Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:42, статья
В этой работе основное внимание уделено систематическому и целенаправленному взаимодействию российских органов государственной власти и организаций в этой сфере с официальными органами законодательной и исполнительной власти бывших республик СССР, а также с российскими посольствами за рубежом, общественными объединениями соотечественников.
О сотрудничестве
с государствами-участниками
После распада СССР перед Российской Федерацией встала проблема удовлетворения образовательных потребностей соотечественников в ближнем зарубежье. Получение ими российского образования стало одной из важных задач федеральных органов исполнительной власти в области образования.
В этой работе основное внимание
уделено систематическому и целенаправленному
взаимодействию российских органов
государственной власти и организаций
в этой сфере с официальными органами
законодательной и
Единое прежде образовательное
пространство приобрело весьма многомерный
характер. Причиной этому явилось то, что
новые независимые государства начали
создавать собственную законодательную
и нормативно-правовую базу в области
образования, порой существенно изменяя
номенклатуру и содержание учебных курсов
и учебников, внося радикальные коррективы
даже в языковую политику.
В результате на постсоветском
пространстве возникли трудности с обеспечением
академической мобильности абитуриентов
и студентов, установлением эквивалентности
документов об образовании. В то же время
системы образования России и государств-участников
СНГ сохранили взаимную открытость. А
это, в свою очередь, позволило в рамках
Содружества инициировать интеграционные
процессы, разумеется, весьма неодинаковые
по содержанию и темпам в каждом конкретном
случае.
Сотрудничество с государствами-участниками
СНГ приобретает в международной деятельности
российской системы образования чрезвычайно
большое значение, так как интеграционные
процессы в области образования позволяют
в современной ситуации, в новых политических
и социально-экономических условиях стать
одним из основных факторов, гарантирующих
интеллектуальное и профессиональное
подкрепление экономического и политического
взаимодействия государств Содружества.
Уже в начале 90-х гг. федеральные
органы образования Российской Федерации
установили тесные контакты с министерствами
образования (просвещения) всех бывших
союзных республик. Взаимодействие в области
образования во многом было достигнуто
на основе признания независимости национальных
образовательных систем, взаимном уважении,
стремлении к равноправному, взаимовыгодному
сотрудничеству и партнерству.
Именно в этот период, благодаря
в том числе и российским инициативам,
начала создаваться необходимая организационно-правовая
база для обеспечения развития межгосударственных
многогранных и многоуровневых связей
по широкому спектру образовательных
проблем.
Её основой стало подписание
15 мая 1992 г. в Ташкенте главами правительств
Содружества Независимых Государств первого межгосударственного
соглашения о сотрудничестве в области
образования. Данный документ позволил
гарантировать лицам, проживающим на территории
государств-участников СНГ (Грузия не
подписала это соглашение) «равные права
на образование и его доступность независимо
от национальной принадлежности …».
Начиная с 1992 г. по настоящее
время, Россия является участницей 14 многосторонних межгосударственных
соглашений и программ сотрудничества,
заключенных в рамках Содружества Независимых
Государств, практически по всем аспектам
образовательной деятельности, позволяющих,
в том числе решать проблемы получения
российского образования соотечественниками.
Оказание содействия соотечественникам
в получении российского образования,
включая создание для этих целей филиалов
российских вузов на территориях государств
СНГ и Балтии, предусмотрено Концепцией
государственной политики Российской
Федерации в области подготовки национальных
кадров для зарубежных стран в российских
образовательных учреждениях и Планом
мероприятий по поддержке экспорта образовательных
услуг российскими образовательными учреждениями
(одобрены Президентом и Правительством
РФ).
Сложившаяся в настоящее время
система, направленная на поддержку получения
российского образования и изучения русского
языка соотечественниками, включает в
себя реализацию мероприятий как на территории
Российской Федерации, так и непосредственно
в зарубежных странах, включая государства
СНГ и Балтии:
1. В Российской Федерации:
– прием соотечественников
на обучение в российские высшие учебные
заведения;
– организация повышения квалификации
учителей и преподавателей образовательных
учреждений зарубежных стран с обучением
на русском языке;
– приобретение и поставка
учебников, учебно-методической и другой
литературы на русском языке, технических
средств обучения в образовательные учреждения
государств-участников СНГ, ведущих преподавание
на русском языке.
2. В государствах СНГ и Балтии:
– поддержка деятельности российско-национальных
образовательных учреждений совместного
ведения;
– организация центров дистанционного
обучения в государствах-участниках СНГ
в целях реализации программ дистанционного
образования на русском языке всех уровней;
– содействие созданию филиалов
и структурных подразделений российских
образовательных учреждений;
– проведение олимпиад и конкурсов
среди студентов и школьников образовательных
учреждений зарубежных стран с русским
языком обучения.
