Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:20, контрольная работа
Официальное финансирование развития на двухсторонней основе включает два вида кредитования и субсидирования: официальная помощь развитию (далее ОПР) и прочее ОФР. Основное различие между ними заключается в условиях предоставления ресурсов. Если условия кредита (срок, льготный период, уровень процента) соответствуют установленным нормам льготного кредитования, то он относится к ОПР, если нет, то к прочему ОФР. К ОПР причислены и все безвозвратные субсидии.
1.Официальное финансирование развития на двухсторонней основе..3
2.Финансирование развития на негосударственной основе…………...7
Список использованных источников………………………………….17
Самым распространенным инструментом эмиссии долговых обязательств развивающихся стран являются еврооблигации (евробонды), номинированные в валюте страны, где они размещаются (до 70—80% в долларах). Выпускаются они обычно на 5—12 лет с фиксированной ставкой. Последняя зависит главным образом от кредитного рейтинга, который международные рейтинговые агентства присваивают эмитенту (центральному правительству, местному органу власти, компании, банку). В 1990 г. только 10 развивающихся стран имели такие рейтинги, в 1996 г. — 51, из них 25 стран, в основном Юго-Восточной и Восточной Азии, имели самые высокие инвестиционные рейтинги. В результате валютно-финансового кризиса их рейтинги были снижены.
Однако доходность еврооблигаций зависит также от выбора (удачно или неудачно), времени и места эмиссии, ее организации и т. д. При низком рейтинге облигаций бывает высокий спрэд, измеряемый разницей в доходности этой облигации и краткосрочной ценной бумаги казначейства США, если облигация номинована в долларах. Определяющую роль играют «суверенные рейтинги (центрального правительства)». Согласно правилу рейтинги местных органов власти и хозяйствующих объектов не могут быть выше суверенного рейтинга. В 1996 г. в среднем спрэды по суверенному долгу составляли 292 базисных пункта, по частному сектору — 334 пункта. В результате валютно-финансового кризиса в конце 90-х годов доходность по евробондам большинства развивающихся стран значительно увеличилась и спрэды повысились. На рынке еврооблигаций ведущая роль пока сохраняется за государством, на его долю приходится 60—70% их эмиссии.
В значительно меньших масштабах, чем евробонды, развивающиеся страны используют другие финансовые инструменты мирового фондового рынка, в частности евроноты и евровекселя. Эмиссия ценных бумаг осуществлялась правительствами ряда развивающихся стран также при реструктуризации долга и конверсии его в облигации.
Масштабы притока иностранного капитала на рынки ценных бумаг развивающихся стран зависят от степени развития этих рынков. В этом случае долговые инструменты номинируются в национальной валюте и относятся к внутреннему долгу. Однако в целом на национальных рынках ценных бумаг развивающихся стран доминируют банки. Небанковские финансовые институты не получили должного развития, что затрудняет мобилизацию ресурсов на цели долгосрочного финансирования. На фондовых рынках компании редко прибегают к использованию долговых инструментов, предпочитая эмиссию акций, а не эмиссию облигаций. Доминирующие позиции на рынке облигационных займов занимают ценные бумаги центральных правительств.
Рынок облигаций наибольшее развитие получил в Латинской Америке, где в 1996 г. показатель объема эмитированных облигаций к ВВП составлял 32%. В Юго-Восточной и Восточной Азии этот показатель был равен 13%. Систематических данных об участии нерезидентов на рынке облигационных займов нет. Но, например, в Индонезии их доля достигала 1/3, хотя рынок развит слабо. В 1996 г. в Бразилии нерезидентам принадлежало облигаций (главным образом государственных) на сумму 10 млрд долл. при объеме облигационного рынка 162 млрд долл.
Некоторые развивающиеся страны используют ограничения на рынке облигаций по отношению к нерезидентам. Например, в Чили устанавливается минимальный период, в течение которого нерезиденты не могут продавать принадлежащие им облигации на вторичном рынке, и к тому же они обязаны осуществлять операции исключительно через национальные структуры. В некоторых других странах существуют ограничения на объемы облигаций, приобретенные нерезидентами. Но все же рынок облигаций подвержен ограничениям в меньшей степени, чем рынок акций.
Таким образом, у развивающихся стран существует выбор — мобилизовать внешние ресурсы при посредстве облигационных займов, выходя на мировой рынок, или привлекать нерезидентов на внутренние финансовые рынки. По объему операций преобладает первое направление.
