Официальное финансирование развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 21:20, контрольная работа

Описание работы

Официальное финансирование развития на двухсторонней основе включает два вида кредитования и субсидирования: официальная помощь развитию (далее ОПР) и прочее ОФР. Основное различие между ними заключается в условиях предоставления ресурсов. Если условия кредита (срок, льготный период, уровень процента) соответствуют установленным нормам льготного кредитования, то он относится к ОПР, если нет, то к прочему ОФР. К ОПР причислены и все безвозвратные субсидии.

Содержание

1.Официальное финансирование развития на двухсторонней основе..3
2.Финансирование развития на негосударственной основе…………...7
Список использованных источников………………………………….17

Работа содержит 1 файл

Контрольная.docx

— 35.33 Кб (Скачать)

       Содержание: 

       1.Официальное  финансирование развития на двухсторонней  основе..3

       2.Финансирование  развития на негосударственной  основе…………...7

       Список  использованных источников………………………………….17 

                    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         1. В начале 90-х годов на официальное финансирование развития (далее ОФР) на двухсторонней основе  приходилось около 1/2  ссудного капитала и субсидий.  поступивших в развивающиеся страны.

     Официальное финансирование развития на двухсторонней основе включает два вида кредитования и субсидирования: официальная помощь развитию (далее ОПР) и прочее ОФР. Основное различие между ними заключается в условиях предоставления ресурсов. Если условия кредита (срок, льготный период, уровень процента) соответствуют установленным нормам льготного кредитования, то он относится к ОПР, если нет, то к прочему ОФР. К ОПР причислены и все безвозвратные субсидии.

     Усредненные условия кредитов в рамках ОПР  таковы:

     срок  кредита — 25—30 лет;

     льготный  период около 10 лет;

     стоимость кредита обычно не выше 3% годовых.

     Кредиты, относящиеся к прочему ОФР, жестче, но обычно более выгодны, чем кредиты, полученные развивающейся страной  на мировом рынке ссудных капиталов.

     ОПР не связана с состоянием мирового рынка ссудных капиталов, так  как средства поступают из государственных  бюджетов. При их выделении Правительство  и Парламенты руководствуются преимущественно  не коммерческими, а социально-экономическими, политическими и военно-стратегическими  соображениями. Кредиты, как правило, имеют связанный характер, т.е. привязаны к поставкам заранее определенных товаров. Цены на товары, поставляемые в рамках ОПР, нередко завышаются. Большая часть ресурсов, выделенных в счет ОПР, привязана к финансированию конкретных объектов. Это жестко ограничивает рамки использования кредита, сужает маневренность страны-получателя. Этот метод предполагает жесткий контроль со стороны донора за использованием средств, что часто не устраивает реципиентов, которые стремятся к увеличению программной помощи, которая дает возможность более гибко применять ресурсы. Однако экономически это не всегда оправдано, поскольку ослабление контроля со стороны доноров нередко ведет к неэффективному использованию ресурсов развивающимися странами.

     Первоначально при проведении политики ОПР в  расчет брались прежде всего политические и военно-стратегические принципы. Затем предоставление льготных кредитов и субсидий увязывалось преимущественно с целями повышения нормы накопления и ускорения экономического роста. С середины 70-х годов акцент делается на социальные аспекты.

     Распределение ОПР по отраслям и  видам деятельности.

     Традиционно значительная часть льготных кредитов и субсидий направляется на кредитование строительства инфраструктурных объектов (транспорт, связь, энергетика). Обусловлено это тем, что развить эти низкорентабельные отрасли может только государство. K середине 80-х годов ассигнования на образование, здравоохранение, другие социальные и управленческие нужды несколько превысили расходы, связанные с льготным кредитованием инфраструктуры. Возросли также кредиты и субсидии сельскому хозяйству, поскольку основные очаги бедности сконцентрированы в сельской местности. Доля промышленности в ОПР составляла 5% общей суммы. Это соответствует стратегической линии ОПР, заключающейся в том, что кредитование промышленности должно осуществляться за счет средств, мобилизованных на мировом рынке капиталов, поскольку использование льготных средств может отрицательно повлиять на эффективность промышленного производства.

     Распределение ОПР по странам-донорам

     В первой половине 50-х годов практически  вся помощь поступала из трех государств - США, Франции, Англии. В настоящее время в оказании помощи развивающимся странам принимают участие все промышленно развитые страны. США остаются ведущим донором, но их доля снизилась с 1/2 в 50-х годах до менее чем 1/5 в начале 90-х годов. Франция сохраняет за собой роль одного из основных доноров африканских стран, входящих в зону франка. Резко ослабли позиции Великобритании в связи с распадом стерлинговой зоны. Одновременно ведущими донорами стали Япония и ФРГ.

