Основные методы укрепления глобальной энергетической безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы – раскрыть сущность понятия энергетической безопасности и указать на основные проблемы, связанные с ее обеспечением.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
выявить тенденции развития мирового энергетического рынка;
выделить основные принципы энергетической безопасности, которые в той или иной степени разделяют все государства;
рассмотреть явление глобализации энергетической безопасности;
раскрыть возможность создания международного механизма глобальной энергетической безопасности для решения становящихся все более острыми энергетических проблем;
показать взаимосвязь проблем энергетической безопасности в деятельности различных региональных союзов.

Содержание

Введение 3
Глава I. Механизмы реализации концепции энергетической безопасности на глобальном уровне 7
§1. Тенденции развития мирового энергетического рынка и проблема энергетической безопасности 7
§2. Основные принципы энергетической безопасности 8
§3. Глобализация энергетической безопасности 12
§4. Возможность создания международного механизма глобальной энергетической безопасности 15
Глава 2. Проблемы энергетической безопасности в деятельности региональных союзов 19
§1. Проблемы формирования системы международной энергетической безопасности АТР 19
§2. Энергетическая безопасность для США 21
§3. Энергодиалог Россия – ЕС 23
§4. Развитие российского ТЭК в глобальном контексте 25
Глава III. Основные методы укрепления глобальной энергетической безопасности 30
§1. Повышение прозрачности, предсказуемости и стабильности глобальных энергетических рынков 30
§2. Улучшение инвестиционного климата в энергетическом секторе 32
§3. Повышение энергоэффективности и энергосбережения 35
Заключение 38
Список используемых источников и литературы 41

Работа содержит 1 файл

Энергетическая безопасность.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

Будут прикладываться дальнейшие усилия по повышению прозрачности использования  государственных доходов от экспорта энергоресурсов, в том числе в  рамках Инициативы по обеспечению прозрачности в добывающих отраслях (EITI) и Пособия МВФ по обеспечению прозрачности доходов от природных ресурсов (GRRT), считая это одним из важнейших инструментов борьбы с коррупцией.

Существенный вклад в глобальную энергетическую безопасность вносит прозрачность, стабильность и предсказуемость национальных систем регулирования. Их совершенствованию могли бы способствовать соответствующие международные соглашения, такие, как Энергетическая хартия и усилия ее стран-участниц по укреплению международного сотрудничества в области энергетики.

При возникновении кризисных ситуаций с поставками энергоресурсов жизненно важное значение приобретает согласованность  действий производителей и потребителей. Предпринимаются шаги под эгидой Международного энергетического агентства (МЭА1) по распространению передового международного опыта в области реагирования на чрезвычайные ситуации, в том числе связанного с созданием, координацией и использованием стратегических запасов, там, где это целесообразно, а также мерами по сдерживанию спроса и смене видов топлива. В ответ на напряженную ситуацию, возникшую в последнее время на рынке, страны-производители предпринимают конструктивные шаги по увеличению нефтедобычи2.

 

§2. Улучшение инвестиционного климата в энергетическом секторе

 

Для обеспечения адекватного энергоснабжения  в мировом масштабе необходимо в  период до 2030 г. вложить не один триллион долларов США во все звенья энергетической цепи, причем значительная часть этой суммы должна пойти на нужды развивающихся  стран. Будут создаваться и поддерживаться условия для привлечения этих средств в энергетический сектор за счет формирования конкурентных, открытых, справедливых и прозрачных рынков. Важнейшее значение при принятии инвестиционных решений придается энергетической политике и политике в области охраны окружающей среды того или иного государства. Соответственно, в странах-производителях, странах-потребителях и транзитных государствах будут создаваться предсказуемые режимы регулирования, в том числе стабильного, основанного на рыночных принципах законодательства в области инвестиций, будет идти разработка среднесрочных и долгосрочных прогнозов спроса на энергоресурсы, четких и последовательных систем налогообложения, будут устранены неоправданные административные барьеры, будут приняты своевременные и эффективные меры по обязательному исполнению контрактных обязательств и доступу к эффективным процедурам по разрешению споров1.

