Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:50, курсовая работа
Цель нашей работы – раскрыть сущность понятия энергетической безопасности и указать на основные проблемы, связанные с ее обеспечением.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
выявить тенденции развития мирового энергетического рынка;
выделить основные принципы энергетической безопасности, которые в той или иной степени разделяют все государства;
рассмотреть явление глобализации энергетической безопасности;
раскрыть возможность создания международного механизма глобальной энергетической безопасности для решения становящихся все более острыми энергетических проблем;
показать взаимосвязь проблем энергетической безопасности в деятельности различных региональных союзов.
Введение 3
Глава I. Механизмы реализации концепции энергетической безопасности на глобальном уровне 7
§1. Тенденции развития мирового энергетического рынка и проблема энергетической безопасности 7
§2. Основные принципы энергетической безопасности 8
§3. Глобализация энергетической безопасности 12
§4. Возможность создания международного механизма глобальной энергетической безопасности 15
Глава 2. Проблемы энергетической безопасности в деятельности региональных союзов 19
§1. Проблемы формирования системы международной энергетической безопасности АТР 19
§2. Энергетическая безопасность для США 21
§3. Энергодиалог Россия – ЕС 23
§4. Развитие российского ТЭК в глобальном контексте 25
Глава III. Основные методы укрепления глобальной энергетической безопасности 30
§1. Повышение прозрачности, предсказуемости и стабильности глобальных энергетических рынков 30
§2. Улучшение инвестиционного климата в энергетическом секторе 32
§3. Повышение энергоэффективности и энергосбережения 35
Заключение 38
Список используемых источников и литературы 41
Несколько менее выражена энергетическая составляющая в действия США на постсоветском пространстве – непосредственно более активна здесь Европа. Однако перспективные технологии, в частности, использование СПГ1, также может позволить США начать реализацию того, что они понимают под защитой собственных интересов.
Следует также отметить, что непосредственно
в 2006 г. США предприняли попытку
разработать законодательную
В законопроекте прямо
Для США на данный момент энергетическая безопасность означает задействование спектра методов политического, экономического и военного давления на страны-поставщики энергетических ресурсов с целью создания условий для бесперебойных и максимально доступных (как в инфраструктурном, так и финансовом отношении) поставок непосредственно в США1.
§3. Энергодиалог Россия – ЕС
Энергетическое сотрудничество России с Европейским Союзом выделилось в самостоятельное направление в конце 2000 г., когда в ходе очередного саммита Россия-ЕС было принято решение о запуске экспертной фазы энергодиалога. При этом за последние семь лет удалось сделать достаточно много, существенно изменились и увеличились количественные параметры их сотрудничества. Это связано и с существенными экспортными поставками нефти, газа, это связано и с изменением географии и повышением надежности этих поставок. Надежность и безопасность энергообеспечения в рамках взаимоотношения России и Европы всегда считались ценностью, в этой связи мы можем говорить о том, что многие долгосрочные отношения, которые действуют на протяжении 30 лет, ни разу не давали сбоев. Повышение надежности энергообеспечения, а стало быть, и энергобезопасности Европы шло за счет изменения географии поставок, за счет создания новых инфраструктурных мощностей. В частности, за счет создания Балтийской трубопроводной системы, мощность которой дошла до своей максимальной отметки 60 млн. тонн; за счет создания первой очереди газопровода «Ямал–Европа», мощность которого дошла до 30 млрд. кубических метров в год; за счет запуска в работу Каспийского трубопроводного консорциума; увеличения мощностей прокачки по «Дружбе»; создания новых и расширения существующих терминалов на Черноморском побережье. При этом были «расшиты» и узкие места в качестве взаимоотношений в рамках достаточно активной дискуссии по поводу характера и статуса долгосрочных контрактов на поставку газа, по поводу работы с ядерными материалами и целым рядом других направлений.
При этом надо сказать, что энергодиалог
Россия-Европа позволил в значительной
степени повестке дня глобального
энергетического партнерства
Особый акцент в сотрудничестве ЕС-Россия в области энергетики делался и делается на рассмотрении вопросов, связанных с устойчивостью, надежностью и непрерывностью производства, распределения, транспортировки и использования энергии, включая энергетическую эффективность, энергосбережение, экологическую безопасность и использование возобновляемых источников энергии.
