народных масс всех стран.
Особенностью советской дипломатия является
организация общественного мнения, объединение
сил, борющихся против войны за поддержание
и укрепление мира, разоблачение и борьба
с агрессией, против агрессивных сговоров
и объединений.
Успехи советской дипломатии определяются
руководством Коммунистической партии
Советского Союза, которая разрабатывает
научно обоснованные направление, содержание
и методы советской дипломатии в Программе
КПСС подчёркивается, что главной целью
своей внешнеполитической деятельности
КПСС считает обеспечение мирных условий
для построения коммунистического общества
в СССР, развитие мировой системы социализма
и, вместе со всеми миролюбивыми народами,
использование всех средств для избавления
человечества от мировой истребительной
войны. Для советской дипломатии большое
значение имеют решения 24-го съезда КПСС
(1971), в которых выдвинута программа борьбы
против империалистической агрессии,
за мир, международную безопасность и
сотрудничество народов.
В 1971 государственные интересы СССР за
границей в политической области были
представлены 144 посольствами и консульствами;
СССР участвовал в работе свыше 400 международных
организаций; подпись представителей
Советского Союза стояла более чем под
семью тысячами действующих договоров
и соглашений.
Дипломатическая служба в системе государственного управления сформировалась в определенное время (эпоха Возрождения) и в определенном месте (итальянские города-государства). Именно здесь появились первые постоянные дипломатические представительства. Милан и Мантуя в 1375 г. обменялись послами-резидентами, чтобы лучше согласовывать свои действия против Вероны. В дальнейшем подобные представительства все чаще осуществляются на взаимной и регулярной основе, сначала между итальянскими государствами, а затем и другими странами.
С течением времени такие организационные формы восприняли другие страны, каждая из которых внесла в дипломатическую службу свои черты, характеризующие культуру и особенности национальной дипломатии. Но общим для всех внешнеполитических служб было:
Важным моментом в становлении дипломатической системы стала так называемая «папская революция» начала XI в., положившая начало четкому разделению светских и церковных функций. Утверждение светского начала в ренессансном миропонимании проложило путь новому порядку властвования, в котором на суверенитет, то есть верховную власть, претендует не только папа римский и император Священной Римской империи, но и множество светских правителей. Естественно, что в таких условиях каждый король тщательно заботился, чтобы его представления о собственном статусе были признаны не только при его дворе, но и при дворах других коронованных особ. Таким образом, королевский посол в новой дипломатической системе выступал в роли герольда королевского суверенитета.
Что касается публичной дипломатии, то в феврале 2010 года Президентом России Д.А.Медведевым было подписано распоряжение «О создании Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова. Безусловно, это шаг вперед в развитии российской публичной дипломатии, но пока еще недостаточный. Требуется реализовать комплекс мер к ее полноценному становлению, особенно в части подготовки кадров из числа журналистов, международников, пиарщиков, маркетологов, регионоведов и т.д. В этом рейтинге общественная дипломатия является самым не сформировавшимся направлением дипломатической деятельности, не только в России, но и за рубежом.