Особенности национальной дипломатии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:41, доклад

Описание работы

Внешняя политика самым тесным образом связана с дипломатией. Эта связь настолько тесная, что иногда между ними вольно или невольно ставят знак равенства. Но различия между этими понятиями существуют. Дипломатия – это не сама внешняя политика, а совокупность методов и способов ее осуществления. Существуют несколько широко известных определений дипломатии. Английский ученый и дипломат Гарольд Никольсон отмечал, что слово «дипломатия» используется «для обозначения различных вещей. Иногда оно употребляется как синоним внешней политики. В других случаях оно обозначает переговоры…это слово также служит для названия процедуры и аппарата, при помощи которых ведутся переговоры. Оно также употребляется для обозначения заграничной части ведомства иностранных дел…

Работа содержит 1 файл

доклад.docx

— 30.22 Кб (Скачать)

     Внешняя политика самым тесным образом связана  с дипломатией. Эта связь настолько  тесная, что иногда между ними вольно или невольно ставят знак равенства. Но различия между этими понятиями  существуют. Дипломатия – это не сама внешняя политика, а совокупность методов и способов ее осуществления. Существуют несколько широко известных определений дипломатии. Английский ученый и дипломат Гарольд Никольсон отмечал, что слово «дипломатия» используется «для обозначения различных вещей. Иногда оно употребляется как синоним внешней политики. В других случаях оно обозначает переговоры…это слово также служит для названия процедуры и аппарата, при помощи которых ведутся переговоры. Оно также употребляется для обозначения заграничной части ведомства иностранных дел… Наконец, это несчастное слово обозначает особые способности, проявляющуюся в ловкости в хорошем смысле при ведении международных переговоров, а в плохом смысле – в коварстве в подобных делах». Сам Г. Никольсон считал дипломатию методом осуществления международных отношений путем переговоров. Французский дипломат Гарден, живший в первой половине XIX века, высказывал мнение, что «дипломатия в широком смысле этого термина есть наука о внешних сношениях или иностранных делах, более в точном смысле – это наука или искусство переговоров.»

     Но  сводить дипломатию только к осуществлению  внешней политики путем переговоров  было бы неверно, поскольку у нее  есть еще одна важная функция –  представительская. Дипломатические  отношения представляют собой форму, внутри которой реализуются политические, экономические и иные отношения  между государствами. Дипломатический  протокол позволяет при любой  самой напряженной политической ситуации поддерживать контакты между  официальными властями даже враждующих между собой государств. Обобщая  различные подходы к пониманию  сущности дипломатии, можно дать следующее  ее определение: дипломатия – это  официальная деятельность по представительству  интересов государства и осуществлению  его внешней политики мирными  средствами, преимущественно путем  переговоров.

     Последнее десятилетие на ряду с традиционной, официальной дипломатией получила распространение неофициальная дипломатия. Так принято называть деятельность людей, не занимающих никаких постов в государственных структурах, но способных оказывать содействие в решении тех или иных внешнеполитических задач. Примером такой дипломатии может быть исполнение функций третьей стороны по урегулированию конфликтов авторитетными общественными и политическими деятелями, выступающими в качестве частных лиц. Выделяют и такие виды дипломатии, как двухсторонняя, многосторонняя, дипломатия на высоком и высшем уровнях.

     Двусторонняя  дипломатия наиболее распространенная в прошлом и часто встречающаяся  сегодня, характеризуется взаимодействиями только двух государств. Примером такого вида дипломатии являются двусторонние переговоры или контакты между посольствами и министерством иностранных  дел страны его пребывания. Если в дипломатических отношениях принимают  участие представители более двух государств, то это уже многосторонняя дипломатия, на пример работа в международной конференции и деятельность международных организаций. Если выполнение дипломатических функций берут на себя непрофессиональные (карьерные) дипломаты, а главы государств, главы правительств или другие государственные руководители высокого ранга, тогда речь идет на высоком и высшем уровнях. Для Российской Федерации примером дипломатии на высоком уровне являются зарубежные визиты и переговоры с представителями иностранных государств премьер-министрами. Если визиты осуществляет президент – это дипломатия на высшем уровне. Саммиты «большой восьмерки», когда лидеры наиболее развитых государств мира обсуждают актуальные проблемы мировой политики и экономики, также можно назвать примером дипломатии на высшем уровне.