В настоящее время в соответствии с решением Правительства разрабатывается проект Северо-Европейского газопровода. Реализация данного проекта поможет решить проблему диверсификации экспортных потоков газа и возможности маневрирования ими; будет способствовать расширению газоснабжения стран Западной Европы и выполнению обязательств по заключенным и будущим долгосрочным контрактам на поставку газа; по сути, позволит напрямую связать российскую газотранспортную систему с общеевропейской газовой сетью.
Продолжаются работы по дальнейшему
сближению энергетических стратегий
и энергосистем стран-участниц диалога,
по разработке технико-экономического
обоснования (ТЭО) возможности синхронного
объединения
Увеличение мирового спроса на нефть
и нефтепродукты требует
В рамках энергодиалога Россия-ЕС создан эффективный механизм консультаций государственных образований и институтов с бизнесом в виде специальных тематических рабочих групп по важнейшим вопросам энергетической политики России и Евросоюза: торговле, инфраструктуре, инвестициям и энергоэффективности. Полагаем, что эти группы будут заниматься не только анализом проблем, представляющих интерес для энергетических отраслей России и ЕС, но и активно используют потенциал диалога бизнес-власть в системе принятия решений и при реализации масштабных коммерческих проектов на территории России и ЕС2.
§4. Развитие российского ТЭК в глобальном контексте
Россия занимает первое место в мире по международной торговле природным газом, а также второе место, как экспортер нефти (и нефтепродуктов).
Россия обладает одним из самых
больших в мире потенциалов топливно-
Географическое положение
Безусловно, наши конкурентные преимущества в экономике, в первую очередь, должны работать (и работают) на интересы и нужды нашего народа, нашего государства. Но от того, насколько динамично развивается и устойчиво функционирует топливно-энергетический комплекс России, насколько быстро осваиваются новые и эффективно эксплуатируются действующие нефтегазовые месторождения, зависит качество и надежность экспортных поставок. А, в конечном счете, экономический рост и благополучие стран-импортеров.
Приоритеты государственной
Наша политика базируется на:
За прошедшие годы вклад России
в обеспечение
Горизонты развития нефтегазового комплекса России характеризуются следующим.
Исходя из сегодняшних оценок, к 2015 году добыча нефти в России может составить 530 млн. т., а ее экспорт - 310 млн. т. Главной нефтяной базой страны на весь рассматриваемый период останется Западно-Сибирская нефтегазоносная провинция. Добыча нефти в регионе будет расти до 2010-2015 гг. В Волго-Уральской провинции и на Северном Кавказе добыча нефти будет падать, что обусловлено исчерпанием сырьевой базы. Будут сформированы при этом новые центры нефтяной промышленности в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) – добыча до 50 млн. т. в 2015 г.; на шельфе острова Сахалин (25-26 млн. т), в Баренцевом море и российском секторе Каспийского моря. Увеличится добыча нефти в Тимано-Печорской провинции1.
Обеспечение намеченных уровней добычи
и повышение эффективности
Произойдет диверсификация экспортных потоков нефти. Европейский рынок останется основным для России, и в то же самое время доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона в экспорте российской нефти возрастет с 3% в настоящее время до 15% -18% в 2015 г.
Конкретно транспортная инфраструктура нефтяного комплекса России будет выглядеть следующим образом: мощности магистральных нефтепроводов и морских терминалов для экспорта и транзита нефти из России за пределы СНГ смогут возрасти к 2010 и 2015 гг. соответственно в 1,2 и 1,4-1,5 раза по сравнению с тем уровнем, который мы имеем сегодня. Это позволит к 2015 г. реализовать перспективные объемы экспорта нефти в дальнее зарубежье: примерно по 70 млн. т. по Западному и Северо-Западному направлениям; примерно 130 млн. т. по Черноморско-Каспийскому направлению (с учетом возможного расширения КТК); около 80 млн. т. по Восточному направлению; до 25 млн. т. по Северному направлению.
