ОПЕК. Основные направления деятельности. Отношения с Россией

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 22:05, реферат

Описание работы

Цель работы – рассмотреть основные направления деятельности ОПЕК.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- изучить историю развития создания ОПЕК;
- рассмотреть развитие и современное состояние деятельности ОПЕК;
- проанализировать перспективы и проблемы взаимоотношений России и ОПЕК

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ОПЕК 4
2. РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕК 10
3. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИИ И ОПЕК 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Работа содержит 1 файл

OPEK._Osnovnye_napravlenija_dejatelqnosti.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

Рост  цен на нефть наметился в связи  с ситуацией вокруг Ирака (ноябрь 2002 - март 2003). На внеочередной конференции  ОПЕК 12 декабря 2002 года в Вене было принято  решение об увеличении квот на добычу и экспортные поставки сырой нефти на 1,3 млн баррелей в день, начиная с 1 января 2003 года.

Конференция ОПЕК 11 марта 2003 года в Вене проходила  в условиях возросшей геополитической  напряженности в мире. В связи  с этим руководители ОПЕК заявили, что неуверенность на мировых рынках сырья вызвана не дефицитом в нефтепоставках, а политическими событиями, связанными с подготовкой военной акции против Ирака.

1 июня 2003 года вступило в силу решение  124-й конференции ОПЕК об увеличении совокупного производства нефти-сырца до 25,4 млн баррелей в день. В квоты ОПЕК не был включен Ирак, работавший по программе «Нефть в обмен на продовольствие».

В начале 2004 года в ОПЕК выявляется проблема недоинвестирования в течение последних  десяти лет, в результате чего производственные мощности стран-членов организации утратили гибкость и не могут оперативно обеспечить существенный рост добычи.

Быстрый рост стоимости нефти заставил руководство ОПЕК в марте 2004 года предпринять попытку стабилизировать цены. С этой целью ОПЕК приняла решение временно отменить квотные ограничения на добычу и экспорт нефти. В результате итоговый эффект от принятия ОПЕК стабилизирующих мер на деле оказался незначительным, а темпы роста цен на нефть практически не замедлились.

В апреле 2004 года в связи с инфляцией  доллара США департаменту маркетинга и исследований ОПЕК поручено изучить  возможность введения нового коридора на цены нефти из «корзины» ОПЕК.

1 июня 2004 года в преддверии своей  официальной конференции ОПЕК  сняла с себя ответственность  за высокие цены на нефть: "Любое  увеличение поставок картелем  не приведет к долгосрочному  снижению цен". 3 июня 2004 года на внеочередной конференции в Бейруте принято решение увеличить квоты на нефтедобычу до 25,5 млн. баррелей в день немедленно и еще на 500 тыс. баррелей в день начиная с августа.

С декабря 2004 года официально установленная  общая экспортная квота стран-членов ОПЕК составила 27 миллионов баррелей в день.

Благодаря снижению цен и наращиванию странами-членами ОПЕК нефтяного экспорта в течение последнего квартала 2004 года удалось не только полностью покрыть спрос на нефть, но и пополнить коммерческие резервные запасы этого сырья до среднего уровня последних пяти лет и даже превзойти этот показатель.

В январе 2005 года Организация стран-экспортеров  нефти и Европейский союз договорились о проведении регулярных встреч для  обсуждения вопросов, связанных с ценами на нефть. Первая совместная встреча в рамках Евросоюз-ОПЕК пройдет в мае - июне по вопросам о ситуации на мировом нефтяном рынке и тех шагов, которые они могут сделать для ее стабилизации.

Конференция ОПЕК, состоявшаяся 30 января 2005 года, приняла решение сохранить до второго квартала неизменными действующие квоты добычи и экспорта нефти и отменить ценовой «коридор»7.

На конец февраля 2005, на мировом рынке создалась новая ситуация, когда ряд стран ОПЕК предпринимает попытки предотвратить дальнейшее увеличение объемов стратегических запасов нефти у государств-потребителей.

Картель экспортеров нефти ОПЕК (OPEC), контролирующий три четверти мировых  запасов нефти, в 2006 году резко увеличил объемы геологоразведки. В 2006 году на территории стран, входящих в альянс, работало 336 буровых установок. Это на 11,6 процента больше, чем в 2005 году и является одним из самых высоких показателей с 1982 года, когда стоимость нефти составляла 90 долларов за баррель в нынешних ценах.

Активнее всего буровые установки вводятся в Саудовской Аравии, занимающей первое место в мире по объемам запасов нефти. В этой стране число буровых установок увеличилось на 70 с половиной процентов до 75 штук - максимального числа с 1980 года, когда ОПЕК начал вести подобную статистику.

