ОПЕК. Основные направления деятельности. Отношения с Россией

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 22:05, реферат

Описание работы

Цель работы – рассмотреть основные направления деятельности ОПЕК.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- изучить историю развития создания ОПЕК;
- рассмотреть развитие и современное состояние деятельности ОПЕК;
- проанализировать перспективы и проблемы взаимоотношений России и ОПЕК

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ОПЕК 4
2. РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕК 10
3. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РОССИИ И ОПЕК 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

Работа содержит 1 файл

OPEK._Osnovnye_napravlenija_dejatelqnosti.doc

— 108.00 Кб (Скачать)


ОПЕК. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОТНОШЕНИЯ С РОССИЕЙ

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Международная организация – это  добровольное объединение государств в соответствии с международным  правом на основе международных договоров.

Рано или поздно перед государствами встает задача их взаимодействия, целью которого является взаимопомощь, а также решение общих проблем в различных областях деятельности: политической, экономической, культурной, правовой, научно–технической и других.

Проблема  энергообеспечения  является  одной  из  основных  как  для  каждой  страны  в  отдельности, так  и  для  всего  мира  в  целом. Непосредственное  отношение  к  ней  имеют  страны - экспортеры  нефти, среди  которых  можно  выделить  группу, оказавшую  огромное  влияние  на  развитие  как  нефтяной  промышленности, так  и  всего  энергетического  комплекса  мира. Это  страны  ОПЕК (организация  стран - экспортеров  нефти), возникшей  в   1960 г., в  состав  которой  входят: Венесуэла, Алжир, Иран,  Ирак, ОАЭ, Ливия, Кувейт, Катар, Саудовская  Аравия, Мексика, Габон, Нигерия, Индонезия. Впервые  эти  страны  заявили  о  себе  в  1971  -  1973 гг., в  период  нефтяного  кризиса, когда  ситуация  на  мировом  рынке  нефти  кардинально  изменилась  в  их  пользу. До  этого  времени  они  были  практически  бесправны  и  всецело  зависели  от  стран- концессионеров . Но  в  силу  сложившихся  обстоятельств  им  удалось  взять  власть  в  свои  руки  и  освободиться  от  зависимости.

Отношения в энергетическом секторе между Россией и ОПЕК никогда не были однозначными. Одна «нефтяная война» сменялась другой, возникали противоречия, но современная ситуация складывается так, что Россия и ОПЕК все охотней идут на взаимовыгодный энергодиалог.

Все вышеперечисленные факторы и обусловили актуальность нашего исследования.

Цель работы – рассмотреть основные направления деятельности ОПЕК.

В соответствии с поставленной целью  решались следующие основные задачи:

- изучить историю развития создания  ОПЕК;

- рассмотреть развитие и современное состояние деятельности ОПЕК;

- проанализировать перспективы  и проблемы взаимоотношений России  и ОПЕК

Методы исследования:

-обработка, анализ  научных источников;

-анализ научной литературы, учебников  и пособий, а также сети Интернет  по исследуемой проблеме.

Объект исследования – ОПЕК

Предмет исследования – основные направления деятельности ОПЕК.

 

1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ОПЕК

 

Организация стран-экспортёров нефти, сокращённо — ОПЕК, (англ. OPEC, The Organization of the Petroleum Exporting Countries) — картель, созданный нефтедобывающими державами для стабилизации цен на нефть. Членами данной организации являются страны, чья экономика во многом зависит от доходов от экспорта нефти. Основная цель организации — контроль над мировыми ценами на нефть

ОПЕК была сформирована на международной  конференции 10-14 сентября 1960 года в  Багдаде (Ирак). Первоначально в эту  организацию вошли пять стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. В период с 1960 по 1975 годы было принято  еще восемь новых членов: Катар, Индонезия, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Габон. В декабре 1992 года Эквадор вышел из состава ОПЕК, а в январе 1995 года из нее был исключен Габон1.

ОПЕК как постоянно действующая  негосударственная организация была создана на конференции в Багдаде (Ирак) 10—14 сентября 1960. Первоначально в состав организации вошли Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. К этим пяти странам, основавшим организацию, позднее присоединились ещё девять: Катар (1961), Индонезия (1962), Ливия (1962), Объединённые Арабские Эмираты (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973—1992), Габон (1975—1994), Ангола (2007).

Устав ОПЕК утвержден на 2-й конференции  в Каракасе 15-21 января 1961 года. В 1965 году  устав был полностью пересмотрен. Позже также в него вносились многочисленные изменения и дополнения.