Будут приниматься меры, как на национальном, так и на международном  уровне, способствующие привлечению  инвестиций во все звенья глобальной производственно-сбытовой энергетической цепи в целях:

  • дальнейшего энергосбережения за счет мер воздействия на спрос, а также внедрения передовых энергоэффективных технологий;
  • внедрения более экологичных и эффективных технологий и методов, в том числе по связыванию и хранению углекислого газа;
  • поощрения более широкого использования возобновляемых и альтернативных источников энергии;
  • наращивания объема доказанных запасов углеводородов темпами, опережающими их истощение, и повышения отдачи месторождений;
  • повышения эффективности нефте- и газодобычи, а также разработки месторождений континентального шельфа;
  • создания, увеличения и повышения эффективности мощностей в нефте- и газопереработке и нефтехимии;
  • развитие глобального рынка сжиженного природного газа (СПГ);
  • создания или модернизации инфраструктуры для транспортировки и хранения энергоносителей;
  • развития эффективных генерирующих мощностей в электроэнергетике;
  • расширения и повышения эффективности, безопасности и надежности электропередающих мощностей и энергосетей, а также возможности их соединения в единую сеть с системами других государств, в том числе, в развивающихся странах, когда это целесообразно.

В целях повышения гибкости и  стабильности энергетических рынков будут  сооружаться новые и развиваться мощности по переработке углеводородов, а также, там, где это оправдано с экономической точки зрения, расширяться торговля продуктами переработки углеводородов. Будут, совместно со всеми заинтересованными сторонами, совершенствоваться режимы регулирования в энергетической сфере, в том числе за счет гармонизации технических стандартов.

Считается необходимым облегчить  приток капитала в производство электроэнергии, в том числе для строительства  новых, более эффективных, и модернизации существующих электростанций, позволяющих шире использовать возобновляемые источники энергии. Также важно сооружение линий электропередач, развитие межрегиональной энергетической инфраструктуры и облегчение обмена электроэнергией, в том числе в рамках трансграничных и транзитных схем1.

Динамично развивающаяся торговля СПГ постепенно дополняет существующие региональные системы поставок газа по трубопроводам. Чтобы снизить  очень высокие инвестиционные риски  и способствовать бесперебойному функционированию формирующегося глобального рынка СПГ, мы будем стремиться к созданию соответствующих условий для инвестиций.

Для обеспечения надежных и устойчивых энергетических потоков в условиях высоких и возрастающих инвестиционных рисков необходимо более справедливое распределение рисков между всеми заинтересованными сторонами, задействованными в цепочке поставок энергоресурсов. Снижению таких рисков может способствовать экономически обоснованная диверсификация видов контрактов, включая базирующиеся на рыночных принципах долгосрочные и спотовые контракты, а также своевременное принятие решений и надлежащее соблюдение контрактных соглашений и обеспечение их выполнения.

Будут приняты меры по сокращению барьеров на пути инвестиций и торговли в энергетической сфере. Для  повышения эффективности производства и потребления энергии в глобальном масштабе особенно важно, чтобы компании из стран-производителей и потребителей энергоресурсов имели возможность на взаимовыгодной основе инвестировать и приобретать энергетические активы в области разведки и добычи, переработки и сбыта в других странах, при этом соблюдая правила конкурентной борьбы. Формирование инвестиционных потоков между странами на основе рыночных механизмов также будет способствовать укреплению энергетической безопасности за счет повышения уверенности в доступе к рынкам или источникам поставок1.

  • §3. Повышение энергоэффективности и энергосбережения

     

    Сбережение энергоресурсов равносильно  их производству, и зачастую именно оно представляет собой более  рентабельный и экологически ответственный способ обеспечения растущего спроса на энергию. Усилия по повышению энергоэффективности и энергосбережению чрезвычайно способствуют снижению энергоемкости экономического развития, укрепляя тем самым глобальную энергетическую безопасность. Повышение энергоэффективности и экономия энергии позволяют снизить нагрузку на инфраструктуру и способствуют оздоровлению окружающей среды за счет сокращения выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ.

    Повышая уровень энергосбережения и энергоэффективности, будет уделяться больше внимания самому энергетическому сектору, который способен внести значительный вклад в эти усилия за счет сокращения потерь при производстве и транспортировке энергоресурсов. Приоритетные шаги в этой области включают в себя:

    • повышение уровня экологичности и эффективности переработки углеводородов;
    • снижение до минимального уровня сжигания попутного газа в факелах и поощрение его использования;
    • совершенствование энергетической инфраструктуры, в том числе минимизацию потерь нефти и нефтепродуктов при транспортировке и утечки газа из систем газоснабжения;
    • утилизацию метана, образующегося в результате добычи угля, на мусорных свалках и в ходе сельскохозяйственной деятельности, который иначе выделяется в атмосферу.