Портфельные инвестиции в акции. Если инвестиции в облигации распределяются между государственными институтами и хозяйствующими субъектами, то портфельные инвестиции в форме акций мобилизуются исключительно предприятиями и банками. Повышение их удельного веса с 3 до 11 % в финансовых потоках является одним из важнейших показателей интеграции развивающихся рынков в мировой рынок. Как и долговые инструменты, долевые ценные бумаги поступают в развивающиеся страны по двум каналам. Во-первых, путем выхода заемщиков на мировой финансовый рынок. Во-вторых, за счет привлечения иностранных инвесторов на внутренний фондовый рынок.
Показатель рыночной капитализации (рассчитывается путем умножения эмитированных акций на их рыночную цену) по 18 странам с наиболее развитыми фондовыми рынками вырос с 200 млрд долл. в 1985 г. до 2,1 трлн долл. в 1997 г. До валютно-финансового кризиса развивающиеся рынки росли быстрее фондовых рынков развитых стран. Однако их рыночная капитализация оценивалась примерно в 1/10 фондовых рынков США, Японии и Великобритании. Для инвестиционных фондов и других институциональных инвесторов развивающиеся рынки представляют маргинальную, рискованную зону инвестирования. Поэтому при потрясениях на одном важном фондовом рынке инвесторы склонны покидать и другие, особенно соседние рынки, перемещая свои капиталы на Запад («уход в качество»).
Для сравнения уровня капитализации различных стран используется показатель: Рыночная капитализация ВВП
В середине 90-х годов этот показатель у Южной Кореи был равен около 50%, Таиланда — примерно 30%, Индонезии — лишь 7%. В 1997 г. курс акций в Юго-Восточной и Восточной Азии упал на 50% и продолжал снижаться. В связи с этим после периода повышения капитализации в этом регионе, как и на других развивающихся рынках, произошло снижение этого показателя. В большой степени эта тенденция была обусловлена оттоком капиталов нерезидентов.
Выход компаний развивающихся стран на фондовые рынки развитых стран (еврорынок акций развит слабо) осуществляется при помощи депозитарных расписок. Они являются производными ценными бумагами на основе акций. Впервые эти расписки, позволяющие обходить законы о запрете вывоза акций, были применены в 20-х годах. Депозитарные расписки используются при заимствованиях компаниями как из развитых, так и развивающихся стран. Но настоящий их бум произошел в 90-х годах в связи с выходом при помощи этого инструмента компаний из развивающихся стран на западные, особенно на американский, рынки. В конце 70-х годов программы депозитарных расписок имели 4 развивающиеся страны, в 1996 г. — 63, капитализация этого рынка равнялась 280 млрд долл. Из развивающихся стран лидирующие позиции на рынке депозитарных расписок занимала Аргентина — 11,3%, Гонконг — 8,2%, Мексика — 5%, Бразилия — 3,5% (в 1996 г.). Для сравнения отметим, что доля Англии — 17,4%, Японии — 11,3%.
В зависимости от того, на каком рынке было получено разрешение комиссии по ценным бумагам на эмиссию депозитарной расписки, американском или европейском, различают американские депозитарные расписки (АДР) и глобальные депозитарные расписки (ГДР).
Эмиссия публичных депозитарных расписок, обращающихся на вторичном рынке, осуществляется с разрешения комиссии по ценным бумагам. Процедура получения этого разрешения длительная и дорогостоящая. Поэтому эмитировать депозитарные расписки могут только крупные компании. Существуют три уровня депозитарных расписок. Наименьшие требования предъявляются при эмиссии депозитарных расписок первого уровня. Но осуществить первичную эмиссию невозможно. К тому же такие ценные бумаги обращаются только на внебиржевом рынке. Второй уровень дает право купли-продажи на бирже, но первичная эмиссия также невозможна. И только при выпуске расписок третьего уровня разрешается первичная эмиссия. Обычно эмитент начинает эмиссию с первого уровня и стремится получить право на выпуск расписок третьего уровня.
Кроме того, с 1990 г. в США практикуется частная (ограниченная) эмиссия депозитарных расписок, которая занимает меньше времени, поскольку не требуется разрешения комиссии по ценным бумагам, и обходится дешевле. Но ликвидность этих расписок низка, так как реализация их ограничена узким кругом институциональных инвесторов.