ОПЕК была учреждена после того, как «Семь сестер» в картель, объединявший компании British Petroleum, Chevron, Exxon, Gulf, Mobil, Royal Dutch/Shell и Texaco и контролировавший переработку сырой нефти и продажу нефтепродуктов во всем мире, - в одностороннем порядке снизили закупочные цены на нефть, исходя из которой они выплачивали налоги и проценты за право разработки природных ресурсов нефтедобывающим странам.

Инициатором создания организации была Венесуэла—наиболее развитая из нефтедобывающих стран, которая в течение длительного времени подвергалась эксплуатации нефтяных монополий. Понимание необходимости координации усилий против нефтяных монополий назревало и на Ближнем Востоке. Об этом свидетельствовали ирако-саудовское соглашение о согласовании Нефтяной политики в 1953 году и заседание Лиги арабских стран в 1959 году, посвященное нефтяным проблемам, на котором присутствовали представители Ирана и Венесуэлы2.

Непосредственным импульсом, приведшим к созданию ассоциации экспортеров нефти, было очередное снижение справочных цен в 1959 году со стороны Международного нефтяного картеля, а также введение ограничений на импорт нефти в США.

Штаб-квартира ОПЕК первоначально  находилась в Женеве (Швейцария), затем 1 сентября 1965 переместилась в Вену (Австрия).

Основными целями создания Организации являются:

1) координация и унификация нефтяной политики государств-членов;

2) определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов;

3) обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти;

4) внимание к интересам стран-производителей нефти и необходимости обеспечения:

    • устойчивых доходов стран-производителей нефти;
    • эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран-потребителей;
    • справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность;
    • охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.
    • сотрудничество со странами-нечленами ОПЕК в целях реализации инициатив по стабилизации мирового рынка нефти.

Таким образом, основной целью ОПЕК является, единая защита свои экономических интересов. По    сути,    ОПЕК    положила    начало межгосударственному регулированию в  энергетической  сфере  применительно  к мировому нефтяному рынку.

Полноправными членами могут быть только члены-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены конференцией.

Любая другая страна, в  значительных  размерах  экспортирующая  сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с  интересами  стран-членов, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет  одобрено большинством в 3/4 голосов, включая голоса всех членов-учредителей.

Министры энергетики и нефти  государств членов ОПЕК дважды в год  проводят встречи для оценки международного рынка нефти и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка. Решения об изменениях объёма добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК3.

Страны члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти. На их долю приходится 40 % от всемирной добычи или половина мирового экспорта нефти. Пик нефти ещё не пройден только странами ОПЕК и Россией (из крупных экспортёров).

Такие крупные экспортеры нефти, как  Бруней, Великобритания, Мексика, Норвегия, Оман и Советский Союз, а затем  Россия, никогда не были членами  ОПЕК.

Одной из задач ОПЕК является представление  единой позиции стран-производителей нефти на мировом нефтяном рынке. С 1960 по 1973 годы Организация не могла реально влиять на расстановку сил на рынке нефти. Ситуация изменилась в первой половине 1970-х годов, когда западный мир столкнулся с усилением инфляции и нехваткой сырьевых ресурсов. Заявила о себе проблема недостатка нефти. Например, США были вынуждены импортировать около 35% нефтепродуктов. В это время ОПЕК начала отстаивать свои позиции в отношении принципов разделения прибыли на рынке нефти4.

В октябре 1973 года Организация ввела  эмбарго на поставки нефти в США в ответ на поддержку последних Израиля в войне с Сирией и Египтом. Баррель нефти поднялся в цене с $3 до $5,11. К концу 70-х годов потребление нефти начало сокращаться по ряду причин: на нефтяном рынке увеличилась активность стран, не входящих в ОПЕК; стал проявляться общий спад экономики западных стран; спад энергопотребления. Цены на нефть начали снижаться.

В течение 70-х годов цена нефти  продолжала расти, также как и  цена цветных металлов, резины, пшеницы  и хлопка. Повышение цен на нефть  вызвало эффект бумеранга и повлекло за собой удорожание практически всех товаров и услуг. В 1974 г. индекс потребительских цен вырос на 11%, так что в 1975 г. Президент Форд был вынужден принять программу борьбы с инфляцией.