В целях удовлетворения потребностей
граждан государств-участников СНГ в получении
российского образования Рособразование
ежегодно выделяет стипендии на обучение
в вузах Российской Федерации национальным
министерствам образования и посольствам
Российской Федерации в государствах-участниках
СНГ (для соотечественников).
Выплата стипендии и обеспечение
общежитием иностранных граждан, поступивших
в вуз по направлению Рособразования,
осуществляются на условиях, установленных
для российских граждан, обучающихся за
счет средств федерального бюджета. Медицинское
обслуживание осуществляется на основании
полиса медицинского страхования, приобретенного
за счет личных средств иностранного гражданина.
На 2007 год выделено более 2700
стипендий для подготовки специалистов
для государств-участников СНГ в российских
высших учебных заведениях.
За истекший 6-летний период
количество стипендий с 535 в 2001 г. возросло
до 2732 в 2007 г.
В рамках мероприятий по поддержке
изучения русского языка ежегодно в Москве
проводятся олимпиады по русскому языку
для учащихся русских школ государств
СНГ. Победителям олимпиад предоставляются
стипендии на обучение в вузах Российской
Федерации.
Особая роль в развитии экспорта
российского образования в Содружестве
Независимых Государств отводится российско-национальным
(славянским) университетам совместного
ведения, открытым в Армении (г.Ереван),
Белоруссии (г.Могилев), Киргизии (г.Бишкек),
Таджикистане (г.Душанбе), и российско-туркменской
общеобразовательной школе в г.Ашхабаде.
На базе Российско-Киргизского
(Славянского) университета создан Центр
русского языка, который ежегодно проводит
повышение квалификации для учителей
русскоязычных школ Центрально-Азиатского
региона (Киргизия, Казахстан, Узбекистан).
Эти учебные заведения, созданные
во взаимодействии с органами государственной
власти стран Содружества на основе двусторонних
межправительственных договоренностей,
успешно и эффективно реализуют на местах
образовательные программы по российским
образовательным стандартам. Положительным
является то, что они имеют особый статус
(статус государственных образовательных
учреждений Российской Федерации и страны-партнера),
получают организационную и финансовую
поддержку от обеих сторон-учредителей
и пользуются большой популярностью среди
представителей титульного населения
и соотечественников.
Е.М. ГОРОЖАНКИНА,
начальник отдела Управления международного
образования и сотрудничества Федерального
агентства по образованию
Газета "Коммерсантъ", №173 (3012), 17.09.2004
|
|
Единое образовательное пространство СНГ На днях председатель правительства РФ Михаил Фрадков и главы правительств 11 с |
На днях председатель правительства РФ Михаил Фрадков и главы правительств 11 стран СНГ подписали соглашение о создании на территории Содружества Независимых Государств единого образовательного пространства. В соответствии с соглашением "О взаимном признании и эквивалентности документов о среднем (общем) образовании, начальном профессиональном и среднем профессиональном (специальном) образовании" с 2005 года абитуриенты из стран СНГ получают право претендовать на бюджетные места в вузах всех стран, подписавших этот документ. Напомним, ранее граждане стран—членов СНГ могли учиться, например, в российских вузах только на платной основе. Кроме того, выпускники вузов любой из стран—участниц соглашения получат равные права при трудоустройстве на госслужбу в каждой из этих стран.
Необходимо сделать российскую политику в сфере образования и гуманитарных проектов более системной, если угодно – агрессивной. Необходимо не только вкладывать дополнительные средства в реализацию совместных проектов со странами СНГ, но и сделать инструменты нашей работы более гибкими.
29.11.2010
Просмотров: 66
ВЛАСОВ Алексей Викторович – генеральный директор Информационно-аналитического центра МГУ им. М.В. Ломоносова, заместитель декана исторического факультета МГУ, кандидат исторических наук, профессор РГГУ. |
Молодые люди из стран СНГ должны видеть, что знание русского языка может обеспечить им успешную карьеру в будущем. Они должны убедиться, что русский язык не менее конкурентоспособен, чем международный бизнес-язык – английский. Только в этом случае мы сможем расширить поле присутствия русского языка в молодежной среде, – отмечает Алексей ВЛАСОВ, генеральный директор Информационно-аналитического центра МГУ им. М.В. Ломоносова, один из самых авторитетных отечественных экспертов в области общественно-политических процессов на постсоветском пространстве.
– Алексей Викторович, как бы вы охарактеризовали сегодняшнее состояние и перспективы развития образовательного сотрудничества и гуманитарного взаимодействия на пространстве СНГ?
