Основные методы укрепления глобальной энергетической безопасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:50, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы – раскрыть сущность понятия энергетической безопасности и указать на основные проблемы, связанные с ее обеспечением.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
выявить тенденции развития мирового энергетического рынка;
выделить основные принципы энергетической безопасности, которые в той или иной степени разделяют все государства;
рассмотреть явление глобализации энергетической безопасности;
раскрыть возможность создания международного механизма глобальной энергетической безопасности для решения становящихся все более острыми энергетических проблем;
показать взаимосвязь проблем энергетической безопасности в деятельности различных региональных союзов.

Содержание

Введение 3
Глава I. Механизмы реализации концепции энергетической безопасности на глобальном уровне 7
§1. Тенденции развития мирового энергетического рынка и проблема энергетической безопасности 7
§2. Основные принципы энергетической безопасности 8
§3. Глобализация энергетической безопасности 12
§4. Возможность создания международного механизма глобальной энергетической безопасности 15
Глава 2. Проблемы энергетической безопасности в деятельности региональных союзов 19
§1. Проблемы формирования системы международной энергетической безопасности АТР 19
§2. Энергетическая безопасность для США 21
§3. Энергодиалог Россия – ЕС 23
§4. Развитие российского ТЭК в глобальном контексте 25
Глава III. Основные методы укрепления глобальной энергетической безопасности 30
§1. Повышение прозрачности, предсказуемости и стабильности глобальных энергетических рынков 30
§2. Улучшение инвестиционного климата в энергетическом секторе 32
§3. Повышение энергоэффективности и энергосбережения 35
Заключение 38
Список используемых источников и литературы 41

Работа содержит 1 файл

Энергетическая безопасность.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

Несколько менее выражена энергетическая составляющая в действия США на постсоветском  пространстве – непосредственно  более активна здесь Европа. Однако перспективные технологии, в частности, использование СПГ1, также может позволить США начать реализацию того, что они понимают под защитой собственных интересов.

Следует также отметить, что непосредственно  в 2006 г. США предприняли попытку  разработать законодательную основу указанной стратегии в сфере  энергетической безопасности. Под руководством экс-председателя комитета Сената по иностранным делам (на данный момент – зам. председателя) г-на Ричарда Лугара был создан Акт об энергетической дипломатии и безопасности. При этом в январе 2007 г., этот законопроект был сразу внесен в Сенат, причем его соавтором выступил уже новый председатель сенатского комитета г-н Джозеф Байден.

В законопроекте прямо отмечается, что энергетические ресурсы на данный момент сконцентрированы в небольшом  числе стран, которые получают возможность существенно наращивать свои доходы, а также давать доступ к этим ресурсам, исходя из политических соображений, что может привести к конфликтам и угрожает глобальной безопасности. Для борьбы с этим предлагается, в частности, поддерживать демократию в странах, географически близко расположенных к монополистам энергетических ресурсов. Кроме того, предлагается ряд более формальных инициатив, наподобие введения в Госдепартаменте поста координатора по по международной энергетике, создание международного механизма реагирования на энергетические кризисы и т.д. Следует также отметить, что предлагается создать международные стратегические запасы нефти на основе договоренностей с Индией и Китаем1. То, что законопроект подготовлен сенаторами, во многом строящими свою политическую роль в США на противостоянии «российской угрозе» дает возможность предположить, что если законопроект будет принят, то прямая антироссийская направленность из него исчезнет. Однако сама идеология законопроекта довольно четко отражает уже имеющуюся и реализуемую стратегию действий США в сфере энергетической безопасности.

Для США на данный момент энергетическая безопасность означает задействование спектра методов политического, экономического и военного давления на страны-поставщики энергетических ресурсов с целью создания условий для бесперебойных и максимально доступных (как в инфраструктурном, так и финансовом отношении) поставок непосредственно в США1.