     Принято выделять отдельные виды дипломатии, соответствующие различным направлениям внешней политики государств и сферам международных отношений.  Переговоры между военными представителями  государств на двустороннем уровне, а  также в рамках военных коалиций или военно-политических организаций  называют военной дипломатией. Термин «экономическая дипломатия» означает переговоры по экономическим вопросам или участие деятельности экономических  организаций: МВФ, ВТО, МБРР, ЮНКТАД и т.д. По схожим критериям выделяют авиационную, морскую, космическую и другие виды дипломатии.

     С понятием дипломатией тесно связано  понятие «дипломатической службы» - работа дипломатических кадров в  центральном аппарате и за границей по выполнению дипломатическими средствами задач внешней политики государства. Дипломатическая служба является функциональной обязанностью определенных государственных  органов и должностных лиц. Для  того, чтобы заниматься дипломатической  работой, человек должен обладать определенными  знаниями, личностными качествами и  навыками. В состав дипломатических  государственных органов входят, во-первых, центральные органы внешних  сношений, находящиеся на территории государства, и, во-вторых, зарубежные органы внешних сношений, расположенные  за пределами данного государства, в др. странах.

     В России центральным органом внешних  сношений традиционно является Министерство иностранных дел, история которого насчитывает уже более двухсот лет. В структуру современного МИД РФ входит его руководящий состав – министр, его заместители и другие ответственные лица, составляющие коллегию МИД, а также территориальные департаменты, ответственные за поддержание отношений с отдельными странами и регионами мира. Кроме того, существуют департаменты и управления национального характера, обеспечивающие достижение задач дипломатической службы в целом, подразделения административно-хозяйственного характера, вспомогательные подразделения.

     Основные  задачи МИД РФ в современных условиях:

  • разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление соответствующих предложений президенту, реализация внешнеполитического курса РФ;
  • координация международных связей субъектов РФ;
  • защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом;
  • обеспечение дипломатических и консульских отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями.

     Из  этих задач вытекают и основные функции министерства:

  • разработка проектов международных договоров РФ;
  • ведение переговоров с представителями иностранных государств и международных организаций, реализация дипломатическими средствами усилий РФ по обеспечению всеобщего мира и безопасности;
  • содействие распространению за рубежом правдивой информации о внутренней и внешней политике РФ и т.д.

     Дипломатия  в России и СССР. Дипломатия в России зародилась в период становления древнерусского государства — Киевской Руси. Её договоры с соседними странами регламентировали вопросы войны и мира, торговли, положения иностранцев и др. Киевская Русь обменивалась с соседними государствами посольствами, важное место в её дипломатии занимали брачные контракты с правящими домами Франции, Чехии, Норвегии, Польши и др.

       В XVI—XVII вв. складывается система международных отношений, основанная на принципах равновесия. В этот период поиск равновесия становится основным содержанием внешней политики практически всех ведущих европейских государств. Соблюдение равновесия требовало гибких коалиций и союзов, достоверного знания о намерениях и возможностях правителей и их государств. Осуществление подобной политики могла обеспечить лишь хорошо развитая, профессионально организованная система взаимных и постоянных дипломатических представительств, руководимых из центра соответствующими канцеляриями. Такая система впервые сложилась в Италии.

     Политика  равновесия таким образом, с одной  стороны, стимулировала появление организованной и постоянной дипломатической службы, а с другой стороны, именно эффективная дипломатия сделала возможным осуществление политики равновесия. 

