Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 23:51, статья
За последние несколько лет в экономике США появилась новая особенность: доходы населения стали распределяться очень неравномерно; небольшое количество людей с высоким доходом зарабатывают все больше, в то время как доход основной массы населения застыл на прежнем уровне или уменьшается. Пока неизвестно, что за силы формируют эту тенденцию, но, тем не менее, цифры непреклонны. Менее четырех процентов сотрудников начали в среднем зарабатывать больше в период с 2000 по 2005 год. Средний реальный доход сотрудников со степенями докторов и специалистов вырос, доход всех остальных при этом уменьшился. По контрасту с предыдущими десятилетиями, сейчас страдают не только наименее квалифицированные работники. Даже выпускники колледжей и магистры, работающие не по специальности, столкнулись с сокращением среднего дохода. По некоторым показателям экономическое неравенство в США сейчас превысило неравенство, наблюдавшееся за все время с 20-х годов.
Новый Курс глобализации
Зарплаты падают, протекционизм растет
За последние несколько лет в экономике США появилась новая особенность: доходы населения стали распределяться очень неравномерно; небольшое количество людей с высоким доходом зарабатывают все больше, в то время как доход основной массы населения застыл на прежнем уровне или уменьшается. Пока неизвестно, что за силы формируют эту тенденцию, но, тем не менее, цифры непреклонны. Менее четырех процентов сотрудников начали в среднем зарабатывать больше в период с 2000 по 2005 год. Средний реальный доход сотрудников со степенями докторов и специалистов вырос, доход всех остальных при этом уменьшился. По контрасту с предыдущими десятилетиями, сейчас страдают не только наименее квалифицированные работники. Даже выпускники колледжей и магистры, работающие не по специальности, столкнулись с сокращением среднего дохода. По некоторым показателям экономическое неравенство в США сейчас превысило неравенство, наблюдавшееся за все время с 20-х годов.
Сторонники глобализации сейчас предупреждают о перекосе в сторону протекционизма в государственной политике, в котором винят в основном узкие интересы промышленников, непонимание преимуществ глобализации и борьбу с терроризмом. Однако эти объяснения не учитывают более значимого момента: политика США становится более протекционистской, поскольку американская общественность склоняется к протекционизму, что является результатом стагнации и сокращения доходов населения. Общественная поддержка интеграции в мировую экономику тесно связана с состоянием рынка труда, которое большинство работников оценивают как плачевное.
Учитывая, что глобализация в целом несет огромную выгоду для экономики США, нарастающие протекционистские настроения угрожают экономической ситуации. Чтобы сгладить эти настроения, правительство США должно осознать реальные причины сопротивления общественности увеличению свободы торговли и инвестиций и принять меры для их устранения. Они также должны признать, что два наиболее распространенных решения – увеличение инвестиций в образование и помощь в адаптации сотрудникам, работающим не по специальности – абсолютно не соответствуют поставленной задаче. Пройдут десятилетия, прежде чем вложения в образование начнут окупаться, а помощь в переквалификации – слишком узконаправленная мера, которая не принесет существенных результатов.
Лучший способ предотвратить
рост протекционизма – основать новый
подход к глобализации, связывающий
интеграцию в мировую экономику
с существенным перераспределением
доходов. Для США это означает
принятие значительно более
Подъем протекционизма
Экономическая политика США становится в большей степени протекционистской. Во-первых, обратимся к торговле. Вероятность того, что Конгресс продлит TPA (TPA, как я поняла, это полномочия президента подавать на рассмотрение Конгресса проекты, которые можно принять или не принять, но нельзя редактировать; какой принятый акт в данном случае истекает, я не поняла)президента Джорджа Буша, которое истекает этим летом, минимальна. 109-й созыв Конгресса рассмотрел 27 проектов торгового законодательства, направленных против Китая; 110-м было рассмотрено более десятка подобных предложений только за первые три месяца. В конце марта администрация Буша приняла новые тарифы на ввоз глянцевой бумаги из Китая – перечеркнув 20-летнюю практику субсидирования экспорта нерыночных экономик (идея понятна, но близко к тексту сформулировать не получается).