    Поскольку 2/3 мирового потребления нефти приходится на долю транспортного сектора, и потребление топлива здесь опережает общий рост энергопотребления, этому сегменту энергетического спроса будет уделяться особое внимание как фактору, влияющему на спрос. Чтобы транспорт стал более энергоэффективным и экологичным, мы намерены:

    • наладить обмен передовым опытом для повышения энергоэффективности в транспортном секторе;
    • разработать программы, с учетом национальных условий, по созданию стимулов, побуждающих потребителей пользоваться эффективными транспортными средствами, в том числе с экологически чистыми дизельными и гибридными двигателями, а также по возможности внедрять в широких масштабах гибридные и/или экологически чистые дизельные двигатели на общественном транспорте;
    • поощрять диверсификацию источников энергии для транспортных средств на основе новых технологий, в том числе внедрение в значительных масштабах различных видов биотоплива для автотранспорта, а также более широкое использование сжатого и сжиженного природного газа, сжиженного попутного газа и различных видов синтетического жидкого топлива;
    • поощрять более широкое применение на традиционных транспортных средствах современных технологий, материалов и оборудования, позволяющих снизить вес, улучшить аэродинамические характеристики и КПД двигателей и других элементов - трансмиссии, рулевого управления, автопокрышек и др.;
    • интенсифицировать научные исследования для разработки транспортных средств, работающих на бензине/водородном топливе и водородных топливных элементах для содействия созданию «водородной экономики»;
    • способствовать, там, где это целесообразно, развитию трансмодальных и трансграничных систем перевозок;
    • продолжить анализ воздействия сектора воздушного транспорта на энергопотребление и выбросы парниковых газов, особо отмечая роль международного сотрудничества по этим вопросам1.

     

     

    Заключение

     

    В ходе нашей работы были получены следующие выводы.

    В настоящее время проблему энергетической безопасности вышла на передний план на мировом рынке энергетики. Россия, с учетом собственного конкурентного позиционирования на глобальном рынке, понимает проблему энергетической безопасности как, в первую очередь, надежность обеспечения всех стран и всего населения планеты энергоресурсами.

    Достижению глобальной энергетической безопасности будет способствовать реализация всем мировым сообществом системы мер по трем основным направлениям:

    1. Надежное обеспечение мировой  экономики традиционными видами  энергоресурсов;

    2. Рост эффективности использования  энергетических ресурсов и защита окружающей среды;

    3. Разработка и использование  новых источников энергии. 

    Основными принципами энергетической безопасности являются:

    • Ответственность взаимозависимости
    • Диверсификация поставок и источников энергетических ресурсов
    • Деполитизация
    • Честная конкуренция
    • Глобальность
    • Социальная направленность

    Для политической практики недостаточно простой констатации принципов, которые могут быть положены в  основу решения той или иной проблемы. Необходима также выработка механизма  этого решения, построенного на соответствующих принципах.

    Представляется, что глобализация энергетических проблем и энергетической безопасности как системы, нацеленной на их решение, означает необходимость  не только выработки единого подхода  на базе всеми признаваемых принципов, но и создания международного механизма, который бы учитывал именно глобальный аспект энергетического измерения.

    Глобальный аспект касается подхода  к энергетическим ресурсам не только как к средству торговли и получения  прибыли отдельными игроками, но и как к одной из основ экономического и шире, гуманитарного развития мира, в целом. Одним из итогов активных дискуссий последнего времени вокруг проблемы энергетической безопасности стало растущее осознание того, что энергетика, так же как, к примеру, экология, обладает глобальным измерением – это сфера, проблемы и задачи которой касаются условий жизни каждого человека в каждой стране.

    Для решения становящихся все более  острыми энергетических проблем  возможно создание международного механизма  глобальной энергетической безопасности. В основу этого механизма должно быть положено создание единой международной инстанции по согласию всех государств наделенной полномочиями в сфере глобальной энергетики. Эта инстанция не должна иметь прав по вмешательству в двусторонние отношения в сфере энергетики за исключением случаев, когда этого потребуют сами стороны (арбитраж, разрешение конфликтов) или когда проблемы в этих отношениях приобретут характер угрозы другим государствам (предотвращение конфликтов).

    Энергоресурсы имеют критически важное значение для улучшения качества жизни и расширения возможностей, открывающихся перед гражданами стран мира - как развитых, так и развивающихся. Поэтому обеспечение эффективного, надежного и экологически безопасного энергоснабжения по ценам, отражающим фундаментальные принципы рыночной экономики, представляет собой вызов для наших стран и всего человечества.

    Информация о работе Основные методы укрепления глобальной энергетической безопасности