       Дипломатия Советского государства в послевоенные годы продолжала осуществлять принцип мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Советская дипломатия использовала всевозможные международно-правовые формы и средства борьбы за мир: договоры о дружбе и союзе, пакты о ненападении и нейтралитете, договоры о взаимной помощи, об экономическом сотрудничестве, участие в международных организациях и т.п.  
  Теоретической основой советской дипломатия является марксистско-ленинское понимание международной обстановки, законов общественного развития, законов классовой борьбы.  
  Дипломатические связи со странами социалистического содружества Советский Союз осуществляет на основе принципа социалистического интернационализма и братского сотрудничества во имя общих целей, при полном уважении суверенных прав и национальных интересов каждой социалистической страны. 
  Методы советской дипломатии разнообразны и определяются её сущностью. Это прежде всего: наступательный характер советской дипломатии в борьбе за укрепление и развитие мирных отношений, выражающийся в серии конструктивных предложений; использование компромиссов в интересах мира и мирного сосуществования, но не затрагивающих самой природы социалистического строя, коммунистической идеологии; широкое использование метода переговоров; координация дипломатических действий между социалистическими государствами; использование международных организаций в целях сотрудничества и развития мирных отношений и отношений мирного сосуществования в интересах народных масс всех стран. 
  Особенностью советской дипломатия является организация общественного мнения, объединение сил, борющихся против войны за поддержание и укрепление мира, разоблачение и борьба с агрессией, против агрессивных сговоров и объединений.  
  Успехи советской дипломатии определяются руководством Коммунистической партии Советского Союза, которая разрабатывает научно обоснованные направление, содержание и методы советской дипломатии в Программе КПСС подчёркивается, что главной целью своей внешнеполитической деятельности КПСС считает обеспечение мирных условий для построения коммунистического общества в СССР, развитие мировой системы социализма и, вместе со всеми миролюбивыми народами, использование всех средств для избавления человечества от мировой истребительной войны. Для советской дипломатии большое значение имеют решения 24-го съезда КПСС (1971), в которых выдвинута программа борьбы против империалистической агрессии, за мир, международную безопасность и сотрудничество народов. 
  В 1971 государственные интересы СССР за границей в политической области были представлены 144 посольствами и консульствами; СССР участвовал в работе свыше 400 международных организаций; подпись представителей Советского Союза стояла более чем под семью тысячами действующих договоров и соглашений.

     Дипломатическая служба в системе государственного управления сформировалась в определенное время (эпоха Возрождения) и в определенном месте (итальянские города-государства). Именно здесь появились первые постоянные дипломатические представительства. Милан и Мантуя в 1375 г. обменялись послами-резидентами, чтобы лучше согласовывать свои действия против Вероны. В дальнейшем подобные представительства все чаще осуществляются на взаимной и регулярной основе, сначала между итальянскими государствами, а затем и другими странами.

     С течением времени такие организационные  формы восприняли другие страны, каждая из которых внесла в дипломатическую службу свои черты, характеризующие культуру и особенности национальной дипломатии. Но общим для всех внешнеполитических служб было:

  • наличие государственных внешнеполитических канцелярий;
  • формирование класса оплачиваемых из государственной казны чиновников, профессионально занимающихся обеспечением внешнеполитической деятельности государства;
  • распространение системы взаимных постоянных дипломатических представительств;
  • появление особого типа дипломатической корреспонденции и дипломатических архивов.

     Важным  моментом в становлении дипломатической  системы стала так называемая «папская революция» начала XI в., положившая начало четкому разделению светских и церковных функций. Утверждение светского начала в ренессансном миропонимании проложило путь новому порядку властвования, в котором на суверенитет, то есть верховную власть, претендует не только папа римский и император Священной Римской империи, но и множество светских правителей. Естественно, что в таких условиях каждый король тщательно заботился, чтобы его представления о собственном статусе были признаны не только при его дворе, но и при дворах других коронованных особ. Таким образом, королевский посол в новой дипломатической системе выступал в роли герольда королевского суверенитета.

     Что касается публичной дипломатии, то в феврале 2010 года Президентом России Д.А.Медведевым было подписано распоряжение «О создании Фонда поддержки публичной дипломатии имени А.М.Горчакова. Безусловно, это шаг вперед в развитии российской публичной дипломатии, но пока еще недостаточный. Требуется реализовать комплекс мер к ее полноценному становлению, особенно в части подготовки кадров из числа журналистов, международников, пиарщиков, маркетологов, регионоведов и т.д. В этом рейтинге общественная дипломатия является самым не сформировавшимся направлением дипломатической деятельности, не только в России, но и за рубежом.

Информация о работе Особенности национальной дипломатии