Также возникают барьеры на пути прямых иностранных инвестиций (FDI). В 2005 году китайская энергетическая компания CNOOC попыталась приобрести американскую фирму Unocal. Последующая политическая буря оказалась настолько серьезной, что CNOOC отказалась от участия в торгах. Аналогичный конфликт возник в 2006 году при попытке приобретения предприятий в шести американских портах компанией Dubai Ports World, в результате компании пришлось продать приобретенную собственность. Комитет по иностранным инвестициям США который по закону обязан рассматривать некоторые сделки по приобретению иностранными владельцами предприятий в США, затягивает и усложняет рассмотрение некоторых дел. Обе палаты 109-го созыва Конгресса приняли постановления об усложнении этой процедуры. В текущем созыве также прошел аналогичный проект.
Протекционистские тенденции
распространяются на большую часть
мира. Раунд переговоров ВТО в
Дохе, центральный момент в либерализации
мировой торговли, задерживается
на годы и, возможно, сорвется. Ключевые
торговые партнеры США все более
негативно относятся к
На первый взгляд, рост протекционистских настроений озадачивает. Экономическая выгода глобализации не вызывает сомнений. По оценке Института международной экономики Питерсона, в США либерализация торговли и инвестиций за последние несколько десятилетий прибавила от 500 миллиардов до триллиона к годовому доходу – от 1650 до 3300 долларов в год для каждого американца. Согласно этому же исследованию, принятие соглашения в Дохе принесло бы еще 500 миллиардов дополнительного дохода в год.
Международная торговля и инвестиции ускорили рост производительности, что является основой для повышения среднего уровня жизни. Показатель увеличения производительности за человеко-час в США, за исключением агропромышленного сектора, удвоился за последние десять лет, с 1.35% с 1977 до 1995 года до 2.7% с 1995 года. В основном этому поспособствовали информационные технологии – одна из наиболее глобализированных отраслей экономики США, которая необходима для расширения международных производственных сетей, связанных торговлей и инвестициями.
В остальном мире глобализация приносит такую же пользу. Китай и Индия добились огромных показателей увеличения производительности, что вывело из нищеты сотни миллионов людей. В основном этим успехом он обязаны участию рыночных сил, в особенности международных игроков, связанных с торговлей и иностранными инвестициями. В китайской промышленности на долю международных многонациональных компаний приходится больше половины экспорта. В Индии две трети продаж IT-сектора составляют индийские и иностранные многонациональные компании.
Увеличение свободы торговли и инвестиций может также способствовать достижению других международно-политических целей. Переговоры в Дохе начались вскоре после событий 11 сентября, поскольку стало очевидным, что общемировая проблема бедности тесно связана с международной нестабильностью и снижением безопасности. Переговоры также были направлены на то, чтобы исправить сложившееся в ходе предыдущих раундов переговоров о международной торговле впечатление, что с бедными народами обошлись несправедливо, отказавшись сделать открытыми именно такие сектора, как, например, аграрный, открытость которых способствовала бы решению проблемы бедности. Соответственно, считается, что успешное принятие соглашения в Дохе положительно скажется на имидже США и продвижении их интересов во всем мире.
Существуют три наиболее распространенных объяснения тому, что протекционизм в США переживает подъем, несмотря на то, что глобализация выгодна как для экономики, так и для безопасности страны. Однако, все они неубедительны. Первое из них заключается в том, что узкий круг секторов промышленности, таких, как агропромышленный сектор и производство одежды, понесли ущерб от увеличения свободы торговли и в ответ предприняли попытки настроить законодателей против либерализации. Но за последние несколько лет причины, заставляющие лоббистов от этих секторов противиться глобализации, не изменились; кроме того, многие другие промышленные сектора извлекли выгоду из либерализации торговли и, соответственно, выступают в ее поддержку. Единственное изменение на сегодняшний день заключается в том, что узкий круг противников глобализации нашел более восприимчивую аудиторию.
Вторая версия состоит в том, что политикам и представителям деловых кругов не удалось должным образом донести до общественности все преимущества свободной торговли и инвестиций. Но на самом деле статистика говорит об обратном: большинство американцев вполне осознают эти преимущества. Даже напротив, общество особенно хорошо понимает некоторые из плюсов глобализации – например, что от нее зависит доступность таких товаров, как игрушки, DVD-плееры и другие.