В свою очередь к 2015 г. добыча газа в России может достигнуть 740 млрд. куб. м, а экспорт - 290 млрд. куб. м. Добыча газа в Западной Сибири в рассматриваемый период стабилизируется, поэтому весь прирост добычи будет обеспечен за счет ввода в эксплуатацию новых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, шельфа Северных и Дальневосточных морей.
Сегодня особо необходим комплексный, системный подход к разработке и реализации проектов по разведке, добыче и транспорту энергоресурсов с учетом приоритетов и ориентиров Энергетической стратегии России. Данный подход, в частности, осуществляется в Программе создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона, а также при строительстве нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО), увязанной с Программой геологического изучения и предоставления в пользование углеводородных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока.
Значительные запасы и перспективные ресурсы природного газа Восточной Сибири и Дальнего Востока позволяют сформировать в данном регионе новые центры газодобычи, обеспечивающие как внутренние потребности рынка, так и возможность экспортных поставок российского газа.
Как ожидается, объемы добычи газа в регионе уже к 2015 г. смогут возрасти более чем в 10 раз; к 2020 г. – в 15 раз по сравнению с уровнем последних лет.
Решение по первому этапу
другого системного проекта, строительства
нефтепроводной системы Восточная
Сибирь–Тихий океан, который должен
быть завершен к 2008 году, уже принято.
Однако, строительство данного нефтепровода
затянулось. На данный момент в финальной
стадии строительства находится только
первая его часть — она заработает к декабрю
2009 года, а вторая часть нефтепровода будет
запущена в эксплуатацию лишь к концу
2013-началу 2014 года1. Его мощность - 30 млн. тонн. Этот объем
будет обеспечен в значительной части
западносибирской нефтью, хотя отчасти
уже на первом этапе это отчасти уже будет
и нефть Восточной Сибири. К концу 2008 году был сооружен терминал
и на побережье Тихого океана. Завершение
строительства этой системы общей мощностью
до 80 млн. тонн позволит выйти на побережье
Тихого океана. Функции заказчика проектирования
и строительства трубопровода возложены
на компанию «Транснефть». Экологическая
безопасность в ТЭК является ценностью
для каждого российского ведомства, для
каждой компании, равно как и для любой
независимой общественной организации.
Нелепо подозревать, кого бы то ни было,
в стремлении навредить среде, в которой
ты работаешь и живешь. Однако новые эффективные
технологии защиты окружающей среды не
могут развиваться в обстановке запрета
и подозрительности по отношению к непривычным,
но уже успешно апробированным решениям2.
Глава III. Основные методы укрепления глобальной энергетической безопасности
§1. Повышение прозрачности, предсказуемости и стабильности глобальных энергетических рынков
Наличие свободных, конкурентных и открытых рынков имеет жизненно важное значение для эффективного функционирования глобальной энергетической системы. Усилия по повышению прозрачности, усилению и расширению верховенства закона, созданию и укреплению предсказуемых, эффективных режимов налогообложения и регулирования, проведению ответственной политики в отношении спроса и предложения - все это играет существенную роль в обеспечении глобальной энергетической безопасности. Снижая уровень неопределенности, эти усилия способствуют лучшему пониманию энергетического рынка, а значит - принятию более взвешенных инвестиционных решений и повышению конкурентоспособности. Для бесперебойного функционирования мировых энергетических рынков необходим также регулярный и своевременный обмен надежной информацией между всеми рыночными игроками. Формированию эффективных энергетических рынков способствует прозрачность и предсказуемость энергетической политики и режимов регулирования на уровне отдельных государств.
Началась реализация Совместной инициативы по созданию нефтяного банка данных (JODI) и предпринимаются дальнейшие действия по совершенствованию и распространению всеми странами статистических данных о состоянии рынков нефти и других энергоресурсов, в том числе за счет разработки единых стандартов отчетности о запасах нефти и других энергоносителей. В этой связи МЭФ предложено принять меры по расширению состава стран-участниц JODI и продолжить повышать качество и своевременность представления статистической информации.
Информация о работе Основные методы укрепления глобальной энергетической безопасности