     Страны-доноры предоставляют льготные кредиты  и субсидии за счет бюджетных средств. Обычно на эти цели направляется от 1% до 3% бюджетных расходов. Для сопоставлений используется показатель ОПР/ВНП.

     В ряде международных документов зафиксировано, что страны-доноры должны выделять на оказание помощи средства в размере 0,7% ВНП. Однако у большинства ведущих  доноров США, Японии, ФРГ, Великобритании этот показатель колеблется в среднем  в пределах 0,25 - 0,35%.

     Распределение ОПР по странам-реципиентам

     Первоначально ОПР предоставлялась преимущественно странам Дальнего Востока, Юго-Восточной и Южной Азии. В отношении одних стран экономический эффект оказался невысоким. Но другие страны, включая Южную Корею и Тайвань, опираясь на крупные льготные займы и субсидии, сумели добиться социально-экономического прогресса. Достигнув определенного уровня развития, страна, некогда получавшая крупные средства в рамках ОПР, практически перестает пользоваться этим источником и переключается на заимствование средств в международных валютно-кредитных и финансовых институтах и на рынке ссудных капиталов.

     Как заемщики развивающиеся страны делятся  на три группы. 

     К первой группе относится примерно 60 стран, у которых  государственные кредиты и субсидии составляют не менее 2/3 общей суммы полученных внешних ресурсов. Преимущественно это страны с низким уровнем экономического развития.

     Во  вторую группу входит около 30 среднеразвитых стран, которые привлекают не менее 23 денежных ресурсов на рыночных условиях.  

     К третьей группе принадлежат страны, которые достаточно широко прибегают к кредитам мирового рынка ссудных капиталов, но вместе с тем им удается по тем или иным причинам, получать также льготные кредиты. Состав этой группы неустойчив.

     Наибольшие  средства в расчете на душу населения  получают страны Африки южнее Сахары. На них приходится около 1/10 населения  развивающихся стран и примерно 1/3 общей суммы ОПР. Однако Израиль получает более 1/20 льготных кредитов и субсидий, хотя его население составляет лишь 0,1% населения развивающихся стран. Это свидетельствует о том, что критерии распределения ОПР по странам-получателям зависят не только от экономических, но и политических факторов. 

              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Долгое время развивающиеся страны, используя ОФР и прямые проектные инвестиции, были слабо связаны с мировым кредитным и фондовым рынками. До начала 70-х годов основной, хотя и слабой нитью, которая связывала развивающиеся страны с мировым рынком ссудных капиталов, были экспортные кредиты.

     Экспортное  кредитование относится к категории  «смешанного», поскольку в нем принимают участие как частные субъекты (в основном коммерческие банки), так и государство, обычно в лице экспортно-импортных банков. Участие банков в экспортных кредитах определяет зависимость их условий от состояния кредитного рынка. Участие государства позволяет смягчать условия и использовать эти кредиты для завоевания рынков. Такие действия, создавая опасность конкуренции, вынудили страны-кредиторы заключить «джентльменское соглашение» (консенсус) о допустимых пределах льготного кредитования. В соответствии с ситуацией на мировом кредитном рынке каждые полгода согласуются нижний предел процентной ставки, максимальный срок кредита и максимальный льготный период.

     Экспортные  кредиты обычно предоставляются  при поставках машин и оборудования. Поэтому их объем связан с инвестиционным процессом. Экспортные банковские кредиты обычно страхуются экспортно-импортными банками. Поэтому коммерческие банки, участвующие в таком кредитовании, несут минимальные убытки в случае долгового кризиса страны-заемщика.

     Банковское  кредитование развивающихся стран  в форме долгосрочных синдицированных кредитов фактически стало доступно развивающимся странам лишь в 70-х годах, когда они увеличивались ежегодно на 20%, а их доля на этом рынке достигала 1/2. Эта тенденция была обусловлена следующими факторами. Во-первых, резко возрос дефицит по текущим операциям платежного баланса стран — импортеров нефти в связи с энергетическим кризисом и повысился спрос на кредиты для покрытия этого дефицита. Во-вторых, образовались большие излишки нефтедолларов, которые рециклировались через банки, которые в поисках сфер их вложения шли на большие риски. В-третьих, западные страны только приступили к структурной перестройке экономики, и их спрос на кредит был невысок. Сочетание этих факторов и дало толчок рискованной банковской экспансии в развивающиеся страны. Этими кредитами ежегодно пользовались до 50 развивающихся стран. Однако позаимствования большинства из них были малы. Подавляющая масса кредитов была предоставлена десятке наиболее развитых стран Латинской Америки, Юго-Восточной и Восточной Азии.

