Оффшорные зоны, их место и роль в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:54, курсовая работа

Описание работы

Цели данной работы:
- понять сущность оффшорных зон
- рассмотреть предпосылки создания оффшорных зон
- состояние и перспективы развития оффшорных зон в РФ
- состояние и перспективы развития оффшорных зон за рубежом

Содержание

Введение………………………………………………………….….…..3
1. Оффшорные зоны..……………………….......................................…4
1.1 Предпосылки возникновения оффшорных зон ……………...…...6
1.2 Понятие, классификация и признаки оффшорных зон …………..9
2. Состояния и проблемы развития оффшорных зон в Российской Федерации………………………………………….……………………....…14
2.1 Состояния и проблемы развития оффшорных зон за рубежом………………………………………………………………………16
3. Перспективы развития оффшорных зон в РФ…………………………………………………………………………..…20
3.1 Перспективы развития оффшорных зон за рубежом………………………….………………………………………...….21
Заключение…………………………………..……………………...…24
Список используемой литературы…………………………….……..25

Работа содержит 1 файл

курсач с.docx

— 58.09 Кб (Скачать)

 

 

2. Состояние и проблемы развития оффшорных зон в Российской Федерации

Современную   экономику   сегодня  невозможно  представить  без    оффшорного  бизнеса. Оффшоры используются практически во всех видах    деятельности,  для минимизации налогов и защиты своего капитала.

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 19 июня 1994 года в России была образована первая оффшорная  зона, названная зоной экономического благоприятствования Ингушетия. В  отличие от оффшорных зон, созданных  в других странах, Ингушетия имеет  ряд специфических, только ей присущих чеpт.

Принципиальным моментом является то, что оффшорный режим  вводится именно для привлечения  иностранных инвестиций. Поэтому, как  правило, налоговые и другие льготы устанавливаются лишь для иностранных  компаний, и параллельно принимаются  меры для изоляции оффшорного бизнеса  от внутреннего рынка. Не случайно оффшорными становятся именно островные и анклавные территории отдельных государств. В большинстве случаев предусматривается, что владельцами и акционерами оффшорных компаний могут быть только иностранные юридические и физические лица. Весь необходимый им капитал они должны ввозить из-за рубежа. Ограничивается возможность выхода оффшорных компаний на внутренний рынок, чтобы не допустить использования ими льготного статуса для конкурентной борьбы с национальными компаниями и подрыва национального валютного, таможенного и налогового законодательства.

Эти особенности деятельности оффшорных зон не учитывались  при создании зоны экономического благоприятствования  “Ингушетия”. Решение о ее создании было продиктовано, в первую очередь, стремлением оказать экономическую  поддержку вновь возникшей республике, привлечь капиталы для подъема ее экономики, в том числе, для строительства  ее столицы. Однако не был создан механизм функционирования зоны, адекватный задачам, которые преследовались при ее создании.

Оффшорные зоны в РФ (Россия) были созданы  относительно недавно, и поэтому  они пока не пользуются особой популярностью  по причине их небольшого количества и отсутствия полноценной законодательной  базы для их функционирования.

Кроме того, в отличие от многих оффшорных зон мира, компаниям, работающим в таких регионах России, не гарантируется  полное освобождение от налогов, что  существенно снижает привлекательность  местных оффшорных счетов для крупного бизнеса.

Оффшорные зоны в РФ — это регионы страны, наиболее нуждающиеся в государственной поддержке и постоянных инвестициях в экономику. Вначале они появились в Калмыкии, Ингушетии, на Алтае. После них также были созданы оффшорные свободные экономические зоны, которые располагаются на территории Калининградской, Читинской и Новгородской областей, Приморского края и некоторых других регионов.