 

§3. Энергодиалог Россия – ЕС

 

Энергетическое сотрудничество России с Европейским Союзом выделилось в самостоятельное направление в конце 2000 г., когда в ходе очередного саммита Россия-ЕС было принято решение о запуске экспертной фазы энергодиалога. При этом за последние семь лет удалось сделать достаточно много, существенно изменились и увеличились количественные параметры их сотрудничества. Это связано и с существенными экспортными поставками нефти, газа, это связано и с изменением географии и повышением надежности этих поставок. Надежность и безопасность энергообеспечения в рамках взаимоотношения России и Европы всегда считались ценностью, в этой связи мы можем говорить о том, что многие долгосрочные отношения, которые действуют на протяжении 30 лет, ни разу не давали сбоев. Повышение надежности энергообеспечения, а стало быть, и энергобезопасности Европы шло за счет изменения географии поставок, за счет создания новых инфраструктурных мощностей. В частности, за счет создания Балтийской трубопроводной системы, мощность которой дошла до своей максимальной отметки 60 млн. тонн; за счет создания первой очереди газопровода «Ямал–Европа», мощность которого дошла до 30 млрд. кубических метров в год; за счет запуска в работу Каспийского трубопроводного консорциума; увеличения мощностей прокачки по «Дружбе»; создания новых и расширения существующих терминалов на Черноморском побережье. При этом были «расшиты» и узкие места в качестве взаимоотношений в рамках достаточно активной дискуссии по поводу характера и статуса долгосрочных контрактов на поставку газа, по поводу работы с ядерными материалами и целым рядом других направлений.

При этом надо сказать, что энергодиалог Россия-Европа позволил в значительной степени повестке дня глобального  энергетического партнерства вобрать  в себя не только традиционные вопросы  углеводородных ресурсов, но и вовлечь в сферу своего рассмотрения проблематику новых источников энергии, инфраструктуры, а также вопросы, связанные с правовой базой для покрытия долгосрочных рисков таких взаимоотношений1.

Особый акцент в сотрудничестве ЕС-Россия в области энергетики делался и делается на рассмотрении вопросов, связанных с устойчивостью, надежностью и непрерывностью производства, распределения, транспортировки и использования энергии, включая энергетическую эффективность, энергосбережение, экологическую безопасность и использование возобновляемых источников энергии.

В настоящее время в соответствии с решением Правительства разрабатывается  проект Северо-Европейского газопровода. Реализация данного проекта поможет  решить проблему диверсификации экспортных потоков газа и возможности маневрирования ими; будет способствовать расширению газоснабжения стран Западной Европы и выполнению обязательств по заключенным и будущим долгосрочным контрактам на поставку газа; по сути, позволит напрямую связать российскую газотранспортную систему с общеевропейской газовой сетью.

Продолжаются работы по дальнейшему  сближению энергетических стратегий  и энергосистем стран-участниц диалога, по разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) возможности синхронного  объединения электроэнергетических сетей западноевропейского Союза координации передачи электроэнергии (UCTE), Единой энергосистемы России и стран СНГ.

Увеличение мирового спроса на нефть  и нефтепродукты требует объединения  усилий стран-экспортеров и импортеров углеводородов по выработке механизмов стабилизации и предсказуемости рынка. В этой связи развивается сотрудничество по таким направлениям, как мониторинг и прогнозирование поведения энергетического рынка, обмен информацией о механизмах управления резервами, налогообложением и потреблением энергоресурсов1.

В рамках энергодиалога Россия-ЕС создан эффективный механизм консультаций государственных образований и  институтов с бизнесом в виде специальных  тематических рабочих групп по важнейшим  вопросам энергетической политики России и Евросоюза: торговле, инфраструктуре, инвестициям и энергоэффективности. Полагаем, что эти группы будут заниматься не только анализом проблем, представляющих интерес для энергетических отраслей России и ЕС, но и активно используют потенциал диалога бизнес-власть в системе принятия решений и при реализации масштабных коммерческих проектов на территории России и ЕС2.

 

§4. Развитие российского  ТЭК в глобальном контексте

 

Россия занимает первое место в  мире по международной торговле природным газом, а также второе место, как экспортер нефти (и нефтепродуктов).

