Организация местного самоуправление в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 16:31, контрольная работа

Описание работы

Местное самоуправление согласно Европейской Хартии местного самоуправления от 15-го октября 1985 года (для Российской Федерации вступила в силу с 1-го сентября 1998г.) составляет одну из основ конституционного строя. Оно представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в стране.

Содержание

Введение

1.Организация местного самоуправление в Японии

2.Общие сведения о Японии

3.Краткая историческая справка

4.Система и структура органов местного самоуправления

Заключение

Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 37.63 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение

1.Организация местного самоуправление в Японии

2.Общие сведения о Японии

3.Краткая историческая справка

4.Система и структура органов местного самоуправления

Заключение

Библиографический список 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3

Введение 

      Местное самоуправление согласно Европейской  Хартии местного самоуправления от 15-го октября 1985 года (для Российской Федерации  вступила в силу с 1-го сентября 1998г.) составляет одну из основ конституционного строя. Оно представляет собой основополагающий принцип организации и осуществления  власти в обществе и государстве, который наряду с другими конституционными принципами определяет систему демократического управления в стране. Статья 2-я Хартии («Конституционные и законодательные  основы местного самоуправления») гласит:

      "Принцип  местного самоуправления должен  быть признан во внутреннем  законодательстве и, по возможности,  в Конституции государства".

      А в статье 3-й даётся понятие термина  «местное самоуправление»:

  1. "Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.
  2. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путём свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчётные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращение к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме участия граждан, если это допускается законом".1

      Таким образом, Хартия указывает, прежде всего, на роль местных органов в реализации местного самоуправления. Признавая  право населения на осуществление  местного самоуправления, государство  тем самым признаёт самостоятельность  местного самоуправления в пределах его полномочий и берёт на себя обязанность создавать необходимые  условия для осуществления, данного  права. Ещё государство должно признавать и защищать равным образом наряду с другими формами собственности  и муниципальную собственность  — экономическую основу

4

реализации  права населения на местное самоуправление, а также право населения на самостоятельное определение структуры  органов местного самоуправления. То есть, можно сказать, что в целом  местное самоуправление являет собой  целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной  самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования муниципальной власти. Его можно  рассматривать в качестве: основы конституционного строя, права населения  на самостоятельное решение вопросов местного значения и в качестве формы  народовластия. Причём в каждой отдельно взятой стране, несмотря на общность основных идей, и принципов практическая реализация местного самоуправления носит свой, отличный от других и неповторимый, характер, что объясняется разностью  культурных и национальных традиций. В моём реферате примером для рассмотрения модели местного самоуправления является Япония. В отличие от западных обществ, где право рассматривается, прежде всего, как средство урегулирования конфликтов, в Японии, как и во многих других восточных обществах, несмотря на высокий уровень развития страны, в основе общественного регулирования (в том числе и правового) лежит  стремление вообще избежать конфликтов как таковых. Управление, как в  государстве, так и на местах во многом определяется системой традиционных ценностей  и обязательств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5

1.Организация местного самоуправление в Японии

2.Общие сведения о Японии

      Япония (в официальном названии государства  не упоминается слово «империя») — государство в Вост. Азии, занимающее цепь островов (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку, архипелаг Рюкю и другие, всего  около 4 тыс.), омываемых Тихим океаном, Японским, Охотским и Восточно-Китайским  морями, общей площадью примерно равных территории Германии. Население 127 млн. человек (в полтора раза больше, чем  в той же Германии), японцев 99%2. Городское население 77,6%3. Административно-территориальное деление: 9 областей, объединяющих 44 префектуры; столичный округ и 2 городские префектуры. Столица — Токио. Япония — конституционная монархия. Глава государства — император. Законодательный орган — двухпалатный парламент (Палата советников и Палата представителей). Япония — высокоразвитая в технологическом и экономическом плане страна. Она занимает третье место в мире по объёму ВВП (после США и Китая) и шестое — по доле ВВП на душу населения (наряду с Канадой и после Сингапура и Швейцарии)4. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6