– В последние
годы гуманитарное сотрудничество на
постсоветском пространстве приобрело
новый импульс. Во многом это заслуга
российского руководства, которое
сделало «поворот» от чрезмерного
прагматизма к пониманию
– «Общее образовательное пространство – это наше конкурентное преимущество», – заявил президент России Дмитрий Медведев, выступая на пленарном заседании V Форума творческой и научной интеллигенции государств-участников СНГ в октябре 2010 года в Москве. Какие еще, на ваш взгляд, шаги необходимо предпринять сегодня, чтобы действительно реализовать это преимущество?
– Необходимо сделать российскую политику в сфере образования и гуманитарных проектов более системной, если угодно – агрессивной. Необходимо не только вкладывать дополнительные средства в реализацию совместных проектов со странами СНГ, но и сделать инструменты нашей работы более гибкими. Для этого важно преодолеть чрезмерный бюрократизм в работе некоторых управленческих структур, предоставить больше самостоятельности вузам, поддерживать инициативы ректорского корпуса. Следует расширять систему преференций, которые предоставляются студентам из стран СНГ, обучающимся в российских вузах. Система льгот и скидок должна учитывать «покупательную способность» абитуриентов из Молдовы или Узбекистана.
– В октябре нынешнего года вы были участником Первого форума ректоров гуманитарных университетов и деканов гуманитарных факультетов стран Содружества независимых государств в городе Баку. Какова ваша оценка основных итогов форума?
– Форум был
прекрасно организован как с
точки зрения технических моментов,
так и в содержательном плане.
Были представлены ведущие гуманитарные
вузы восьми стран СНГ, и этот высокий
уровень представительства
– Какую реальную роль, по вашему мнению, могут сыграть университет ШОС и Сетевой открытый университет СНГ в решении продекларированной ими задачи расширения многостороннего образовательного, научного и культурного сотрудничества стран Содружества?
– Потенциально эти
структуры могут сыграть
– Одной из важных задач политики России на постсоветском пространстве, судя по вашим публикациям в СМИ, является «поддержание пространства русского языка». Каким вам видится контент решения этой задачи?
– Думается, что развитие российского образования, его продвижение на постсоветском пространстве и сохранение позиций русского языка неразрывно связаны. Мы должны превратить русский язык в «язык успеха», то есть молодые люди из стран СНГ должны видеть, что знание русского языка может обеспечить им успешную карьеру в будущем. Они должны убедиться, что русский язык не менее конкурентоспособен, чем международный бизнес-язык – английский. Только в этом случае мы сможем расширить поле присутствия русского языка в молодежной среде, ведь «вымывание» русскоязычного сегмента происходит как раз за счет молодежи, в то время как старшее и среднее поколения сохраняют приверженность русскому языку. Так что задачи понятны, осталось подобрать необходимые инструменты для их реализации.
– Вопрос к вам как заместителю декана исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Разделяете ли вы мнение, высказанное ректором РГГУ Ефимом Пивоваром: «У нас в стране определено несколько приоритетных направлений развития науки, и ни одного гуманитарного там не названо. Но парадокс заключается в том, что все эти направления имеют гуманитарную составляющую»? Какие, по-вашему, существуют пути решения этой проблемы?
– Полностью согласен с мнением, высказанным Ефимом Иосифовичем Пивоваром. Действительно, гуманитарное образование часто отодвигают на второй план, с точки зрения реализации совместных проектов со странами СНГ. В этом есть доля и нашей вины. Мы не очень ясно представляем себе, как правильно подать наши достижения в гуманитарной сфере, особенно это касается исторического образования. С другой стороны, в некоторых странах СНГ есть желание искусственно ограничить этот сегмент российского образования, поскольку история – это наука идеологическая, и власть, безусловно, хочет полностью сохранить контроль над тем, как преподается и как изучается история. Здесь нужны очень тонкие механизмы. Хочется верить, что мы их рано или поздно найдем.
инфографика: Качество приема в госвузы РФ: головные и филиалы в 2012 году
инфографика: Качество приема в российские государственные вузы в 2012 году
© РИА Новости. Дмитрий Коробейников
Добавить комментарий
14:35 13/11/2012
Евразийская Ассоциация оценки качества образования (ЕАОКО), созданная летом 2012 года, призвана обеспечить единую платформу для обсуждения, обмена мнениями, конструктивного сотрудничества между специалистами центров оценки качества образования, исследователями, экспертами из стран СНГ. О целях и перспективах ее деятельности в интервью РИА Новости рассказал исполнительный секретарь Игорь Окунев.
- Игорь Юрьевич, с какой целью создана ЕАОКО?
- Ее создание - инициатива
Центра международного
- Кто именно объединился в ассоциацию и чем она будет заниматься?
- Члены ЕАОКО
- эксперты, практики в области
оценки качества образования,
организации, работающие в
Информация о работе О сотрудничестве с государствами-участниками СНГ в области образования