Доходы от продажи нефти для  основных арабских стран-производителей нефти в 1973-1978 гг. росли невиданными темпами. Например, доходы Саудовской Аравии выросли с $4,35 млрд. до $36 млрд., Кувейта - с $1,7 млрд. до $9,2 млрд., Ирака - с $1,8 млрд. до $23,6 млрд.

Однако к концу 70-х потребление  нефти начало сокращаться по целому ряду причин. Во-первых, на нефтяном рынке увеличилась активность стран, не входящих в ОПЕК. Во-вторых, стал проявляться общий спад экономики западных стран. В-третьих, определенные плоды принесли усилия по снижению энергопотребления. Кроме того, США, обеспокоенные возможными потрясениями в странах-производителях нефти высокой активностью СССР в регионе, особенно после введения советских войск в Афганистан, были готовы в случае повторения ситуации с поставками нефти использовать военную силу. В конечном счете, цены на нефть начали снижаться.

После эмбарго 1973 года Киссинджер и  Никсон начали поиски партнера на ближнем  Востоке. Их выбор пришелся на Иран, не принимавший участия в эмбарго  против США. Иран разрешил заправлять суда в своих портах и поддерживал позицию США в отношении СССР. Тем не менее, несмотря на все принятые меры, в 1978 г. разразился второй нефтяной кризис. Главными причинами послужили революция в Иране и политический резонанс, который вызвали договоренности в Кемп-Девиде между Израилем и Египтом. К 1981 году цена на нефть достигла $40 за баррель5.

В конечном итоге рыночные силы, активное развитие программ энергосбережения в  западных странах и разногласия  между членами ОПЕК привели к  снижению нефтяных цен. С 1981 г. цена на нефть плавно падала, вплоть до недавнего времени. И хотя еще совсем недавно казалось, что уровень 1981 г. вряд ли будет достигнут в обозримом будущем, ситуация не просто обострилась, она вышла из-под контроля. Похоже, необходимые уроки из прошлого извлечены не были.

Слабость ОПЕК в полной мере проявилась в начале 1980-х годов, когда в  результате полномасштабного освоения новых нефтяных месторождений за пределами стран ОПЕК, широкого внедрения  энергосберегающих технологий и  экономической стагнации спрос на импортную нефть в промышленно развитых странах резко сократился, а цены упали почти вдвое.

Основной недостаток ОПЕК заключается в том, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны.

Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с западными нефтяными компаниями.

Для других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии, характерны высокая численность населения и нищета, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют огромную задолженность. Эти страны вынуждены добывать и продавать как можно больше нефти.

Страны, входящие  в  ОПЕК, принадлежат  к  разным  группировкам. К  радикальной  группировке  относятся  Ирак, Иран, Ливия  и  Алжир    Они  традиционно  выступают  за  установление  цен  на  возможно  более  высоком  уровне. Остальные  страны  можно  отнести  к  умеренной, которая  соответственно  выступает  за  умеренную  политику    Страны - экспортеры  нефти  поняли, что  регулируя  объемы  добычи они  смогут  контролировать  цены  на  нефть, но  и  страны - импортеры  нефти, а  в  целом  ряде  случаев  и  нефтяные  монополии  делали  все, чтобы  не  дать  ОПЕК  сдерживать  рост  предложения  нефти. В  своем  давлении  на  ОПЕК   страны- импортеры  нефти, и  в  первую  очередь  США, использовали  и  используют  объективные  расхождения  между  странами - членами  ОПЕК  по  вопросу  о  расширении  добычи  нефти. Многие  исследователи  подчеркивают  стремление  США  нарушить  единство  нефтедобывающих  стран,  исключить  возможность  их  совместных  действий. Американский  капитал  всеми  правдами  и  неправдами  стремился  усилить  свои  позиции  в  некоторых  нефтедобывающих  странах6.

2. РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕК

 

В марте 1999 года на Конференции был принят лимит добычи в 22 976 000 баррелей в  день. Разбивка по странам представляет собой следующую картину: Саудовская Аравия — 7 438 000, Иран — 3 359 000, Венесуэла — 2 720 000, ОАЭ — 2 000 000, Нигерия — 1 885 000, Кувейт - 1 836 000, Ливия — 1 227 000, Индонезия — 1 187 000, Алжир — 731 000, Ирак — сейчас не квотируется, Катар — 593000.

Однако  в конце 1997 года началось падение цен на нефть, а в 1998 году мировой рынок нефти охватил беспрецедентный кризис.

Информация о работе ОПЕК. Основные направления деятельности. Отношения с Россией