Россия обладает одним из самых  больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. Энергетический комплекс России является неотъемлемой частью всего  мирового энергетического рынка. И, наконец, Россия активно участвует в формировании международной торговли энергетическими ресурсами.

Географическое положение России определяет ее особую роль в транзите энергоресурсов в пределах евразийского континента, обеспечивая наиболее эффективную конфигурацию энергетической инфраструктуры не только по направлению «запад-восток», но и «юг-север» и «юг-северо-запад» континента. Указанное измерение энергетики России важно не только для российской экономики, но и для процесса развития внешних энергетических рынков, и, следовательно, в целом, мировой экономики.

Безусловно, наши конкурентные преимущества в экономике, в первую очередь, должны работать (и работают) на интересы и  нужды нашего народа, нашего государства. Но от того, насколько динамично развивается и устойчиво функционирует топливно-энергетический комплекс России, насколько быстро осваиваются новые и эффективно эксплуатируются действующие нефтегазовые месторождения, зависит качество и надежность экспортных поставок. А, в конечном счете, экономический рост и благополучие стран-импортеров.

Приоритеты государственной энергетической политики сформулированы в Энергетической стратегии России на период до 2020 года. Количественные ориентиры могут  уточняться, но долгосрочная энергетическая политика России остается достаточно устойчивой и предсказуемой1.

Наша политика базируется на:

  • совершенствовании принципов недропользования,
  • развитии внутренних топливно-энергетических рынков и формировании рационального топливно-энергетического баланса страны,
  • увеличении объемов и диверсификации направлений экспорта энергоресурсов при безусловном удовлетворении внутреннего спроса.

За прошедшие годы вклад России в обеспечение энергобезопасности существенно вырос. С 2000 по 2004 год  Россия обеспечила самый высокий прирост добычи среди крупных стран-производителей нефти в мире.

Горизонты развития нефтегазового  комплекса России характеризуются  следующим.

Исходя из сегодняшних оценок, к 2015 году добыча нефти в России может  составить 530 млн. т., а ее экспорт - 310 млн. т. Главной нефтяной базой страны на весь рассматриваемый период останется Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция. Добыча нефти в регионе будет расти до 2010-2015 гг. В Волго-Уральской провинции и на Северном Кавказе добыча нефти будет падать, что обусловлено исчерпанием сырьевой базы. Будут сформированы при этом новые центры нефтяной промышленности в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) – добыча до 50 млн. т. в 2015 г.; на шельфе острова Сахалин (25-26 млн. т), в Баренцевом море и российском секторе Каспийского моря. Увеличится добыча нефти в Тимано-Печорской провинции1.

Обеспечение намеченных уровней добычи и повышение эффективности нефтедобычи  будут основываться на научно-техническом  прогрессе в отрасли, совершенствовании методов бурения, воздействия на пласт, увеличении глубины извлечения запасов и внедрении новых прогрессивных технологий добычи нефти, которые позволят сделать экономически оправданным использование трудноизвлекаемых ресурсов.

Произойдет диверсификация экспортных потоков нефти. Европейский рынок останется основным для России, и в то же самое время доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона в экспорте российской нефти возрастет с 3% в настоящее время до 15% -18% в 2015 г.

Конкретно транспортная инфраструктура нефтяного комплекса России будет выглядеть следующим образом: мощности магистральных нефтепроводов и морских терминалов для экспорта и транзита нефти из России за пределы СНГ смогут возрасти к 2010 и 2015 гг. соответственно в 1,2 и 1,4-1,5 раза по сравнению с тем уровнем, который мы имеем сегодня. Это позволит к 2015 г. реализовать перспективные объемы экспорта нефти в дальнее зарубежье: примерно по 70 млн. т. по Западному и Северо-Западному направлениям; примерно 130 млн. т. по Черноморско-Каспийскому направлению (с учетом возможного расширения КТК); около 80 млн. т. по Восточному направлению; до 25 млн. т. по Северному направлению.