Важными звеньями рассматриваемой системы являются банк-кастоди и депозитарный банк. Банк-кастоди находится на территории страны эмитента акции. Он хранит акции и дает указание депозитарному банку о выпуске расписок под депонированные у него акции. Депозитарный банк составляет реестр владельцев депозитарных расписок; производит операции с дивидендами; предоставляет необходимую информацию. В операциях с депозитарными расписками принимают участие также брокерские компании, находящиеся в стране эмитента ценной бумаги и в стране инвестора.
Депозитарные расписки, несмотря на большие расходы при их эмиссии, рассматриваются многими компаниями в развивающихся странах в качестве эффективного финансового инструмента. Они дают возможность публично заявить о себе на ведущих западных рынках. При выпусках расписок первого и второго уровней, не дающих право на первичную эмиссию, возможности эмитента мобилизовать дополнительные ресурсы ограничены. Но после выхода на зарубежный рынок курс акций обычно повышается. Комиссии по ценным бумагам в развивающихся странах настороженно относятся к выпуску депозитарных расписок, если их эмиссия приобретает большие масштабы, поскольку тем самым ослабляется роль национальных фондовых рынков.
Прямые инвестиции — это долгосрочные вложения капитала в новые здания, оборудование, товарно-материальные запасы и т.д. В отличие от портфельных инвестиций они носят стратегический характер и свободны от спекулятивных мотивов. При прямых инвестициях инвестор обеспечивает не только приток финансовых ресурсов, но и передачу технологии, управленческого опыта, способствует сбыту продукции. Эти ресурсы наиболее привлекательны для финансирования капиталовложений в производственном секторе. Статистика обычно относит к прямым инвестициям такие вложения, которые составляют как минимум 10% акционерного капитала (иногда 25%). Считается, что такое владение акциями позволяет влиять на принятие решений, особенно если акции распылены или если компания зависит от иностранного инвестора в технологическом или другом отношении.
Ведущими инвесторами являются западные компании, и они же привлекают основную массу прямых инвестиций. Однако в 90-х годах происходило повышение роли развивающихся стран в качестве объектов прямого инвестирования. В 60—80-х годах их доля колебалась в пределах 10—20%, а к середине 90-х годов данный показатель повысился до 35%. В 1991 г. прямые инвестиции были эквиваленты 0,8% ВВП развивающихся стран, а в 1997 г. — 2,5%.
Однако приток прямых инвестиций сконцентрирован в небольшом числе государств. На десять развивающихся стран приходятся 3/4 таких инвестиций. Первое место с большим отрывом занимает Китай, который в 1997 г. привлек прямые инвестиции на сумму 37 млрд долл. (4,2% ВВП). Особенно быстро росли прямые инвестиции в сферу услуг. Из промышленных отраслей наиболее высокий индекс транснациональности имеют химические и фармацевтические компании, за ними следуют фирмы электронной и пищевой промышленности.
Притоку прямых инвестиций в развивающиеся страны в 90-х годах способствовали следующие факторы. Во-первых, глобализация производства и усиление конкуренции, толкавшие ТНК на путь использования дешевой рабочей силы в развивающихся странах. Во-вторых, улучшение инвестиционного климата во многих странах, в том числе либерализация законодательства. В-третьих, быстрый экономический рост в ряде стран. Этот фактор имеет решающее значение, особенно для инвесторов, ориентирующихся на сбыт продукции на рынке принимающей страны. В-четвертых, приватизация. В некоторых странах приток прямых инвестиций ускорялся параллельно с приватизацией и затухал, когда она заканчивалась. В-пятых, развитие фондовых рынков. Если прежде прямое инвестирование осуществлялось путем финансирования капиталовложений, то при наличии фондовых рынков прямое инвестирование может быть реализовано путем приобретения акций действующих компаний. В-шестых, росту прямых инвестиций способствовал прогресс в сфере связи и транспорта.
В
1997 г. приток прямых инвестиций в развивающиеся
страны находился примерно на уровне
1995 г. Однако в страны, находившиеся
в центре валютно-финансового кризиса,
начавшегося в 1997 г., прямое инвестирование
сократилось примерно на 10%. Это произошло,
хотя прямые инвестиции слабее реагируют
на кризис, чем портфельные.
Список
использованных источников:
1.Международные
валютно-кредитные и
2. С..В. Фомишин. «Международные экономические отношения» -К.”Вища школа”, 1997.