Общественное мнение: природа и функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 12:40, реферат

Описание работы

Целью работы является рассмотрение структуры и функций общественного мнения.

Задачи исследования:

1. Определить понятие общественного мнения.

2. Выделить структуру и функции общественного мнения.

3. Охарактеризовать типы управления общественным мнением.

Содержание

Введение 3
Содержание, структура и функции общественного мнения 4
Управление общественным мнением в связях с общественностью 10
Заключение 14
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

     Общественное  мнение: природа и функции

 

      Содержание 
 

 

Введение

 

     Основным  предметом РR-воздействия на общественность является общественное мнение. Именно общественное мнение является побудительной  силой к действию групп людей  или в ином направлении. Поэтому изучение общественного мнения, оценка направленности его содержания по отношению к организации и формирование его в интересах организации являются одной из важнейших задач public relations.

     Целью работы является рассмотрение структуры и функций общественного мнения.

     Задачи  исследования:

     1. Определить понятие общественного  мнения.

     2. Выделить структуру и функции  общественного мнения.

     3. Охарактеризовать типы управления  общественным мнением. 

 

Содержание, структура и функции общественного мнения

 

     Общественное мнение является одной из центральных категорий в социологии и психологии, позволяющей проникнуть в содержание социальной активности групп людей.

     Под общественным мнением в социологии понимают специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках и характеризующее явное или скрытое отношение больших социальных групп к актуальным проблемам действительности. Само же общественное сознание представляет собой целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретический и обыденный) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука). Носителем общественного мнения являются большие социальные группы (нации, народы, социальные страты).

     В обычной жизни «общественное мнение» несёт такой смысл: мнение определённой группы людей по какому-либо вопросу, разделяемое и выражаемое значительной частью данной группы.

     В социальной психологии под понятием «общественное мнение» понимают коллективное оценочное суждение по поводу социально значимых проблем.

     В теории связей с общественностью  под общественным мнением понимают коллективное оценочное суждение той  или иной группы общественности по поводу социально значимых проблем, в котором проявляется ее отношение к событиям и фактам, связанным с деятельностью базисного субъекта PR.

     Исходя  из этого можно выделить особенности  общественного мнения с точки  зрения теории PR.

     Особенности общественного мнения:

     1. Его носителем являются группы  общественности.

     2. Рассматривается во взаимосвязи с конкретным базисным субъектом.

     Таким образом, основным сущностным признаком  общественного мнения в различных  теоретических концепциях является то, что данное понятие отражает групповые оценочные суждения на происходящие события, явления и факты. Данное обстоятельство позволяет учитывать общие закономерности общественного мнения в теории PR, которые находят свое отражение прежде всего в содержании, структуре и механизмах его формирования.

     Управление  общественным мнением в PR-деятельности представляет процесс, организованный на основе знаний об объекте управления. Основу таких знаний составляют социологические и социально - психологические знания о содержании общественного мнения, его структуре и механизмах формирования.

     Основу содержания общественного мнения составляют события, процессы, явления, факты, которые отвечают требованиям (критериям).

     Субъектами  общественного мнения в PR являются социальные группы, а объектом общественного  мнения являются события, процессы, явления и факты, которые непосредственно связаны с деятельностью субъектов PR.

     Рассмотрим  критерии включенности различных явлений  в объекты общественного мнения:

     Первый  критерий связан с интересами субъекта. В соответствии с этим критерием  объектом общественного мнения могут стать лишь те явления, которые затрагивают интересы личности или социальной группы.

     Второй  критерий связан с многозначностью  явлений. В соответствии с этим критерием  в объект общественного мнения могут  быть включены лишь те явления, которые  имеют неоднозначное толкование.

     Третий  критерий связан с компетентностью  субъекта. В соответствии с этим критерием объектом общественного  мнения могут стать лишь те явления, которые доступны знанию и осмыслению людей, составляющих субъект общественного  мнения.

     Важнейшую содержательную характеристику общественного  мнения составляют его функции.

     Функции общественного мнения:

     1) Контрольная функция. Независимо  от того, в каких условиях общественному  мнению приходится функционировать,  оно всегда занимает определённую позицию к тем или иным фактам, событиям жизни общества;

     2) Консультативная функция. Подача  советов относительно способов решения тех или иных проблем;

     3) Директивная функция. Опираясь  на общественное мнение, госструктуры  могут принимать в его поддержку те или иные решения, например, придать законодательный характер референдуму;

     4) Оценочная функция (аксиологическая). Через ОМ общественность одобряет  или осуждает действия политического  лидера, социальной группы, партии.

     5) Экспрессивная

     6) Нормативная;

     7) Аналитическая и другие.

     С содержанием общественного мнения непосредственно связана его  форма. Основной формой общественного  мнения являются оценочные суждения в вербальном и невербальном выражении.