К особенностям функционирования оффшорных  зон в России относятся упрощенный и ускоренный порядок регистрации  оффшорных компаний, которые возглавляют  директора, не являющиеся резидентами  данного региона, и символическая  плата за регистрацию. Налог на прибыль  и подоходный налог с физических лиц, как и в некоторых оффшорных  зонах Европы, например, на Кипре, уплачивается по минимальным ставкам. Также при  учреждении фирмы ее владельцу гарантируется  полная конфиденциальность всех финансовых операций, что в таких оффшорных  свободных экономических зонах  дает возможность избежать государственного контроля перемещения валюты.

Наличие оффшорной зоны позволяет  экономически слабым российским регионам добиться притока финансовых ресурсов, однако оно имеет и свои недостатки. Так, регистрация предприятий в  льготной оффшорной зоне вызывает сокращение поступлений в бюджеты других областей, а это может обернуться катастрофическими последствиями  социально-экономического характера для нестабильной развивающейся экономики, к каковым относится и Россия. Поэтому такие особенности функционирования оффшорных зон в РФ не способствуют их дальнейшему повсеместному распространению.

 

2.1 Состояние и проблемы развития  оффшорных зон за рубежом

Практически любая страна стремится к получению максимальных доходов и зачастую продвигается в этом направлении посредством  налогов. Повышая этот показатель, она  может больше вложить в собственное  развитие, а, следовательно, получить больше прибыли на очередном этапе.

В свою очередь оффшорные  зоны действуют иначе в противовес остальным государствам. Вводя новые  льготы и пониженные налоговые ставки, они привлекают все больше бизнесменов. То есть число новых предприятий  в странах с привычной системой налогообложения резко снижается, что очень невыгодно. Отсюда и  вытекает не самое привлекательное  отношение стран Европы к оффшорам.

По большей части к  таковым странам относятся развитые страны Европы – Германия, Великобритания и Франция. Не обходится этот список и без Соединенных Штатов Америки, которые хоть и не являются европейскими, но все же считаются противниками оффшоров. И это заметно по мерам, предпринимаемым с целью отвлечения бизнесменов от оффшоров. А ведь большинство оффшорных зон действительно оказывает очень весомую помощь в развитии предпринимательского дела, не завышая налоговые ставки и предоставляя некоторые льготы.

На настоящий момент, по оценке экспертов, в мире действует  около 35-40 стран, являющимися специализированными  оффшорными юрисдикциями. Их доля в  мировом ВВП относительно невелика – 1,22%, а за минусом промышленного  производства и сельского хозяйства, которые не могут относиться к  оффшорному сектору, она снижается  до 0,79%.

Тем не менее, по некоторым  экспертным оценкам, примерно половина всех мировых финансовых трансакций осуществляется через оффшорные  юрисдикции. В США 40% всех переводов  средств в пользу иностранных получателей направляется именно в эти страны.

Так, по некоторым оценкам, до 50% современного мирового движения капитала обслуживается через оффшорные  центры.

Страны и территории Западной Европы, где располагаются оффшорные  центры, подразделяются на территории с льготным и умеренным налогообложением. К первому типу относятся Ирландия, Гибралтар и расположенные, вблизи Великобритании острова Мэн, Гернси, Джерси, Адерней и Сарк.

Основные требования к  оффшорным фирмам, которые не платят налогов в этих центрах, заключается  в том, что, во-первых, хозяйственную  и финансовую деятельность в оффшорной  зоне могут вести только фирмы-нерезиденты  и, во-вторых, эти фирмы могут действовать  в зоне только при наличии особого  статуса, который предоставляет  им законодательство того или иного  оффшорного центра.

К территориям с льготным налогообложением, успешно развивающимся  в последние десятилетия, относится  остров Мэн, англоязычный остров между  Англией и Ирландией с населением в 70 тыс. человек. По конституции он является самоуправляющейся территорией  в Соединённом Королевстве. Остров является ассоциированным членом ЕС по особому договору, в который  не входят вопросы налоговой политики. Объявив себя в середине 1970-х гг. оффшорным центром, остров Мэн превратился  в один из важнейших финансовых центров  Европы. На острове обосновались компании, трасты, банки и другие учреждения. Финансовый сектор обеспечивает порядка 25% национального дохода острова.