И, наконец, существует объяснение с точки зрения безопасности: необходимость уравновесить экономические интересы с проблемами национальной безопасности привела к укреплению протекционистской позиции. Это могло бы объяснить политические дебаты по определенным вопросам, таким, как иммиграция. Но в целом беспокойство по поводу национальной безопасности скорее укрепляет, чем ослабляет стремление к дальнейшей либерализации торговли и инвестиций, пока либерализация в такой же мере касается развивающихся стран.
Корни протекционизма
Основная версия гораздо проще: политический курс склоняется в сторону протекционизма, поскольку в обществе растут протекционистские настроения, а общество занимает протекционистскую позицию, потому что доходы граждан не растут или даже сокращаются. Интеграция мировой экономики поспособствовала росту производительности и благополучия в США и большей части мира. Но во многих государствах и, конечно, в США, плоды экономического роста распределены несправедливо – признание этого факта в обществе растет. Люди спрашивают себя: «Глобализация выгодна мне?» , и все больше из них отвечают на этот вопрос отрицательно.
С этой точки зрения рост протекционизма зависит от двух ключевых фактов. Во-первых, существует прочная связь между интересами индивидуальных трудящихся и их взглядами на глобализацию. Во-вторых, за последние несколько лет положение большинства граждан США на рынке труда ухудшилось – и, похоже, глобализация – одна из причин этого ухудшения.
Исследование результатов опросов показало, что мнения о торговле, прямых иностранных инвестициях и иммиграции напрямую зависят от профессиональных навыков и образования респондентов. Мене квалифицированные американские работники, которые составляют большую часть рабочей силы страны, уже давно стоят во главе противников открытых границ. Люди со средним образованием примерно вдвое больше склонны поддерживать протекционизм, чем выпускники колледжей.
Такая разница во взглядах отражает влияние, которое, по мнению менее образованной части общества, либерализация рынка должна оказать на зарплаты. Это также показывает их низкий реальный и относительный доход в течение последних нескольких десятилетий. Сейчас можно утверждать, что неравенство доходов слоев населения с разными уровнями образования увеличивалось с середины до конца 70-х годов, и что большая часть выгоды от роста производительности приходится на наиболее образованную часть населения. Например, с 1966 по 2001 год средняя заработная плата без вычета налогов с учетом инфляции увеличилась всего на 11% - для сравнения, доходы для 90-го процентиля выросли на 58%, а для 99-го – на 121%. Различные силы, включая появление новых технологий, сыграли существенную роль в формировании этих тенденций. Вклад глобализации кажется менее значительным – тем не менее, он есть.
Есть две важные особенности связи между рудовыми навыками и квалификацией и политическими взглядами. Во-первых, эта связь не просто отражает разный уровень понимания преимуществ глобализации. Результаты опросов в данном случае предельно ясны: большинство американцев осознают многочисленные преимущества открытых границ – снижение цен, увеличение ассортимента продукции, рост конкуренции – которые также подчеркивают деятели науки, политики и представители деловых кругов. В то же время, они понимают, что наряду с вышеперечисленными преимуществами открытые границы негативно сказываются на заработной плате.
Во-вторых, как оказалось,
отрасль, в которой работает сотрудник,
не оказывает влияния на его мнение
о глобализации. Это обусловлено
тем, что конкуренция на национальном
рынке труда приводит к распространению
негативного влияния
Протекционистские настроения также обусловлены ухудшением ситуации на рынке труда в течение последних нескольких лет. По традиционным показателям, таким, как уровень безработицы и рост занятости, в последнее время рынок труда США кажется сильным. Сейчас с показателем безработицы 4,5% он близится к 100%-му трудоустройству. Но при ближайшем рассмотрении недостает главного: в течение нескольких лет подряд рост заработных плат для всех, кроме категории населения с наиболее высоким доходом, был очень скромным, что привело к неравномерному распределению доходов.
Из работников семи категорий - тех, кто учился в школе, окончил школу, поступил в колледж, окончил колледж, получил степень магистра, доктора философии, MBA/JD/MD – только последние две категории, т.е. имеющие докторскую или профессиональную ученую степень, начали зарабатывать больше с 2000 по 2005 год. В 2005 году сотрудники этих категорий составляли всего 3,5% трудовых ресурсов, что означает, что 96% трудящихся США относятся к группам, доход которых упал. В отличие от предыдущих десятилетий, с 2000 года даже выпускников колледжей и магистров – 29% трудовых ресурсов по состоянию на 2005 год – коснулось сокращение доходов.
Невероятно неравномерное
распределение доходов