     Вербальное  и невербальное выражение общественного мнения объясняется его структурой. В структуре общественного мнения выделяют три основных компонента:

     Рациональный - основу составляют знания об объекте. При этом особое значение имеют полнота, достоверность и точность знаний об объекте общественного мнения. В PR-деятельности важную роль в формировании положительного общественного мнения по отношению к базисному субъекту играет информация. Например, если в качестве базисного субъекта выступает организация, то существенное значение будет иметь информация о самой организации, ее руководстве, деятельности, продукции, внешних организационных связях.

     Эмоциональный - основу составляют эмоциональное  восприятие объекта и эмоциональные  переживания, которые проявляются  в коллективных (групповых) чувствах и настроениях. Коллективные (групповые) чувства как определенные переживания и коллективные (групповые) настроения как обще эмоциональное длительное состояние людей могут иметь положительную или отрицательную направленность, что в свою очередь будет проявляться в вербальных и особенно невербальных оценочных суждениях.

     Волевой - основу составляют общественная воля и воля личностей, входящих в субъект  общественного мнения. Воля как элемент  психики человека представляет собой  способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Волевой компонент непосредственно связан с рациональным и эмоциональным компонентами. Рациональная и эмоциональная составляющие общественного мнения, раскрывая сущность объекта общественного мнения и производя его социальную оценку, тем самым формируют определенную волевую направленность субъекта общественного мнения по отношению к его объекту. Непосредственно общественная воля реализуется в различных формах массового поведения субъекта общественного мнения.

     Общественное  мнение как социальный процесс имеет  свою динамику, которая характеризуется  стадиями, этапами и механизмами  формирования.

     Жизненный цикл общественного мнения проходит в три стадии – возникновения  и формирования, функционирования, убывания.

     Каждая  стадия имеет свою внутреннюю структуру, которая разделяется на несколько  этапов.

     Стадия  возникновения и формирования общественного  мнения включает следующие этапы:

     Зарождение  индивидуальных мнений;

     Обмен мнениями;

     Кристаллизация  общей точки зрения;

     Объективизация  сложившегося мнения.

     На  этапе зарождения проявляется широкий  интерес множества индивидов  к потенциальному объекту общественного  мнения, происходит формирование индивидуальных заинтересованных оценочных суждений, возникает потребность выразить свою оценку, обменяться мнением с другими индивидами.

     На  этапе обмена мнениями идет активное обсуждение проблемы, происходит столкновение мнений в виде дискуссий и споров. В ходе дискуссий идет процесс  зарождения групповых мнений, среди  которых выделяются свои лидеры.

     На  этапе кристаллизации общей точки  зрения в ходе продолжающихся дискуссий  и борьбы групповых мнений происходит интеграция всех индивидов или их большинства вокруг единой точки  зрения, которая сформировалась в  процессе обсуждения на основе совпадающих оценочных мнений.

     Основными механизмами общественного мнения являются внушение, убеждение, заражение, подражание.

     Стадия  функционирования общественного мнения включает этап объективизации и этап активности.

     На  этапе объективизации происходит переход сформировавшегося общественного мнения от отражательного состояния к преобразующему. На этом этапе включается так называемый блок готовности, который характеризуется ориентацией людей на реализацию социальной оценки в актах поведения.

     На  этапе активности наблюдаются активные массовые действия субъектов общественного  мнения, их участие в массовых акциях в поддержку или в осуждение  тех или иных социальных действий, ставших объектом общественного  мнения.

     Стадия  убывания общественного мнения включает этап спада и этап отмирания.

     На  этапе спада происходит снижение интереса к объекту общественного  мнения у большинства людей.

     На  этапе отмирания мнение теряет свое качество общественного явления. Объект общественного мнения перестает представлять массовый интерес. Общественное мнение с утратой своего субъекта и объекта прекращает функционирование.

     В процессе управления общественным мнением  специалисту по PR важно учитывать  не только его динамику, но и некоторые  характеристики, отражающие его качественную определенность.

     Направленность  общественного мнения отражает общую  качественную оценку проблемы, отношение  к ней в виде суждений следующего типа: «положительно-отрицательно-безразлично», «за – против - не определился», «за  – против - при условии».

     Интенсивность общественного мнения является показателем  его силы независимо от направленности. Формой измерения интенсивности  общественного мнения могут служить  следующие суждения: «полностью согласен - согласен - мне все равно - не согласен – абсолютно не согласен».

     Стабильность  общественного мнения отражает длительность времени, на протяжении которого неизменно  проявляется одна и та же направленность интенсивность чувств.

     Информационная  насыщенность общественного мнения указывает на объем знаний об объекте мнения, которым владеют люди.

     Социальная  поддержка общественного мнения свидетельствует о степени уверенности  людей в том, что их мнение разделяют  другие, принадлежащие к данной социальной среде.

Информация о работе Общественное мнение: природа и функции