Другим примером «налогового  рая» является Гибралтар, последняя  колония Великобритании в Европе. Гибралтар, в котором проживает 30 тыс. человек, является самоуправляющимся  образованием с 1965 г. Гибралтар –  ассоциированный член ЕС, но с определёнными  исключениями: здесь не применяется  договор об общем землепользовании и налог с оборота.

В качестве оффшорного центра Гибралтар  рос быстрыми темпами, одновременно с этим развивались юридическая и прочие службы. Этот быстрый рост в значительной степени повлиял на телекоммуникации: в последние годы в действие была введена новая усовершенствованная телефонная система. Основные авиасвязи осуществляются с Лондоном несколькими ежедневными рейсами, но имеются также авиалинии для связи с Африкой и остальным миром через испанские аэропорты в Севилье и Малаге.

Видное место в оффшорном  бизнесе занимает Лихтенштейн –  маленькое княжество между Швейцарией и Австрией с населением в 32 тыс. человек. Выгодное расположение, хорошо развитые коммуникации, наличие высокопрофессиональной юридической службы, льготы иностранным  компаниям способствовали быстрому развитию этого оффшорного центра. В 2004 г. в Лихтенштейне было зарегистрировано свыше 40 тыс. иностранных фирм, доходы от которых составляли более 30% бюджета  страны.

 

 

 

3. Перспективы развития оффшорных зон в РФ

 

Что касается перспектив использования оффшоров в российской практике, то здесь на лицо следующая тенденция: российские предприниматели все больше уходят от использования классических оффшоров в своей деятельности, выбирая все чаще и чаще европейские юрисдикции с высокой репутацией. Представляется, что данная тенденция будет развиваться и далее. В итоге напрашивается закономерный вывод: пока существуют экономические противоречия, будут существовать и страны (или зоны в этих странах) с льготными налоговыми режимами по отношению к нерезидентам, но возможно они станут доступны не всем, а только среднему

и крупному бизнесу.

Таким образом, среди перспектив развития оффшорного бизнеса стоит выделить следующие: постепенное перемещение центра оффшорных операций из Карибского бассейна и европейских стран в страны Юго-Восточной Азии (такие как Гонконг и Сингапур), сращение оффшорных и оншорных секторов благодаря либерализации налогообложения внутри собственных стран и ужесточения контроля за деятельностью своих резидентов за рубежом. В результате  уже имеющих место реформ национального законодательства, многие современные классические оффшоры в ближайшее время исчезнут. В будущем успех будут иметь те оффшорные юрисдикции, кто научится оценивать работать с новым типом клиентов: оценивающих риск и ценящих прозрачность и финансовую стабильность.

 

 

3.1 Перспективы развития  оффшорных зон за рубежом

Несмотря на многолетнюю  борьбу различных организаций мирового сообщества (преимущественно европейских  и американских) с оффшорами, оффшорный бизнес продолжает оставаться законным инструментов налогового планирования и оптимизации налогообложения для национальных компаний разных стран и частных лиц, ведущих международный бизнес. Оценивая перспективы оффшорного бизнеса в современной мировой экономике, следует учитывать то обстоятельство, в какой мере он будет «очищаться» от операций, связанных с отмыванием «грязных» денег, сохраняя при этом свою роль важного фактора дальнейшей либерализации общемировой системы внешнеэкономических связей, развивающейся по все более ясным, прозрачным и единообразным правилам. По мнению специалистов Форума Финансовой Стабильности  необходимо провести углубленную оценку режимов отдельных оффшорных зон в целях своевременного выявления уязвимости их финансовых секторов. Эту работу Форум рекомендует поручить МВФ как наиболее представительной международной организации, в состав которой

входят многие оффшорные юрисдикции.