На торгах 31 июля 2007 года стоимость барреля нефти с поставкой через месяц в Нью-Йорке составила 78,21 доллара, что является абсолютным максимумом. Ожидается, что нарастание объемов геологоразведки поможет справиться с дефицитом нефти в ближайшие пять лет, который прогнозируют исследовательские компании, в частности, Международное энергетическое агентство (IEA).

Согласно планам этой организации, ОПЕК придется за пять лет увеличить  экспорт нефти с 31,3 миллиона баррелей в сутки до 36,2 миллиона баррелей в сутки. В июле 2007 года в IEA пересмотрели прогноз по увеличению потребления нефти в мире - по данным агентства, до 2012 года каждый год миру будет требоваться на 2,2 процента нефти больше, чем в предыдущие 12 месяцев.

3. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИИ И ОПЕК

 

В 90-ые годы ОПЕК организация экспортеров  нефти погналась за двумя зайцами. С одной стороны, организация  экспортеров нефти, безусловно, хотели бы продавать нефть по более высоким  ценам. С другой - на практике высокие  цены на нефть ведут к снижению рыночной доли организации, что означает уменьшение ее влияния (поэтому ОПЕК хочет получить от независимых производителей, прежде всего России, гарантии как минимум несокращения доли организации). Однако если Мексика и Оман дали согласие на пропорциональное их доле сокращение добычи, то Россия нет.

В июле 2002 года между ОПЕК и Россией  вспыхнула настоящая «нефтяная война». На фоне падения цен на нефть ОПЕК потребовала от Москвы сократить добычу и продажу своих энергоресурсов на внешнем рынке. Президент ОПЕК угрожал опустить мировую цену на нефть до $5 долларов за баррель. На словах Россия присоединилась к эмбарго ОПЕК. Однако, по официальным статистическим данным, экспорт нефти из России непрерывно нарастал. Конфликт был исчерпан в связи с ростом цен на нефть накануне иракского кризиса.

В конце 90-х годов Россия нашла  оптимальный формат взаимоотношений  с ОПЕК. РФ участвует в акциях, например, связанных с квотированием нефтедобычи, и особенно это было актуально в период резкого падения нефтяных цен, в конце 90-х годов. Но делает это Россия исходя из собственных экономических интересов, собственного понимания внешнеэкономической деятельности и экономической политики.

На состоявшейся в конце октября 2004 года в Москве встрече Министра энергетики Российской Федерации В.Б.Христенко с и.о. Генерального секретаря ОПЕК г-ном Рахмоном вновь была подтверждена готовность России к продолжению консультаций, как в многостороннем, так и в двустороннем формате8.

Сегодня ОПЕК легко идет на контакт  не только с официальными лицами российского топливно-энергетического комплекса, но и с высшими учебными заведениями России, которые готовят профессиональные кадры нового уровня для этого сектора экономики.

Сегодня самым главным вопросом мировой экономики является глобальный рост цен на нефть.

Нефть останется наиболее важным первичным  энергоносителем в мире на ближайшие 20-30 лет. По оценкам экспертов потребление сырой нефти в 2007 г. составит порядка 81-82 млн. баррелей в сутки, а к 2025 г. достигнет уровня в 114-115 млн. баррелей в сутки.

Мир стоит перед угрозой «продолжительного нефтяного кризиса» и должен быть готов к тому, что цены на нефть будут высокими в течение длительного периода, сообщил Международный валютный фонд. Это - самое резкое из официальных предупреждений, которые до сих пор звучали в рамках долгосрочных прогнозов для энергетических поставок. Предсказывая рост спроса в развивающихся странах и ограниченное количество новых поставок за пределами ОПЕК после 2010 года, главный экономист МВФ Рагхурам Раджан сказал: «Мы должны быть готовы к жизни при высоких ценах на нефть». А дорогая нефть будет «продолжать представлять серьезную угрозу для мировой экономики», добавил он9.

В данной ситуации ОПЕК и Россия неразрывно связаны одной общей целью  – стабилизировать цены на углеводородное сырье на мировом рынке. Неприемлемо высокие цены не выгодны никому. Они подрывают устойчивость мировой экономики. И в конечном итоге скажутся отрицательно и на производителях.

Россия уделяет значительное внимание ситуации на нефтяных рынках не только в контактах со странами ОПЕК, но и во взаимодействии с основными странами-потребителями. Для России, это, прежде всего, европейские страны (около 90 процентов экспорта нефти). Так, в рамках Энергодиалога России и Евросоюза страны договорились, в частности, совместно изучить вопрос о влиянии стратегических запасов нефти на стабилизацию нефтяного рынка.

На сессии ОПЕК говорили о том, что  в этом году Россия планирует добыть 450 миллионов тонн нефти, из которых 225 миллионов тонн пойдет на экспорт. В итоге, за прошлый год в России добыто 458,8 млн. жидких углеводородов. На экспорт ушло - 285 млн. т, что соответствует стратегии, которая оговаривалась с ОПЕК.