3.Краткая историческая справка

      С конца 12 в. до 1867 государственная власть находилась в руках сёгунов. В 1867-68 в результате Реставрации династии Мэйдзи была восстановлена власть императора, проведены реформы, способствовавшие модернизации страны. В 1889 была введена  конституция, по которой Япония стала  конституционной монархией. В 1890 созван первый парламент. Во 2-й мировой  войне Япония выступала как союзник  Германии и Италии. Она оккупировала многие азиатские страны, но с 1943 начала терять захваченные территории. В  августе 1945 японский народ стал жертвой  атомных бомбардировок. 9 августа 1945 СССР вступил в войну с Японией. Советские войска разгромила Квантунскую  армию Японии. Правительство Японии 2 сентября 1945 подписало Акт о  безоговорочной капитуляции. На несколько  лет Япония оказалась практически  под контролем США, что естественно  не могло не сказаться на её правовом и государственном устройстве. Проект ныне действующей Конституции Японии почти полностью был разработан в штабе оккупационных войск  США. Проект был принят Парламентом  Японии 3 ноября 1946, одобрен Дальневосточной  комиссией (контрольный орган держав-победительниц  во Второй Мировой войне) года и вступил  в силу 3 мая 1947 года.

      В целом, можно сказать, что после  второй мировой войны произошла  демократизация государственного строя  Японии. Были провозглашены основные буржуазно-демократические права  и свободы, отменено фашистское законодательство, запрещены милитаристские организации, получили широкое развитие муниципальные  институты. Конституция 1947г. установила парламентскую монархию, радикально изменив положение главы государства  — императора. Власть была передана парламенту, ответственному перед ним  кабинету министров и суду. Широкие  права получили местные муниципальные  органы управления. Установленная в 1947г. система государственной власти действует в Японии и по сей  день. 
 
 
 

7

4.Система и структура органов местного самоуправления

      Введение  нового основного закона придало  новые формы местным органам  власти. Прежняя система местного управления, созданная в XIX веке по прусским образцам, отличалась крайним бюрократизмом. Все исполнительные органы местной администрации были подчинены министерству внутренних дел, весьма жёстко контролировавшему их деятельность. Губернаторы префектур и другие крупные чиновники администрации назначались по приказу центра, избиравшиеся населением муниципальные собрания обладали лишь совещательными функциями. Конституция Мэйдзи не содержала вообще никаких упоминаний об организации местной системы управления, оставляя её целиком на произвол императорской власти.

      Конституция 1947 года, в отличие от предыдущей, содержит специальную главу VIII о местных органах власти. Основным положением является принцип «местной автономии». При органах местной администрации в соответствии с законом учреждаются Собрания в качестве совещательного органа. Главные должностные лица органов местной администрации, члены их Собраний и другие местные должностные лица, которые определены законом, избираются населением, проживающим на территории соответствующих органов местной администрации, путем прямых выборов. Ст. 94 предоставляет «местным общинам» право самостоятельно распоряжаться принадлежащим им имуществом, решать административные вопросы и издавать свои постановления в соответствии с существующими законами. Конституция содержит также оговорку, что ни один закон, относящийся к «местной общине», не может быть издан парламентом без согласия этой общины. Эти положения, устанавливающие новый статут местных органов власти, реорганизовали систему управления префектурами по типу американских штатов

      Местное самоуправление в Японии осуществляется на двух уровнях: префектуры и поселения. За каждым из уровней закреплена собственная  компетенция; вмешательство со стороны  каких-либо других уровней и государства  не допускается, а если и допускается, то только через суд. Модель местного самоуправления в Японии основана на принципах: 

8

  • формализация принципа разделения властей на всех уровнях;
  • выборность высшего должностного лица (Мэр, Префект) и представительного органа;
  • сосредоточение ответственности за проводимую политику и основных рычагов управления выборного должностного лица;
  • установление единообразной структуры местного самоуправления;
  • местные автономии;
  • выборности всех должностных лиц местного самоуправления;
  • право местных органов публичной власти по управлению своим имуществом;
  • издание своих постановлений в пределах законов и др.