В свою очередь к 2015 г. добыча газа в России может достигнуть 740 млрд. куб. м, а экспорт - 290 млрд. куб. м. Добыча газа в Западной Сибири в рассматриваемый период стабилизируется, поэтому весь прирост добычи будет обеспечен за счет ввода в эксплуатацию новых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, шельфа Северных и Дальневосточных морей.

Сегодня особо необходим комплексный, системный подход к разработке и реализации проектов по разведке, добыче и транспорту энергоресурсов с учетом приоритетов и ориентиров Энергетической стратегии России. Данный подход, в частности, осуществляется в Программе создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также при строительстве нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО), увязанной с Программой геологического изучения и предоставления в пользование углеводородных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Значительные запасы и перспективные  ресурсы природного газа Восточной  Сибири и Дальнего Востока позволяют сформировать в данном регионе новые центры газодобычи, обеспечивающие как внутренние потребности рынка, так и возможность экспортных поставок российского газа.

Как ожидается, объемы добычи газа в  регионе уже к 2015 г. смогут возрасти более чем в 10 раз; к 2020 г. – в 15 раз по сравнению с уровнем последних лет.

Решение по первому этапу  другого системного проекта, строительства  нефтепроводной системы Восточная  Сибирь–Тихий океан, который должен быть завершен к 2008 году, уже принято. Однако, строительство данного нефтепровода затянулось. На данный момент  в финальной стадии строительства находится только первая его часть — она заработает к декабрю 2009 года, а вторая часть нефтепровода будет запущена в эксплуатацию лишь к концу 2013-началу 2014 года1. Его мощность - 30 млн. тонн. Этот объем будет обеспечен в значительной части западносибирской нефтью, хотя отчасти уже на первом этапе это отчасти уже будет и нефть Восточной Сибири. К концу 2008 году был сооружен терминал и на побережье Тихого океана. Завершение строительства этой системы общей мощностью до 80 млн. тонн позволит выйти на побережье Тихого океана. Функции заказчика проектирования и строительства трубопровода возложены на компанию «Транснефть». Экологическая безопасность в ТЭК является ценностью для каждого российского ведомства, для каждой компании, равно как и для любой независимой общественной организации. Нелепо подозревать, кого бы то ни было, в стремлении навредить среде, в которой ты работаешь и живешь. Однако новые эффективные технологии защиты окружающей среды не могут развиваться в обстановке запрета и подозрительности по отношению к непривычным, но уже успешно апробированным решениям2

Глава III. Основные методы укрепления глобальной энергетической безопасности

 

§1. Повышение прозрачности, предсказуемости и стабильности глобальных энергетических рынков

 

Наличие свободных, конкурентных и  открытых рынков имеет жизненно важное значение для эффективного функционирования глобальной энергетической системы. Усилия по повышению прозрачности, усилению и расширению верховенства закона, созданию и укреплению предсказуемых, эффективных режимов налогообложения и регулирования, проведению ответственной политики в отношении спроса и предложения - все это играет существенную роль в обеспечении глобальной энергетической безопасности. Снижая уровень неопределенности, эти усилия способствуют лучшему пониманию энергетического рынка, а значит - принятию более взвешенных инвестиционных решений и повышению конкурентоспособности. Для бесперебойного функционирования мировых энергетических рынков необходим также регулярный и своевременный обмен надежной информацией между всеми рыночными игроками. Формированию эффективных энергетических рынков способствует прозрачность и предсказуемость энергетической политики и режимов регулирования на уровне отдельных государств.

Началась реализация Совместной инициативы по созданию нефтяного банка данных (JODI) и предпринимаются дальнейшие действия по совершенствованию и  распространению всеми странами статистических данных о состоянии рынков нефти и других энергоресурсов, в том числе за счет разработки единых стандартов отчетности о запасах нефти и других энергоносителей. В этой связи МЭФ предложено принять меры по расширению состава стран-участниц JODI и продолжить повышать качество и своевременность представления статистической информации.

Информация о работе Основные методы укрепления глобальной энергетической безопасности