Главные официальные лица ТЭК России полагают, что наращивание добычи и экспорта нефти внесет определенный вклад в решение задачи стабилизации мировых цен на нефть. Если ОПЕК сочтет необходимым пересмотреть существующий ценовой коридор, то, по мнению России, следовало бы исходить из баланса интересов производителей и потребителей, а также необходимости сохранения нынешних темпов развития мировой экономики10.

16 марта 2005 Организация стран-экспортеров  нефти приняла решение увеличить  квоты на добычу и экспорт.  И российские официальные власти  это решение полностью поддержали. Пока квота будет увеличена на 500 тысяч баррелей в сутки. При этом ОПЕК предполагает в ближайшее время вернуться к этому вопросу, и если цена на нефть уменьшится, увеличить квоту еще больше. И такое увеличение будет происходить до тех пор, пока цена на нефть на мировых рынках не опустится до «приемлемого уровня». Правда, что это за уровень, пока не понятно. Зато в решении есть и другая оговорка: если в результате такой игры с квотами цена нефти не изменится, то игру прекратят.

Такую формулу при регулировании мирового рынка нефти ОПЕК применяет впервые.

Все страны ОПЕК находятся в глубокой зависимости от доходов своей  нефтяной промышленности. Пожалуй, единственная из стран, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого — 48 процентов в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.

Из этого следует, что без  внешнего рынка говорить о развитии стран ОПЕК нет смысла. Экспорт сырья, являясь основным источником дохода стран, «вытягивает» за собой и внутреннюю экономику. Из этого следует, что экономика стран-участников картеля напрямую зависит от мировых цен на углеводородное сырье.

Ясно, что в общих интересах  и России, и ОПЕК, поддержать цены на нефть в заранее оговорённых  пределах.

С одной стороны, цены на нефть должны покрывать производственные затраты  и основные риски производителей. С другой стороны, цены не должны оказывать отрицательного влияния на развитие мировой экономики и, в частности, должны позволять осуществление инвестиций в развитие нефтяной промышленности

Решить эти проблемы можно только объединенными усилиями стран-членов ОПЕК и независимых производителей. Взвешенная и кропотливая работа в этом направлении позволит добиться долгосрочного решения существующих проблем.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, OPEC (The Organization of the Petroleum Exporting Countries) - картель, созданный нефтедобывающими державами для стабилизации цен на нефть. Членами данной организации являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспорта нефти. Основная цель организации — контроль над мировыми ценами на нефть. В ОПЕК входят Алжир, Индонезия, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Нигерия, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ и Венесуэла. В этих странах сосредоточено около двух третей разведанных запасов нефти в мире.

Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в  отношении добычи нефти среди  стран участников организации, с целью поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль.

В 1960-х годах на мировых рынках существовало избыточное предложение  нефти, и целью создания ОПЕК являлось предотвращение дальнейшего падения цен. Однако в 1970-х годах резкий рост мирового спроса на нефть позволил добывающим странам значительно увеличить доходы от ее продажи, особенно за счет повышения мировых цен на нефть в четыре раза в 1973-1974 и еще в два раза в 1979 году

ОПЕК выглядела сильной в 1970-х  годах, когда спрос на нефть оставался  высоким, а взлетевшие цены приносили  колоссальные прибыли гигантским нефтяным компаниям и резко увеличили  стоимость их нефтяных запасов.

В  последующие  годы  странам - членам  ОПЕК  удалось  достичь  цели, поставленные  ими  при  создании  данной  организации, т.е.  им  удалось: прекратить  практику  одностороннего  снижения  цен  на  нефть  нефтяными  компаниями; возвратить  активы  от  иностранных  компаний  в  свою  собственность

Периоды, в  течение  которых  участникам  этой  организации  удавалось  проводить  единую  рыночную  политику, чередовались с  резким  ослаблением  дисциплины  в  рамках  ОПЕК, когда  многие  страны -  участницы наращивали  уровень  добычи  и  экспорта  для  удовлетворения  текущих  финансовых  нужд, нарушая  согласованную  политику  квот  и  цен  и  не  считаясь  с  опасностью  дестабилизации  рынка.  
Отражением  такого  положения  являлось  то  ослабевающее, то  усиливающееся  воздействие  ОПЕК  на  рынок  и  связанные  с  этим  колебания  цен  в  широких  пределах. То  есть  проблемой  этой  организации  является  несогласованность  действии. Ключевым  фактором, определяющим  ситуацию  не  только  в  ОПЕК, но  и  на  мировом  рынке  нефти   в  целом, остается  политика  Саудовской  Аравии - крупнейшего  в  мире  продуцента  и  экспортера  жидкого  топлива.

Информация о работе ОПЕК. Основные направления деятельности. Отношения с Россией