      Как было сказано выше в стране существует двухзвенная иерархическая система  территориально-административных образований: верхнее звено образуют префектуры, нижнее — муниципалитеты, к которым  относятся города, поселки, сельские общины. В стране 47 префектур (43 обычные  префектуры, префектура Токийского столичного округа, входящие в неё две столичные  префектуры — Осака и Киото, и  остров Хоккайдо образующий провинцию, разделенную на округа). Муниципалитетов  более 3200. Правовое положение всех административных единиц, включая столичный округ, одинаково. Токийский столичный  округ делится на 23 городских  района (в них есть избираемые советы и главы районов, о которых  более подробно будет сказано  ниже), причём в него входят также  города, посёлки и деревни, примыкающие  к Токио — официально весь этот мегаполис называется «Большой Токио». Наряду со столичным округом другие крупные города (с населением более 1-го миллиона человек) также имеют  внутригородские районы, но в этих районах нет самоуправления: главы  их исполнительных органов назначаются  мэрами городов, не избираются и районные представительные органы. Существуют также специальные округа: финансово-промышленные, корпорации регионального развития и т.д. Их органы, избираемые и делегируемые, занимаются в основном координирующей деятельностью.

      Положения об организации власти на местах по принципу самоуправления (местной автономии) были сформулированы не только в восьмой  главе конституции,

9

но и  в Законе о местном самоуправлении от 16 апреля 1947 г., который конкретизировал  применение конституционных положений. В течение последующего десятилетия  был разработан и принят целый  ряд специальных законов, обеспечивших и закрепивших дальнейшее развертывание  системы местного самоуправления. В  результате она приняла форму, сохраняющуюся  до настоящего времени, хотя и позже  законы корректировались, отражая изменения  в стране.

      Основными звеньями местной законодательной  власти являются префектурные, городские, поселковые и деревенские собрания (советы). Их количественный состав зависит  от численности населения соответствующих  административных единиц. В совете префектуры может быть максимум 120 депутатов (как профессиональных, так и неосвобождённых, т.е. таких, которые совмещают депутатскую  деятельность с другой работой), в  городах и деревнях от 12 до 30. Такие  депутаты не имеют иммунитета. Они  получают жалованье из муниципального бюджета, а также некоторые доплаты, связанные с ведением депутатских  дел (например, ежегодные доплаты  на исследовательскую работу по вопросам местного самоуправления и на ознакомительные  поездки в другие префектуры для  изучения опыта работы в размере 380 тысяч йен5) Собрания возглавляются председателями. Руководство исполнительной властью в органах местного самоуправления осуществляют: в префектурах — губернаторы, в городах — мэры, в поселках и деревнях — старосты. Губернаторы и мэры рассматриваются в качестве органов самоуправления, но в то же время и в качестве органов государства, поскольку ряд функций делегирован им центральными органами.

      Местные собрания (префектуальные, городские, деревенские) и главы администраций (губернаторы, мэры, старосты) избираются непосредственно населением на 4 года. В компетенцию этих должностных  лиц входит созыв собраний на очередные  и внеочередные сессии. Кроме того, они имеют право вето по отношению  к решениям собраний (которое, однако, преодолевается вторичным принятием решения собранием, квалифицированным большинством, составляющим 2/3 голосов от общего числа голосов депутатов собрания) и право досрочного

10

роспуска  собраний (но с обязательным назначением  даты выборов в новое собрание). Префекты могут быть досрочно смещены  премьер-министром, а мэр города и староста деревни — префектом. Высшие должностные лица общей компетенции  имеют право приостанавливать исполнение актов центральных органов управления (но не правительства) на своей территории. Исполнительные полномочия на местах принадлежат специальным постоянным комиссиям местных собраний. Члены  этих комиссий избираются собраниями или назначаются главой администрации  с согласия собрания. За деятельностью  органов местного самоуправления и  управления осуществляется жесткий  прямой контроль центральных ведомств. В мелких общинах советы не избираются, там созываются Собрания избирателей (фактически — жителей).

Информация о работе Организация местного самоуправление в Японии