С учетом глобального наступления  на оффшорные финансовые центры, расположенные  в Европе и зоне Карибского бассейна, центр международного оффшорного бизнеса, по-видимому, будет смещаться в регион Юго-Восточной Азии, где весьма хорошие перспективы имеют Гонконг и Сингапур. Провозглашенная правительством Китая концепция "Одна страна, две системы" гарантирует Гонконгу сохранение собственной правительственной, юридической и экономической систем. Если говорить о более дальней перспективе, то не следует исключать постепенной конвергенции оффшорного и оншорного бизнеса. С одной стороны, оффшорные юрисдикции поддавлением международных организаций и стоящих за ними США и ЕС вынуждены будут пойти на частичную либерализацию сектора финансовых услуг. С другой стороны, существенное снижение ставок налога на прибыль в ряде офшорных юрисдикции сделает их более привлекательными для ведения международной банковско-финансовой и коммерческой деятельности. В этом плане весьма характерным является пример Ирландии, где в соответствии с решением Европейской комиссии корпоративный налог на прибыль был снижен с 1 января 2003г. до 12,5% (самый низкий показатель вЕвропе).  
 
Несмотря на попытки унифицировать налоговое законодательство ЕС, налоговые ставки останутся разными, так как существует достаточно большое количество оффшорных зон расположенных вне пределов Европейского Союза или его влияния. На сегодняшний момент, одной из таких чисто оффшорных зон является Доминика, к безусловному преимуществу этой юрисдикции можно отнести то, что она не входит в

"черный список" ЦБ  РФ.

В свете происходящих на рынке изменений можно предположить, что в будущем будут наиболее активно развиваться юрисдикции, которые уже сейчас провели реформы национального законодательства. Страны, сохранившие законодательство о регистрации оффшорных компаний без изменений, имеют нестойкое конкурентное преимущество (политические связи) и в дальнейшем их позиции на рынке могут ухудшиться. 
 
На текущем этапе развития оффшорных зон факторами успеха для оффшорной юрисдикции является: стабильность внутренней политической и экономической ситуации; политическая гибкость, готовность идти на компромисс; сотрудничество с международными организациями (ОЭСР и ФАТФ); реформы национального законодательства в сторону достижения большей прозрачности оффшорного сектора, использование доходов от регистрации оффшорных компаний для развития других отраслей народного хозяйства этих государств. В ближайшем будущем оффшорная индустрия будет выигрывать за счет конечных пользователей, нуждающихся в

краткосрочном снижении расходов. 

Существует большая вероятность, что компании, которые никогда  не рассматривали налоговое планирование в целях сокращения затрат, в скором будущем поймут все привилегии оффшора и пересмотрят свое отношение к нему. Согласно публикациям InfoWorld, до настоящего момента заключено на 5% больше оффшорных контрактов, чем в прошлом году, а общая стоимость оффшорных контрактов в 2008 году увеличилась на 19%. Многие специалисты полагают, что оффшорная модель, используемая в 2008 году, будет использована и в следующем году в связи с тем, что основное преимущество оффшора по-прежнему заключается в улучшении руководства процессами, снижении затрат и повышении производительности работы. Несмотря на то, что слухи о близящемся крахе оффшорной индустрии сильно преувеличены и не соответствуют реальному положению дел, природа оффшорного бизнеса наверняка претерпит значительных изменений. Ожидается, что покупатели оффшорных услуг станут более избирательными в поиске партнера, а сами компании, предоставляющие оффшорные услуги будут искать новые, более усовершенствованные способы увеличения прибыли через улучшение и модернизацию бизнес-процессов. Именно эти способы позволят им выжить в период самого большого экономического кризиса со времен Великой Депрессии.

 

Заключение.

В заключение хочется отметить следующее. Говоря о перспективе  оффшора, не следует исключать возможности дальнейшего успешного оффшорного и не оффшорного бизнеса. С одной стороны, оффшорные зоны под давлением международных организаций и стоящих за ними развитых стран вынуждены будут пойти на определенную либерализацию сектора финансовых услуг. С другой - существенное снижение ставок налога на прибыль в ряде государств, не являющихся в принципе оффшорными, сделает их более привлекательными для ведения международной деятельности.

Информация о работе Оффшорные зоны, их место и роль в мировой экономике