     К середине 80-х годов ситуация коренным образом изменилась. Цены на нефть  снизились, масса нефтедолларов  сжалась. Спрос на кредиты на Западе возрос. А главное — разразился долговой кризис, который выявил неплатежеспособность многих заемщиков из числа развивающихся  стран. В условиях кризиса банки  предоставляли ряду развивающихся стран только «вынужденные кредиты», которые использовались на выплаты процентов по их же ссудам.

     В 90-х годах после стабилизации ситуации синдицированное банковское кредитование стало осуществляться в умеренных масштабах. Банки настороженно относятся к странам, которые пребывали в состоянии долгового кризиса. Однако им удается привлекать внешние ресурсы путем размещения ценных бумаг. В 80-х годах основная масса синдицированных кредитов привлекалась государством и использовалась для покрытия дефицита текущих операций платежного баланса, а также для капиталовложений. В условиях интеграции развивающихся рынков в мировой рынок большая часть ресурсов приходится на частных заемщиков (до 2/3 в 1996—1997 годах).

     В соответствии с существующей практикой  развивающимся странам выдаются ролловерные синдицированные кредиты. Плавающая процентная ставка пересматривается обычно через полгода, как правило, на базе ЛИБОР. Сверх ЛИБОР устанавливается спрэд, уровень которого фиксирован и зависит от платежеспособности заемщика. У благонадежных заемщиков из числа развивающихся стран спрэд находится на том же уровне, что и у западных клиентов. Для неблагонадежных заемщиков он фиксируется на отметке, в несколько раз превышающей эту величину.

     В 90-х годах в развивающихся странах  значительно возросли масштабы международного проектного финансирования. К середине 90-х годов оно увеличилось по сравнению с серединой 80-х годов более чем в 16 раз, в том числе доля частного сектора с 7 до 70%. Однако в условиях валютно-финансового кризиса в конце 90-х годов рост проектного финансирования затормозился, а в страны Юго-Восточной Азии потоки средств резко уменьшились из-за замораживания капиталовложений. Большая часть ресурсов поступала без государственных гарантий, за исключением экспортных кредитов. При проектном финансировании используются разные источники — банковские кредиты, эмиссия облигаций и акций. Из них 2/3 приходится на синдицированные банковские кредиты.

     Для развивающихся государств наибольшее значение имеют долгосрочные синдицированные  банковские кредиты. Однако в 90-х годах  в связи с интеграцией развивающихся  рынков в мировой рынок значительно возросли потоки краткосрочных кредитов.

     Если  в начале 90-х годов движение краткосрочных  кредитов слабо влияло на общую картину  поступления финансовых ресурсов, то во второй половине этого десятилетия картина изменилась, и слабо управляемые, подверженные резким колебаниям краткосрочные кредиты сыграли большую роль в развитии валютно-финансового кризиса в конце 90-х годов. Их негативное воздействие усугублялось вследствие того, что из-за систематической пролонгации краткосрочные кредиты направлялись на финансирование долгосрочных проектов.

     Эмиссия ценных бумаг. До долгового кризиса 80-х годов к эмиссии облигаций на мировом рынке прибегало в основном небольшое число стран Латинской Америки (Аргентина, Бразилия, Мексика). После того как в этих странах разразился долговой кризис, этот канал был для них закрыт на десятилетие. Другие относительно развитые (развивающиеся страны) слабо использовали эти фондовые инструменты для привлечения внешних ресурсов, хотя процесс секьюритизации на мировом финансовом рынке уже бурно развивался. Ограниченным было также проникновение нерезидентов на фондовые рынки развивающихся стран из-за неразвитости и жесткого контроля этих рынков. Ситуация резко изменилась в 90-х годах в связи с интеграцией развивающихся рынков в мировой финансовый рынок. Этот процесс идет по двум направлениям: 1) государственные институты, банки и компании развивающихся стран размещают облигации на мировом рынке; 2) привлекают нерезидентов на внутренний фондовый рынок.

Информация о работе Официальное финансирование развития